1.0бшая осведомленность. 2. Понимание предметных и сюжетных картин. 3.Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц. 4.Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек).
1. 0бшая осведомленность. Цель: - исследование устной речи; - исследование умения вступать в контакт, коммуникабельность; - исследование сферы интересов и знаний; - исследование системы отношений, эмоций, личности; - изучение ориентировки в месте и времени, общей ориентировки, социальной ориентировки; - исследование непосредственного запоминания; - исследование эмоциональной сферы, мимики лица, интонационногостроя речи; - исследование личности: интересов, объема и содержания знаний; -исследование познавательных интересов, их избирательности; 2. Понимание предметных и сюжетных картин. Цель: исследование понимания содержания и смысла предметных и сюжетных картинок путем выделения существенных признаков, эмоционального отношения к событиям, изображенным на них. 3. Узнаванне конфликтных изображений-нелепиц. Цель: - исследование сохранности и целостности зрительного восприятия; - изучение возможности критического анализа предъявляемых «нелепых» изображений. - исследование свойств внимания (устойчивость, переключаемость, распределение, объем) 4. Составление пирамиды из колец (матрешек, палочек). Цель: - исследование координации движений руки, состояние тонких движений кисти; - изучение сформированности представленийо величине, цвете, количестве; умение сравнивать с учетом указанных признаков; - исследование адекватности и рациональности способа действия; - изучение самоконтроля в процессе работы; наличие и стойкость интересов; обучаемость. 5. Конструирование Цель: исследование особенности деятельности, пространственной ориентации, работоспособности, интереса к выполнению задания, отношение к своим успехам и неудачам.
6. Складывание разрезных картинок Цель: исследование перцептивного моделирования, сформированности наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, комбинаторных способностей. 7. Восприятие пространственных отношений Цель: - выявление уровня развития пространственной ориентации в расположении объектов на плоскости, зрительного анализа, - исследование умения различатьправую - левую стороны в изображении на картине, у собеседника и т. п. 8. Предметная классификация Цель: выявление актуального уровняразвития понятийного мышления ребенка. 9. Опосредованное запоминание Цель: исследование возможности использования внешнего средства для задач запоминания, объема материала, запоминаемого опосредованно, точность воспроизведения слов, предложенных для запоминания. 10. Понимание содержания литературных текстов Цель: выявление понимания скрытого смысла текста, умения сделать вывод и воспроизвести рассказ в логической последовательности. 11. Определение и сравнение понятий. Цель: выявление способности устанавливать различие и сходство в явлениях, использовать функциональные и логические признаки. 12. Подбор по аналогии Цель: исследование возможности установления скрытыхлогических связей и отношений между явлениями, предметами, понятиями. 13. Исключение предметов, явлений. Цель: исследование уровня сформированности операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения. 14. Составление рассказа по последовательному ряду картинок, объединенных единым сюжетом. Цель: исследование способности устанавливать причинно-следственные и пространственно-временные связи и составлять связный рассказ по серии картинок. 15. Понимание прочитанного текста
Цель: исследование особенностейпонимания, осмысления, запоминания стандартных текстов, а так же особенностей речи при их чтении. 16. Понимание переносного смысла загадок, метафор, пословиц и поговорок. Цель: исследование уровня трактовки предлагаемых загадок, метафор, пословиц или поговорок (уровень отвлеченности, понимания переносного смысла) 17. Исследование учебных знаний по математике Цель: изучение арифметических знаний и навыков детей: сформированность понятия о числе, овладение счетными операциями, аналитической деятельностью прирешении задач (простых, составных, с косвенным вопросом, с недостающими компонентами). 18. Исследование учебных знаний по чтению и письму Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программыпо этим предметам. Анализ результатов диагностики проводится в форме: · экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики. · полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования. При составлении окончательного заключения о состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели: 1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения. 2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом? 3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.
4. Обучаемость в процессе обследования. 5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации. Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения. Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве. Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются: • разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка; • выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения; • оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата; • определение и обоснование педагогического прогноза. На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса. Таким образом, данный материал разработан с целью: - диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута; - выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;
- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|