Морские правовые обычаи. Меры контроля. Национальное регулирование
Морские правовые обычаи Одна из особенностей международного морского права состоит в том, что оно в какой-то мере сформировалось из обычаев. В соответствии со ст. 38 Статута Международного суда ООН, обычай определяется как «Доказательство общей практики, признанной в качестве правовой нормы». Другими словами, обычаи – это сложившееся в международной практике правила поведения, за которым признают юридически обязательный характер. К таким обычаям, относятся Йорк-Антверпенские правила – свод общепринятых в морском мореплавании правил, регулирующих распределение между судовладельцем и грузовладельцем пропорционально стоимости судна, груза и фрахта убытков, понесённых каким-либо из этих лиц, вследствие общей аварии. Особенность обычая состоит в том, что в отличие от норм, существующих в письменном виде в тексте договора, обычай не имеет должным образом закрепленной письменной формулировки. Однако это не значит, что эти нормы совсем не могут иметь письменной формулировки, примером являются упомянутые выше Йорк-Антверпенские правила, представляющие собой «писанный» свод международных правовых обычаев. В наше время наибольшее влияние обычаев наблюдается в области международных морских перевозок. Так, одновременно с нормами конвенций и внутреннего законодательства, используются и морские обычаи, как международные, так и национальные. Большинство существующих соглашений и сводов правил в морском праве отражает многовековую практику морского судоходства. Меры контроля Все вышеперечисленные правовые акты относятся к правовому регулированию, т. е. юридическому воздействию. Это значит, что при их несоблюдении предусматриваются какие-либо санкции материальные, административные или уголовно-правовые. Существуют определенные способы контроля за исполнением требований, указанных в вышеперечисленных документах. Так, в 1982 году в Париже было подписано первое в своем роде региональное соглашение о Государственном портовом контроле – “Парижский Меморандум о взаимопонимании по Государственному портовому контролю» («Paris MOU on PSC») в настоящее время действует девять подобных ему.
Государственный портовый контроль (Port State Control) является эффективным инструментом принуждения к выполнению судами международных норм, требований и стандартов в области безопасности мореплавания и предотвращения загрязнения окружающей среды. Любая портовая Администрация должна проводить периодические инспекции судов, осуществляемых инспекторами Государственного портового контроля, в ходе которых проверяется наличие всех необходимых конвенционных сертификатов и соответствующей документации, а также составляется впечатление об общем состоянии судна и его соответствию имеющимся сертификатам. Инспекция проводится в соответствии с резолюцией ИМО А. 787(19), а её результаты обязаны отсылаться в специальную информационно справочную сеть, где они хранятся, обрабатывается и выдаются по запросу. По результату инспекции судно может быть задержано в порту до устранения замечаний. Национальное регулирование Несмотря на множество международных конвенций и соглашений, регулирующих морское судоходство, многие страны предъявляют собственные требования к состоянию и оснащению судов, находящихся под их флагом. По большей части требования предъявляются к конструкции судов. (Flag State Control). Эти правила в основном касаются особенности конструкции судов. Так в России правовой основой FSC является Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ-99). В нём установлены такие нормы как:
Кто ответственен за государственный надзор за торговым мореплаванием За чем осуществляется государственный надзор (соблюдение международных договоров, охраной человеческой жизни на море, дипломированием членов экипажей судов, лоцманской службой, спасательной службой, состоянием морских путей и т. п. ) Содержит определение и перечень обязанностей капитана морского порта: оформление прихода/выхода судов в/из порта обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту контроль иностранных судов в порту, процедуры которого установлены международными договорами Российской Федерации взаимодействие и обмен информацией с другими морскими портами по выполнению процедур контроля иностранных судов осмотры и контрольные осмотры судов, находящихся в порту. контроль за соответствием загрузки судов правилам перевозки грузов проверка готовности судов к выходу в море и выдача разрешений принятие решений об отказе в выдаче разрешений на выход из порта в установленных случаях Кроме этого кодекса существует ещё ряд немаловажных национальных документов, которые затрагивают область торгового мореплавания. Именно на них опирается Система управления безопасностью России (СУБ России), являющаяся частью Международной системы управления безопасностью (МСУБ), созданной на основе Международного кодекса об управлении безопасностью (МКУБ). Среди них присутствуют такие документы как: Конституция, являющаяся основным законом Российской Федерации Гражданский кодекс Российской Федерации Приказ министра транспорта РФ от 26, 07, 9 г. №63 «О мерах по повышению безопасности мореплавания» Приказ Департамента морского транспорта от 05. 12. 94 г. №78 «Об организационных мерах, связанных с введением МКУБ» Приказ министра транспорта РФ от 18. 04. 96 г. №32 «О сертификации российских компаний и судов на соответствие требованиям МКУБ»
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|