Проект «Проблема добра и зла в семье»
по произведению Агаты Кристи «Дом на изломе» (The Crooked House) Проект проводился на уроках английского языка в 10-м классе экономико-математической гимназии № 1512 (Москва) в 2000 году. Учитель — Е.Л.Катерина. Защита проекта заняла сдвоенный урок. Все обсуждение поднятых вопросов велось на английском языке. Урок защиты проектов 1. Вступительное слово учителя — 1 мин. 2. Вступительное слово ведущего. Сегодняшний урок посвящен проблеме добра и зла в семье. За основу мы взяли произведение Агаты Кристи «Дом на изломе». В этом произведении мы знакомимся с одной английской весьма состоятельной семьей. В этой семье свои традиции, свои отношения, принципы. Известно, что именно семья формирует личность. Благополучие семьи весьма значимо для любого общества. Об этом писали многие выдающиеся писатели в нашей стране и за рубежом: Лев Толстой, Иван Тургенев, Иван Гончаров, Эмилия Бронте, Джон Госуорси и др. Они старались рассказать о человеческих отношениях внутри семьи. Мы попытались провести некоторое исследование проблемы по произведениям второй половины XX столетия. Эти исследования помогли нам составить некоторое представление о том, какой бы мы хотели видеть самью в третьем тысячелетии. Мы надеемся, что в будущем семейные отношения останутся столь же важными, как и в наше время. Вот почему мы решили поразмыслить над отдельными проблемами в семье Леонидаса. Прочитав книгу, мы обозначили следующие проблемы: • Корни добра и зла в семье Леонидосов. • Роль главы семьи по книге «Дом на изломе». • Место женщины в семье и в обществе. Мир леди в романе. • Проблема любви, ненависти и долга. • Проблема молодого поколения. Но вначале следует рассказать о самой Агате Кристи.
3. Рассказ ученика о писательнице, ее творчестве. Ведущий: «Каждая группа работала над своей частью общего проекта, исследуя одну из обозначенных нами проблем. Первая группа расскажет нам о корнях добра и зла в семье Леонидосов. Они нарисовали семейное генеологическое дерево, чтобы нам легче было проследить семейные узы.» 4. Доклад представителя группы о семье Леонидосов с анализом се Аристиду очень нравилась жизнь в Англии. Он женился на дочери эсквайра. Это был брак по любви. Но ее родители были против их брака. Однако девушка настояла на браке с любимым человеком... 5. Ведущая: вопросы к докладчикам... Мы познакомились с общей линией семьи и узнали о некоторых корнях семейных проблем. Как вы думаете (обращаясь к членам данной группы), все ли члены семьи боялись Аристида Леонидоса? Вы так не думаете? Мы видим, что Аристид находится в основании семьи и является ее главой. Что это за человек? Вторая группа исследовала его личность, его индивидуальность. Они проанализировали его роль в семье. Они нам расскажут о хозяине дома на изломе. Слово «crooked» означает по-русски извилистый, скрюченный. 6. Доклад второй группы о хозяине дома на изломе и главе семьи. There was a crooked man and he went a crooked mile. He found a crooked sixpence beside a crooked stile. He had a crooked cat which caught a crooked mouse, And they all lived together in a little crooked house. Ребята считают, что сам хозяин этого дома был в определенном смысле «скрюченный». Скрюченная миля — это его жизнь. Скрюченные шесть пенсов — его деньги, которые он заработал за свою жизнь. Скрюченный кот очень похож на его молодую жену Бренду. А скрюченная мышка, пойманная скрюченным котом, — это любовник жены. Аристид никогда не делал ошибок, за что бы он ни брался... Ребята не просто рассказывают о хозяине дома, но представляют его аналитический портрет, ни на миг не упуская из виду исследуемую ими проблему добра и зла в семье. Им ведь нужно докопаться до истоков зла и причин существующих в семье отношений, которые и привели к трагической развязке.
7. Ведущая просит задавать вопросы второй группе: • Хотели бы вы быть хозяином большого дома, подобного Аристиду? • Не кажется ли вам, что сильный и мудрый Аристид был очень одинок в своей большой семье? • Как Аристид мог быть одновременно столь обоятельным и уродливым внешне? • Каким оказался результат его могущества? • Как он относился к сыну? 8. Третья группа работала над проблемой «Роль женщины в семье и в 9. Доклад третьей группы. Женщина — мать по своей природе. Она должна быть хранительницей семейного очага. Она должна быть полна нежности... Ребята рассказывают о разных представительницах женского общества в семье, об их характерах, проблемах, возникающих у них во взаимоотношениях внутри семьи. Не кроются ли здесь корни пробудившегося зла? 10. Ведущая: вопросы к группе... • Вы согласны с такими оценками героинь романа? • Как бы вы поступили на месте Эдит де Хэвиленд? Могли бы вы быть столь же жестокими? • Кто их героев романа симпатичен вам? 11. Доклад четвертой группы по проблеме «Любовь, ненависть и долг Все эти столь разноплановые чувства присутствуют во взаимоотношениях между членами большой семьи... 12. Доклад пятой группы посвящен проблеме молодого поколения семьи. Речь пойдет главным образом о Джозефине, внучке Аристида, девочке 11 лет, которая, как выясняется, и совершила это страшное убийство своего деда, и ее кузене, Юстасе, очень красивом мальчике 16 лет. Как такая трагедия могла случиться? Что же такое было в этом уродливом на вид ребенке, столь озлобленном на всю семью и весь мир? В чем причина такого восприятия действительности? 13. Вопросы к докладчикам:
• Можем ли мы действительно винить Джозефину за убийство деда? • Чувствовали бы вы себя комфортно в этой семье, если бы были ребенком? - Хотели бы вы иметь такую маму, как Магда? После каждого доклада разгорался настоящий диспут, далеко выходящий за рамки сюжета романа. Речь шла о семейных отношениях вообще, каждый приводил в доказательство правоты своей точки зрения примеры из многих произведений других авторов. За два урока не было произнесено ни одного предложения по-русски. Всем хотелось высказаться на столь жизненно значимые темы, разобраться в вечных проблемах семейных отношений.
14. Подведение итогов дискуссии ведущей. Мы много спорили о том, какой нам видится семья, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать детей. Давайте попробуем теперь набросать общие черты такой семьи: • Семья должна быть большая и счастливая, чтобы каждый мог бы чувствать себя в ней вполне комфортно. • Главой семьи должен быть человек ответственный. Но он не должен доминировать в семье. Необходимо учитывать интересы каждого члена семьи. • Молодым следует уважать старших и наоборот. • Женщинам нужно уделять больше внимания своим детям. • Молодые люди должны иметь возможность для самореализации, для развития своих интересов. • Но женшины должны всегда оставаться женщинами и не забывать о своей природе, быть всегда модными, следить за своей внешностью. • Людям следует быть более терпеливыми по отношению друг к другу, более ответственными и надежными. • Надо, чтобы они были искренними в любви, доверяли друг другу. Ложь между членами семьи недопустима. • Истинная любовь не может зависеть от денег, комфорта и социального положения. • Дети должны ходить в школу и иметь друзей среди своих сверстников. • Нельзя допускать, чтобы дети чувствовали себя одинокими в семье. Им требуется забота и ласка. . Родителям необходимо уделять больше внимания своим детям. 15. Заключение. На примре одной британской семьи мы смогли проследить проблемы семейных отношений в британском обществе XX столетия. Все проблемы общества отражаются в семье. В результате мы создали собственную модель семьи, в которой нам хотелось бы жить и воспитывать своих детей. Учитель благодарит ребят за интересную и полезную работу. Возможно, вы обратили внимание, что учитель лишь дважды вступал в разговор: в самом начале дискуссии и в самом конце — и то, только чтобы поблагодарить ребят за интересные мысли, высказанные на этих уроках.
Проект «ТРАНСПОРТ МЕГАПОЛИСА* Данный проект относится к общешкольным. В нем принимали участие большинство учеников и учителей школы. Он проводился в рамках подготовки к празднованию 850-летия Москвы. Координатор проекта зам. директора по научно-методической работе Т.В.Куклина. Проект также относится к исследовательскому типу. Эксперимент, положенный в основу работы над данным проектом, дал возможность приобщить школьников к поиску решения транспортных, экологических, социальных проблем Москвы. Под руководством преподавателя географии Е. П. Снисаренко учащиеся проводили разносторонние исследования работы Московской Окружной железной дороги (ОЖД), анализировали социально-экономические проблемы ее рационального использования. Проблеме психологической комфортности пассажиров городского транспорта были посвящены факультативные занятия по психологии (психолог И. Е. Шамрина), На базе компьютеризированных комплектов ЛЕГО-ЛОГО ученики разрабатывали действующие модели будущих транспортных средств: модель железнодорожной станции с комплексами для пассажиров-инвали- дов, компьютерную систему безопасности железнодорожного переезда и т.д. (преподаватель С.А. Розенблюм). Уроки компьютерной графики преподавателя Л.Р.Назаровой позволили ученикам разработать дизайн внешнего вида железнодорожных станций XXI века. На уроках проектирования (преподаватель С. А. Красносельский) школьники создавали отдельные элементы транспортной системы будущей Москвы. В работе над проектом приняло участие около 200 учащихся. Результатом работы над проектом стала общешкольная конференция, на которой учащиеся защищали свои проекты и выдвигали предложения по улучшению работы транспортной системы в Москве, а также видеофильм, созданный на факультативных занятиях 3D-Studio О.М.Войтенкова. Время работы над проектом: с сентября 1996 г. по март 1997 г. В качестве всего лишь одного примера проведенной серии проектов мы приводим ход и результаты исследовательской работы группы школьников.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|