Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения личности
⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21
Основные принципы работы профконсультанта
Профконсультирование является специальной деятельностью по оказанию помощи клиенту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда. Эти проблемы связаны с выбором профессии, определением профиля профессионального обучения, трудоустройством, сменой сферы деятельности.
Профконсультант может реально помочь, прежде всего, в решении проблемы выбора профессии и в определении профиля профессионального обучения. Для большинства клиентов службы занятости актуальны также проблемы психологической и социальной адаптации.
Последствия общения с консультантом имеют большую личностную значимость для клиента. Вмешательство консультанта - развивающее или разрушающее личность клиента - зависит от соблюдения им этических принципов профессиональной деятельности:
Ответственность. Консультант несет персональную ответственность за адекватность используемых методов, правильность проведения диагностических процедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций.
Компетентность. Профконсультант должен иметь необходимую специальную теоретическую и практическую подготовку, использовать приемы и методы, соответствующие его квалификации и личным возможностям, постоянно повышать свою квалификацию, знакомиться с новыми разработками в области своей профессиональной деятельности, выбирать методы адекватно конкретной ситуации консультирования.
Добровольность. Клиент участвует в профконсультации по собственному желанию и имеет право отказаться от какого-либо вида работы с консультантом (тестирования, анкетирования и т.п.) без объяснения причин.
Конфиденциальность. Информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача её другим лицам возможна лишь с согласия консультируемого и если это соответствует его интересам.
Активность. Консультируемый самостоятельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости. Профконсультант оказывает информационную и психологическую помощь в ответ на запрос клиента, создает условия и поощряет активность и самостоятельность консультируемого в принятии им решения. Суждения и оценки профконсультанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решения.
^ Позитивный эффект. Профконсультант интерпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требованиям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на возможностях консультируемого, поддерживает и стимулирует его поисковую активность.
Лояльность. Профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении. Интересы консультируемого, даже не соответствующие интересам службы занятости, являются приоритетными. В общении с любым клиентом профконсультант должен проявлять доброжелательность, тактичность независимо от своего эмоционального и физического состояния и субъективного отношения к нему.
Схема профконсультирования
Подготовительный этап. Основная задача консультанта на данном этапе - составить общее представление о проблеме клиента. Консультант анализирует имеющиеся у него данные и готовится к консультации: подбирает справочно-информационный материал, необходимые диагностические методики, продумывает стратегию.
^ Первый этап. Задача консультанта - помочь клиенту сформулировать свою профконсультационную проблему, то есть увидеть эту проблему глазами клиента. Данный этап начинается со знакомства и во многом определяет успешность всей консультации. В самом начале встречи консультант должен представиться. С самого начала консультации необходимо позаботиться о дружеской, доверительной атмосфере. Успешность установления контакта с клиентом зависит от уровня коммуникативной культуры профконсультанта, которая предполагает контроль за собственным невербальным поведением (визуальным контактом, эмоциональным тоном речи, позами и жестами, межличностным пространством), диагностику состояния клиента по посылаемым им невербальным сигналам, а также вербальную культуру.
Далее консультант оценивает исходную ситуацию по следующим позициям:
Клиент: в чем заключается его проблема, как он относится к консультации и профконсультанту, в каком состоянии находится, каков может быть внутренний мотив обращения к консультанту.
Условия: организационные, временные, информационная и методическая оснащенность.
Профконсультант: осознание профессиональной квалификации и компетентности относительно данной ситуации, функциональная готовность к ней, статус в глазах клиента.
Если контакт с консультируемым не получается, можно использовать несложные методики, например ДДО, "Карту интересов", конструктивный рисунок человека из геометрических фигур. Для неуверенных клиентов рекомендуется создать условия, способствующие переживанию успеха, с помощью заданий на сообразительность, внимание.
^ Второй этап. Основная задача - выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмотрение проблемы клиента глазами специалиста и уточнение либо изменение предварительной гипотезы, определение пути совместного решения проблемы, разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения. При этом он может удлинить время беседы, перенести ее на другое время, а в промежутке между встречами уточнить или получить необходимую информацию.
^ Третий этап. Консультант и клиент совместно определяют конкретную цель данной консультации (информационно-справочная, диагностико-рекомендательная, диагностико-корректирующая, формирующая). Этот этап предполагает равную степень активности. Консультант помогает клиенту взглянуть на себя глазами специалиста. Для этого нужно на доступном уровне объяснить ему необходимые понятия.
^ Четвертый этап. Консультант и консультируемый совместно стремятся достичь определенной ими на предыдущем этапе цели (информационной, диагностической или формирующей). Важно показать клиенту, что он и сам немало знает. Применяются не только психодиагностические методики, но и наблюдения за клиентом, за его высказываниями о себе, самооценка. Формирующая цель достигается с помощью профориентационных задач, совместного обсуждения различных ситуаций, а так же профориентационных игр.
^ Пятый этап. На этом этапе происходит совместное подведение итогов консультации (окончательных или промежуточных). Консультируемого спрашивают, что дала ему консультация, достигнуты ли ее цели, какие выводы он сделал. Далее, если консультация многоразовая, определяются пути дальнейшей работы, а если одноразовая - составляется более совершенный вариант профессионального плана. В том случае, если обратная связь с консультируемым в чем-то неожиданна для профконсультанта, значит, на каком-то этапе он совершил ошибку. При выходе из контакта желательно отметить положительные стороны клиента, отметить его интересные мысли, выразить надежду на удачное профессиональное будущее клиента.
^ Завершается консультация протоколированием следующих сведений: анкетные данные; общие выводы по предварительным данным; первоначальное понимание клиентом своей проблемы; гипотеза профконсультанта; совместно конкретизированная цель и шаги, предпринятые для её достижения; итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом; примечание.
Профконсультирование в школе
Развивающая (активизирующая) профконсультация не исключает активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи, в отличие от директивной профконсультации. Основной её целью является активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая должна быть включена в учебно-воспитательный процесс. Развивающая профконсультация подразумевает работу с учащимися разного возраста. Главный момент в ней - перенесение акцента с акта выбора профессии на подготовку к ней путём правильной оценки природных особенностей и направленного формирования необходимых качеств, свойств личности.
Следующий принцип развивающей профконсультации - это реализация нового подхода к использованию и интерпретации психодиагностических методик. Ещё один принцип состоит в отказе от наращивания арсенала методик психодиагностики и сосредоточения основного внимания на разработке и применении специальных коррекционных программ и систем психотренировок.
Наконец, реализация принципов сотрудничества консультанта с консультируемым путём гуманистического подхода к профконсультированию. Успех профконсультации во многом зависит от того, удастся ли наладить с учащимся доверительные отношения. Неприемлемы давление, директивный тон и навязывание собственного мнения. Профконсультант должен делать акцент на объяснении того, что выбор профессии будет правильным тогда и только тогда, когда он осознан, самостоятелен и когда ему предшествовала кропотливая работа по самопознанию и изучению мира профессий.
Для грамотного построения профконсультационной работы консультант должен разбираться в особенностях и тенденциях мира современных профессий, обладать знаниями о закономерностях формирования способностей и склонностей, владеть методиками психодиагностики, отчётливо представлять себе роль природного и приобретённого в профессиональном самоопределении, владеть методиками коррекционной работы.
Для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования: Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. Формирование образа "идеальной" профессии. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий. Анализ психологических портретов реальных профессий. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.
Приложение 10. Материалы к теме № 11. Современный мир профессий, тенденции его развития Классификация профессий в соответствии с предметами и целями деятельности (по Е.А. Климову)
Факторы успешности в профессиональной деятельности
Материалы к теме № 15. Критерии и показатели профессионального самоопределения личности и успешности профессиональной деятельности Критерии оптимальной деятельности классных руководителей по профессиональной ориентации школьников Профессиональная ориентация, как и любой вид деятельности, требует выбора определенных критериев оптимальности ее осуществления. К ним, согласно теории оптимизации, следует отнести эффективность, качество решения учебно-воспитательных задач, а также расход времени и усилий педагогов на их реализацию. К сожалению, критерии деятельности классных руководителей по профориентации остаются недостаточно разработанными. Отсюда происходит подмена многоплановой и кропотливой работы по профориентации агитацией и информацией. Так, многочисленные мероприятия, связанные с профориентацией, но проводящиеся без ясно осознаваемой цели, становятся формальными и дискредитируется сама идея профориентации. ^ Учитывая сущность профориентации и общей цели этой работы - подготовку учащихся к сознательному выбору профессии, можно говорить о том, что классные руководители в процессе работы по профессиональной ориентации обязаны формировать у учащихся систему знаний о профессиях; располагая знаниями о личностных особенностях школьников, помогать им в выборе профессии; воспитывать у учащихся стремление к самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, что нами рассматривается в качестве важнейшего условия формирования профессионально значимых качеств личности - ведущего строя общественно значимых мотивов выбора, устойчивость профессиональных намерений. Оценивая деятельность классных руководителей, необходимо ориентироваться на следующие показатели: ^ Высокий уровень заинтересованности учащихся в самостоятельном и осознанном выборе профессии. Он определяется по наблюдениям на уроке и во внеурочной деятельности, беседам с учащимися и их родителями, картам интересов, анкетированию. ^ Насыщенное использование возможностей уроков и внеклассных ^ Наличие системы профориентационной работы с целью развития В основе определения критериев находятся ведущие направления профориентации, разработанные профессором А.Д. Сазоновым: профессиональное просвещение, предоптация, предварительная профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор (подбор), социально-профессиональная адаптация, профессиональное воспитание, постоптация. На основе принятых критериев можно представить три группы классных руководителей с различным уровнем их подготовки к организации и проведению профориентационной работы. ^ I Группа (высокий уровень) - классные руководители, которые предусматривают вооружение учащихся определенной совокупностью знаний о социально-экономических и психофизиологических особенностях различных профессий, об условиях правильного выбора одной или нескольких из них, воспитания у школьников положительного отношения к различным видам профессиональной и общественной деятельности; обеспечивают эффективную предметно-практическую деятельность, направленную на развитие взаимоотношений с людьми и обществом, способствуя при этом усвоению нормотипических отношений, устанавливая соответствие индивидуальных, психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии; обеспечивают активный процесс приспособления школьников к условиям местного производства, условиям труда и особенностям конкретной специальности. ^ II Группа (средний уровень) - классные руководители, которые в основном решают проблему вооружения школьников системой профориентационных знаний, но не всегда методически верно ориентируют учащегося на выбор необходимой для него и данной местности профессии, не придают важного значения изучению индивидуальных особенностей школьников, организуют в основном работу информационным путем; предметная деятельность такими классными руководителями, как правило, обеспечивает не интеллектуальную активность человека, а только физическую; знания школьников по данной проблеме отрывочны так как такие формы профконсультации, как информационная, диагностическая, медицинская и формирующая, не превратились в систему, носят эпизодический характер; профессиональный отбор бессистемен; классный руководитель недостаточно развивает склонности учащихся к конкретной профессиональной деятельности. III группа (низкий уровень) - классные руководители, которые работают в основном на машинно-интуитивном и пробно-вероятностном (проб и ошибок) уровнях, не обеспечивают профессиональную ориентацию учащихся, слабо или вообще не ориентируются в направлениях профориентации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|