1. Система управления на водном транспорте
ВВЕДЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «Управление работой флота» направлено на формирование универсальных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом по очной форме обучения: - ПК-7 Готов применять знания национальных и международных требований по безопасности судна, экипажа, предотвращению загрязнения окружающей среды; - ПК-17 Способен и готов организовать работу коллектива исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, осуществлять распределение полномочий и ответственности на основе их делегирования Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки 26. 05. 05 «Судовождение», может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование универсальных компетенций. В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ управления работой флота. Рассмотрены вопросы основы математико-статистического анализа социально-экономических систем, экономики предприятий водного транспорта, физической и экономической географии транспорта, знать характеристики судоходной компании как объекта управления работой флота, организационную структуру и функции диспетчерского аппарата, оперативное планирование работы флота, его цели и задач, порядок разработки оперативных планов. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания и умения использовать методы оптимизации при решении прикладных транспортных задач, анализировать и интерпретировать полученные результаты, которые позволят и в будущем осуществлять профессиональную деятельность.
Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных социально-экономических исследований, включая современные публикации. Каждый раздел электронного учебного пособия включает контрольные вопросы и тестовые задания.
1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ НА ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ Цель раздела: Изучить транспортный процесс как систему управления. Особенности производства транспортных услуг. Международные конвенции, касающиеся организации судоходства и национальное законодательство. Элементы транспортной системы. Системные свойства основной деятельности судоходной компании. Структуры судоходных компания как форм организации производительных сил. Транспортно-технологические системы (ТТС) доставки различных грузов. Схемы управления экспедиционным завозом грузов на притоки. Состав звеньев и принципы логистических технологий при доставке грузов. Основные составляющие миссии в деятельности организации и предприятия водного транспорта. Назначение целей для управления. Особенность иерархического построения целей в фирме. Объединяющие процессы формирования миссии и установления целей предприятий. 1. 1. Общая характеристика системы управления Вопросам управления всегда уделялось определенное внимание. Актуальность проблемы совершенствования управления производством на современном этапе обусловливается рядом объективных факторов, вытекающих из сущности категории «управление» и особенностей производства. Современное производство представляет собой сложную социально-экономическую систему, создающую материальные блага или оказывающую услуги и участвующую в распределении, обмене и потреблении продукции. Как всякая система, производство состоит из совокупности взаимосвязанных единой целью элементов: предметов и орудий труда, рабочей силы, т. е. производительных сил и производственных отношений. Развитие производительных сил, кооперация и разделение труда привели к раздвоению ранее единых трудовых и управляющих функций, которые объединял в одном лице индивидуальный производитель. Процесс выделения управляющих функций хорошо просматривается на примере развития производительных сил: начиная от ремесленного производства, появления мастерских, мануфактур, фабрик, концернов и заканчивая существующим уровнем обобществления труда и глобализации экономики.
Управление неразрывно связано с трудовым процессом. Начало трудового процесса (собственно производства) возможно лишь при условии, если определены цель и последовательность действий по ее достижению, т. е. реализованы определенные функции управления. Следует различать управление вещами – предметами и орудиями труда (судном, краном, автопогрузчиком) и людьми в процессе производства материальных благ. Управление машинами и механизмами есть собственно процесс производства или оперирования орудиями труда. Управление же производством – это управление людьми, которые, в свою очередь, управляют средствами труда. Человек, управляющий машиной, механизмом, каким-либо устройством, по сути является оператором. В современной терминологии оператор – квалифицированный рабочий; специалист, управляющий работой сложного механизма или отвечающий за выполнение определенного производственного процесса, например, прокатного стана, доменной печи, вагоноопрокидывателя – перегрузочного технологического комплекса, судном. Управленец или менеджер – нанимаемый, как правило, руководитель предприятия, фирмы или структурного подразделения; лицо, принимающее решение (ЛПР). Таким образом, управление производством есть социально-экономическая многоаспектная категория. С экономическо-теоретической точки зрения управление может быть представлено как производственные отношения, которые складываются между непосредственными производителями материальных благ и лицами, осуществляющими функции управления, по поводу производства и распределения как ресурсов, так и материальных благ этого производства (в определенном смысле). С функциональной точки зрения управление характеризуется как специфический вид человеческой деятельности по обеспечению целенаправленного поведения системы в условиях изменяющейся внешней среды или структуры самой системы. Такое понятие управления не только не противоречит экономической сущности управления производством, но и дополняет его. С информационной точки зрения управление рассматривается как информационный процесс, предметом и продуктом труда в котором выступает информация. Разные подходы к трактовке понятия «управление» не только не противоречат друг другу, но раскрывают многоаспектность этой важнейшей социально-экономической категории, определяют необходимость его всестороннего изучения для целей дальнейшего совершенствования.
Общая характеристика системы управления. Неизбежным следствием развития кооперации и разделения труда является выделение управляющих систем в отдельные организации: министерства, агентства, управления судоходных компаний, портов, заводов. В результате этого каждая хозяйственная система состоит из двух частей, двух подсистем: управляемой (объекта) и управляющей (субъекта управления) (рис. 1). Отношения, складывающиеся между этими подсистемами, – это отношения между работниками аппарата управления и производителями материальных благ. Обязательным условием функционирования любой системы управления (кроме субъекта и объекта управления) является наличие прямой и обратной связей между ними, а в открытых системах – наличие входов и выходов во внешнюю среду. При этом надо иметь в виду, что воздействие внешней среды на некую производственную систему может осуществляться как через управляющую подсистему – сверху, так и через управляемую подсистему – снизу. Например: · изменения в налоговом или имущественном законодательстве, безусловно, сказываются на функционировании любого предприятия. И это воздействие опосредуется через управляющую подсистему в виде выработки адекватных процедур и действий менеджмента;
· погодно-климатические условия (уровень воды, соответственно, глубины и т. п. обстоятельства) отражаются на работе судоходной компании, но это воздействие передается непосредственно через производство – управляемую подсистему, требуя выработки соответствующих адекватных и эффективных управленческих Всякое судно является активной частью основных производственных фондов судоходной компании, элементом производственной структуры, входящим в управляемую подсистему. Напомним, что именно в управляемой подсистеме – объекте управления, собственно, и выполняется конкретный производственный процесс. Таким образом, экипаж судна непосредственно участвует в трудовом процессе, исполняя свои функции по управлению средствами производства как орудиями труда, оперирует ими. С другой стороны, капитан судна является полномочным и ответственным представителем судовладельца. Вместе со своими помощниками по видам заведования в пределах их компетенции (полномочий и ответственности) обеспечивает достижение поставленных целей и решение текущих задач, сформулированных от имени судовладельца менеджментом компании. Таким образом, командный состав судов участвует не только в трудовом процессе, но и в управлении производственным коллективом непосредственно, выполняет все функции управления. Поэтому экипажи судов, прежде всего командный состав, во многом определяют степень и эффективность достижения целей функционирования судоходных компаний.
Рис. 1 Схема системы управления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|