Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности производства транспортных услуг




Рынок представляет собой совокупность актов купли-продажи товаров и услуг между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями) на основе спроса и предложения путём товарного и иного обмена с помощью рыночной инфраструктуры, включая банки, биржи, транспорт, связь. Таким образом, транспорт, с одной стороны, «физически» реализует этот обмен (обращение товаров и услуг), с другой – сам оказывает услугу основным субъектам рынка: продавцам и покупателям, т. е. образует транспортный рынок. Продукцией транспорта является перемещение. Полезный эффект, который появляется в результате перемещения, его конечный результат – доставка товаров и людей в пункт назначения. Это и есть основная «продукция», т. е. услуга транспорта, имеющая невещественную форму потребления. Однако, как и всякая продукция, она характеризуется своими особенностями, т. е. чтобы её успешно продать, необходимо обеспечить высокий уровень транспортного обслуживания: доставка точно в установленные сроки, без потерь, с максимальной долей удобств и безопасности для клиентов. Это обеспечение требует значительных материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Следовательно, транспортные услуги имеют определённую стоимость (потребительную и меновую), которая возникает в процессе перевозок и входит в цену товара на месте потребления. Однако цена транспортной продукции на рынке, как и всякий товар, должна определяться спросом и предложением с учётом общественно необходимых затрат труда и потребительских свойств перевозок.

Транспорт не производит товар. Его продукцией является сам процесс перевозки, поэтому товаром транспорта являются комплексные транспортные услуги, предоставляемые в соответствии с потребностями клиентов. В таблице 1 приводится характеристика продукта транспорта в виде услуг, отличающих его от продукции других отраслей производства.

 

Таблица 1. Особенности транспортных услуг как вида производственной деятельности

 

 

 

Таким образом, специфика транспорта заключается в следующем:

1. Транспорт не производит новой вещественной продукции, а является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве. Конечный результат производства реализуется у потребителя, этим и определяется отношение к транспорту работников промышленности и сельского хозяйства, их забота об условиях перевозки своей продукции, улучшении показателей использования подвижного состава и экономии транспортных затрат.

2. Продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Поэтому нельзя, с одной стороны, путём перевыполнения задания создать какой-то запас продукции, а с другой – невыполнение задания за некоторый период компенсировать в последующие периоды без ущерба для интересов пассажиров. Это ставит транспортные предприятия в непосредственную зависимость от колебаний спроса на перевозки, ведёт к не зависящей от предприятия неравномерности производства.

3. Продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в её себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют почти половину всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств, особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы или транспортного процесса.

4. На транспортном рынке реализуется не товар в виде новой вещи, а сам производственный процесс транспортной промышленности, следовательно, требования к эффективности и качеству работы транспортной системы относятся не только к его рыночной продукции, конечному результату транспортной деятельности, но и непосредственно к транспортному производственному процессу. Особое значение имеют ускорение и бесперебойность транспортного процесса, сокращение сроков доставки и улучшение сохранности грузов, безотказность в работе всех звеньев транспортного конвейера, повышение качества работы каждого рабочего, бригады, каждого предприятия, производственного объединения, каждого вида транспорта и транспортной системы в целом.

Так же, важно помнить тот факт, что транспорт – сфера повышенной опасности, важность и значимость «человеческого элемента» в которой значительно выше, чем в некоторых других социально-экономических системах.

Водный транспорт как система функционирует в условиях воздействия большого количества случайных факторов, например гидрометеорологических. Поэтому водно-транспортной системе присуща повышенная стохастичность. На внутренних водных путях России длительность навигации является случайной величиной, можно сказать, первым фактором неопределенности функционирования судоходных предприятий. С другой стороны, существенная ограниченность навигации по продолжительности вызывает сезонный характер основной деятельности большого количества судоходных компаний и портов. Перечисленные особенности водно-транспортной системы в еще большей степени усложняют ее, а потому должны быть учтены при выборе методов и приемов управления, моделей и математического аппарата их описания. Следует учитывать и такой факт, что транспорт, не производя нового материального продукта, участвует в формировании его стоимости, соответственно, цены в месте потребления. Это «участие» может быть существенным, а иногда даже сопоставимым со стоимостью производства. Снижение транспортных издержек – один из факторов снижения затрат общественного производства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...