Старые и новые государства
Сегодня независимые государства покрываю! собой практически всю территорию Земли. В 1999 г. было порядка 185 государств—членов ООН [3]. Имеется также несколько стран, не входящих в ООН (Тайвань, Швейцария и Ватикан), и, кроме того, существует ряд сепаратистских движений, в случае победы которых приведенные здесь цифры устареют. Когда в 1776 г. Соединенные Штаты Америки провозгласили свою независимость, большинство независимых государств располагалось в Европе (рис. 1.1). Подавляющая часть остального мира была поделена на колонии, принадлежавшие той или иной европейской империи. В XIX и в начале XX вв. число государств увеличилось, особенно в Латинской Америке, где на развалинах Испанской И Португальской империй образовались 20 самостоятельных стран. В Европе новые независимые государства появились на Балканах, в Скандинавии и на территории исторических Нидерландов. Между двумя мировыми войнами процесс количественного роста национальных государств распространился на Северную Африку и Ближний Восток; продолжилась фрагментация и Европы, где возникли Польша, Финляндия, Чехословакия и Югославия, освободившиеся из-под власти Российской и Австро-Венгерской империй. В то же самое время три прибалтийские страны — Литва, Латвия и Эстония — после недолгого опыта независимого существования в 1939 г. вновь были поглощены Совет-41
По состоянию на 1917 г.
большинстве случаев — военно-воздушные силы и иногда — флот; они собирают налоги и тратят деньги; они регулируют собственные экономики, поддерживают общественный порядок и пытаются обеспечить свое общее благосостояние. Они направляют и принимают послов; многие входят в различные международные организации, причем все это, они осуществляют через парламенты, кабинеты, министерства, департаменты, суды, полицию и тюрьмы. Вместе с тем они различаются, и иногда очень значительно размерами своих территорий, историей, институтами, культурами, религиями, экономиками, общественными структурами — факторами, которые тоже формируют их политическую жизнь. Первый, второй и третий мир Начиная с 1950-х годов стало принято подразделять существующие на Земле государства на три категории: первый, второй и третий мир. Первый состоял из развитых капиталистических демократий; второй охватывал страны коммунистического блока во главе (в те времена) с Советским Союзом; третий включал в себя остальные государства планеты — те, которые не были западными и богатыми, но и не относились к числу коммунистических. Конечно, большая часть государств и населения Земли попадала в эту третью категорию. В связи с крушением большинства коммунистических стран и ростом различий между развивающимися странами, выделение таких категорий утратило бьшую целесообразность. Тем не менее до сих пор принято характеризовать совокупность развивающихся стран как третий мир.
Рис. 1.1. Образование государств после 1776 г они После Второй мировой войны процесс государственного строительства принял воистину лавинообразный характер К 1999 г к существовавшим в 1945 г. 68 государствам добавилась еще'1 17 (Наи^льще^ число новых государств возникло в Африке к югу от Сахары" Только в 1990 г. мы стали свидетелями появления более 20 новых стран пХ-Со^Гю" ЧЭСТЬ К°ТиРЫХ обРазовалась на развалинах СовТтско^ Союза, Югославии и Чехословакии. Все независимые страны (как новые, так и старые) имеют ряд общих черт. Они властью над своими территориями и Территориально самой крупной страной является Россия, чья площадь превышает 17 млн кв. км. Наибольшая численность населения — в Китае, где проживают почти 1,2 млрд человек. На другом полюсе располагается множество стран, но наименьшей по обоим параметрам независимой в правовом отношении политической единицей остается Ватикан — штаб-квартира католической церкви, чья площадь составляет менее половины кв. км, а население насчитывает менее тысячи человек. Огромные различия с точки зрения численности населения и размеров территории 12 рассматриваемых в настоящей книге стран отражены в табл. 1.1. Политические следствия таких различий далеко не очевидны. Крупные страны не всегда оказываются самыми влиятельными и не всегда господствуют над более мелкими. Куба вот уже почти 40 лет бросает вызов США, Израиль успешно противостоит арабскому миру, а крошечный Ватикан обладает громадной силой и влиянием. Аналогичным образом, ни размеры территории, ни численность населения не определяют политическую систему страны. И Люксем- Таблица 1.1 Площадь и население в двенадцати рассматриваемых странах
Источник:, World Bank. World Development Report: 1998-1999. N.Y., 1999, tables 1, 3. P. 192-193, 194-195. бург, и Соединенные Штаты Америки относятся к числу демократий. Авторитарные режимы встречаются как и маленьких, так и в средних и больших странах. Отмеченные громадные различия указывают лишь на то, что страны, которые составляют сегодняшний мир, весьма сильно отличаются по объемам своих физических и человеческих ресурсов. Тем не менее территория и население все-таки оказывают влияние на экономическое развитие, внешнюю политику, оборону и многие другие политически значимые вопросы. Например, развивающимся странам, где темпы прироста населения вдвое выше, чем в индустриально развитых, для того чтобы еще больше не отстать от передовых обществ, требуются в дна раза более высокие, нежели там, темпы экономического роста. Географическое положение государства имеет важные стратегические следствия. Начиная с XVII и вплоть до конца XIX в. государствам, расположенным в центре Европы, для защиты от угрозы со стороны соседей приходилось создавать крупные сухопутные армии. Подобным нациям было сложно выработать свободные политические институты, поскольку они нуждались в сильных правительствах, которые бы выжимали необходимые для содержания армий громадные ресурсы и удерживали население под контролем. Великобританию исторически защищал Ла-Манш, что позволяло ей оборонять себя с помощью флота. Соответственно, она могла обойтись сравнительно
небольшой армией, более низким налогообложением и меньшей централизацией власти. В аналогичной ситуации находились и США. Атлантический океан и относительно слабозаселенный континент в решающей степени предопределили форму американских политических институтов. Подавляющая часть народов Азии, Африки и Латинской Америки оказалась под властью, а в большинстве случаев и в колониальной зависимости от более могущественных западных наций. Территории, которые обладали большими природными богатствами и более благодатным климатом, как правило, привлекали наибольшее число поселенцев. Большинство современных государств, будь они старыми или новыми, большими или маленькими, сталкивается с рядом общих проблем. Первая из них — построение сообщества. Многие государства мира имеют гетерогенное население, которому весьма непросто привить чувство общей идентичности и общих интересов. Не менее* сложно бывает и выработать чувство преданности своему правительству. Вторая проблема — способность обеспечивать экономическое, общественное и политическое развитие как в настоящем, так и в будущем, причем такая проблема стоит даже перед самыми богатыми государствами. Наконец, подавляющая часть государств сталкивается со значительными трудностями в сфере поддержания и углубления демократии и гражданских свобод. Об этом уже говорилось выше при рассмотрении задач, стоящих перед правительствами, и опасностей, связанных с их решением. В этой главе мы последовательно обсудим данные проблемы, а затем в страновых исследованиях, представленных в части III, проанализируем их более глубоко, рассмотрев, как они влияют на политическую жизнь конкретных стран. В настоящей книге сравнивается и сопоставляется политическая жизнь двенадцати современных государств: Бразилии, Китая, Египта, Франции, Германии, Индии, Японии, Мексики, Нигерии, России, Соединенного Королевства (Великобритании и Северной Ирландии) и Соединенных Штатов Америки. Указанные государства дают прекрасный поперечный срез современного мира. В их число входят три европейские страны, три азиатские (плюс Россия, которая может быть причислена как к европейским, так и к азиатским странам или к тем и другим одновременно), три из западного полушария и, наконец, две из Африки. Наше исследование охватывает древние государства вроде Китая, равно как и те, которые лишь совсем недавно обрели независимость (типа Нигерии). Некоторые из этих государств являются весьма богатыми по мировым стандартам (например, США и Япония), тогда как для других (скажем, для Нигерии и Египта), относящихся к третьему миру, характерны глубокая нищета и низкий уровень жизни. Наконец, все рассматриваемые государства обладают рядом общих черт. Все они относятся к числу действительно густонаселенных и влиятельных в рамках соответствующего класса государств.
Так, наша выборка включает пять из шести наиболее густонаселенных стран мира (опущена только Индонезия), и каждое из представленных в ней государств имеет население свыше 50 млн человек. Поэтому изучаемые здесь политические единицы играют важную роль в современном мире, иллюстрируя практически все важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государства. Одна из наиболее важных проблем, стоящих перед политическими системами всего мира, — построение общей идентичности и выработка чувства общности среди граждан соответствующих стран. Отсутствие общей идентичности может привести к самым тяжелым политическим последствиям. Конфликты- по поводу национальных, этнических или религиозных идеи i ч и мосте и относятся к числу наиболее взрывоопасных причин политических беспорядков, как еще раз подтвердили недавние события н (спермой Ирландии, бывшей Югославии, Руанде и в других местах. Хотя задача построения сообщества стоит повсеместно, некоторые страны находятся в более благоприятном положении, нежели другие. У Японии, например, нет особых причин для беспокойства. Ее население л пически вполне гомогенно, оно говорит на одном языке и имеет длительную политическую историю. Огромное большинство японце и исповедуют буддизм либо синтоизм, и страна отделена сотнями или тысячами миль океана от своих наиболее значимых соседей. В свою очередь оолес чем стомиллионное население Нигерии крайне разнородно. Гама страна — случайное и искусственное порождение британского колониального владычества — не имеет общей доколониальной истории. I e население распадается на мусульман и христиан, а последние, со cnoeii стороны, делятся на католиков и протестантов. В Нигерии насчитывается около 250 различных этнических групп, говорящих, помимо английского, на местных языках. Очевидно, что проблемы построения сообщества стоят в Нигерии гораздо острее, нежели в Японии. Хотя лишь некоторые страны сталкиваются, как Нигерия, со столь же сложными проблемами в данной области, для многих государств вызовы, сшпанные с необходимостью построения сообщества, являются одними in наиболее серьезных. Государства и нации В слово нация иногда нкладыиается практически тот же самый смысл, что и в слово «государство» (например, в названии Организации Объединенных Наций). Однако при более строгом употреблении термин нация обозначает группы людей, обладающих общей идентичностью. Поэтому, говоря о нации, мы подразумеваем самоидентифика- цию людей. В основе такой общей идентичности может лежать общность языка, истории, происхождения, культуры или просто то обстоятельство, что данная группа занимает одну территорию. У наций может быть, в может и не быть собственного государства или независимого правительства. В ряде случаев, как, например, в Японии, Франции или Швеции, существует тесная корреляция между национальной и государственной принадлежностью. Большая часть людей, идентифицирующих себя в качестве японцев, действительно живет в Японии, а большинство проживающих в Японии идентифицируют себя в качестве японцев. Случаи, когда национальная идентификация и сфера действия легальной власти во многом совпадают, мы называем нациями-государствами. В XX столетии нации-государства начали рассматриваться как естественная и, возможно, идеальная форма организации государств. Право наций на самоопределение, исходящее из идеи о том, что каждая нация вправе, если пожелает, создать свое собственное государство, было зафиксировано в Версальском договоре, подписанном по окончании Первой мировой войны. Но в большинстве современных государств, как и в государствах прошлого, корреляция между нацией и государством далеко не столь отчетлива. И отнюдь не очевидно, что она должна быть таковой. В ряде случаев государства являются мультинациональными, т.е. состоящими из множества различных наций. Мультинациональными были, в частности, распавшиеся ныне Советский Союз, Югослшшя и Чехословакия. Кроме того, существуют нации, которые значительно шире соответствующих государств, например немцы (на протяжении большей части своей истории) или китайцы. Некоторые нации вроде корейцев сегодня или немцев в период между 1949 и 1990 гг. по политическим соображениям поделены на два или более государств. Ряд групп, объявляющих себя нациями, вообще не имеет своего государства, скажем, евреи в прошлом или курды, баски и палестинцы сегодня. Как будет показано ниже, несовпадение между нациями и государствами может стать причиной взрывоопасного политического конфликта. В то же самое время проживание в рамках одного государства нескольких наций способно стать источником многообразия и культурного взаимообогащения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|