Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет
Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет (по этапам обследования).
1. Установление контакта. Цель: - Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе. - Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии. Средства, облегчающие установление контакта: - Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям. Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального. Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать). - Прочие, которые диктуются спецификой ситуации. Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.
Оценка результатов первого этапа
2. Общая осведомленность. Цель: - Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей? ), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.
- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов. - Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве. - Оценка качества речи, умения понимать речь. Используемые диагностические приемы: - Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире). - Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику. Процедура проведения диагностики общей осведомленности: В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы: - Как тебя зовут? - Сколько тебе лет? - Ты мальчик или девочка? - Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей? - Вопросы о близких, их именах. - Знание частей тела, лица, их назначение. - Знание бытовых предметов и их назначение. - Знание стихов. В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются: - Сведения о себе, близких. - Сведения о погоде, об изменениях в природе. - Сведения о животных. - Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель). - Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель. - Знание сказок, стихов. В возрасте 5 – 6-ти лет: - Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь). - Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток). - Называет любимые фрукты, их отличие от овощей. - Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу. - Выявляется знание сказок, стихов, загадок. При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.
Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).
Оценка результатов
3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом. Цель: - Исследование внимания, умения выделять главное. - Выявление установления причинно - следственных отношений. - Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам. - Выявление возможности описания содержания картинки словами. Диагностический материал: Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1). Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик? Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1). Вопросы: Что случилось с зайчиком? Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот? Для ребенка 6 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1). Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика? Процедура исследования: Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|