Собрание сочинений 9 страница
По словам Н. А. Чернявской, рассматривавшей концептосферу лирики Набокова, " художественный концепт как единица авторского сознания, вербализованная в тексте, аккумулирует универсальный и личный опыт писателя, его мировидение и систему ценностей, является основным элементом смысла и имеет эстетическую значимость" ( с. 87 ). По словам Беспаловой, ХК- «единица сознания поэта или писателя, которая получает свою репрезентацию в художественном произведении или совокупности произведении и выражает индивидуально-авюрское осмысление сущности предметов или явлении»[65]. Заметим, что в романе Набокова " ментальность" концепта, вопреки традиции, - авторская, индивидуальная, субъективная ( М. Р. Проскуряков ), принадлежащая именно индивидуальному ( но не коллективному ) сознанию. Для настоящего исследования важны до сих пор недостаточно изученные концепты страны и города в романе писателя[66]. Для того, чтобы рассмотреть сюжетные ситуации названных концептов подробнее, напомним основные структурообразующие функции пространства и времени как категорий концепта страны и сюжета в романе. В характеристике сюжета, опубликованном " Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия", встречаются такие строки: " сюжет - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого". По словам Ю. Лотмана, пространство и время в произведении не исчерпывается описанием пейзажа, - " с понятием художественного пространства тесно связано понятие сюжета". Так, пространство представляется исследователю как язык моделирования " мотивов". Кроме того, не случайно " хронотопом" называли сочетание художественного времени и пространства с ю ж е т н о г о п р о и с х о ж д е н и я ( Э. Бальбуров, 2001 )[67].
Л. Цилевич предлагает рассматривать сюжет в аспекте пространственно-временных отношений, ссылаясь на теорию М. Бахтина. По мнению М. Бахтина, в литературном произведении " слились" в осмысленном виде как пространственные, так и временные координаты, - пространство и время в литературном произведении обладают " сюжетным значением", то есть являются местом действия или частью событий сюжета. При этом время якобы " сгущается" ( обычное для Бахтина сравнение ), становится зримым, и пространство " втягивается в движение времени, сюжета, истории". М. Бахтин опубликовал несколько работ о теории романа ( " Слово в романе", " Формы времени и хронотопа в романе", " Роман воспитания.. ", " Из предыстории романного слова", " Эпос и роман" ), важным аспектом которых, по мнению исследователей, была теория пространства - времени. Невзирая на то, что М. Бахтин часто хотел определить время с помощью характеристик определенного вещества ( так, в случае с временем " греческого романа" оно было названо " густым и душистым, как мед", в случае с временем провинциального города - липким и тягучим ( и это также вызывает ассоциации с медом или подобным веществом ) ), он писал о " времени - пространстве" как о категории " формально-содержательной", литературной ( как существенной взаимосвязи временных и пространственных отношении, художественно освоенных в литературе ). " В литературно-художественном хронотопе имеет место слияние пространственных и временных примет, - утверждал М. Бахтин, - время здесь сгущается, пространство же втягивается в движение времени, сюжета" ( М. Бахтин, 1986, 235 ). По словам В. Вернадского, не существовало сюжетов наблюдения, которые не происходили бы " одновременно" в пространстве и времени. " Еще Д. Локк сделал вывод о том, что распространенность и продолжительность взаимно обнимают и охватывают друг друга, - говорит Н. Э. Фаликова, - о времени как о координате пространства писали Фехнер и Минковский". В сочинениях Канта указано на связь времени и пространства в субъективном представлении, больше того - названные категории заявлены как изначальные условия всех явлений наблюдения. " В литературе пространство и время соединяются в движении сюжета", - вывод, который представляется важным для понимания самого сюжета. Однако при этом в сюжете литературного произведения время и пространство не тождественны[68].
По словам Е. В. Агуреевой, пространство - одна из значимых категорий, участвующих в формировании художественной картины мира ( с. 11 ). По мнению Е. С. Даниловой развитие сюжета в романе В. Набокова осуществляется на " предметном" уровне читательского восприятия, где происходит.. воссоздание персонажей и предметов внутри хронотопа произведения. В библейскои традиции время не подвергается сомнению, но пространство может быть изменено[69]. Так же в романе Вл. Набокова " Приглашение.. ", в котором город и " камера", где находился герой, буквально разбираются по частям, в рассказе " Королек", где декорации города выдвигаются и задвигаются. В финале романа " ПнК" от статуи остаются только ноги до бедер, окруженные розами, и " странно облупилась" стена дома Марфиньки, - " .. двухмерный, намалеванный мир Цинцинната рушился, и по упавшим декорациям «Цинциннат пошел, — говорит Сирин, — среди пыли, и падших вещей, и трепетавших полотен, направляясь в ту сторону, где, судя по голосам, стояли существа, подобные ему».. тут, конечно, представлено возвращение художника" ( В. Ходасевич, О Сирине ) ). Прежде чем представить здесь наблюдения об особенностях описания нахождения героя в немецком городе и чужой стране в романе Набокова, отметим, что в исследованиях пространства в русской литературе были выделены важные противопоставления, характеризующие образы и мотивы сакрального и периферийного. Так, говоря о времени - пространстве, образ которого представлен в художественном произведении, Цилевич противопоставляет образ пустого и безполезно протекающего времени и пространства, " не заполненного предметами" образу времени - пространства, " несущего человеку радость и счастье" ( Л. Цилевич, 1970, 140 ). Как замечает Л. Цилевич, образ пространства - времени в художественном произведении складывается из ряда художественных деталей. В частности, в произведениях А. Чехова исследователем были выделены следующие значимые противопоставления:
пустынное - обжитое, тусклое, пыльное - живое и яркое, темное - светлое, тесное - просторное, безцветное - разноцветное, зима - весна, лето. На подобные противопоставления при характеристике сакрального и периферийного пространства указывал и Ю. М. Лотман, называя их моделями " мирового устройства" и находя их в лирике Ф. Тютчева - низ - верх, близко - далеко неподвижное - движение, рабство - свобода, природа - мысль ( культура ), отсутствие творчества - творчество, отсутствие гармонии - гармония, и в стихотворении М. Ю. Лермонтова " Молитва" - земля - Бог мгновенность - вечность, тьма - свет ( общее противопоставление для Л. Цилевича и Ю. М. Лотмана, кроме того, Лотман пишет о " семантической оппозиции" " тьма - свет" у Пастернака; исследовательница творчества Вл. Набокова Ирина Пуля называла борьбу света и тьмы основным сюжетом произведений писателя ), отступление от блага - благо, мир - поэт. Составители энциклопедии " Мифы народов мира" при характеристике моделей мироздания называют такие частные случаи противопоставления сакрального и профанического: низ - верх, земля - небо, левый - правый, запад - восток, зима, осень - весна, лето О том, что периферийное и сакральное пространство формируют как бы два разных плана сюжета, писал Марк Липовецкий ( " Русский постмодерн" ). Итак, речь идет о ситуации в контексте противопоставления сакрального и периферийного пространства. Рассмотрим мотивы названного противопоставления и их воплощение в сюжетных ситуациях романа Владимира Набокова.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|