1. 1. Общая характеристика системы управления. 9
Уровни управления транспортной системы.. 12
1. 2. Формы и методы государственного регулирования. 16
1. 3. Характеристика судоходной компании как объекта управления. 21
1. 4. Организационные формы управления грузовыми перевозками. 24
1. 5. Миссия и цели организаций и предприятий. 29
Контрольные вопросы.. 36
Тестирование. 37
2. 1. План эксплуатационной работы судоходной компании. 39
2. 2. График движения и обработки флота. 46
2. 3. Техническое планирование работы флота. 48
Содержание технического плана работы флота. 49
Последовательность расчёта. 49
2. 4. Планирование работы пассажирского флота. 51
2. 5. Судовое планирование. 53
Контрольные вопросы.. 56
Тестирование. 57
3. 1. Место и роль оперативного управления в организации транспортного процесса. 59
3. 2. Организационная структура и функции диспетчерского аппарата. 64
3. 3. Диспетчерская документация. 69
3. 4. Оперативное планирование перевозок и работы флота. 70
3. 5. Особенности управления работой флота в различные периоды навигации. 71
Контрольные вопросы.. 74
Тестирование. 74
Дисциплина «Управление работой флота» относится к вариативной части Гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин учебного плана специальности «Судовождение». Изучается на 5 курсе в 9 семестре по очной форме обучения.
- основные нормативные и законодательные материалы в практике работы транспортного предприятия, а также основные микроэкономические и макроэкономические показатели и принципы их расчета;
- основы теории транспортных потоков, модели, методологию и организацию процесса разработки управленческого решения в прикладной области – организация перевозок и управление работой флота.
- формулировать прикладные задачи, выбирать методы их решения.
- навыками поиска, анализа и использования нормативных материалов, а также приемами организационного построения производственной команды и своевременного принятия решений;
- системным подходом при постановке задач, навыками моделирования прикладных задач и оптимизации их решения.
Объем дисциплины составляет 3 зачетных единицы, всего 108 часа, из которых 38/12 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем ( 19/8 часов занятия лекционного типа, 19/4 часов практические занятия), 43/87 часа составляет самостоятельная работа обучающегося.
Анализ
| выявление факторов, влияющих на функционирование хозяйствующего субъекта, их качественная и количественная оценка с целью разработки мероприятий по уменьшению воздействия негативных факторов и усилению позитивных факторов
|
Автономность плавания
| сколько часов судно может находиться в плавании без заправки топлива
|
Акватория порта
| включает следующие элементы:
а) судовые ходы и подходы к причалам;
б) рейды – это участки акватории, которые предназначены для стоянки судов, формирования и расформировании составов и выполнения рейдовых операций. Рейды оборудуются специальными сигнальными знаками. В крупных рейдах имеются отдельные рейды по прибытию и отправлению, а также рейды для наливных и сухогрузных судов
|
Большой каботаж
| перевозки между отечественными портами, расположенными на разных морях
|
Вспомогательное судно
| судно предназначенное для обслуживания транспортного и технического флота. К ним относятся: ледоколы, рейдово-маневровые буксиры, бункеровщики и т. п.
|
Внутренняя перевозка
| Перевозка осуществляемая по внутренним водным путям
|
Грузовая база
| это грузопотоки, обусловленные договорными обязательствами.
|
Грузоподъемность
| это максимальное количество груза, которое может быть погружено в судно
|
Грузовместимость
| это объем грузовых помещений судна
|
Грузооборот
| это общее количество груза, которое проходит как через причалы порта, так и через причалы клиентуры
|
Грузопоток
| это количество однородного груза в тоннах, которое перевозится между определенными пунктами отправления и назначения
|
Дедвейт
| разность между водоизмещением судна в грузу и порожнем
|
Длительность эксплуатационного периода
| включает время с момента очищения реки ото льда (естественным или искусственным образом) по момент ледостава в районе порта (пристани)
|
Длительность рабочего периода
| определяется моментами начала и окончания переработки первой и последней партии грузов, поступающих с воды или отправляемых на воду
|
Интервал отправления
| промежуток времени между двумя последовательными отправлениями судов на линии
|
Контроль
| это наблюдение и проверка хода производственного процесса.
|
Круговой рейс
| это совокупность операций, совершаемых судном между двумя последовательными подачами его под загрузку в одном и том же пункте
|
Легкий груз
| это грузы, удельный погрузочный объем которых больше удельной грузовместимости судна.
|
Метод управления
| это способ воздействия на коллективы и управляемых работников
|
Механовооруженность причалов
| характеризуется количеством и типом механизированных установок, находящихся на причале
|
Малый каботаж
| перевозки между отечественными морскими портами одного бассейна
|
Норма загрузки судна
| представляет количество груза, которое может быть погружено в судно в определенных условиях
|
Нормальный груз
| это грузы, удельный погрузочный объем которых равен удельной грузовместимости судна
|
Объем перегрузочных работ
| это то количество груза, которое перерабатывается силами и средствами порта, как на своих причалах, так и на причалах клиентуры
|
Оборот
| это совокупность операций между двумя последовательными подачами под погрузку
|
Простой рейс
| рейс судна между одним портом погрузки и одним портом выгрузки
|
Планирование
| это определение целей развития системы, средств и путей их достижения
|
Принцип управления
| это основные положения, которыми руководствуются в процессе управления
|
Плотность
| это объем среднесуточного отправления груза за весь период или за какой-то период навигации
|
Пропорциональность
| развития отдельных элементов материально-технической базы водного транспорта (например, соответствует пропускной способности порта и пропускной способности флота и т. д. )
|
Полная грузоподъемность
| показывает, какую общую массу груза и необходимых рейсовых запасов может принять судно
|
Причальный фронт
| это совокупность причалов (механизированных), которые могут быть смежными и изолированными
|
Пропускная способность порта
| является важнейшим комплексным параметром, характеризующим его производственную мощность и определяется пропускной способностью отдельных причалов
|
Пропускная способность причала
| максимальное количество груза в тоннах, которое может быть переработано на данном причале за сутки при наилучшем использовании всех технических средств причала и рациональной организации перегрузочного процесса
|
Потребность во флоте
| количество судов, необходимых для освоения определенного объема перевозок при заданных условиях работы линии в среднесуточном исчислении
|
Ритмичность
| это согласованное во времени выполнение определенных операций транспортного процесса различными его участниками (например, подход судов – наличие свободных шлюзов и т. д. )
|
Регулирование
| это ликвидация отклонений от заданных траекторий
|
Рациональность
| использование технических средств транспорта (например, оптимальная расстановка судов по линиям, сокращение простоев, снижение балластных переходов и т. д. )
|
Регистровая вместимость судна
| это объем внутренних помещений судна
|
Регистровая вместимость брутто
| это объем всех помещений судна в регистровых тоннах
|
Рейс
| это совокупность рабочих процессов, связанных с перевозкой грузов или пассажиров между двумя конечными пунктами.
|
Расчетно-аналитический метод
| является основным методом установления технических норм, сущность которых заключается в установлении функциональной зависимости нормы от управляемых факторов
|
Расчетная скорость
| это скорость движения судов и составов относительно воды
|
Рабочая потребность
| количество судов, занятых непосредственно на транспортной работе
|
Сложный рейс
| рейс состоящий из нескольких портов погрузки и выгрузки
|
Система
| это совокупность взаимодействующих между собой элементов, воспринимающих и перерабатывающих информацию для достижения определенных целей
|
Смешанная перевозка
| перевозки между отечественными портами, отечественными и зарубежными портами (экспортно-импортные перевозки)
|
Статистический метод
| Это метод нормирования используется для установления технических норм в зависимости от второй группы (неуправляемых или малоуправляемых факторов).
|
Судопоток
| выражает количество отправлений судов из порта
|
Транспортный флот
| флот предназначенный для перевозки грузов и пассажиров
|
Тайм-чартер
| фрахтование судна на время, с оплатой части эксплуатационных расходов фрахтователем
|
Трамповое судоходство
| вид торгового мореплавания, при котором грузовые суда не связаны с постоянными районами плавания, портами погрузки и выгрузки, не ограничены определенным видом груза. Трамповые перевозки осуществляются по разовым договорам, в которых по соглашению сторон определяются направление и стоимость перевозки
|
Технический флот
| флот предназначенный для выполнения работ по поддержанию габаритов водного пути и обслуживания судоходной обстановки.
|
Тип судна
| это судно с определенными технико-эксплуатационными и экономическими характеристиками
|
Территория порта
| служит для размещения складов, различного рода сооружений, перегрузочных установок, вокзалов, перегрузочных путей и т. д.
|
Тяжелый груз
| это грузы, удельный погрузочный объем которых меньше удельной грузоподъемности судна
|
Техническая скорость
| скорость движения судов и составов рассчитывается на основе паспортных характеристик судов с учетом их загрузки, габаритов водного пути, гидрометеорологических условий, а также форм организации работы флота
|
Техническая производительность
| Это количество груза в тоннах, которое может быть перегружено за час чистого (оперативного) времени в определенных организационно-технических условиях при полном использовании технических возможностей машины
|
Учет
| это сбор и накопление данных о ходе производственного процесса в целом и на отдельных его этапах
|
Удельная грузовместимость
| это отношение грузовместимости судна к его грузоподъемности
|
Фрахт (Fracht)
| плата за перевозку груза морем, принятая в судоходстве и представляющая собой цену, которая складывается на фрахтовом рынке в зависимости от различных конъюнктурных факторов
|
Фрахтовая ставка
| договорная цена перевозки 1т груза
|
Чистая грузоподъемность
| переменная величина и определяется дедвейтом и массой запасов на рейс, зависящей в основном от дальности рейса
|
Чистая вместимость
| это объем в регистровых тоннах помещений, служащих для перевозки грузов и пассажиров, то есть используемых в коммерческих целях
|
Частота отправления
| это количество отправлений судов в единицу времени
|
Эксплуатационная производительность
| это средняя производительность перегрузочной машины с учетом нормируемых затрат времени на подготовительные операции обслуживания рабочего времени, отдых, обеденные и междусменные перерывы
|
Эксплуатационная потребность
| определяется с учетом отвлечения судов на выполнение операций нетранспортного характера, не входящих в стандартный круговой рейс (профилактика и т. п. )
|