Успехи политического курса и изменения в обществе
⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Состояние, в котором находится общество, отражает плодотворность социальной политики. Только тоталитарный режим считает, что несет ответственность за все происходящее в обществе. В открытом обществе — таком, как Англия, социальные условия становятся результатом взаимодействия социальной политики государства, национальной и международной экономики, некоммерческих организаций гражданского общества и деятельности отдельных личностей или семей, свободных от государственного контроля. Само понятие «государственные программы социального страхования» неточно, ибо, хотя политика государства и оказывает определенное воздействие на степень благоустроенности общества, процветание складывается из усилий правительства, успехов рыночной экономики и не имеющего денежного выражения социального благополучия каждой семьи [76]. Единственная обязанность государства — защита безопасности и порядка от угроз, исходящих как изнутри страны, так и из-за границ Мир стал взаимозависим, и британское правительство не в состоянии лишь собственными силами гарантировать национальную безопасность, и потому оно вступает в международные союзы. Британия была членом-основателем НАТО и «с благословения» ООН направляла свои войска для совместных с частями американской армии действий против агрессоров. Поддержание порядка внутри страны также требует сотрудничества: ярчайший пример этого - Северная Ирландия, где Уайтхолл ведет переговоры не только с законно избранными представителями, но и с руководителями вооруженных военизированных формирований. Обуздание преступности зависит не только от деятельности полиции и судов, но и от предрасположенности человека к нарушению закона. За несколько минувших десятилетий уровень преступности вырос, хотя по-прежнему остается намного ниже, чем в Соединенных Штатах.
И консервативные, и лейбористские правительства считают себя ответственными за состояние экономики. Большая часть предприятий приносит прибыль, потребители могут тратить деньги по своему усмотрению, а заработная плата и цены в основном регулируются рынком. На состояние британской экономики все сильнее влияют процессы, происходящие в экономике других стран Европейского союза и на других континентах. Правительство может воздействовать на экономику, проводя определенный курс налоговой и инвестиционной политики, повышая или снижая процентные ставки, внедряя программы борьбы с безработицей и расширения производства. За каждое послевоенное десятилетие британская экономика значительно прибавляла в темпах развития. Происходящее на протяжении пятидесяти с лишним лет сложение небольшого годового прироста производства приводит к весьма заметному повышению жизненного уровня. С 1945 г. национальный доход в расчете на душу населения утроился. Многое из того, что прежде считалось предметами роскоши (например, автомобиль или собственный дом), стало товаром массового потребления. Все, что в 1945 г. было совершенно неведомо — авиаперелет за границу, цветное телевидение и видеомагнитофоны, ныне считается совершенно обыденным явлением За период с 1986 по 1996 г. имея 2,1 % ежегодного прироста к реальному внутреннему нацинальному продукту, Британия заняла срединное положение среди 15 государств-членов ЕС, лишь на 0,3% отставая от американских темпов роста. Разумеется, бедность существует и в Британии, но степень ее зависит от того, как ее определять. Если в относительных категориях (например, человек получает вполовину меньше средней заработной платы), это согласуется с повышением уровня жизни, выраженным в абсолютных цифрах. За последнее десятилетие абсолютный уровень жизни людей, которых можно охарактеризовать как «находящиеся на черте бедности», имеет такую же тенденцию к повышению, как и у средней семьи; тенденция эта не коснулась лишь 4% населения.
По всем основным показателям социального благополучия уровень жизни нынешнего поколения британцев выше, чем у предшествующего. С 1951 г. детская смертность снизилась больше, чем на четыре пятых. Продолжительность жизни у мужчин и женщин выросла на 12 лет, но разрыв сохраняется — женщины живут в среднем на пять лет дольше. Если коснуться сферы образования, то в послевоенный период возможность получить среднее образование значительно увеличилась благодаря возросшему количеству школ. Количество детей в каждом классе уменьшилось, и более четверти всех юных британцев после окончания школы продолжают образование, как правило, в таких высших учебных заведениях, которых до 1950 г. не существовало вовсе. Жилье стало несравненно более комфортабельным. Две трети семей живут в собственных домах; миллионы домов, выстроенных до 1914 г. и не соответствовавших современным нормам (т.е. не снабженных туалетом или ванной), подверглись сносу. Девять десятых опрошенных заявили, что жилье, которое они сейчас имеют, их удовлетворяет. Результаты социальной политики играют важную роль в повседневной жизни британцев. Каждый из них на протяжении своей жизни получает возможность в полной мере воспользоваться программами здравоохранения и образования. Ни дети, идущие в школу, ни пациенты, обращающиеся к врачу, не считают, что каким-то образом причастны к политике. Тем не менее и те, и другие получают эти «услуги» благодаря программам, которые разработаны и профинансированы правительством. Государственные программы социального обеспечения — бесплатное обучение и медицинская помощь, гарантированная пенсия по старости или пособие по безработице — до такой степени воспринимаются как нечто само собой разумеющееся, что граждане даже не считают их элементом политики и не желают, чтобы после выборов произошли перемены, которые могут радикально воздействовать на социальную сферу.
«Народные чаяния» На протяжении 100 с лишним лет исследователи английского общества сетовали на то, что достижения страны сравнительно с Америкой, многими государствами, входящими в Европейский союз, а также Японией, относительно скромны. Однако обычные британцы сравнивают свою нынешнюю жизнь не с жизнью людей в других стра- нах, а с собственным прошлым, и это сравнение говорит о весьма значительных переменах к лучшему: уровень жизни большинства англичан гораздо выше, чем у их отцов и дедов, ^ем отдаленнее временная перспектива, тем масштабнее улучшение. Хотя другие страны демонстрируют более стремительные темпы экономического роста, британское правительство остается признанным лидером международного сообщества в таких основополагающих политических вопросах, как свобода личности, отсутствие коррупции, административная эффективность, честность. Недовольство упущениями и ошибками правительства возникает лишь при очень завышенном уровне ожиданий. Большинство англичан не ждет от своего правительства очень уж крупных успехов, особенно в сфере управления экономикой, и эти настроения поддерживаются опытом прошлых десятилетий. Как ни парадоксально, правительство, которое сумело обуздать безработицу и обеспечить медленный, но неуклонный экономический рост, порождает не разочарования, а пессимистические ожидания. Вспоминая «революцию обманутых надежд», люди воспринимают каждый отрезок времени, в течение которого экономическое положение не ухудшилось, как отсрочку от получения ожидаемых ими скверных новостей [77]. Англичанам не свойственно возлагать на правительство ответственность за то, что им кажется самым важным в их жизни; они умеют не ставить свои личные обстоятельства в зависимость от социальной политики. Когда во время ежегодных опросов общественного мнения людей спрашивают, будет ли следующий год для них лично лучше или хуже, чем нынешний, в девяти случаях из десяти большинство отвечает, что «все будет в порядке», хотя многие добавляют, что предвидят экономические трудности. Процветание государства — желательный, но не необходимый фактор личного благополучия. Когда британцев просят оценить качество своей жизни, выясняется, что они в большей степени довольны своей семьей, друзьями, домом, работой, и на последнем месте оказываются основные политические институты общества [78].
Удовлетворенно отзываясь о настоящем, люди в то же время признают реальность произошедших изменений. Большинство считает, что они вызваны деятельностью правительства, а основное отличие заключается в том, что одни находят их (перемены) чересчур радикальными, другие — «в самый раз», а третьи — недостаточными (табл. 8.6). Скорость, с которой происходят перемены, признается адекватной практически по всем вопросам — от внедрения современных методов обучения детей до мер, призванных обеспечить равноправие женщин и меньшинств. Единственная сфера, где, по мнению опрошенных, был бы желателен больший прогресс, — это предоставление социальных пособий. «Среднестатистический» британец вероятнее всего признает, что перемены зашли слишком далеко, имея в
Таблица 8.6 Оценки темпа перемен, происходящих в британском обществе (% ответивших)
виду снижение авторитета власти, ослабление военной мощи и обилие секса в СМИ. Лишь по одному вопросу — отношение к лицам, нарушающим закон, — общественное мнение разделилось на две приблизительно равные и противоположные группы.
Тони Блэр сумел воспользоваться тем, что его соотечественники в равной степени привержены и к преемственности, и к переменам. Новая лейбористская партия в своем предвыборном манифесте заявляла, что испытывает гордость за славное прошлое страны и считает необходимым, чтобы правительство активно способствовало благотворным переменам. Я верю в Британию. Это великая страна с великой историей. Британцы — великий народ. Вместе с тем я верю, что Британия может и должна стать лучше. Рекомендуемая литература Barberies, Peter, ed. The Whitehall Reader. Philadelphia: Open University Press, 1996. Butler, D, E., and Geraint Butler. British Political Facts, 1900-1994, 7th ed. London: Macmillan, 1994. Butler, D. E., and Dennis Kavanagh. The British General Election of 1997. Basingstone, England: Macmillan, 1997. Henessey, Peter. Whitehall. London: Fontana, 1990. Jordan, Grant, ed., «Protest Politics: Cause Groups and Campaigns», a special issue of Parliamentary Affairs 51, no. 3 (1998): 309-485. Jowell, /., and D. Oliver, eds. The Changing Constitution, 3rd ed. Oxford, England: Clarendon Press, 1994. Kavanagh, Dennis. Thatcherism and British Politics, 2nd ed. Oxford, England Oxford University Press, 1990. McLean, Jan. The Concise Oxford dictionary of Politics. New York Oxford University Press, 1996. Norris Pippa.Electoral Change Since 1945.Cambridge, MA: Blackwell, 1997. Norris Pippa, and Joni Lovenduski Political Recruitment Gender Race, and Class in the British Parliament. New York: Cambridge University Press, 1995. Norton,Philip.Does Parliament Matter? New York: Harvester Wheatsheaf, 1993. Rhodes, R. A. W., and P. Dunteavy, eds., Prime Minister, Cabinet and Core Executive. New York: St Martin's, 1995. Ridley F. F., and Michael Rush, eds. British Government and Politics since 1945. Oxford, England: Oxford University Press, 1995. Rose, Richard. Do Parties Make a Difference? 2nd ed. Chatham, NJ: Chatham House, 1984. Rose, Richard. Ministers and Ministries Oxford Clarendon Press, 1987. Rose, Richard. Ordinary People in Public Policy: Newbury Park, CA: Sage, 1989 Rose, Richard, and Phillip.L.Davies, Inheritance in Public Policy. Change Without Choice in Britain. New Haven, CT: Yale. University Press, 1994. Saggar, Shamit, ed, 1998. Race and British Electoral Politics London: UCL Press. Social Trends London Stationery Office, annual. Whitaker's Almanack London J Whitaker, annual. Примечания (1997) edited by PippaNorns and Neil Gavin, David Butler and Dennis Kavanagh, The British General Election of 1997 (London: Macmillan, 1997). 3. Richard Rose, «England A Traditionally Modern Political Culture,» in Lucian W. Pye and Sidney Verba, eds., Political Culture and Political Development (Princeton, NJ: Princeton University Press, 1965), pp. 83-129. 4. Jindrich Veverka, «The Growth of Government Expenditure in the United Kingdom since 1870», Scottish Journal of Political Economy 10, No. 2 (1963): 114ff. 5. Dennis Kavanagh and Richard Rose, eds., New Trends in British Politics (Beverly Hills, CA: Sage, 1977), p. 13. 6. Richard Rose, Do Parties Make a Difference? 2nd ed. (Chatham, NJ: Chatham House, 1984). 7. Cf. Andrew Dilnot and Paul Johnson, eds., Election Briefing 1997 (London Institute for Fiscal Studies, Commentary 60, 1997), p. 2. 8. Richard Rose, The Territorial Dimension in Government Understanding the United Kingdom (Chatham, NJ: Chatham House, 1982). 9. Alice Brown, David McCrone, and 10. John Kamplner and David Wighton, «Reeling in Scotland to Bring England in Step», financial limes, April 5, 1997. 11. Ethnic Minorities in Britain (London: Policy Studies Institute, 1997). See also John Solomos, Race and.Racism in Britain, 2nd ed. (Basingstoke, England: Macmillan, 1993); Mohammed Anwar, Race and Politics (London: Tavistock, 1989). 12. NOP. Social and Political Research, a nationwide survey of 1,921 respondents March 17-23, 1995. 13. Gallup. Political and Economic Index, London No. 390 (February 1993) p. 42. 14. Cf. Stephen George, An Awkward Partner Britain in the European Community (Oxford, England: Oxford University Press, 3rd ed., 1998). Martin Holmes, ed., The Eurosceptical Reader (Basingstoke, England: Macmillan, 1997). 15. Timothy Garton Ash, «Britain? Where's Britain?* The Independent (London), June 9, 1994. Dean Acheson, «Britain's Independent Role About Played Out», The Times (London), December 6, 1962. 16. Peter Hennessy, «Raw Politics Decide Procedure in Whitehall*, New Statesman and Nation (London), October 24, 1986, p. 10. Cf. Philip. Nonon, ed., New Directions in British Politics? (Aldershot, England: Edward Elgar, 1992); J. Jowell and D. Oliver, eds., The Changing Constitution 3rd ed. (Oxford, England Clarendon Press, 1994). 17. Cf. Jeremy Waldron, The Law (New York Roudedge, 1990); Richard Hodder-Williams, «Courts of Last Resort», in Hodder-Williams and James Ceaser, eds., Politics in Britain and the United States (Durham, NC: Duke University Press, 1986), pp. 142-72. 18. Rose, Territorial Dimension, pp. 37ff, 86ff. Vernon Bogdanor, The Monarchy and the Constitution (Oxford, England: Clarendon Press, 1995). 19. Winston Churchill, Their finest Hour (London Cassell, 1949), p. 14. 20. Richard Rose, «A Crisis of Confidence in the Party System or in Individual Leaders,» Contemporary Record 9, No 2 (1995): 273-93. 21. Walter Bagehot, The English Constitution (London: World's Classics, 1955), p. 9. 22. Peter Hennessy, Cabinet (Oxford, England Blackwell, 1986). 23. Francis Williams, A Prime Minister Remembers (London Hutchinson, 1961), p. 81. 24. Careers in the Civil Service—An Alternative View (London: First Division Association, 1987), p. 12. Peter Hennessy Whitehall (London: Fontana, 1990); Peter Barbens, ed., The Whitehall Reader (Philadelphia Open University Press, 1996). 25. Cf. Colin Campbell and Graham K. Wilson, The End of Whitehall Death of a Paradigm? (Cambridge, MA: Blackwell, 1995). 26. Eric Varley, quoted in A. Michie and S. Hoggart, The Pact (London: Quartet Books, 1978), p. 13. Richard Rose, «Still the Era of Party Government», Parliamentary Affairs 36, No. 3 (1983): 282-99. 27.Philip.Norton, Does Parliament Matter? (Hemel Hempstead, England: Harvester Wheatsheaf, 1993). 28. Donald Shell and David Beamish eds., The Home of Lords at Work (Oxford, England: Clarendon, 1993). 29. Richard Rose, «Steering the Ship, of State One Tiller but Tuo Pairs of Hands», British Journal of Political Science\7, No. 4 (1987): 409-33. 30. Hugh Heclo and Aaron Wildavsky, The Private Government of Public Money (London: Macrmllan, 1974). 31. R. H. S. Crossman «Introduction to Walter Bagehot», The English Constitution (London: Fontana, 1963 edition), pp. 5 Iff. 32. Rose, «British Government The Job at the Top», p. 43, 33. L. S. Amery, Thoughts on the Constitution (London: Oxford University Press, 1953), p. 21. See also Anthony H. Birch, Representative and Responsible Government (London: George Alien and Unwin, 1964). 34. Samuel H. Beer, Modern British Politics 3rd ed. (London: Faber and Faber, 1982). 35. Alan Marsh, Protest and Political Consciousness (Beverly Hills, CA: Sage, 1977); W. L. Miller, A. M. Timpson and M. Lessnoff, Political Culture in Contemporary Britain (Oxford, England: Clarendon Press, 1996). 36. House of Commons, Hansard (London: Her Majesty's Stationery Office), November 11, 1947, col. 206. 37. Cf. Colin Bennett, «From the Dark to the Light: The Open Government Debate in Britain», Journal of Public Policy 5, No. 2 (1985): 209; italics in the original. 38. «Under the Scott-Light», a special issue of Parliamentary Affairs 50, No. 1 (1997). 39. Kevin Boyle and Tom Hadden, Northern Ireland: The Choice (Harmondsworth, England: Penguin, 1994); B. Hadfield, ed., Northern Ireland Politics and the Constitution (Philadelphia: Open University Press, 1992. 40. Lord Wright, in Liversidge v. Sir John Anderson and Another, 1941, quoted in G. Le May, British Government, 1914-1953 (London: Methuen 1955), p. 332. 41. Richard Rose and lan McAllister, The Loyalties of Voters (Newburv Park, CA: 1990), ch. 3. 42. Pippa Norns and Joni Lovenduski, Political Recruitment: Gender, Race, and Class in the British Parliament (New York: Cambridge University Press, 1995), and contributions in Joni Lovenduski and Pippa Norns eds., «Women in Politics», a special issue of Parliamentary Affairs, 49, No, 1. (1996). 43. Cf. Rose and McAllister, The Loyalties of Voters and PippaNorris and Neil T. Gavin, eds., Britain Votes 1997 (Oxford, England: Oxford University Press, 1997). 44. Rose, Ordinary People in Public Policy, ch. 1. 45. Geraint Parry, George Moyser, and Neil Day, Political Participation and Democracy in Britain (New York: Cambridge University Press, 1992), p. 48ff. 46. Maurice Kogan, The Politics of Education (Harmondsworth, England: Penguin, 1971), p. 135. Richard Rose, «The Political Economy of Cabinet Change», in Frank Vibert, ed., Britain's Constitutional Future (London Institute of Economic Affairs, 1991), pp. 45-72. 47. Fulton Committee, Report, vol. I, pp. 27ff., and Appendix E, especially p. 162. 48. Hugo Young and Anne Sloman, No Minister An Inquiry into the Civil Service (London: BBC Publications, 1982). 49. Anthony Sampson, Anatomy of Britain (London: Hodder and Stoughton, 1962) pp, 222-23. See also Peter Riddell, Honest Opportunism: the Rise of the Career Politician (London: Hamish Hamilton, 1993). 50. Rob Baggott, «The Measurement of Change in Pressure Group|sJ», Talking Politics 5, no. 1 (1992): 18-22. 51. Rob Baggott, Pressure Groups Today (Manchester, England: Manchester University Press, 1995); Martin J. Smith, Pressure, Power and Policy (New York. Harvester Wheatsheaf, 1993). 52. Cf, Wyn Grant, Pressure Groups, Politics and Democracy in Britain (Hemel Hempstead, England: Phillip Allan, 1989), pp. 14-21, and W. A, Maloney, G. Jordan, and A. M. McLaughlin, «Interest Groups and Public Policy: The Insider/Outsider Model Revisited», Journal of Public Policy 14, No. 1 (1994): 17-38. 53. Tony Blair, New Britain: My Vision of a Young Country (London: Fourth Estate, 1996), p. 299. 54. Parliamentary Affairs 50 No. 4 (1997), edited by PippaNorris, Neil Gavin. David Butlen and Donald Stokes, Political Change in Britain, 2nd ed. (London: Macmiljan, 1974). 55. Eric Shaw, The Labour Party Since 1945 (Oxford, England: Blackwell, 1997), Steve Ludlam and Martin J. Smith eds., Contemporary British Conservatism (Basmgstoke, England: Macmillan, 1996). 56. See Patrick Seyd and Paul F. Whiteiey, Labour's Grass Roots: The Politics of Party Membership. (Oxford, England: Clarendon Press, 1992) and Paul Whiteiey, Patrick Seyd, and Jeremy Richardson, True Blues: The Politics of Conservative Party Membership. (Oxford: Clarendon Press, 1994). 57. Gallup. Political and Economic Index, No. 399 (November, 1993), p. 8. 58. Richard Rose, Politics in England, 5th ed. (New York: HarperCollms, 1989), pp. 26Iff. 59. Donald Stokes «Valence Politics», in Dennis Kavanagh ed., Electoral Politics (Oxford, England: Clarendon Press, 1992), 141-64. 60. Denis Van Mechelen and Richard Rose, Patterns of Parliamentary Legislation (Aldershot, England: Gower, 1986), table 5.2, and more generally, Rose, Do Parties Make a Difference? 61. Reginald Maudling, quoted in David Butler and Michael Pinto-Duschmsky, The British General Election of 1970 (London: Macmillan, 1971), p. 62. 62. Rose and Davies, Inheritance in Public Policy, p. 28. 63. Hugh Dalton, Call Back Yesterday (London: Muller, 1953), p. 237. 64. «The Guilt of the Treasury 1000», New Statesman, January 23, 1987. Hugo Young and Anrie Sloman, But Chancellor: An Inquiry into the Treasury (London: BBC Publications, 1984). 65. J. G. Bulpitt, Territory and Power in the United Kingdom (Manchester, England: Manchester University Press, 1983) and, for empirical details, Rose, Ministers and Ministries, ch 3. 66. W. L. Miller, Irrelevant Elections? The Quality of Local Democracy in Britain (Oxford, England: Clarendon Press, 1988), Colin Mellors, «Coalition Strategies: The Case of British Local Government», in V. Bogdanor, ed., Coalition Government in Western Europe (London: Heinemann, 1983), pp. 231-47. 67. John David Wilson and Chris Game, Local Government in the United Kingdom (London: Macmillan, 1994). 68. J. A. G. Griffith, Central Departments and Local Authorities (London: George Alien and Unwin, 1966), p. 542. Cf. Simon Jenkins, Accountable to None: The Tory Nationalization of Britain (Harmondsworth, England: Penguin, 1996). 69. David Butler, Andrew Adonis, and Tony Travers, Failure in British Government The Politics of the Poll Tax (Oxford, England: Oxford University Press, 1994). 70. Peter Saunders and Colin Harris, Privatization and Popular Capitalism (Philadelphia: Open University Press, 1994); Ellen M. Pint, «Nationalization and Privatization: A Rational Choice Perspective on Efficiency*, Journal of Public Policy 10, No. 3 (1990): 267-98, and Richard Rose, «Privatization as a Problem of Satisficing and Dissa-tisficing», American Review of Public Administration 19, No. 2 (1989): 97-118. 71. Cf. Efficiency Unit, Improving Management in Government. The Next Steps (London: HMSO, 1988), David Farnham and Sylvia Horton, eds., Managing: The New Public Services, 2nd ed. (Basingstoke, England: Macmillan, 1996); and Kieran Walsh, Public Services and Market Mechanisms (Basingstoke, England: Macmillan, 1995). 72. Derek Lewis, Hidden Agendas, Politics, Law, and Disorder (London Hamish Hamilton, 1997). 73. Rose, Ordinary People in Public Policy ch. 1. 74. Richard Rose, Understanding Big Government (Beverly Hills, CA: Sage 1984). 75. Richard Rose and Terence Karran, Taxation by Political Inertia (London: George Alien and Unwin, 1987). 76. Richard Rose, «The Dynamics of the Welfare Mix in Britain», in Richard Rose and Rei Shiratori, eds., The Welfare State East and West (New York: Oxford University Press, 1986), pp. 80-106. For up-to-date statistics, see the annual government publication, Social Trends (London: The Stationery Office). 77. Richard Rose, «Misperceiving Public Expenditure — Feelings about 'Cuts'», in Charles H. Levine and Irene Rubin, eds., Fiscal Stress and Public Policy (Beverly Hills, CA: Sage, 1980), p. 228. 78. Rose, Ordinary People on Public Policy pp. 175ff.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|