Альтернативы правительству: рынок и добровольная координация
Если правительствам не всегда можно доверить решение социальных проблем, то что может занять их место? Ответы, предлагаемые представителями различных направлений в критике правительства, здесь значительно разнятся. Анархисты и те, кто разделяет коммуни-тарные взгляды, похоже, полагают, что многие функции центральных правительств могут быть переданы локальным и децентрализованным правительствам либо осуществляться путем добровольного сотрудничества без какой-либо политической власти. Радикальные анархисты отвергают все виды частной собственности, равно как и любую формальную власть. С их точки зрения, правительства, если уж без них нельзя обойтись, должны быть максимально приближены к народу. Иными словами, требуется, чтобы сроки полномочий и привилегии государственных чиновников были ограничены, процесс р§ш-нш!м решений стал как можно более прозрачным, а.просты?, граждане и группы получили возможность широкого участия в процессе выработки политических решений. «Зеленые» (экологические) политические партии, особенно в европейских странах, напришр в Германии, стремятся к проведению подобных политических реформ. Хотя либертаристы и часть ориентированных на рынок экономистов (вроде приверженцев так называемой Чикагской школы) могли бы поддержать некоторые из этих установок (например, положение о децентрализации правительства), они фокусируют свои требования на ином наборе реформ. Большинство из них склонны соглашаться с ролью правительства в деле зашиты безопасности, прав индивидов и коммерции. Однако они резко критически настроены по отношению к осуществляемому правительством экономическому регулированию и производству. Отдельные либертаристы заходят еще дальше в.своей критике правительств, поддерживая сопротивление воинскому призыву и налогообложению и выступая за легализацию всех наркотиков. Основываясь на разработках ряда современных экономистов, в том числе на пользующихся большим влиянием трудах Рональда X. Коуза,
либертаристы доказывают, что многое из того, что кажется рыночным провалом, может быть решено без правительственного вмешательства. Предпочитаемая ими альтернатива заключается в опоре на свободные рынки и права собственности. ; Споры между сторонниками и критиками сильных правительств продолжаются и, похоже, еще долгое время будут оставаться ключевыми в политической жизни. В последние примерно двадцать лет наблюдается отчетливая тенденция к отказу от правительственного регулирования во многих отраслях экономики. Тем не менее совокупный объем правительственной деятельности в развитых промышленных странах изменился не так уж значительно. С точки зрения доли в экономике в целом (к примеру, в валовом национальном продукте), роль Яравительств в некоторых странах сократилась (скажем, в Великобритании и Новой Зеландии), в других возросла (в частности, в Японии), в третьих осталась практически неизменной (например, в Соединенных Штатах Америки). В то же время в бывших коммунистических, а также в некоторых развивающихся странах правительственный размах сократился гораздо более резко. Эти общества начали, особен-но с конца 1970-х годов, приватизировать многие отрасли экономики «отказываться от государственного регулирования ряда прежде жест-регламентировавшихся правительством сфер, таких, как телеком-^цуникации, средства сообщения (например, воздушные перевозки) И банковское дело. Хотя в некоторых областях правительственное регулирование ослабло, в других оно выросло (например, в проведении Законов в защиту окружающей среды или прав детей).
Политические системы Политика осуществляется в рамках политических систем, взаимо-сшующих между собой, либо со средой или окружением. Посколь-|.*У понятие политическая система является ключевым для данной ра-Е^6оты, ниже мы детально рассмотрим его значение. Любое образование, определяемое как система, обязательно должно обладать двумя свойствами: 1) состоять из совокупности взаимосвязанных частей и 3) отграничиваться от окружения, с которым взаимодействует. Существует множество разновидностей систем: механические - такие, как автомобили, экологические (экосистемы) - такие, как растения и животные, сосуществующие в едином ареале, социальные - такие, как семья. У каждой из них имеются взаимозависимые части и границы, Политические системы — особый тип социальных систем, а именно таких, которые задействованы в принятии властных публичных решений. Если сформулировать это несколько по-иному, то политическая система представляет собой совокупность институтов (таких, парламенты, бюрократии и суды), которые формулируют и воп- лощают в жизнь коллективные цели общества или существующих в нем групп. Политические системы формируются под влиянием внутреннего и международного окружения и в свою очередь формируют его. Система получает исходящие из этого окружения импульсы и со своей стороны воздействует на него посредством своих сигналов выхода. Границы политических систем определены в отношении личностей, территории и собственности. Большинство людей являются жителями только одной страны и лишь там обладают правом гражданства. Аналогичным образом, территория поделена между государствами так, что ее принадлежность одному из них исключает принадлежность другому. Предполагается, что каждый участок земли принадлежит одной и только одной стране. Во многом это справедливо по отношению к другим правам собственности. Конечно, споры по поводу гражданства, территории и собственности отнюдь не являются чем-то необычным; напротив, на протяжении всей истории человечества они воистину относились к числу наиболее частых причин международных конфликтов.
Решения политической системы обычно подкрепляются легитим-ным принуждением, и подчинение им может быть вынужденным. Под легитимностью мы понимаем состояние, когда управляемые убеждены в том, что правители имеют право (будь то по закону либо по обычаю) при необходимости силой проводить в жизнь свои решения. Степень легитимности политической системы может со временем меняться. Сразу же по окончании Второй мировой войны легитимность американской системы была очень высока; во время и после Вьетнамской войны она существенно сократилась, но затем снова вернулась, по крайней мере частично, на прежние позиции. В свою очередь в Германии новая демократическая система пользовалась весьма незначительной поддержкой после Второй мировой войны, но затем постепенно ее легитимность выросла. Низкая легитимность может привести к слому политической организации и к провалам в государственной политике. Политические провалы в свою очередь могут повлечь за собой снижение легитимности. Советская система рухнула после того, как ее легитимность оказалась подорванной вследствие неудачной и дорогостоящей войны в Афганистане, катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, коррупции и падения экономической эффективности. Более подробно проблема легитимности будет рассмотрена в главе 3. Правительства составляю! ядро политических систем, но последнее понятие охватывает собой и важные части окружения, в котором действуют правительства. Политика — нечто большее, нежели деятельность по отправлению власти и осуществлению принуждения, — это, в частности, и политические организации, такие, как партии и группы интересов. Подобные организации не обладают принудитель- ной властью — разве что в той степени, в какой они контролируют правительство. Аналогичным образом, средства массовой информации лишь косвенно влияют на выборы, законотворчество и соблюдение правопорядка. Кроме того, существует несметное количество ин-f статутов, включая семью, общины, церкви» школы, университеты, корпораций, фонды и мозговые центры, которые влияют на политические установки и государственный курс. Понятие политическая система относится ко всему этому набору связанных между собой и взаимодействующих институтов и органов.
Сравнительная политология — это изучение политических систем, в ходе которого мы пытаемся понять эти системы не как изолированные случаи, а через обобщения и сопоставление. В главе 2 рассматривается вопрос о том, как и почему мы проводим подобные сопоставления. В принципе сравнительная политология может заниматься сопоставлением городов, штатов, международных организаций, кланов или даже отдельных лидеров. Однако на практике, хотя существует обширная литература, посвященная сравнению таких политических институтов, как политические партии, группы интересов и законодательные органы, сравнительная политология фокусирует свое внимание на компаративном анализе государств, или того, что в разговоре мы часто называем странами. Поэтому дальше речь пойдет о государствах и их роли в современном мире. Государства Двенадцать политических систем, сравнительный анализ которых представлен в этой книге, являются государствами. Государство — это особый тип политической системы, а именно такой, который обладает суверенитетом — независимой легальной властью над населением, проживающим на конкретной территории, основанной на признанном праве на самоопределение. Суверенитет возложен на тех, кто наделен правом принимать окончательные политические решения. Мы часто проводим различия между внутренним и внешним суверенитетом. Внутренний суверенитет означает право без чьего бы то ни было вмешательства решать вопросы, касающиеся собственных граждан. Внешний суверенитет означает право заключать имеющие обязательный характер соглашения (договоры) с другими государствами. Например, английское правительство обладает внутренним суверенитетом в том смысле, что оно может обложить английских граждан такими налогами, которые посчитает нужными. Аналогичным образом, его внешний суверенитет предполагает, что оно может вступать в соглашения с другими государствами. У города Эдинбурга таких прав мет. Не обладают ими и графство Кент или княжество Уэльс. Все они шмсят от английского правительства как в вопросах налогообложе- ния, так и во внешней политике. Однако суверенитет никогда не бывает абсолютным, и в реальном мире любое государство сталкивается с ограничениями своего внутреннего и внешнего суверенитета. По мере интеграции Соединенного Королевства (Великобритании) в Европейский союз английскому правительству фактически пришлось передать часть своего суверенитета правительству более высокого уровня, и эта частичная утрата суверенитета стала темой острых политических дискуссий.
При анализе ситуации в США возникает некоторая путаница, поскольку 50 составляющих ее единиц принято называть «штатами»*, хотя они обладают гораздо меньшим суверенитетом, нежели Великобритания. Американские штаты деляг государственные полномочия и власть с центральным правительством в Вашингтоне. Но какую бы путаницу ни вносило данное название сегодня, оно отражает тот факт, что американское правительство соответствовало положениям Статей о конфедерации, прежде чем была принята конституция. Однако за прошедшее с тех пор время значительная доля власти перешла от штатов к центральному (федеральному) правительству. Мы часто представляем себе мир в качестве мозаики или лоскутного одеяла из государств, обладающих значительными смежными территориями. Хотя подобный способ организации мировой политики может показаться естественным, так было не всегда. Вплоть до конца средних веков в Европе существовало множество крайне маленьких и несколько очень крупных политических систем, чьи территориальные владения далеко не всегда были четко установлены и не обязательно граничили между собой. Точно так же государства далеко не всегда объединяли людей, обладающих общей национальной идентичностью (более подробно о нациях и нациях-государствах будет рассказано ниже). Постепенно сложилась система европейских наций-государств, и Вестфальский догоиор 1648 г. закрепил данный принцип политической организации Пиропы. В XVIII и XIX вв. власть сконцентрировалась в руках наци и-государств. Однако после Второй мировой войны начались сдииги в ее распределении: часть государственной власти сместилась ни из, к местным правительствам, часть перешла наверх, к наднациональным организациям. Примерами последних являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА). Спустя столетия кровопролитных и разрушительных войн большинство индустриально развитых стран Западной Европы постепенно создали экономику общего рынка, и многие из них в 1999 г. ввели общую валюту — евро. После присоединения Великобритании, Ирландии, Испании, Португалии, Греции, Дании, Австрии, Финляндии и Швеции Европейское содру- * По-английски штаты и государства обозначаются одним словом — states. — Прим. пер. жество, куда изначально входили шесть стран (Франция, Германия, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург), стало насчитывать 15 членов. Кроме того, ряду восточноевропейских стран было предложено подать заявку о вступлении в ЕС. С распадом Советского Союза расширилась и сфера ответственности созданной еще в 1945 г., в конце Второй мировой войны, Организаций Объединенных Наций (ООН). По состоянию на начало 1994 г. силы ООН выполняли миротворческие функции в 14 странах, причем В девяти случаях соответствующие миссии были учреждены уже после окончания «холодной войны». Подобные операции, в которых было задействовано более 100 тыс. миротворцев, были призваны развести противоборствующие стороны во внутригосударственных и международных конфликтах, помочь урегулировать разногласия и сформировать эффективные контролирующие институты, ООН приобрела более широкие полномочия в сфере обеспечения международной безопасности, в сдерживании, поддержке и замещении односторонних действий отдельных государств. Хотя в результате описанных процессов государственный суверенитет, возможно, постепенно сокращается, государства по-прежнему остаются наиболее важными из имеющихся политических систем. Именно поэтому им уделено основное внимание в этой и в большинстве других работ по сравнительной политологии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|