В чем значение социальной политики?
Обычному британскому гражданину вне зависимости от того, как он голосует на выборах, нет необходимости гадать, каковы будут итоги деятельности нового правительства. Если в его семье есть дети школьного возраста или пенсионеры, они пользуются социальными благами. Если он заболевает, медицинская помощь, оказанная ему дома или в клинике, станет зримым достижением социальной политики, как, впрочем, и защита, предоставляемая ему полицией, и строгий контроль над землепользованием, благодаря которому и в центре города остаются «зеленые насаждения». Несмотря на старания Маргарет Тэтчер сократить степень участия правительства, в наши дни средняя семья ежегодно получает от государства два полноценных социальных пособия [73].
Самая дорогостоящая из программ британского правительства — программа социального страхования — является одновременно и самой массовой, поскольку правительство перечисляет деньги более 10 млн пенсионеров и еще многим миллионам инвалидов, безработных, женщинам, получающим пособия по беременности, родам и уходу за ребенком, и неимущим. Кабинет Тэтчер пришел к выводу, что урезать эти выплаты было бы равносильно политическому самоубийству. Кабинет Блэра решил, что объем выплат хотя бы не должен возрастать, и взял на вооружение разработанную президентом Клинтоном программу «От пособия — к зарплате». Второе место в бюджете занимают ассигнования на медицинскую помощь (каждый седьмой фунт стерлингов, затраченных правительством, идет в сферу здравоохранения), а образование, ненамного отставая, стоит на третьем месте. В совокупности социальное страхование, здравоохранение и образование поглощают более 60% всей затратной части бюджета (рис. 8.10).
Остающиеся 40% приходятся на финансирование программ, которые также не могут быть механически сокращены. Расходы на оборону в относительных цифрах за последние годы снизились, что почти не позволяет уменьшить их еще более. Выплаты процентов по правительственным займам, осуществленным для покрытия платежного дефицита, являются тяжким, но неизбежным бременем для бюджета. «Имманентно присущие» государству расходы на полицию и содержание заключенных растут. Ассигнования на жилищное строительство были урезаны, но приоритет отдается природоохранным и восстановительным мероприятиям.
Поскольку в государственном бюджете не бывает «пустых статей», любое правительство, стремящееся сократить расходную часть, должно ужимать существующие программы, а крупная экономия может
Источники прибыли
Другие 9%
|
Налоги, уплачиваемые предприятиями —
Займы — 12%
|
Налог на добавленную
стоимость и другие сборы
с потребителей — 34%
|
Налоги
на социальные пособия — 15%
|
Социальное страхование — 3
|
Жилищное строительство и благоустройство — 3%
Содержание полиции
и общественная безопасность — 5%
Проценты
по займам — 7%
Оборона —
|
Образование — 12%
Рис. 8.10. Доходы и расходы. 1995 г.
быть достигнута лишь за счет таких популярных программ, как развитие здравоохранения, образования, либо за счет пенсионного обеспечения. Это чревато большими политическими осложнениями (табл. 8.5). Когда Маргарет Тэтчер в 1979 г. стала премьер-министром, общество было разделено на три почти равные группы: 1) тех, кто хотел больших ассигнований и был согласен платить большие налоги, 2) тех, кто хотел уменьшения налогов, даже если бы это привело к ухудшению социальной сферы, и 3) тех, кто хотел все оставить как есть. Проведенная Тэтчер кампания по одновременному урезанию налогов и расходов вызвала протест, так что вскоре большинство оказалось за первой группой. Накануне выборов 1997 г. 72% опрошенных предпочитало платить большие налоги, чтобы улучшить положение в социальной сфере.
У правительства имеются три основных источника, благодаря которым население может воспользоваться плодами социальной политики, — законы, деньги и кадры. Разумеется, для реализации большей части политических программ нужно сочетание всех трех источников, однако все они действуют в разных режимах. Меры, направленные на регулирование поведения отдельной личности (женитьба или развод), носят прежде всего юридический характер; социальное страхование, позволяющее миллионам людей получать пособия, зависит в значительнейшей степени от денег, а предоставление таких услуг, как медицинская помощь, — от условий труда [74].
Законы являются прерогативой правительства, поскольку частные предприятия, нанимающие людей на работу и расходующие деньги, не могут принимать обязательные для исполнения законы. Исполнительная власть в лице британского правительства имеет исключительную возможность создавать законопроекты и нормативные акты, которые будут без сколько-нибудь существенных поправок одобрены парламентом. Более того, многие законы дают министрам значительный простор для их административной деятельности, т.е. право поступать в каждом конкретном случае по своему усмотрению. Например, он может потребовать от подрядчика-работодателя, чтобы он оборудовал такое-то помещение «приемлемыми» туалетами, и не входить при этом в подробности, особо оговаривая все спецификации, вплоть до размера и высоты каждого унитаза.
Служащие должны применять законы и предоставлять населению определенные услуги. Приватизация этой сферы привела к сокращению числа чиновников или служащих, но не уменьшила в той же степени количество людей, прямо или косвенно зависящих от бюджетных ассигнований, выделяемых на оплату их работы. Более пятой части трудоспособного населения Британии занято в социальной сфере.
Чтобы адекватно оплачивать свою социальную политику, британское правительство собирает более 35% национального продукта в виде налогов, добиваясь при этом того, что уклонение от уплаты налогов становится делом затруднительным [75]. Налоги на потребление являются важнейшими, принося в казну более трети всей прибыли от налогообложения: основной доход дает налог на добавленную стоимость, составляющий 17,5% и взимаемый почти с каждой продажи. Подоходный налог, который колеблется от 22 (стандартный) до 40% (наивысшая ставка), приносит четверть всех налоговых поступлений. Налоги с социального страхования вычитаются из заработной платы и дополнительно платятся работодателями, что дает шестую часть налоговых поступлений. Остальное складывается из корпоративных налогов на прибыль и займов, призванных покрыть дефицит бюджета. Дополнительный доход дает Национальная лотерея, первый тираж которой был разыгран в 1993 г. Люди больше склонны
Таблица 8.5
Изменение тенденции общественных настроений: уменьшение ассигнований и понижение налогов (%)
| 1979 г.
| 1983 г.
| 1987 г.
| 1992 г.
| 1997 г.
|
Налоги должны быть урезаны,
|
|
|
|
|
|
даже если это4 приведет к сокраще-
|
|
|
|
|
|
нию правительственных программ
|
|
|
|
|
|
здравоохранения, образования
|
|
|
|
|
|
и социального обеспечения
|
|
|
|
|
|
Следует оставить все как есть
|
|
|
|
|
|
Правительственные программы
|
|
|
|
|
|
развития здравоохранения, образо-
|
|
|
|
|
|
вания и социального обеспечения
|
|
|
|
|
|
должны совершенствоваться,
|
|
|
|
|
|
даже если это потребует
|
|
|
|
|
|
повышения налогов
|
|
|
|
|
|
Затруднились с ответом
|
|
| 5 !
|
|
|
испытывать судьбу, чем участвовать во всеобщих выборах* и это обстоятельство приносит в казну государства чуть больше \% от общего дохода.
В отличие от США в Британии нет региональных подоходных налогов, и потому наивысшая ставка подоходного налога у лондонца ниже, чем у среднего жителя Нью-Йорка или Калифорнии, который платит федеральный налог, налог штата и муниципальный налог.
Воспользуйтесь поиском по сайту: