Методические рекомендации для подготовки к практическому занятию
При подготовке к практическому занятию рекомендуется выявить уровень усвоения теоретического материала по теме, работая с вопросами контроля теоретических знаний. При отсутствии существенных пробелов в теоретических знаниях обратите внимание на требования к знаниям и умениям, студентов, которые выдвигаются как необходимые для активного участия на занятии, познакомьтесь с перечнем вопросов, выносимых ля обсуждения и проработайте их по рекомендуемой литературе к лекции и семинару Задания для самостоятельной работы: 1.Изучить содержание книги «Теоретические основы профессиональной ориентации» С. Фукуяма (Япония), (индивидуально), переработать в краткий опорный конспект и обосновать взаимосвязь отдельных теоретических положений японской и отечественной профориентации. Ответить на вопрос: почему в японской системе профориентации придается большое значение организации профессиональных проб для учащихся? (Форма контроля - заслушивание сообщения на лекционном или практическом занятии).
2.Составить сравнительную таблицу, иллюстрирующую зарубежные и отечественные теоретические положения профессиональной ориентации и самоопределения молодежи; обозначить общие и отличительные параметры. (Форма контроля - коллоквиум). 3.Исследовать проблему профессиональных предпочтений старшеклассников отдельных школ г.Благовещенска и Амурской области и представить результаты на одном из лекционных или практических занятий. 4.Разработать систему диагностических методик для профессиональных консультаций различного типа для подростков. 5.Разработать профориентационный проект психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся 8-11 классов и представить к защите на практическом занятии. (По возможности подготовить компьютерный вариант презентации).
6.Изучить содержание Концепции профильного обучения на старшем этапе общего образования и составить опорный конспект. (Форма контроля - предъявление и комментарий на консультации перед экзаменом). 7.Подготовить методическую копилку - рекомендации для школьного психолога по проведению развивающей профессиональной консультации, (форма контроля - собеседование на консультации).
Тестовые задания
Тест содержит 24 задания, из них 14 заданий – часть А, 5 заданий – часть В, 5 заданий – часть С. На его выполнение отводится 90 минут. Если задание не удается выполнить сразу, перейдите к следующему. Если останется время, вернитесь к пропущенным заданиям. Верно выполненные задания части А оцениваются в 1 балл, части В – 2 балла, части С – 5 баллов. ЧАСТЬ А К каждому заданию части А даны несколько ответов, из которых только один верный. Выполнив задание, выберите верный ответ и укажите в бланке ответов. А 1. Кого принято считать основоположником теории профориентации, возникшей в 1880-х годах в США? А. Холланд Д. Б. Парсонс Ф. В. Берн Э. Г. Сьюпер Д. А 2. Какое понятие раскрыто в следующем определении: «…процесс активизации внутренних психологических ресурсов субъекта в познавательной, исследовательской, практической деятельности по построению личного профессионального плана». А. Профессиональное самоопределение. Б. Профессиональная ориентация. В. Профессиональная карьера. А 3. Решение проблем, связанных с выбором профессии, направлено на: А. Осмысление субъектом содержания и способов самоопределения. Б. Развитие общеучебных умений. В. Формирование межличностных отношений. А 4. К какой группе относятся следующие методы профориентационной работы: стимулирование, тренинг общения, активизирующие профориентационные игры, положительный пример, взаимопомощь.
А. Информационно-справочные. Б. Диагностические. В. Морально-эмоциональной поддержки. А 5. Какому типу самоопределения соответствует следующая характеристика: «Социальный запрос, соответствие интересам личности, формализация» А. Профессиональному. Б. Жизненному. В. Личностному. А 6. Какому понятию соответствует следующее определение: «Особая сфера деятельности педагога как фасилитатора, ориентированная на взаимодействие со школьниками по оказанию им поддержки в становлении личностного роста, социальной адаптации, принятии решения об избирательной профессиональной деятельности и самоутверждения в ней». А. Профессиональная ориентация. Б. Социально-профессиональное самоопределение. В. Педагогическое сопровождение социально-профессионального самоопределения школьников. Г. Карьера. А 7. Кто автор книги «Человек в поисках смысла»? А. Франкл В. Б. Бердяев Н. В. Фукуяма С. А 8. Какому понятию соответствует определение: «… – Свойства личности, совокупность которых является потенциальными и актуальными способностями к данной деятельности, а ослабление их приводит к стойким ошибочным действиям при профессиональном обучении и в дальнейшем к снижению эффективности профессиональной деятельности». А. Профессионально важные качества. Б. Профессиональная готовность. В. Профессиональная мобильность. Г. Профессиональный отбор. А 9. Следующая последовательность процедура профориентационной работы: 1.исследование психологической структура профессии; 2. определение соответствия профессии ПВК человека; 3. проведение диагностики индивидуально-личностных особенностей и ПВК человека; 4. исследование операционально-технологической структуры профессии; 5. проведение анализа и самоанализа психологических особенностей личности и ПВК человека; отражает понятие: А. Профотбора. Б. Профадаптации. В. Профессиограммы. А 10. Профессионал – это… А. Носитель совокупности профессиональных знаний и умений. Б. Субъект профессиональной деятельности. В. Исполнитель трудовых функций. А 11. Кто является автором классификации профессий по профессиональным ценностям: общения, интеллектуальной активности, технической активности, художественной активности, соматической активности, материально-экономической активности?
А. Климов Е. Б. Йовайша Л. В. Захаров Н. Г. Поляков В. А 12. Какое понятие раскрыто в определении: «Свойства личности, совокупность которых представляет собой способности к данной деятельности, и обеспечивают успешность профессионального обучения и трудовой деятельности»? А. Профессионально-важные качества. Б. Психограмма. В. Профессиограмма. А 13. Какой метод профессиографии иногда обозначается в литературе как «метод Петра I»? А. Сравнительный метод. Б. Трудовой метод. В. Лонгитюдный метод. Г. Биографический метод. А 14. Процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных (психологических) характеристик профессии и позволяющая подбирать психологические методики для профотбора, разрабатывать обучающие программы для профессионалов, соответствует: А. Психограмме. Б. Аналитической профессиограмме. В. Модели специалиста. Г. Профессиональной адаптации. ЧАСТЬ В Будьте внимательны! Задания части В могут быть 3-х типов: 1) задания, содержащие несколько верных ответов; 2) задания на установление соответствия; 3) задания, в которых ответ должен быть дан в виде числа, слова, символа. В 1. Дополните перечень компонентов (направлений) традиционной профориентации: 1. Профинформация. 2. Профпросвещение. 3. _______ 4. _______ 5. _______ В 2. Сгруппируйте. А. Формы профориентации. Б. Методы профориентации. В. Принципы профориентации.
1. Человек – 2. Человек – 3. Человек – 4. Человек – 5. Человек – В 4. Расшифруйте названия типов профессий по классификации Д. Холланда, основанной на сопоставлении типов личности и типов профессиональной сферы (ниже представлены их первые буквы): 1. Р- 2. И- 3. С- 4. К- 5. П- 6. А- В 5. Соотнесите понятия. А. Жизненные планы. Б. Жизненное самоопределение. В. Карьера. 1. Процесс достижения наивысших результатов в профессиональной деятельности. 2. Ближайшая перспектива, обусловленная отдаленными жизненными целями. 3. Процесс выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях. ЧАСТЬ С Ответы к заданиям части С формулируете в свободной краткой форме и записываете в бланк ответов. С 1. В чем заключается содержание справочно-информационой консультации? С 2. Чем отличаются друг от друга понятия «психограмма» и «квалификационная характеристика специалиста»? С 3. Дайте определение понятию «профессиональная карьера». С 4. Дайте определение понятию «профессиограмма». С 5. Сформулируйте условия, которые необходимо учесть при построении личного профессионального плана.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Обязательная литература
2. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 2008;
4. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учеб. пособие. – Екатеринбург, 2010. 5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб.: Питер, 2010. 6. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития – М., 2010
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. – 464с. 9. Маслоу А.Г. Мотивация личности / А.Г.Маслоу. – Спб.: Евразия, 2001. – 478с. 10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, Спб.: Питер, 2002. – 705с. 11. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. – 1988.-№6.-С.26-37. 12. Божович, Л.И. Психологическое изучение ребенка и индивидуальный подход к нему в процессе воспитания // Психологическое изучение детей в школе-интернате / Под ред. Л.И.Божович.- М.: Изд. Москва, 2008.
13. Профессиональное и личностное самоопределение детей-сирот: Методическое пособие. / Под ред. Байбородовой Л.В. – Ярославль: Издательство ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, - 2009 14. Психология как профессия./ Под ред. Базарова Т.Ю., Ивановой Е.М., Климова Е.А. – М.: издательство МГУ им. М.В. Ломоносова, - 2009; 15. Белянский, Н.П. Управление персоналом: учебник /Н.П. Белянский. – Минск: Современная школа, 2008. – С. 159 – 207 16. Чернявская, А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации /А.П. Чернявская. - М.: Владос, 2001.- 89 – 107 17. Гейжан, Н.Ф. Методика индивидуальной профконсультации: учеб. пособие для студ высш. учеб. заведений /Н.Ф. Гейжан. - М.: Высшая школа, 1982. – С. 76 - 89. 18. Климов, Е.А. Личностное и профессиональное развитие человека /Е.А. Климов // Вопросы психологии. - 1997. - №4. - С.28-38. 19. Никифоров, Г.С. Профессиональный отбор /Г.С. Никифоров //Управление персоналом. 1998. - №38. - С.39-43. 20. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: учеб. пособие для студ. вузов по специальности «Психология» /Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Академия, 2005. – С. 367 - 398. 21. Романова, Е.С. 99 популярных профессий: Психологический анализ и профессиограммы /СПб: Питер, 2006. - С. 367- 483.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|