Собрание сочинений 1 страница
Стр 1 из 18Следующая ⇒ Игорь Петраков СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ ТОМ 10 Основы сюжетосложения в романе Вл. Набокова Омск 2019 ИП 2019-12-11 В десятый том моего неувядающего собрания сочинений вошла незащищенная кандидатская диссертация, посвященная творчеству выдающегося русского писателя Владимира Набокова. Омский государственный педагогический университет На правах рукописи Петраков Игорь Александрович Основы сюжетосложения в романе Вл. Набокова Специальность: 10. 01. 01 – русская литература. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук
Научный руководитель к. фил. наук, проф.
СОДЕРЖАНИЕ Введение Сюжет литературного произведения О «конфликтности» в сюжете Об «идейности» сюжета Сюжет и «мотив» Сюжет и событие Сюжет и образ Особенности сюжета в романе Исследования сюжета романа Вл. Набокова Сюжет романа Вл. Набокова и традиция русской литературы 1. Ситуация 1. 1 сюжетная ситуация архаичного ритуала 1. 1. 1. вальс, 1. 1. 2. дуэль, 1. 1. 3. пир, 1. 1. 4. публичная казнь, 1. 2. сюжетная ситуация обманного представления 1. 2. 1. " театр кукол", 1. 2. 2. " кинематограф-ловушка", 1. 3. сюжетные ситуации концепта страны 1. 3. 1. Зоорландия 1. 3. 2. В стране тирана 1. 4. сюжетная ситуация концепта города 1. 4. 1. В немецком городе 2. Действие 2. 1 Особенности развития действия в романе В. Набокова 2. 2. вглядывание 2. 3. сочинение, творчество 2. 4. бегство, 2. 5. возвращение в свою страну, 2. 6. развитие действия в романе «Соглядатай»
3. Событие 3. 1 знакомство с героиней ( экспозиция ), 3. 2. романтическое свидание, 3. 2. воскрешение образа героини, 3. 3. объяснение в любви ( кульминация ), 3. 4. счастье.
ВВЕДЕНИЕ " Творчество В. В. Набокова изучено весьма подробно" - утверждают авторы исследований романа писателя ( Ю. Богатикова, 3 ) Известны сотни исследовательских работ, посвященных анализу и интерпретации произведений В. В. Набокова. Однако при всем этом разнообразии практически не затронуты возможности рассмотрения романа Владимира Набокова в рамках сюжетной составляющей романного действия. В настоящем исследовании поставлены цели и задачи, призванные если не восполнить этот пробел, то хотя бы привлечь внимание к этой неотъемлемой части романа Владимира Набокова. Кроме того, отметим, что современное состояние сюжетологии нуждается в подобном исследовании. Роман Владимира Набокова – а в большинстве работ современных исследователей творчества В. Набокова внимание сосредоточено именно на романе - дает большие возможности для развития наших представлений о сюжете. Предметом исследования является сюжет романа Вл. Набокова Объект исследования составляют основы сюжетосложения и сюжетопостроения в романе Вл. Набокова, а также вопросы его соотнесенности с традицией русского романа. В рамках исследования вопроса о соотнесенности сюжета романа Вл. Набокова с традицией отечественной литературы рассматриваются произведения А. С. Пушкина, Н. Гоголя, И. С. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова ( «предшественников» ) и «современников» писателя – среди которых И. Бунин, Ал. Блок, А. Ахматова, Л. Андреев, А. Аверченко, И. Ильф, Е. Петров, Е. Шварц. При исследовании романа Вл. Набокова поставлена цель - рассмотреть его в категориях сюжета, сюжетного мотива, образа[1], осветить его содержательную сторону.
При исследовании сюжета романа Вл. Набокова мы определим - что представляет собой сюжет романа как литературного произведения; - что представляют собой концепты пространства и времени как категории сюжета романа; - в чем особенность развития действия, какие сюжетные мотивы выделяются в романе; - каким образом можно охарактеризовать с помощью мотивных комплексов отдельные произведения Вл. Набокова. Также целью исследования можно назвать выделение важных для романа Вл. Набокова и традиционных для русской литературы сюжетных мотивов, рассмотрение их композиционной и стилистической значимости в романе Вл. Набокова. Большинство исследований, в том числе современных, касающихся романа писателя, разноплановы, изолированы друг от друга - как тематически, так и методологически. Задача исследователя романа Набокова сейчас - выделить основную проблематику, позволившую бы осмыслить результаты этих разноплановых исследований. В свете этого целью настоящего исследования является предложить путь, который мог бы объединить ряд наблюдений и методик предшествующих авторов. Выделение основ сюжета метаромана В. Набокова, на наш взгляд, может стать таким путем. Цель определила основные задачи работы: а ) в контексте развития действия в романе рассмотреть образы героев, характеристики пространства, времени в произведениях Вл. Набокова и то, как с их помощью организуется сюжет литературного произведения, б ) выделить важные для развития действия в романе Вл. Набокова художественные мотивы, а также рассмотреть отношения между второстепенными персонажами и героями, в ) исследовать участие в сюжетосложении элементов стиля в романе писателя. Для каждой из частей исследования поставлены задачи: - ситуация Выделить группы сюжетных ситуаций в романе В. Набокова. Выделить важные для правильного понимания выделенных сюжетных ситуации художественные концепты. Указать особенности речевой характеристики, поведения второстепеннных персонажей. Объяснить соотнесенность их со статическими мотивами в романе. - действие Определить, каков статус героя и особенности развития действия героя в романе Вл. Набокова, представить героя романа Вл. Набокова как продолжателя традиции русской литературы и оригинальное явление в русскои литературе.
- событие Представить характеристику каждой из составляющих событийного ряда в романе Вл. Набокова. Определить качественные отличия уровня события и уровня действия. Подчеркнуть значимость образа героини для развития действия на уровне события. Особенностью исследования является изучение сюжетной оригинальности произведений писателя, особенностей сюжетосложения на всех уровнях повествования, рассмотрение как статических сюжетных мотивов романа. Материалом исследования послужила русская проза Набокова ( рассказы и романы ), а также авторский русский перевод англоязычного романа " Лолита" ( роман «Лолита» оказался фактически единственным текстом, переведенным на русский язык самим автором[2] («Память, говори! » и «Другие берега» являются, по общепризнанному мнению исследователей, двумя разными художественными произведениями) ). Это объясняется тем, что, по словам И. Е. Карпович, " рассказы писателя тесно связаны с его романами, часто являясь либо предварительным наброском, либо дополнением к роману" ( Карпович, 3 ). И. Толстой называет рассказы Набокова отпочкованиями при работе над романами, " их внутреннее напряжение, масштаб человека, сила авторской речи - те же, что и в романах. Его рассказы - это отдельно сброшюрованные страницы Большого Лирического романа, над которым Набоков работал пятнадцать довоенных лет" ( Карпович, 4 ). Л. Геллер устанавливает связь между отдельными произведениями Набокова и высказывает мнение - " шаг от рассказа " Облако, озеро, башня" до " ПнК" и до " BS" - это шаг в антиутопию" ( Карпович, 6 ). Рассказы Набокова, по мнению Б. Бойда, - рассказы о романтической любви. Это " романные рассказы" ( Норман, с. 40 ), которые часто сосредотачиваются на обнаружении любви или, тайны, и также на и з б е г а н и и трагедии. По словам Дж. Врайеса, Набоков писал рассказ " Весна в Фиальте" при работе над " Даром", и Бойд даже считает этот рассказ отпрыском романа. По мнению М. Цетлина, в рассказах В. Набоков только " делает опыты", экспериментирует ( Ким Ен, 3 ). По словам Ким Ена, свои рассказы В. Набоков воспринимал как «миниатюрное подобие романа» ( Ким, 5 ). Так, «Весну в Фиальте» он назвал «физически тонкой книжкой, а биологически уменьшенным романом» ( там же ). По словам Ким Ена, в современном набоковедении преобладает взгляд на рассказы Набокова «как на лабораторную мастерскую, в которой испытывались тематические, сюжетные ходы будущих романов. Разумеется, рассказы писателя тесно связаны с его романами и часто являются либо предварительными набросками, либо дополнениями к романам. Эту особенность отмечал и сам Набоков: «Рассказ - маленький спутник, вращающийся вокруг романа» ( Ким, 4 )[3]
В статье " Вдохновение» Набоков заметил, то рассказ может представлять собой " прекрасно вычерченный роман в миниатюре" ( Набоков о Н., 620 ). Как единое целое рассматривал прозу В. Набокова П. Тамми. При необходимости речь идет о стихотворениях Вл. Набокова[4] и драматических произведениях писателя. Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, списка использованной литературы и приложения. При исследовании сюжета мы прежде всего принимаем во внимание известную обособленность и уникальность художественного мира " странного писателя" ( М. Кантор, - любопытно, что значительная часть критиков и исследователей воспринимает Набокова как единственное в своем роде " оригинальнейшее явление", поэта - изобретателя ( И. Багратиони ), " великого писателя, вундеркинда, инфанта, ученого, открывшего свою империю" ( А. Битов ) ). Также среди особенностей исследования следует отметить то, что сюжетные мотивы произведений писателя рассматриваются в сопоставлении с традицией русской классической литературы;
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Актуальность исследования. Исследования сюжета литературного произведения, не только сюжета романа, но и русской лирики с девяностых годов редки. В качестве таковых можно привести, напр., " Своеобразие сюжета и композиции в романе Б. Пастернака " Доктор Живаго" Ким-Юн Ран, " Сюжет, деталь и способы символизации в лирическом цикле М. Цветаевой " Лебединый стан" " Т. Б. Кирюниной, " Лингвистическое моделирование сюжета: На материале цикла рассказов И. Бунина " Темные аллеи" " М. Мельник. Однако еще Ю. Лотман, объясняя происхождение сюжета, утверждал, что именно сюжетные произведения представляют собой " одно из нуждающихся в объяснении явлении человеческой цивилизации". " В теории литературы до сих пор отсутствует стройный, основанный на единой фундаментальной концепции (постулате) понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы четко структурировать такие понятия, как фабула, сюжет и композиция, установить их место и характер взаимодействия в структурном каркасе художественного произведения" - говорит А. Барков. " Литературное просвещение достигло той широты применения, при которой неразвитость сюжетологии могла бы существенно умалить всю его эффективность" - замечают Л. Левитан и Л. Цилевич. Сюжет литературного произведения зачастую в современных исследованиях воспринимается как вымышленное, вторичное ( в отличие от " реальности" ), " умозрительное" явление. Творчество Владимира Набокова достаточно подробно исследовано. Однако при рассмотрении исследователями важнейших мотивов набоковского романа мало внимания уделялось его сюжетной составляющей ( сам же Набоков в своих " Лекциях" уделял внимание сюжету рассматриваемых произведений - и " выяснял, как подогнаны одна к другой его детали, как соотносятся части его структуры" ( Св. Чекалова, 99 )[5] ). Вероятно, среди прочего, и по этой причине " писатель - одна из ключевых фигур русской эмиграции - во многом остается «тайной», «загадкой»" ( Г. Романова, 7 ). Кроме того, в большинстве случаев исследования были посвящены отдельным произведениям Вл. Набокова, без рассмотрения их сюжетов в пределах всего творческого наследия писателя.
метод Для настоящего исследования характерна большая степень субъективности, думается, это тот случай, когда стиль научного исследования " сам похож на стиль художественного произведения" ( И. Юхнова, 2008, 5 ), а исследование является возможностью представления личного восприятия художественного произведения, рассмотрения основ сюжета романа, его " пристального чтения" (И. Анненский)[6], - чтения, прочтения, вчитывания, внимательного чтения, трактовки[7]. Сюжет и стиль романа рассматриваются в двух отношениях: как продолжение литературной традиции и как проявление авторского дара. Но и в том, и в другом случае речь идет прежде всего о прочтении художественного произведения и традиционном литературоведческом методе, учитывающем различные аспекты изучения сюжета, позволяющем осуществить анализ сюжета конкретного литературного произведения. Больше всего такую сторону исследования литературного произведения осознали критики произведений Вл. Набокова ( см. Основы исследования сюжета ). По мнению Г. Р. Романовой, творчество Набокова нужно анализировать как единую, целостную художественную систему ( Г. Романова, 11 ) и избегать, по возможности, навязывания набоковским произведениям произвольных и необязательных ассоциаций— " главного «методологического» принципа текстового анализа, используемого, вслед за А. Аппелем, большинством западных, а затем и российских «набоковедов» ( Набоков о Н., 658 ). Речь идет о литературоведческом анализе, представленном в диссертациях о прозе В. Набокова Н. Е. Назаровой, Н. А. Панфиловой, О. Н. Ивановой, О. Ю. Авдевниной. В статьях, монографиях, диссертационных исследованиях о романе Набокова и в восьмидесятые – девяностые года прошлого века применялся, как правило, традиционный литературоведческий подход ( напр., у Анастасьева, Мулярчика, Липовецкого, Сараскиной, Долинина )[8]. Для исследования сюжета литературного произведения был использован необходимый, по мнению Л. Цилевича, целостный аналитический разбор, раскрытие содержательного смысла произведения[9], напр., путем анализа его повествовательного уровня. Сюжет при этом был рассмотрен как результат творческого процесса, как созданный и живущии по законам художественного творения[10]. В третьей части исследования представлен метод так называемой " лингвистической классификации", который используется для выделения слов, принадлежащих той или другой части речи. Научная новизна исследования заключается в следующем: 1. Впервые проводится комплексный анализ сюжетных мотивов романа В. Набокова на уровнях сюжетной ситуации, действия и события. 2. Сюжет романа В. Набокова описан в контексте традиционных литературоведческих представлений о сюжете романа. 3. Описание особенностей сюжета осуществлено с ориентацией на базовые писательские установки, определяющие индивидуально-авторский стиль В. Набокова. В исследовании выявлены не только уровни развития действия и особенности организации сюжета в романе Вл. Набокова, но и характеристики отдельных сюжетных ситуаций, их пространства и времени, системы персонажей, их участие в развитии действия,.
структура Настоящее исследование состоит из вводной части, основной части и выводов. Во введении охарактеризован предмет, поставлены цель и задачи исследования, описываются методы исследования, его научная новизна и практическая ценность, а также актуальность, приводится список основных положений исследования. В основной части содержатся наблюдения и подробное рассмотрение важных для поэтики писателя статических ( ситуации и второстепенные персонажи ) сюжетных мотивов произведении. В заключении подводятся итоги исследования в целом и делаются выводы об особенностях развития романного действия в произведениях Владимира Набокова.
Практика Материалы исследования могут быть использованы при подготовке историко-литературных курсов ( как русской, так и зарубежной литературы, спецкурсу по литературе русского зарубежья) и теоретических курсов (теория автора), при проведении практических занятий по изучению творчества Вл. Набокова
апробация Результаты исследования были представлены на региональном симпозиуме, региональной научной конференции 2002 и 2003 года, на второй международной конференции «Русская филология: язык – литература – культура» ( г. Омск, 2004 ), на всероссийской научной конференции «Русская литература в культурном пространстве» ( ТомГПУ, 2006 ). Кроме того, опубликованы несколько статей по вопросам представленного исследования. Основные положения диссертации отражены в публикациях: I. Научные статьи, опубликованные в ведущих периодических изданиях, рекомендованных ВАК: 1. II. Научные статьи, опубликованные в вузовских сборниках: 1. Игорь Петраков. Пушкинские мотивы в прозе Владимира Набокова / сборник " Национальный гений и пути русской культуры". Омск, 1999. – Т. 1. – с. 151 – 155. 2. Игорь Петраков. Провинциальный город как метатекст русской литературы / сборник " Национальный гений и пути русской культуры". Омск, 2000. – Т. 2 - с. 191 - 194. 3. Игорь Петраков. " Зеркало для Родиона Романовича". К образу набоковского героя / сборник " Гуманитарные исследования". Омск, 2000. №5 - С. 56 - 59. 4. Игорь Петраков. " Возвращение Чорба", рассказ Владимира Набокова / сборник " Преемственность". - 2005. №8. III. Научные статьи, опубликованные на сайте автора 1. Игорь Петраков. Роман Владимира Набокова " Приглашение на казнь" - критерии действительности / [ Электронный ресурс ] – режим доступа: http: //petrak-igor. narod. ru/Buza_14/VN_A. txt 2. Игорь Петраков. Основы сюжетосложения в прозе Владимира Набокова / [ Электронный ресурс ] – режим доступа: http: //petrak-igor. narod. ru/Buza_10/VN. doc 3. Игорь Петраков. Владимир Набоков: творческая биография / [ Электронный ресурс ] – режим доступа: http: //petrak-igor. narod. ru/Buza_4/2_09_Biog. doc
Обозначения, принятые в тексте исследования: ПнК - " Приглашение на казнь", BS - Bend Sinister, напр. – например, ХК - художественный концепт PaP - Poems and Problems, ВФ - Весна в Фиальте, " АИ" - " Адмиралтейская игла", SM - Speak, Memory, ЕО - Евгений Онегин, т. з. - точка зрения, КДВ - Король, дама, валет, кн. – книга.
Сюжет литературного произведения
Прежде всего, что представляет собой литературное произведение? Литературное произведение - результат художественного творчества ( Гиршман М. М. Литературное произведение ), " произведение, принадлежащее к художественной литературе, с признаками мастерства — в отличие от других произведений письменности" ( Н. Д. Тамарченко, - однако, в то же время признававший, что удовлетворительное определение литературного произведения в науке не присутствует ). Кроме того, для литературного произведения характерна завершенность замысла автора ( Роднянская И. Б. ). Б. Томашевский называл художественным произведением только поэтическое произведение ( Б. Томашевский, Теория литературы, поэтика, 1925 ). Для В. Шкловского несомненно единство литературного произведения как единство художественного построения. Писатель первым " наносит этот мир на карту", он всегда опережает общественную идеологию, философию ( об этом говорил И. Бродский в нобелевской лекции ). В произведениях талантливого писателя очевидно необыкновенное возвышение на сочинениями его современников - и прежде всего выделяются сюжет и стиль. Сюжет - событийная сторона художественного произведения. По мнению А. Ревякина, сюжет является событийным аспектом художественного произведения, его составляют вся совокупность действующих лиц, лирических отступлений. Еще одна черта, которую выделяли исследователи - жизненность сюжета подлинного литературного произведения, его правдоподобие. По мнению Ю. Лотмана, сюжет представляет собой средство осмысления жизни - " выделение событий - единиц сюжета - и наделение их особым смыслом, с одной стороны, а также определение временнои причинно-следственной упорядоченностью, с другой, составляют сущность сюжета" ( Ю. Лотман, 1992, т. 1, с. 242 ). По мнению Поспелова, сюжет – последовательность событий[11] и действий, событийная цепь в произведении. Веселовский называл сюжет художественно построенным распределением событий. Сюжет как действие произведения в его полноте ( по мнению Г. Левингтона, сюжет - только событийный уровень литературного произведения, по мнению П. А. Флоренского, композиция ( и сюжет ) " равнодушны к смыслу художественного произведения и имеют дело лишь с внешними изобразительными средствами" ), цепь изображенных движений рассматривал Томашевский. Сюжет - как движение, состояние, переживание, запечатленное в смене интонаций – Юхнова ( " Лекции по русской литературе" ). Также под сюжетом И. Г. Франк-Каменецкий «понимает представление, переоформленное в рассказ при помощи привнесения элемента действия или движения", " сюжеты — подвижные сочетания былых смыслов" ( О. Фрейденберг, " Поэтика сюжета и жанра" ), сюжет " движется" ( В. Шкловский, который говорил, что " существует смысловое движение стихотворного произведения" )[12] При этом элементами сюжета называли экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию и развязку, а также предысторию, последующую историю, пролог, эпилог. М. Гаспаров выделял в статье " Сюжетосложение греческой трагедии" такие составляющие композиции литературного произведения как экспозиция, нагнетание, патос ( " страсть" ). Л. Пинский выделял так называемые " восходящие" ( завязка и развитие действия ) и " нисходящие" ( кульминация и развязка ) части сюжета. По словам Н. Травушкина, сюжет непременно должен состоять из пяти последовательно расположенных элементов ( представление о сюжете, восходящее к Аристотелю ). При этом, по мнению исследователя, подобные элементы сюжета уже тем самым не самостоятельны, а являются неким " отражением" определенного философского представления. Итак, сюжет литературного произведения рассматривался, таким образом, как последовательное воплощение той или другой философской концепции. Однако, как утверждают П. Михайлов и Б. Михайловскии, не всякое сюжетное произведение обладает завязкой, развязкой, экспозицией, эти моменты могут отсутствовать или быть мало выраженными. По мнению Э. Паунд ( " Джойс и Пекюше" ), роман мог состоять из темы, контр- темы, развития, репризы и финала. Сюжет описывает действия - героев и персонажей. " Деиствие литературного произведения совершается на определенном поле, - пишет В. Шкловский, - Сюжеты соответствуют гамбитам, которыми пользуются игроки. Задачи и перипетии соответствуют роли ходов противника ( соперника )", " сюжет основан на сравнении важности деиствия, то есть деиствия выстраиваются в ряд по возрастающеи важности, так что последнее оказывается самым важным" ( В. Шкловский, 1970, 196 ).
О «конфликтности» в сюжете
По мнению П. Михайлова и Б. Михайловского, сюжет составляют поступки персонажей и события. Как события П. Михайлов и Б. Михайловский рассматривают " конфликты" - " грандиозные" и повседневные. По мнению В. Агеносова, для того, чтобы сюжет литературного произведения мог развиваться, необходим конфликт ( В. Агеносов, 2007, 208 ), напр., " между шахматами и жизнью" - в романе " Защита Лужина". Ищет конфликтность в романе В. Набокова и Леона Токер. По словам Л. Токер, " было бы чрезмерным упрощением говорить, что основной конфликт " Защиты Лужина" - между искусством и жизнью" (Leona Toker )[13]. Также Л. Токер находит конфликт и в «ПнК». О конфликтности сюжета рассказа " Королек" говорит А. Мулярчик в монографии " Русская проза Владимира Набокова". О конфликте англоязычного романа Набокова «Подлинная жизнь Себастьяна Найта» и его соотношении " по конфликту" с русскими романами пишет М. Толстая. О " конфликтности" сюжета романа " Машенька" пишет В. Ю. Лебедева - " Герой находится в конфликте с неприглядной реальностью, и рассматриваемый мотив начинает звучать с первых страниц, реализуясь в описаниях интерьера пансиона" ( 79 ). В критике прошлого века также нередко утверждалось, что в основе развития всякого сюжета находится " конфликт" или " коллизия" ( борьба персонажей, обусловленная будто бы противоречием их идейных убеждений ). Обнаружение неких противоречий - " конфликтов" называли предназначением сюжета. По мнению Т. Китаниной, " сюжеты строятся именно на столкновении". Такой " конфликт" якобы мог развиваться и приводить автора к тем или другим поворотам сюжета[14] ( конфликт, по словам Белинского, представлял собои " столкновение и сшибку противоположно направленных друг против друга идей, которые проявлялись как страсть" ( цит. по М. Поляков, " Теория драмы. Поэтика" ) ). Гегель представлял суть сюжета романа как " конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений", противоречие между субъективностью и " рассудочным, упорядоченным собственными силами миром" ( цит. по Г. Косиков, 1994 ). О некоей " конфликтности" сюжета говорил и М. Горький, согласно которому сюжет составляли «противоречия, симпатии и вообще ваимоотношения людей, истории роста и организации того или иного характера». По мнению ряда исследователей, любой сюжет основан на коллизии, то есть на таком " конфликте", противоречии, которое якобы объясняет все поступки названных в литературном произведении персонажей ( " борьбу лиц" ). О сюжете как о конфликте писал В. Шкловский - " Дело в том, что сюжет – прежде всего – это найденное противоречие". По его словам, такое противоречие якобы поставлено " самой жизнью". По мнению Ю. М. Лотмана, конфликт является типичным для сюжета, напр., Достоевский, " задавал сюжетному развитию инерцию детективного романа, которая затем вступала в конфликт с конструкцией.. философской прозы". В качестве доказательства " конфликтности" сюжета Л. Левитан и Цилевич приводят следующую фразу: " А поскольку --движущая сила всякого процесса -- противоречие, присущее данному явлению как --единству противоположностей--, постольку основой сюжета и является конфликт". Заметим, что здесь очевидно вовлечение подлинного сюжета литературного произведения в определенный идеологический, философский контекст. К этому же ряду могут быть отнесены постулаты: «Сюжет - всегда конфликтен", " конфликтность сюжета -обязательно- связана с его завершенностью". По словам Л. Цилевича, завершенность сюжета и целостность художественного мира литературного произведения обезпечивается благодаря в ы д е л е н н ы м элементам сюжета, обладающим " наибольшей определенностью, выявленностью" - завязке и развязке. На первый план выдвигается функциональное значение названных элементов, соответствующее определенным стадиям " конфликта". Кульминации также якобы " присуще противоречие", она выявляет " моменты напряжения". О конфликте, его незначительности для развития сюжета писал В. Набоков: " Конфликт идей, замещающий конфликт страстей, ничего не меняет в основной структуре" ( Набоков о Н., 459 ), " .. идея конфликта стремится придать жизни логику, которой та не обладает. Трагедии, основанные исключительно на логике конфликта, настолько же неверны по отношению к жизни, насколько идея всепроникающей классовой борьбы неверна по отношению к истории. Большая часть глубочайших человеческих трагедий, вовсе не следуя мраморным правилам трагического конфликта, вздымается на штормовом гребне случая" ( Набоков о Н., 461 ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|