Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Старые и новые государства




Сегодня независимые государства покрываю! собой практически всю территорию Земли. В 1999 г. было порядка 185 государств—членов ООН [3]. Имеется также несколько стран, не входящих в ООН (Тай­вань, Швейцария и Ватикан), и, кроме того, существует ряд сепара­тистских движений, в случае победы которых приведенные здесь цифры устареют. Когда в 1776 г. Соединенные Штаты Америки провозгласили свою независимость, большинство независимых государств распола­галось в Европе (рис. 1.1). Подавляющая часть остального мира была поделена на колонии, принадлежавшие той или иной европейской империи. В XIX и в начале XX вв. число государств увеличилось, осо­бенно в Латинской Америке, где на развалинах Испанской И Порту­гальской империй образовались 20 самостоятельных стран. В Европе новые независимые государства появились на Балканах, в Скандина­вии и на территории исторических Нидерландов. Между двумя миро­выми войнами процесс количественного роста национальных госу­дарств распространился на Северную Африку и Ближний Восток; про­должилась фрагментация и Европы, где возникли Польша, Финляндия, Чехословакия и Югославия, освободившиеся из-под власти Россий­ской и Австро-Венгерской империй. В то же самое время три прибал­тийские страны — Литва, Латвия и Эстония — после недолгого опыта независимого существования в 1939 г. вновь были поглощены Совет-41


           
           
1 ЯП          
          Бывший СССР    
            и советский блок    
               
          Африка к югу    
          от Сахары '    
130-                
>S 120-                
я ПО- гз           Сев. Африка    
о 10°-           и Ср. Восток    
г 80-           Азия и Океания    
70-              
60- 50-     Сев. Африка и Ср. Восток        
Латинская    
40-30-20-   Азия и Африка   Азия и Африка   Карибский бассейн    
Южн. Америка, Мексика, Центр. 2 1 Америка и   Южн. Америка, Мексика, Центр. Америка и Карибский бас-н    
Европа, Сев.Аме-    
Азия и Африка К«кийЬас-н    
10-0-   Евпопа Европа, Сев. иСев. Америка ^^ и Старое J ——— v _ Содружество   Европа, Сев. Америка и Старое Содружество   рика и Старое Содружество    
По состоянию на 1945 г.
По состоянию на 1999 г.
на 1776 г.

По состоянию на 1917 г.


большинстве случаев — военно-воздушные силы и иногда — флот; они собирают налоги и тратят деньги; они регулируют собственные экономики, поддерживают общественный порядок и пытаются обес­печить свое общее благосостояние. Они направляют и принимают по­слов; многие входят в различные международные организации, при­чем все это, они осуществляют через парламенты, кабинеты, мини­стерства, департаменты, суды, полицию и тюрьмы. Вместе с тем они различаются, и иногда очень значительно размерами своих террито­рий, историей, институтами, культурами, религиями, экономиками, общественными структурами — факторами, которые тоже формиру­ют их политическую жизнь.

Первый, второй и третий мир

Начиная с 1950-х годов стало принято подразделять существую­щие на Земле государства на три категории: первый, второй и третий мир. Первый состоял из развитых капиталистических демократий; вто­рой охватывал страны коммунистического блока во главе (в те време­на) с Советским Союзом; третий включал в себя остальные государ­ства планеты — те, которые не были западными и богатыми, но и не относились к числу коммунистических. Конечно, большая часть госу­дарств и населения Земли попадала в эту третью категорию. В связи с крушением большинства коммунистических стран и ростом различий между развивающимися странами, выделение таких категорий утра­тило бьшую целесообразность. Тем не менее до сих пор принято ха­рактеризовать совокупность развивающихся стран как третий мир.


Рис. 1.1. Образование государств после 1776 г

они

После Второй мировой войны процесс государственного строи­тельства принял воистину лавинообразный характер К 1999 г к суще­ствовавшим в 1945 г. 68 государствам добавилась еще'1 17 (Наи^льще^ число новых государств возникло в Африке к югу от Сахары" Только в 1990 г. мы стали свидетелями появления более 20 новых стран пХ-Со^Гю" ЧЭСТЬ К°ТиРЫХ обРазовалась на развалинах СовТтско^ Союза, Югославии и Чехословакии. Все независимые страны (как новые, так и старые) имеют ряд общих черт. Они властью над своими территориями и


Территориально самой крупной страной является Россия, чья пло­щадь превышает 17 млн кв. км. Наибольшая численность населения — в Китае, где проживают почти 1,2 млрд человек. На другом полюсе располагается множество стран, но наименьшей по обоим парамет­рам независимой в правовом отношении политической единицей ос­тается Ватикан — штаб-квартира католической церкви, чья площадь составляет менее половины кв. км, а население насчитывает менее тысячи человек. Огромные различия с точки зрения численности на­селения и размеров территории 12 рассматриваемых в настоящей книге стран отражены в табл. 1.1. Политические следствия таких различий далеко не очевидны. Крупные страны не всегда оказываются самыми влиятельными и не всегда господствуют над более мелкими. Куба вот уже почти 40 лет бросает вызов США, Израиль успешно противосто­ит арабскому миру, а крошечный Ватикан обладает громадной силой и влиянием.

Аналогичным образом, ни размеры территории, ни численность населения не определяют политическую систему страны. И Люксем-


Таблица 1.1 Площадь и население в двенадцати рассматриваемых странах

    Численность   Среднегодовой   Размеры  
    населения   прирост   территории  
Страна   (в млн чел.   населения   в 1995 г.  
    по состоянию       (в тыс. кв. км)  
    на 1997 г.)          
Китай     и    
Индия     1,8    
США     1,0    
Бразилия     1,4    
Россия     -0,1    
Япония     0,3    
Нигерия     2,9    
Мексика     1,8    
Германия     0,5    
Великобритания     0,3    
Египет     2,0    
Франция     0,5    

Источник:, World Bank. World Development Report: 1998-1999. N.Y., 1999, tables 1, 3. P. 192-193, 194-195.

бург, и Соединенные Штаты Америки относятся к числу демократий. Авторитарные режимы встречаются как и маленьких, так и в средних и больших странах. Отмеченные громадные различия указывают лишь на то, что страны, которые составляют сегодняшний мир, весьма сильно отличаются по объемам своих физических и человеческих ре­сурсов. Тем не менее территория и население все-таки оказывают вли­яние на экономическое развитие, внешнюю политику, оборону и многие другие политически значимые вопросы. Например, развиваю­щимся странам, где темпы прироста населения вдвое выше, чем в индустриально развитых, для того чтобы еще больше не отстать от передовых обществ, требуются в дна раза более высокие, нежели там, темпы экономического роста.

Географическое положение государства имеет важные стратеги­ческие следствия. Начиная с XVII и вплоть до конца XIX в. государ­ствам, расположенным в центре Европы, для защиты от угрозы со стороны соседей приходилось создавать крупные сухопутные армии. Подобным нациям было сложно выработать свободные политические институты, поскольку они нуждались в сильных правительствах, ко­торые бы выжимали необходимые для содержания армий громадные ресурсы и удерживали население под контролем. Великобританию исторически защищал Ла-Манш, что позволяло ей оборонять себя с помощью флота. Соответственно, она могла обойтись сравнительно


небольшой армией, более низким налогообложением и меньшей цен­трализацией власти. В аналогичной ситуации находились и США. Ат­лантический океан и относительно слабозаселенный континент в ре­шающей степени предопределили форму американских политических институтов. Подавляющая часть народов Азии, Африки и Латинской Америки оказалась под властью, а в большинстве случаев и в колони­альной зависимости от более могущественных западных наций. Терри­тории, которые обладали большими природными богатствами и бо­лее благодатным климатом, как правило, привлекали наибольшее число поселенцев.

Большинство современных государств, будь они старыми или но­выми, большими или маленькими, сталкивается с рядом общих про­блем. Первая из них — построение сообщества. Многие государства мира имеют гетерогенное население, которому весьма непросто при­вить чувство общей идентичности и общих интересов. Не менее* слож­но бывает и выработать чувство преданности своему правительству. Вторая проблема — способность обеспечивать экономическое, обще­ственное и политическое развитие как в настоящем, так и в будущем, причем такая проблема стоит даже перед самыми богатыми государ­ствами. Наконец, подавляющая часть государств сталкивается со зна­чительными трудностями в сфере поддержания и углубления демок­ратии и гражданских свобод. Об этом уже говорилось выше при рас­смотрении задач, стоящих перед правительствами, и опасностей, связанных с их решением. В этой главе мы последовательно обсудим данные проблемы, а затем в страновых исследованиях, представлен­ных в части III, проанализируем их более глубоко, рассмотрев, как они влияют на политическую жизнь конкретных стран.

В настоящей книге сравнивается и сопоставляется политическая жизнь двенадцати современных государств: Бразилии, Китая, Егип­та, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нигерии, Рос­сии, Соединенного Королевства (Великобритании и Северной Ир­ландии) и Соединенных Штатов Америки. Указанные государства дают прекрасный поперечный срез современного мира. В их число входят три европейские страны, три азиатские (плюс Россия, которая может быть причислена как к европейским, так и к азиатским странам или к тем и другим одновременно), три из западного полушария и, нако­нец, две из Африки. Наше исследование охватывает древние государ­ства вроде Китая, равно как и те, которые лишь совсем недавно обре­ли независимость (типа Нигерии). Некоторые из этих государств явля­ются весьма богатыми по мировым стандартам (например, США и Япония), тогда как для других (скажем, для Нигерии и Египта), от­носящихся к третьему миру, характерны глубокая нищета и низкий уровень жизни. Наконец, все рассматриваемые государства обладают рядом общих черт. Все они относятся к числу действительно густона­селенных и влиятельных в рамках соответствующего класса государств.


Так, наша выборка включает пять из шести наиболее густонаселен­ных стран мира (опущена только Индонезия), и каждое из представ­ленных в ней государств имеет население свыше 50 млн человек. По­этому изучаемые здесь политические единицы играют важную роль в современном мире, иллюстрируя практически все важнейшие про­блемы, с которыми сталкиваются сегодня государства.

Одна из наиболее важных проблем, стоящих перед политически­ми системами всего мира, — построение общей идентичности и вы­работка чувства общности среди граждан соответствующих стран. От­сутствие общей идентичности может привести к самым тяжелым по­литическим последствиям. Конфликты- по поводу национальных, этнических или религиозных идеи i ч и мосте и относятся к числу наибо­лее взрывоопасных причин политических беспорядков, как еще раз подтвердили недавние события н (спермой Ирландии, бывшей Юго­славии, Руанде и в других местах. Хотя задача построения сообщества стоит повсеместно, некоторые страны находятся в более благоприят­ном положении, нежели другие. У Японии, например, нет особых при­чин для беспокойства. Ее население л пически вполне гомогенно, оно говорит на одном языке и имеет длительную политическую историю. Огромное большинство японце и исповедуют буддизм либо синтоизм, и страна отделена сотнями или тысячами миль океана от своих наиболее значимых соседей. В свою очередь оолес чем стомиллионное население Нигерии крайне разнородно. Гама страна — случайное и искусственное порождение британского колониального владычества — не имеет об­щей доколониальной истории. I e население распадается на мусульман и христиан, а последние, со cnoeii стороны, делятся на католиков и протестантов. В Нигерии насчитывается около 250 различных этничес­ких групп, говорящих, помимо английского, на местных языках. Оче­видно, что проблемы построения сообщества стоят в Нигерии гораздо острее, нежели в Японии. Хотя лишь некоторые страны сталкиваются, как Нигерия, со столь же сложными проблемами в данной области, для многих государств вызовы, сшпанные с необходимостью построения сообщества, являются одними in наиболее серьезных.

Государства и нации

В слово нация иногда нкладыиается практически тот же самый смысл, что и в слово «государство» (например, в названии Организа­ции Объединенных Наций). Однако при более строгом употреблении термин нация обозначает группы людей, обладающих общей идентич­ностью. Поэтому, говоря о нации, мы подразумеваем самоидентифика-


цию людей. В основе такой общей идентичности может лежать общность языка, истории, происхождения, культуры или просто то обстоятель­ство, что данная группа занимает одну территорию. У наций может быть, в может и не быть собственного государства или независимого прави­тельства. В ряде случаев, как, например, в Японии, Франции или Шве­ции, существует тесная корреляция между национальной и государ­ственной принадлежностью. Большая часть людей, идентифицирующих себя в качестве японцев, действительно живет в Японии, а большин­ство проживающих в Японии идентифицируют себя в качестве япон­цев. Случаи, когда национальная идентификация и сфера действия легальной власти во многом совпадают, мы называем нациями-госу­дарствами. В XX столетии нации-государства начали рассматриваться как естественная и, возможно, идеальная форма организации госу­дарств. Право наций на самоопределение, исходящее из идеи о том, что каждая нация вправе, если пожелает, создать свое собственное государство, было зафиксировано в Версальском договоре, подпи­санном по окончании Первой мировой войны.

Но в большинстве современных государств, как и в государствах прошлого, корреляция между нацией и государством далеко не столь отчетлива. И отнюдь не очевидно, что она должна быть таковой. В ряде случаев государства являются мультинациональными, т.е. состоящими из множества различных наций. Мультинациональными были, в част­ности, распавшиеся ныне Советский Союз, Югослшшя и Чехослова­кия. Кроме того, существуют нации, которые значительно шире соот­ветствующих государств, например немцы (на протяжении большей части своей истории) или китайцы. Некоторые нации вроде корейцев сегодня или немцев в период между 1949 и 1990 гг. по политическим соображе­ниям поделены на два или более государств. Ряд групп, объявляющих себя нациями, вообще не имеет своего государства, скажем, евреи в прошлом или курды, баски и палестинцы сегодня. Как будет показано ниже, несовпадение между нациями и государствами может стать при­чиной взрывоопасного политического конфликта. В то же самое время проживание в рамках одного государства нескольких наций способно стать источником многообразия и культурного взаимообогащения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...