Задания к рейтинг-контролю
РЕЙТИНГ 1: Защита реферата Темы рефератов:
РЕЙТИНГ 2: Коллоквиум по темам №№8-15 Итоговый контроль: Устный экзамен Вопросы к экзамену
ПРИЛОЖЕНИЯ
Материалы к теме 3. ^ Методологические основы самоопределения СХЕМА Духовное самосовершенствование за рамками обыденных представлений Уровни возможностей профессионального жизненного самоопределения
занятия Приобщение к своей Решение отдельных должности и трудовому посту жизненных вопросов
трудовым функциям и задачам умениях и талантах (не обязательно связанных с с решением важных жизненных вопросов) ^ У ровни реализации Уровни реализации возможностей возможностей жиз-
Периодизация развития человека как субъекта труда (Климов Е.А.)
Стадия игры (от 3 до 6-9 лет). Происходит овладение «основными смыслами» человеческой деятельности, знакомство с конкретными профессиями (игры в шофера, врача, продавца, учителя…). Возникновение детской сюжетно-ролевой игры. Стадия овладения учебной деятельностью (от 6-8 до 11-12 лет). Интенсивно развиваются функции самоконтроля, самоанализа, способности планировать свою деятельность, свое время при выполнении домашнего задания. Стадия «оптации» (от лат. optatio – желание, выбор) (от 11-12 до 14-18лет). Подготовка к жизни, к труду, сознательного и ответственного планирования и выбора профессионального пути. Стадия адепта. Это человек уже ставший на путь приверженности к профессии и осваивающий ее (учащиеся профтехучилищ, и студенты техникумов, вузов, а также слушатели, курсанты, ученики мастера-наставника и др.). В зависимости от профессии это многолетний или кратковременный процесс (даже в форме инструктажа). Стадия адаптанта. (этап «привыкания» молодого специалиста к работе, адаптация). Вхождение в профессию после завершения профессионального обучения, продолжающаяся от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Схема построения личной профессиональной перспективы (ЛПП)
^ ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ПОДРОСТКА Выбор профессии - это процесс, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои определения, социальная ситуация, своя среда и атмосфера, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение. Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии. 1. Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии: а) выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов; б) выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор. 2. Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде,Он выделяет следующие типы профессионального выбора: I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью. II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям. 3. Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф. Седлак, X Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: первый тип - безразличный, меркантильный; второй - нерешительный, фантазирующий; третий - послушный, безответственный; четвертый - целеустремленный, уверенный. 4. Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы: I. низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества; II. заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана; IV. заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе; V. завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус; VI. завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (Климов Е.А., 1976). 5. В этом же ключе рассматриваются финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»: а) в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответствии с его личными качествами, 6) в конце диагностического этапа остается некоторое несоответствие между выбираемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах, в) остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами, г) в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции отношении своего профессионального будущего (Королькова Г.Ф.,1975). 6) Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого. При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта. 7) В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора.
^ Основные приоритеты: 2.Расширение перечня учебных предметов и курсов, изучаемых на основе добровольного выбора школьника. 3.Средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и способности учащихся. Профиль: • Предметы, являющиеся обязательными для всех профилей обучения: русский язык, литература, иностранный язык, история, обществознание (интегрированный курс для естественно-математического, технологического профиля и т.п.), естествознание (интегрированный курс для гуманитарного, социально-экономического профиля и т.п.), физическая культура. • Число часов, отводимое для изучения того или иного базового предмета отличается в разных профилях. 2.Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль. Элективные курсы: 2.Функции: «поддержка» изучения основных предметов, внутрипрофильная специализация, построение индивидуальных образовательных траекторий. 3.Количество курсов должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которое должен выбрать ученик. Соотношение учебных курсов в старшей школе: 2.Создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения, выбора учащимися разных категорий индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями. 3.Расширить возможности социализации учащихся, в частности, более эффективно готовить выпускников к профессиональному самоопределению. 4.Обеспечить преемственность общего и профессионального образования, устранив расхождения в требованиях, предъявляемых к подготовке выпускников в школе и абитуриентов в вузе; устранить недостатки довузовской подготовки (репетиторство, платные подготовительные курсы). 5.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования предусматривает возможность введения пяти профилей: 2.Относительное сокращение учебного материала непрофильных предметов с целью завершения базовой общеобразовательной подготовки учащихся. 3.План образован учебными предметами трех типов: базовые общеобразовательные, профильные, элективные.
2.Постепенное увеличение доли технологий обучения, близких к вузовским, предполагающих иную организацию аудиторных занятий и внеаудиторной 3.Увеличение доли технологий, способствующих развитию партнерских отношений между учителем и учеником В образовательной среде: 2.Создание разнообразных пространств для творческой самореализации учащихся. 3.Создание пространств совместной деятельности педагогов и старшеклассников. 4.Развитие подростковых и юношеских общественных объединений. В формах оценивания и контроля: 2.Использование рейтинговых оценок 4.Использование многоуровневой балльной оценки (и, соответственно, перевод ее в 5-ти балльную шкалу). 5.Постепенный «уход» от разовых выборочных проверок образовательных результатов. 6.Формулирование критериев оценивания совместно с учениками. 7.Разработка форм учета текущих достижений ученика, заменяющая школьный дневник.
Основные направления реформирования общего образования в рамках концепции профильного обучения следующие:
1. Возможность одновременного функционирования профильных и общеобразовательных классов, а также возможность построения индивидуальных образовательных траекторий с углубленным изучением отдельных предметов.
2. Учебный план профильного обучения включает четыре блока. Блок 1 - базовые общеобразовательные предметы, обязательные для всех учащихся и всех профилей обучения: математика, история, русский и иностранный языки, физическая культура, а также интегрированные курсы обществознания (для естественнонаучного профиля) или естествознания (для гуманитарных профилей). Блок 2 - профильные общеобразовательные предметы, определяющие общую направленность соответствующего профиля и обязательные для учащихся, выбравших данный профиль. Блок 3 - элективные курсы, обязательные для изучения по выбору учащихся, которые реализуются за счёт школьного компонента учебного плана. Соотношение объёма учебного времени по блокам 1, 2 и 3 составляет примерно 50:30:20%. Блок 4 - учебные практики, проекты, исследовательская деятельность. 3. Многовариантность форм организации профильного обучения. Общеобразовательное учреждение может быть однопрофильным, многопрофильным, а может и не быть ориентирована на конкретные профили, но за счёт значительного увеличения числа элективных курсов должна предоставлять учащимся возможность реализовать индивидуальные профильные образовательные траектории. 4. Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов. В системе профильного обучения выпускнику основной ступени (9-го класса) нужно совершить ответственный выбор в отношении профилирующего направления обучения. Необходимое условие, способствующее самоопределению учащегося введение предпрофильной подготовки. Основной формой такой подготовки является организация курсов по выбору, количество которых должно быть по возможности значительным. Они носят краткосрочный и чередующийся характер учебных модулей.
Итак, система профильного обучения характеризуется следующими особенностями: Вводится на старшей ступени общего образования (2-3 последних года обучения); Количество профилей составляет, как минимум, 2 и более; Сохраняется возможность внепрофильного обучения; Количество и объём инвариантных учебных предметов существенно сокращается, а вариативность обучения достигается за счёт расширения спектра курсов по выбору учащихся.
Приложение 6. Материалы к теме № 8. Изучение личности в целях профориентации Выявление профессиональных установок подростка на этапе выбора профессии Выбор профессии - это процесс, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои определения, социальная ситуация, своя среда и атмосфера, продолжительность которых зависит от внешних условий и индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии. Профессиональное самоопределение рассматривается как процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
Среди этапов профессионального развития, этап выбора профессии имеет наибольшее значение.
Существует много психологических исследований, посвященных ситуации выбора профессии.
1. Чебышева В.В. и Галкина О.И. выделяют 2 возможные ситуации выбора профессии: а) выбор профессии как осуществление в плане решений достаточно сформированных способностей и интересов; б) выбор профессии как возможность проверить свои силы, накопить трудовой опыт, чтобы потом сделать более обоснованный профессиональный выбор.
2. Аналогичный подход реализован в исследованиях В. Джайде. Он выделяет следующие типы профессионального выбора: I. Характеризуется повышенной зависимостью подростка от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством, в целом - пассивностью. II. При достаточной решительности и самостоятельности имеются лишь мало дифференцированные склонности. Подросток в состоянии сам сделать выбор профессии, который соответствовал бы его достаточно выраженным склонностям и способностям. 3. Похожие основания усматриваются в подходе, который осуществляют Ф. Седлак, X Бройер. Б. Зовинец, которые дают следующие характеристики разным типам подростков, выбирающих профессию: первый тип - безразличный, меркантильный; второй - нерешительный, фантазирующий; третий - послушный, безответственный; четвертый - целеустремленный, уверенный.
4. Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А. Климовым, где выделяются следующие типы: I. Низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества. II. Заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана. IV. Заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе. V. Завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус. VI. Завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть (Климов Е.А., 1976).
5. В этом же ключе рассматриваются финальные этапы профконсультационных ситуаций Г.Ф. Корольковой. Она выделяет четыре «казуса»:
а) в конце диагностического этапа профконсультации выбор профессии учеником сделан в соответствии с его личными качествами, 6) в конце диагностического этапа остается некоторое несоответствие между выбираемой областью деятельности и интересами и склонностями, либо ученик недостаточно информирован о мире профессий и о своих качествах, в) остается резкое несоответствие между профессией, которую ученик выбирает, и его склонностями и интересами, г) в конце диагностического этапа выбор не сделан, и нет активной позиции отношении своего профессионального будущего (Королькова Г.Ф.,1975). 6. Очень перспективными представляются те подходы, в которых делается акцент на эмоциональных состояниях подростка, находящегося в ситуации профессионального выбора. П. Скавран особенное внимание обращает на те случаи, когда подросток обращается в профессиональную консультацию в силу своего страха перед выбором профессии и желания переложить собственную ответственность на другого.
При этом и сам профконсультационный диалог строится в том ключе, что надо не столько выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для будущей профессии, сколько работать с актуальными страхами и опасениями подростка. В исследованиях X. Томэ и В. Джайде показано, что при профессиональном выборе у подростков могут возникать определенные отрицательные эмоциональные состояния, в частности состояния брошенности, растерянности, принуждения, обусловливающие стремление уйти от решения проблемы профессионального выбора, откладывая его на неопределенное время или перекладывая ответственность на консультанта. 7. В типологии профессионального выбора Кнефелькампа и Слепецки делается акцент на когнитивных процессах, участвующих в локальной ситуации профессионального выбора.
Приложение 7. Материалы к теме № 8.
Изучение личности в целях профориентации «Основные организационные принципы профориентационной работы»
Крайности «Золотая середина» Крайности 1. Узкая специализация 1.Многообразие форм и методов работы 1.Хаос, бессистемность, следование методическим модам 2.Морализаторство 2.Нравственность как стержень всей работы, как основа организации разнообразия методов 2.Безнравственность 3.Идеализация предшествующего опыта 3.Преемственность в работе, сохранение лучших традиций 3.Отрицание предшествующего опыта 4.Внутренняя пассивность, ожидание, что кто-то решит ваши проблемы 4.Самоактивизация, способность искать внутренние резервы в работе 4. «Самосгорание» на работе, стремление браться за все мыслимые и немыслимые проблемы 5.Самоизоляция 5.Профессиональное содружество 5.Потеря профессионального самоощущения 6.Пессимизм, отчаяние 6.Вера в успех, в свои возможности 6.Излишня самоуверенность 7.Акцентирование внимания на единичных принципах, без их взаимосвязи друг с другом 7.Взаимосвязь принципов, их взаимодополняемость 7.Утеря специфики принципов
Приложение 8. Материалы к теме № 9 Методы профориентации
Группы методов профориентации Название группы методов Характеристика
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|