Состязательные партийные системы и агрегация интересов
Во многих современных политических системах главными структурами, обеспечивающими агрегацию интересов, выступают партии. Однако мы должны учитывать принципиальное различие между состязательными партийными системами, которые пытаются прежде всего выстроить электоральную поддержку, и неконкурентными авторитарными партийными системами, которые стремятся управлять обществом. Это различие не связано ни с тем, насколько они приближены к электоральной победе, ни даже с числом партий. Оно зависит от способности политических партий свободно образовываться и конкурировать в борьбе за поддержку граждан, а также от того, является ли получение такой поддержки необходимым условием контроля над Правительством. Другими словами, партия может завоевать брдыцин-sotbo голосов в каком-то районе или даже выиграть общенациональные выборы, но, несмотря на это, по-прежнему останется состяза-Тельной. Если в число ее задач входит победа на выборах в качестве Самозначимой цели либо средства, позволяющего определять политический курс, электоральное превосходство этой партии может быть оспорено другими партиями. Короче говоря, ее организация и задачи Направлены на то, чтобы выяснять желания избирателей, приобретать преданных сторонников и представлять эти интересы в политическом процессе. Анализируя роль состязательных партий в агрегации интересов, следует принимать во внимание не только отдельную партию, но и структуру взаимодействующих между собой партий, электоратов, избирательных законов и органов, вырабатывающих политический курс. Как правило, в состязательной партийной системе агрегация интересов происходит на нескольких уровнях: в рамках отдельных партий, поскольку партия отбирает кандидатов и выдвигает предложения относительно политического курса; через электоральную конкуренцию, Ибо объемы поддержки избирателями различных партий варьируются; через торг и коалиционное строительство в законодательном органе или в исполнительной власти.
Первым делом отдельные партии определяют свои позиции относительно политического курса. Как правило, партии считают, что их § подходы пользуются поддержкой больших или сплоченных групп из-§ бирателей. В системах, где действуют только две партии, каждой из них важно получить большинство, поэтому для завоевания большей части голосов часто бывает стратегически необходимо «целиться» в I центр электората [3]. В системах со многими политическими партиями, где шансы любой группы на завоевание большинства не очень i велики, разумнее бывает заняться поиском отчетливой и сплоченной I электоральной базы. Позиции партии в отношении политического курса могут отражать устойчивые связи между партией и особыми группами, такими, как рабочие союзы, предпринимательские ассоциации или религиозные и этнические группы. Исторически сложившаяся приверженность неким проблемам и идеологические традиции также § играют определенную роль [4]. | Вырабатывая свои позиции относительно политического курса, ^ 161 11 7377 ВСТАВКА 5.1 Закон Дюверже Закон Дюверже — один из самых известных в политической науке феноменов. Он отражает тенденцию, в соответствии с которой электоральное правило простого большинства в одномандат-ном округе обычно ведет к возникновению в законодательном органе двухпартийной системы, тогда как электоральные системы с пропорциональным представительством порождают многопартийность. При выборах по одномандатным округам представительство в законодательном органе более мелких партий, получающих меньшинство голосов во многих округах, крайне невелико или вообще отсутствует. Это лишает политических деятелей стимулов к созданию малых партий, а те малые партии, которые все-таки участвуют в электоральной конкуренции, оказываются в зна<-чительной мере недопредставленными. Например, во время выборов 1997 г. в Великобритании за Либерально-демократическую партию проголосовали 17% избирателей, однако она получила только 7% мест в парламенте (см. главу 8). ;
Великобритании и во многих государствах,,,кргда-то испытавших британское влияние (таких, как Индия, Ямайка и Канада), электораль-н1ые правила, действующие при выборах законодательного органа, |еля± щрйу на множество избирательна О1£|5уШ1, й^шшсй* ШЩге тот кандидат, которы и набрал тш большие тйэш электорального правила простого больпганстйа в одно мандатном округе часто употребляют формулировку «побеждает перши», п!оза-имствованную из жаргона скачек, ибо для победы требуется ййшь финишировать впереди других, а не завоевать большую часть голосов. Подобная система кажется американцам само собой разумеющейся и естественной, однако Фна редко используется в Демократиях Европы или Латинской Америки. В отличие от системы одномандатных округов, большинства демократий применяют ту или иную форму пропорционального предста вительства. В такого рода системах страна делится на несколько крупных избирательных округов (или составляет единый общенациойаль-ный округ). Конкурирующие партии предлагают не отдельных кандидатов, а списки. Число представителей партий в законодательном органе зависит от общей доли полученных этой партией голосов. Если вся страна объединена в один избирательный округ, как в Нидерландах и Израиле, партии, набравшей 5% голосов, присуждается 5% мест в национальном законодательном органе. Процедуры, используемые партиями при определении своих по-§иций относительно политического курса, значительно варьируются I зависимости от страны и конкретной партии. В Соединенных Штатах Общенациональные партийные съезды, которые проводятся в преддверии каждых президентских выборов, формализуют политические позиции партии как через выработку партийных платформ, так и (что, •озможно, еще важнее) посредством отбора кандидатов, приверженных определенному политическому курсу. В других странах партийные съезды созываются более регулярно, централизованные партийные Организации публикуют партийные программы и партии готовят манифесты к каждым национальным выборам 16]. Но какой бы ни была система, окончательная позиция партии обычно представляет собой «коктейль» из стратегических приемов ведения предвыборной кампании и совокупности существующих внутри партии интересов.
"Затем партии предлагают отобранных ими кандидатов и свои политические курсы избирателям. Они не только представляют кандидатов, но и пытаются создать им известность и мобилизовать электоральную поддержку посредством митингов, телевизионной рекламы, поквартирного обхода избирателей и ен<тматических усилий, направленных на то, чтобы выявить сочувствующих и обеспечить их участие в голосовании. Акт голосования отдельного гражданина — одна из са-mj^ Щ^ташс и наиболее часто со-Йерраемых форм политического ^йствия. Гражданин заходит в кабину для голосования и выражает Свою поддержку политическому рндидату, партии или.предложению относительно политического курса*, выборы относятся к числу тех немногих демократических приемов, которые позволяют выражать разног образные интересы посредством Опускания бюллетеней, и через агрегацию этих голосов нация может принять коллективное решение, касающееся ее будущих лидеров и государственного курса.
На рис. 5.1 показаны уровни Электоральной явки в ряде государств В 1990-е годы [7]. В Великобритании, Германии и Соединенных Штатах, так же как и во многих других демократиях мира, большинство граждан имеют право участвовать в голосовании и могут выбирать между конкурирующими партиями и кандидатами. В Западной Европе обычно голосуют по меньшей мере три четверти граждан, в Соединенных Штатах во время президентских выборов на избирательные участки отправляется около половины электората и еще меньше число тех, кто участвует в региональных и местных выборах. Несмотря на простоту процедуры, голосование может иметь серьезные последствия. Сдвиги в гражданской поддержке способны привести к власти новые коалиции, приверженные новым политическим курсам. Таким образом, роль, которую играют граждане в отборе элит, позволяет им влиять на агрегацию интересов и выработку политического курса. Однако в некоторых странах выборы выполняют другие функции. Они используются для легитимации правительства (даже если их результаты предопределены заранее) или для определения его состава (даже когда из участия в электоральном процессе исключены многие граждане). Так, например, практически все коммунистические государства Восточной Европы обращались ic той или иной форме выборов для легитимации своих правительств. По официальным сообщениям, явка в этих государствах регулярно превышала 98% электората. В то же самое время результаты выборов обеспечивались правительством заранее. До 1990 г. в Советском Союзе избирателям приходилось голосовать лишь за одного кандидата, который во всех случаях назна- ВСТАВКА 5.2 Электоральный сюрприз Выборы нередко могут показать, что представления политических лидеров о предпочтениях народа мало соответствуют реальному положению вещей. После революции Хомейни в 1979 г. в Иране правила консервативная религиозная верхушка со своими политическими союзниками. Режим отбросил гражданские свободы и проводил политику репрессий в ряде областей, претендуя при этом на легитимацию своих действий народом. В 1997 г. иранцы отправились на избирательные участки, чтобы выбрать президента. В борьбе за этот пост участвовали консервативный спикер парламента и уме* ренный кандидат Сейед Мохаммад Хатами, в чей успех мало кто верил. Ко всеобщему изумлению умеренный кандидат завоевал 69% голосов. Хатами пытается расширить объем свобод, которыми пользуются иранцы, однако могущественные консервативные и религиозные силы Ирана сдерживают его усилия.
чался коммунистической партией. В некоторых других коммунистических государствах избиратели могли поддержать правительственный список кандидатов или партий, но партии договаривались о распре-Делении мест еще до того, как голоса были подсчитаны. Уже сам по себе высокий уровень электорального участия в этих странах отражал давление на народ со стороны правительства, с тем чтобы тот выразил свою символическую поддержку режиму. Выборы и голосование в подобных системах, как и сегодня в Китае, играли определенную роль в социализации и формировании установок граждан, но не имели практически никакого отношения к артикуляции или агрегации интересов. Политологи установили, что в основе электорального выбора лежит совокупность мотиваций [8]. Многие граждане оценивают прошлую политику правительства или партийные обещания относительно будущего политического курса; проблемно-ориентированное голосование позволяет народу выразить его политические предпочтения. Другие индивиды воспринимают выборы как простой референдум по вопросу о действиях правительства, голосуя против «этих мошенников» в худые времена и переизбирая их — в добрые. В иных ситуациях исход выборов может определить харизма сильного лидера или некомпетентность слабого. Но во всех случаях выборы агрегируют эти разнотипные соображения для принятия коллективного решения о ёоставе правительства. На рис, 5.2 представлен компаративный «моментальный снимок» агрегаций интересов партиями и избирателями в ряде демократических стран. В нем использован прием лево-правого шкалирования, позволяющий в сжатой форме суммировать проблемы, которые кажутся Избирателям наиболее важными. Индивидам предлагается шкала цифр, где «1» определена как «левый» (или либеральный в Соединенных Штатах), а «10» — как «правый» (или консервативный в США). Затем их просят расположить на этой шкале партии и самих себя. Рисунок показывает, в какой точке право-левой, шкалы поместили себя избиратели каждой партии. Высота столбца над шкалой фиксирует процент избирателей, голосовавших за данную партию. Рйе. 5.2 иллюстрирует ряд интересных моделей партийно-электоральной агрегации. Во-первых, мы можем увидеть, что в странах, расположенных в верхней части рисунка, особенно в Соединенных Штатах, большинство избирателей оказывают поддержку лишь незначительному числу партий. Более того, сторонники партий локализуются довольно близко к центру континуума, куда помещает себя основная часть избирателей. Лево-правый «интервал» между сторонниками партий •есьма мал. Демократы находятся несколько левее, а республиканцы — правее, однако в среднем они расположены недалеко друг от друга. Если бы распределение избирателей было отображено на ри-сунке полностью, а не только в среднем, мы бы увидели множество
Соединенные Штаты
Америки 1998
Великобритания 1997
Германия 1998
Франция 1997 Япония 1993 Рис. 5.2. Расположение партий на лево-правой шкале и электоральная поддержка, полученная ими на выборах. Источник: Расположение партий на лево-правой шкале основано на результатах опроса страновых экспертов в 1993 г., приведенных в: John Huber and Ronald Inglehart, «Expert Interpretations of Party Space and Party Locations in 42 Societies», Party Politics, 1995, № 1. Высота столбца обозначает процент голосов, полученных партией на последних по времени выборах (год выборов указан слева). перекрещиваний в саморасположении избирателей, поддерживающих различные партии. Таким образом, агрегация предполагает концентрацию политических ресурсов вокруг «центристской» политики обеих партий. В странах, размещенных в нижней части рисунка, поддержку избирателей получает множество партий. Во Франции, например, левые избиратели делят свои симпатии между коммунистической и социалистической партиями, а также между рядом других более мелких левых партий. Правые голоса расколоты между голлистской Республиканской партией и более умеренным Союзом за французскую демократию. Кроме того, имеется крайне правая партия, Национальный фронт, а также множество малых центристских партий. Дисперсная агрегация партийно-электоральной системы означает, что в законодательном органе может быть представлена более широкая палитра идеологических интересов. Между двумя этими крайностями оказываются случаи Великобритании, Германии и Японии. По форме распределения поддержки избирателей Великобритания больше походит на Соединенные Штаты, однако две ведущие партии расположены там значительно дальше друг от друга и между ними находится партия либерал-демократов. Крупнейшими партиями Германии являются СДПГ слева и ХДС/ХСС справа, кроме того, имеется маленькая центристская партия свободных демократов, а на левом фланге — экологически ориентированная Партия «зеленых» и преобразованная коммунистическая партия (ПДС). Япония олицетворяет собой еще один тип модели. На правом фланге там действует единственная крупная партия — Либерально-демократическая, которая на протяжении всего послевоенного периода доминирует в электоральной политике, несколько более мелких (и постоянно реформирующихся) партий находятся в центре, и в левой части политического спектра — социалистическая и коммунистическая партии. Если состязательная партия завоевывает контроль над законодательной и исполнительной властью, она получает возможность проводить свой политический курс и претворять его в жизнь. Иногда приобретение такого контроля вытекает непосредственно из электорального процесса, поскольку большинство голосов получает одна партия. Во многих странах избирательное законодательство построено так, чтобы помогать крупнейшей партии собирать необходимое для прихода к власти число голосов. Если соответствующих искажений достаточно много, партия, набравшая менее 50% голосов, может получить более 50% мест в законодательном органе. Подобное «искусственное» парламентское большинство является нормой в странах типа Великобритании, где действует система «побеждает первый» [9]. Например, в 1980-х и 1990-х годах ни одно парламентское большинство, завоеванное как британскими лейбористами, так и консер-наторами, не основывалось на поддержке большинства избирателей (см. часть III). В 1983 и 1987 гг. консервативная партия Маргарет Тэтчер «случила абсолютное большинство мест в парламенте, имея в своем активе поддержку лишь около 42% избирателей. Обладая практически тем же самым уровнем поддержки на выборах 1997 г., Тони Блэр и его Лейбористская партия выиграли почти 2/3 парламентских мандатов. На всех этих выборах более мелким партиям, пользующимся поддержкой четверти электората, досталась лишь горстка мест в законодательном органе. В других странах участие в электоральной конкуренции множества партий препятствует созданию однопартийного большинства, однако сформированные до выборов партийные коалиции способны открыть перед избирателями возможность прямого выбора будущих правительств. В ходе выборов группы партий могут поощрять свой электорат к поддержке других входящих в эту группу партий, договариваться о выдвижении кандидатов в разных округах, с тем чтобы максимизировать свои совокупные голоса, или о совместном правлении в случае завоевания большинства мест в законодательном органе. Правительства, образованные на основе предвыборных коалиций, сходны с правительствами большинства, поскольку дают избирателям четкие мишени, если те решат вознаградить или наказать входящих в правительство должностных лиц. Таким образом, избиратели обладают возможностью выбирать направление правительственного курса через партийную и электоральную агрегацию, Подобная агрегация политических предпочтений посредством выборов имеет важное значение, поскольку, обретя контроль над правительством, партии обычно выполняют свои предвыборные обещания [10]. Так, британские партии гордятся тем, что, находясь у власти, реализуют обещанное. Когда в европейских странах приходят к власти социалистические или социал-демократические правительства, они обычно расширяют государственный сектор и интенсивность осуществляемых в его рамках программ, а консервативные партии, как правило, сдерживают их рост. Республиканцы и демократы в Соединенных Штатах также довольно надежны с точки зрения соблюдения собственных обещаний. Однако партиям, которые в течение длительного времени были отстранены от участия в правительстве, или тем, которые выдвинули радикальные программы, часто бывает трудно, придя, наконец, к власти, осуществить свои проекты — свидетельством тому может служить, например, неспособность Маргарет Тэтчер воплотить в жизнь ряд наиболее консервативных положений программы ее партии. Если в ходе выборов не образуется партия (или предвыборная коалиция) большинства, новое правительство формируется в результате последующих переговоров между политическими партиями и их лидерами. Подобная модель формирования правительства характерна для многих партийных систем, в частности для тех, которые действуют в Италии и Испании, Поскольку в таких странах выборы не определяют состав правительства, агрегация интересов происходит там не на электоральном, а на правительственном уровне в ходе переговоров о создании коалиций. Агрегация интересов на правительственном, в противовес электоральному, уровне имеет как издержки, так и преимущества. С одной стороны, если государственный политический курс определяют коалиции, сформированные на уровне элит, избиратели, сознавая, что выборы прямо не устанавливают состав правительства, могут почувствовать разочарование и утратить веру в собственные силы. Кроме того, агрегация интересов на уровне политических элит означает, что новые элитные коалиции могут строиться на разных проблемных основаниях. Данное обстоятельство способно сбить с толку избирателей (и даже информированных наблюдателей). В ситуации, когда происходят постоянные подвижки во власти и в ней задействован широкий круг акторов, людям сложно приписать кому-то ответственность за государственный курс. Таким образом, подобная система понижает значимость голосования как инструмента определения состава будущих правительств или наказания партий, несущих ответственность за нежелательный политический курс [11]. С другой стороны, агрегация интересов на правительственном уровне может означать, что избиратели всех, а не только победивших на выборах партий представлены в процессе выработки правительственного курса. Такое представительство бывает особенно важным для интересов меньшинств. Все граждане в каких-то вопросах придерживаются позиций, которые не разделяются большинством, а некоторые оказываются в меньшинстве по многим вопросам. Если правила выборов и репрезентации справедливы, возможность представителей меньшинств влиять на политический курс между выборами служит важным инструментом защиты их интересов. Наконец, поддержкой большинства, как правило, пользуются далеко не все составляющие политического курса даже тех немногих правительств, которые были избраны большинством голосов. Поэтому гибкая модель агрегации интересов на уровне законодательного органа при условии справедливого представительства может принести пользу нации в целом. Торг между надлежащим образом представленными группами способен даже усилить вероятность отражения в политическом курсе позиций различного рода меньшинств по разным вопросам. Система агрегации интересов в рамках правительства в состоянии повысить роль выборов как механизма репрезентации, хотя их значение в качестве инструмента, обеспечивающего подотчетность, может сократиться [12].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|