Транспортный процесс как система управления
Водно-транспортная система является составной частью (подсистемой) транспортной отрасли. Исходя из вышесказанного, ее можно рассматривать как систему на более низкой ступени иерархии транспортного пространства. Она также характеризуется большим количеством элементов, сложностью и многомерностью внутренних и внешних отношений. Элементный состав водно-транспортной системы схематично представлен на рис. 1. 2. Следует заметить, что количество и разнообразие элементов на самом деле еще больше, т. к. в результате проведенной в конце XX века экономической реформы в России владельцы средств транспорта, судостроения и судоремонта, а также транспортной инфраструктуры получили право их приватизировать и организовали предприятия и фирмы различных форм собственности. Так, владельцев только речного флота в России на начало 1995 г. насчитывалось 6018, сейчас их число существенно увеличилось при объективном снижении темпов роста транспортной работы. Водно-транспортная отрасль представляет собой экономическую систему с присущими таким системам свойствами. Вместе с тем водно-транспортная система в целом и ее составляющие обладают рядом специфических особенностей, игнорирование которых, с точки зрения эффективного управления, недопустимо. Транспорт является четвертой, и особой, сферой материального производства. Продукцией транспорта выступает сам процесс перемещения грузов и пассажиров, который невозможно произвести впрок, а затем в нужный момент взять со склада в виде готовых изделий или полуфабрикатов. Отсюда вытекает необходимость повышения оперативности и мобильности функционирования транспорта для качественного удовлетворения потребностей пользователей. Кроме того, динамичность транспортной системы характеризуется изменением состояний и пара- метров (координат системы) не только во времени, но и в пространстве. Данное обстоятельство налагает дополнительные ограничения на время подготовки и принятия решений, взаимодействие обеспечивающих технических и информационных подсистем. Этого требуют и территориальные особенности транспортного производства, обусловленные географией перевозок. Например, суда Северо-Западного пароходства работают на внутренних водных путях от Белого до Каспийского моря
Рис. 1. 2 Структура и состав водно-транспортной системы
Как и любая производственная система, транспортная система входит в иерархическую структуру управления народным хозяйством. Иерархическая вертикаль построена по схеме: Правительство – министерство – компании. Уровни управления транспортной системы 1-й уровень. Президент, кабинет министров, совет федерации, Госдума. Задачи: создание условий экономического развития народного хозяйства. Механизм управления и инструмент: программа развития народного хозяйства. Народное хозяйство состоит из нескольких отраслей: сельскохозяйственная отрасль, промышленность, добывающая промышленность, строительство, транспортная отрасль (подразделяется на виды: железнодорожный, авиа, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный транспорт), связь и др.
2-й уровень. Министерства. Министерство транспорта: служба мореплавания, служба автомобильного транспорта, служба авиационного транспорта, служба внутриводных путей. Задачей службы мореплавания является создание условий наилучшего функционирования морских транспортных предприятий и организаций. Функции службы мореплавания: 1) Регулирование судоходной политики. 2) Регулирование деятельности морского транспорта.
3) Управление персоналом и учебными заведениями морского транспорта. 4) Подготовка законов и подзаконных актов, регулирующих работу предприятий морского транспорта и контроль их исполнения. 5) Управление госпредприятиями: морскими администрациями портов, портами, регистром судоходства, ледокольным флотом. 6) Участие в управлении акционерными компаниями морского транспорта от лица государства - владельца акций. 7) Организация руководства научными исследованиями. 8) Лицензирование и контроль соблюдения требований государственных актов, межправительственных соглашений, международных договоров и конвенций. Морская администрация порта (МАП) является государственным учреждением. В функции МАП входят: - Осуществление технического надзора и эксплуатации порт сооружений и объектов (главный инженер). - Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с судоходством (лоцманов, портофлота, судоходных компаний, стивидорных компаний). - Сдача в аренду государственного имущества, предприятий по обработке грузов (стивидорные компании).
3-й уровень. Судоходные компании. Крупнейшими судоходными компаниями России являются Мурманское морское пароходство, Северо-Восточная судоходная компания, Новороссийское морское пароходство, Дальневосточное морское пароходство, Камчатское морское пароходство, морское пароходство, Приморское морское пароходство, Арктик - Лукойл танкер.
Основные задачи судоходных компаний:
1) коммерческая эксплуатация флота; 2) техническая эксплуатация флота.
По виду собственности судоходные компании подразделяются на: - государственные; - акционерные общества (как с государственными акциями так и без них); - частные компании.
Организация и структура управления судоходных компаний не одинаковы. Они зависят от специализации и характера повседневной деятельности. «Типовых» структур органов управления в отрасли морского судоходства не существует. Тем не менее функциональные обязанности должностных лиц в различных судоходных компаниях почти одинаковы независимо от титула и штатного расписания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|