Институциональная агрегация интересов
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Глава 5 Агрегация интересов и политические партии Агрегация интересов есть деятельность, в ходе которой политические требования индивидов и групп соединяются в партийные программы. Так, при определении программы в области экономической политики часто должны быть сведены вместе и уравновешены мечты фермеров о высоких ценах на зерно, стремление народа платить более низкие налоги, требования защитников окружающей среды относительно качества природного богатства и интересы деловых кругов. Конкретная программа становится политически значимой, когда она подкреплена солидными политическими ресурсами, скажем, прямой электоральной поддержкой, обеспеченностью предвыборными фондами, местами в законодательном органе, ключевыми постами в исполнительной власти, доступом к средствам массовой информации или даже вооруженной силой. Агрегация интересов может осуществляться множеством способов. Если какой-то отдельный индивид, например влиятельный партийный лидер или военный диктатор, контролирует значительные политические ресурсы, его персональная роль в этом процессе может оказаться весьма существенной. Крупные нации обычно развивают более специализированные организации, предназначенные для решения конкретной задачи по агрегации интересов и ресурсов в подкрепление политического курса. Как в демократических, так и в недемократических системах чрезвычайно важную роль в агрегации интересов играют политические партии. Каждая партия (или ее кандидаты) выступает за некий набор политических мер и пытается выстроить коалицию поддержки этой программы, В демократических системах две или более партий соревнуются, стараясь добиться поддержки собственных политических программ.
В авторитарных системах единственная партия или организация иногда пытаются мобилизовать поддержку граждан»в подкрепление своей политики. В обеих системах агрегация интересов может происходить внутри самой политической партии; скажем, партийные лидеры воспринимают требования различных групп — профсоюзов, потребителей, партийных фракций, предпринимательских организаций — и вырабатывают альтернативные политические курсы. В авторитарных системах данный процесс часто имеет завуалированный и подконтрольный характер, и нередко, вместо того чтобы отзываться на интересы общества, правительство мобилизует интересы в свою поддержку. Структурно-функциональный подход придает большое значение и тем обстоятельствам, что политические партии могут выполнять множество других функций и функцию агрегации интересов способны брать на себя разные структуры. Партии нередко осуществляют политическую социализацию, формируя в ходе организации мнений по политическим сюжетам политическую культуру, и стараются добиться поддержки своих идеологий, проблемных позиций и кандидатов. Партии вовлечены в политическое рекрутирование, мобилизуя избирателей и осуществляя отбор потенциальных должностных лиц. Они артикулируют собственные интересы и передают требования других. Правящие партии участвуют также в выработке государственного политического курса и даже в контроле за его воплощением и принятием официальных решений. Характерная и определяющая задача политической партии — мобилизация поддержки в пользу политических курсов и кандидатов — непосредственно связана с агрегацией интересов. Именно в этом и заключается предназначение политических партий. В данной главе мы сравним роль партий в агрегации интересов с ролью других структур.
Личностная агрегация интересов Одним из способов примирения политических интересов в управленческих процессах выступают личные связи. Практически повсеместной политической практикой является создание отношений патрон/клиент, т.е. структуры, в рамках которой ведущее должностное лицо, влиятельная фигура или группа обеспечивают своих сторонников некими благами в обмен на их лояльность. Подобный принцип был определяющим при феодализме. Король и его лорды, лорд и его рыцари, рыцарь и его крепостные и арендаторы — все были связаны узами личной зависимости и преданности. Аналогичным образом на патронаже и преданности строились американские политические машины Босса Твида в Нью-Йорке или сэра Ричарда Дейли в Чикаго. Подобные отношения не ограничиваются исключительно патронажем. Любой президент Соединенных Штатов имеет круг собственных доверенных лиц, «мозговой трест» или «кухонный кабинет», члены которого связаны со своим шефом идеологическими либо политическими пристрастиями, равно как и заинтересованностью в месте службы и во власти. Отношения патрон/клиент настолько обычны в политике, что кажутся чем-то вроде клетки в биологии или атома в физике — первичной структурой всякой политической жизни, формой человеческих взаимодействий, из которых складываются более широкие и сложные политические структуры. Исследователи политической жизни всех стран сообщают о таких отношениях. Начало современной патрон/клиентской теории было положено в ходе изучения азиатской политики, где описанная структура пронизывает политические процессы таких стран, как Филиппины, Индонезия, Таиланд, Япония и Индия [ 11. Стоило приступить к обсуждению подобных отношений в качестве компонента политических процессов, как параллели были найдены в Европе, Латинской Америке и большинстве других регионов мира. Политические процессы в королевстве Саудовская Аравия и в султанате Бруней во многом соответствуют патрон/клиентской модели. Отношения патрон/клиент включают в себя рекрутирование на политические должности, агрегацию интересов, выработку политического курса и его воплощение. Агрегация интересов преимущественно через патрон/клиентские связи влияет на стиль политического процесса. Как правило, это означает статичную политическую систему. В такой системе бывает трудно мобилизовывать политические ресурсы в поддержку единой политики социальных изменений или реагировать на кризисы, поскольку осуществление любого действия зависит от постоянно меняющихся соглашений между множеством фракционных лидеров (патронов).
Институциональная агрегация интересов В современных обществах по мере осознания гражданами более широких коллективных интересов и обретения ресурсов и навыков борьбы за их осуществление возникает тенденция к регулированию и ограничению личностных сетей, а также к включению их в более широкие организации. Как видно из табл. 5.1, активная опора на патрон/клиентские отношения в качестве средства агрегации интересов присуща в основном менее развитым экономически странам. Организации, обладающие мощными ресурсами, легко могут перейти трудноуловимую разграничительную черту между артикуляцией и агрегацией интересов. Хотя сфера деятельности групп сотрудничества часто сводится лишь к выражению требований и поддержке кого-то из политических претендентов, например политических партий, иногда они располагают достаточными ресурсами, чтобы самим выступить в качестве таких претендентов. Так, политическая власть рабочих союзов внутри Лейбористской партии Великобритании истори-158 Таблица 5.1
*. Масштаб агрегации интересов оценивается только как низкий, средний и высокий. Оценки имеют обобщенный характер и могут варьироваться в зависимости от времени и проблемного поля.
чески опиралась на их способность вырабатывать последовательную точку зрения по поводу политического курса и.мобилизовывать голоса своих членов (которые формально были представлены в партии) в поддержку этой позиции. В некоторых политических системах функцию агрегации политических интересов выполняют другие институциональные структуры. Например, во многих демократических странах вне обычных законодательных каналов существуют органы принятия государственных решений, наделенные полномочиями определять национальную политику в конкретных областях. Как было показано в главе 4, система демократического корпоративизма способна эффективно агрегировать в экономические программы интересы как рабочих, так и предпринимательских групп. Такого рода установления включают в себя непрерывный политический торг между организованным трудом, официальными представителями интересов деловых кругов, политическими партиями и государственной бюрократией. Подобные корпоративистские механизмы связывают между собой организации, которые в других политических системах играют весьма несхожие, часто антагонистические роли. Институциональные группы типа бюрократических или военных клик также в состоянии играть важную роль в агрегации интересов. И действительно, в большинстве обществ бюрократия выступает в качестве агрегатора интересов. Будучи учреждена в первую очередь для реализации политических мер, определенных органами верховной власти, она может вести переговоры с различными группами в целях выявления их предпочтений или мобилизации их поддержки. Случается даже, что группы интересов «захватывают» правительственные учреждения и используют их для «продвижения» своих требований. Мечта бюрократов о расширении своих организаций за счет обнаружения новых проблем и политических задач, равно как и повышение их способности решать проблемы в сфере свой компетенции, нередко толкает их на создание сетей клиентарной поддержки.
Военные организации, учитывая их особый контроль над физической силой, обладают громадными потенциальными возможностями в сфере агрегации интересов. В ситуации, когда легитимность правительства оказывается разрушенной и все группы чувствуют себя вправе использовать принуждение и насилие для определения политического курса, объединенные военные обычно играют решающую роль, Согласно одним подсчетам, около двух пятых существующих в мире государств в то или иное время сталкивались с попытками военного переворота, и примерно в одной трети стран такие перевороты добились по крайней мере частичного успеха с точки зрения смены лидеров или политического курса. Однако лишь менее чем в половине подобных случаев в центре внимания находились общеполитические проблемы и политический курс страны. Большинство переворотов были, по-видимому, мотивированы недовольством и опасениями военных, что гражданские власти станут игнорировать их профессиональные интересы [2].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|