Правительства и естественное состояние
Стр 1 из 19Следующая ⇒ Что такое политика? Некоторые люди обожают политику. Они способны получать такое же удовольствие от политических событий, подобных президентским выборам, как от спортивных состязаний (скажем, от первенства |в волейболу или от финальных игр Национальной футбольной лиги). |йть люди, которые увлечены политикой, поскольку их беспокоят йальные проблемы и то, как они скажутся на их окружении и на вем человечестве. Но есть и такие, кто ненавидит политику либо по-рму, что она натравливает друг на друга индивидов и группы людей, ибо потому, что она предполагает злоупотребление властью, мошенничество, махинации, вероломство и насилие. Наконец, есть и такие, то безразличен к политике, кому, возможно, она кажется скучной, оскольку практически никак не связана с теми вещами, которые вляются для них наиболее значимыми. Каждый из этих подходов включает в себя некое зерно (а то и больше) истины о политике. Действительно, в реакции большинства из нас на политику в той или иной»ре присутствуют все эти чувства, а их соотношение меняется в за-нсимости от времени и событий. У политики много ликов, и она ожет быть силой как добра, так и зла. Однако ядро политики — это режде всего люди, которые принимают важные решения относи-ытьно себя и других. Настоящая книга посвящена сравнительному исследованию по-литики. Чтобы делать политические сравнения, мы должны иметь пред-ставление о том, что понимается под политикой и что означает изучать ее в сравнительном плане. Обсуждению первого вопроса посвящена данная глава, второй — будет рассмотрен в главе 2. Предмет политики составляют человеческие решения, а политическая-наука
это изучение таких решений. Но не все из них являются политическими, и многие общественные науки занимаются решениями, которые не представляют сколько-нибудь значимого интереса для политологов. Например, возьмем ситуацию (скажем, день), когда вы со своим другом идете на какое-то мероприятие вроде концерта или футбольного матча. В вашем распоряжении есть определенная сумма денег. Вы можете истратить эти деньги на билеты (выбрав самые лучшие места), можете купить на них еду и напитки либо приберечь их на будущее. Экономистов может заинтересовать, какое решение относительно расходования денег вы приняли, а возможно, и то, каким образом вы со своим другом пришли к совместному решению по поводу того, как распорядиться имеющейся суммой. Психологи могут пожелать узнать, почему вы пошли именно с этим своим другом, а не с кем-либо еще, или же выяснить, от кого исходила идея такого похода. Политологи вряд ли захотят заниматься любым из лих вопросов, разве что мероприятие, которое вы посетили, переросло н беспорядки (и с футбольными матчами, и с концертами это иногда случается) или же этот поход каким-то неожиданным образом изменил ваши политические взгляды (на футбольном матче и концерте такое тоже может произойти, хотя, наверное, вы не будете отдавать себе в этом отчет).
Главное здесь заключается в том, что не каждый выбор или решение является политическим. Конкретно говоря, к политическим относятся лишь публичные и властные решении. Сказать, что политика занимается публичными решениями, ршшоишчно тому, чтобы ска-; зать: политика по своей сути социальна. Она всегда затрагивает множество людей, и ее следствия сказываются на многих. Не бывает политических отшельников, которые бы сами с собой играли в политику. Политические решения всегда принимаются в рамках некой общности, которую можно назвать политической системой. Позднее мы рассмотрим это понятие более подробно.
Однако не все социальные решения бывают публичными. То, что происходит внутри семьи, в кругу друзей или в добровольных объединениях, по большей части относится к частной сфере. Действия в этой сфере имеют добровольный, не регламентированный характер, они не связывают никого за пределами соответствующей группы. В подавляющем большинстве обществ решения о том, с кем идти на концерт и какую пищу покупать, являются частными. Когда большинство людей индифферентны к политике, это во многом связано с тем, что они гораздо больше дорожат частной сферой, куда входит их семейная жизнь, дружеские связи, вероисповедание и природа, нежели интересуются областью публичного. Общества весьма сильно различаются между собой с точки зрения соотношения частного и публичного. В тоталитарных обществах публичная область крайне широка, а частная жизнь весьма ограниченна. В других обществах сфера частной жизни может почти полностью вытеснить сферу публичной. Ситуацию еще больше усложняет тот факт, что границы между этими сферами все время смещаются. Несколько десятков лет тому назад Сексуальная жизнь президентов США или членов английской королевской семьи считалась частным делом, которое не должно обсуждаться прилюдно и уж тем более политиками. В последние годы положение, похоже, изменилось, хотя в других странах традиционные нормы сохранились. Следует сказать, что в истории Англии были периоды, когда определенные религиозные верования считались пре-вргупными. Люди, которые их придерживались, могли быть казнены, впрочем, как это и произошло с Томасом Мором при Генрихе VIII. В наши дни в большинстве стран с развитой демократией, хотя и не | ВО всем мире, религиозные убеждения рассматриваются как личное дело человека. Вместе с тем во всех современных обществах проводится определенная грань между делами частными и публичными. И хотя то, что происходит в сфере частной жизни, может влиять на политику, последняя должна непосредственно заниматься только теми решениями, которые относятся к области публичного. Кроме того, для политики характерно проявление власти. Власть означает формальное могущество, которым наделены индивиды или Группы, с тем чтобы их решения выполнялись и уважались. Иными словами, предполагается, что интересующие нас решения будут обязательными (принудительными) для тех индивидов и групп, к которым они относятся. В некоторых случаях для проведения этих решений я жизнь может использоваться сила (принуждение). Те, кто обладает Щойитической властью, как правило, имеют доступ к силовым и де-нежным ресурсам, позволяющим им обеспечивать реализацию своих решений. Такие ресурсы называются средствами принуждения. Власть не обязательно должна опираться на принуждение, но в политике часто именно так и происходит. В наше время в наиболее развитых в демократическом отношении странах возможности оказания давления со стороны религиозных властей, скажем, Папы Римского, весьма незначительны. Религиозные лидеры могут только убеждать и лишь крайне редко принуждать своих последователей. В свою очередь налоговые органы, такие, как Налоговое управление США, обычно в состоянии не только увещевать, но и заставлять.
.Таким образом, говоря о политике, мы подразумеваем формы деятельности, связанные с контролем за принятием публичных решений, относительно данного народа и на данной территории, где этот контроль может быть подкреплен властными и принудительными средствами. Политика отсылает нас к процессам и конфликтам, касающимся использования такого рода средств, к решению вопроса о том, кто и в каких целях станет их применять. Правительства и естественное состояние Власть и принудительный контроль обычно осуществляются правительствами. Правительства — это организации индивидов, которые уполномочены законом принимать обязательные решения от имени определенного сообщества. Таким образом, правительства обладают полномочиями власти и принуждения. Правительства занимаются многими вещами. Они ведут войну и поддерживают мир, развивают или ограничивают международную торговлю, открывают границы для научного и культурного обмена или, напротив, закрывают их, облагают население своих стран высокими или низкими налогами и используют для их сбора разные механизмы, ассигнуют средства на образование, здравоохранение и социальное обеспечение или предоставляют делать это кому-то другому.
Правительства способны принимать разнообразные формы и могут варьироваться по степени активности и охвата. В XIX столетии в большинстве западных стран объем полномочий правительств был весьма ограничен. Там действовала модель государства—ночного сторожа, при которой функции правительства сводились к принятию основных законов, к поддержанию порядка, обороне и защите имущественных прав — вот, пожалуй, и нее (хотя и образование постепенно начинало входить в компетенцию правительства). Политическое развитие XX в. привело к появлению государств всеобщего благоденствия, имеющих программы социального страхования, здравоохранения, общедоступного образования и т.п. Первые преобразования в этом направлении стали проводиться в Германии в 1880-е годы. Реагируя на быструю индустриализацию и урбанизацию страны, правительство канцлера Отто фон Бисмарка выступило инициатором программы социальных гарантий, предполагавшей введение пособий по безработице, страхование на случай аварии и болезни, пенсий по старости. Бисмарк обратился к подобным мерам не только потому, что заботился о положении немецких рабочих, но и потому, что хотел приостановить рост влиятельной Социалистической партии Германии. Вскоре к аналогичной политике прибегли и правительства многих других стран. С тех пор масштабы и стоимость таких программ государства всеобщего благоденствия во много раз выросли, особенно за период между «великой депрессией» 1930-х годов и в 1970-е годы, а набор мер, проводимых в рамках государства всеобщего благосостояния, варьируется от страны к стране. Социальные программы в Соединенных Штатах делают упор на равенство возможностей, достигаемое через систему общедоступного образования. В противовес этому многие страны Западной Европы гораздо больше внимания уделяют социальному обеспечению и здравоохранению, чем образованию. Как только в большинстве промышленных демократий расходы на социальные программы выросли до такой степени, что начали со- ставлять от трети до половины их национального продукта, возникли проблемы. В некоторых странах реакцией на реет стоимости жизни и кажущуюся неэффективность государства всеобщего благоденствия стало стремление предотвратить дальнейшее расширение социальных программ и даже свернуть некоторые из уже существующих. Предпринимались попытки ограничить государственные расходы и одновременно снизить стоимость рабочей силы. В последнее время вопрос о i величине правительственного бюджета и воздействии этого показателя на накопления, инвестиции, инфляцию и занятость превратился в один из самых главных. По существу роль правительства в предоставлении социальных услуг все больше подвергается сомнению.
Дискуссии по поводу государства всеобщего благоденствия и государства как органа управления далеко не новы. Напротив, они вызывают в памяти классическую полемику в философии политики относительно природы правительства. В течение столетий философы спорили о том, что несут с собой правительства — добро или зло. В XVII и XVIII вв., во времена английской, французской и американской революций, приводившиеся в таких спорах доводы по большей части касались вопроса о естественном состоянии. В качестве естественного философы рассматривали то состояние, в котором люди жили бы при отсутствии правительства. В некоторых случаях они полагали, что подобное состояние действительно существовало до появления первых государств и правительств, однако вне зависимости от характера своих представлений о естественном состоянии, разделяющие эту идею философы использовали ее для выявления некоего идеального общественного договора (соглашения), на котором могли строиться общества. Поэтому мы часто говорим о них как о философах общественного договора. Это была эпоха исследований, открытия ранее неведомых континентов, & встреч с незнакомыми обществами и культурами, которые питали их I воображение. Даже сегодня многие политические философы считают проведение такого умственного эксперимента при рассмотрении последствий политического вмешательства весьма полезным. Среди философов общественного договора, чьи размышления о естественном состоянии оказали огромное влияние на дальнейшее развитие философской мысли, были англичане Томас Гоббс и Джон Локк, а также француз Жан-Жак Руссо. Хотя в их политико-философских концепциях естественное состояние занимало одинаково важное Ш- место, их представления о таком состоянии резко различались. Наиболее разительными были расхождения между концепциями Гоббса и Руссо. Гоббс считал естественное состояние безжалостно суровым, видел в нем борьбу всех против всех и источник варварства и постоянного страха. Говоря о естественном состоянии, он пессимистично утверждал, что «в таком состоянии нет места для трудолюбия, так как ршкому не гарантированы плоды его труда, и потому нет земледелия, судоходства, морской торговли, удобных зданий, нет... ремесла, лите- ратуры, нет общества, а, что хуже всего, есть вечный страх и постоянная опасность насильственной смерти, и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна» [1]. Что же касается Руссо, то для него естественное состояние олицетворяло человечество до грехопадения, когда не было всех тех пороков, которые принесли с собой правительства. «Человек рождается свободным, — замечал Руссо в «Общественном договоре», — однако он повсюду в оковах». Руссо рассматривал правительства в качестве источника власти и неравенства, а те в свою очередь — в качестве причины отчуждения и развращения людей. «Крайнее неравенство в образе жизни, избыток праздности у одних, избыток работы у других... бессонные ночи, излишества всякого рода, неумеренные порывы всех страстей, треволнения и истощение умственных сил, бесконечные огорчения и заботы... — доказывал он, — вот печальные доказательства того, что большая часть болезней наших — это дело наших собственных рук и что мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан был нам природою» [2J. Наконец Джон Локк, чьи идеи сыграли особенно важную роль в развитии западных демократий, занимал промежуточную позицию между Гоббсом и Руссо. Локк не разделял гоббсовского взгляда на естественное состояние как на нечто ужасное. Люди казались ему более практичными и менее воинственными, нежели Гоббсу. Однако, подобно последнему, он выдвигал идею общественного договора, который бы заменил естественное состояние системой правительства. Но если для Гоббса основной задачей правительства было ослабление беспорядка и защита против войны и насилия, то Локк видел главную роль правительства в том, чтобы охранять собственность и коммерцию и способствовать экономическому росту путем утверждения прав собственности и принципов жономического обмена и контроля за их соблюдением. И если Гоббс полагал, что государство должно быть Левиафаном — благожелательным диктатором, которому граждане должны уступить всю свою власть, то Локк поддерживал идею ограниченного правительства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|