Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет




Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет

(по этапам обследования).

 

1. Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

- Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать).

- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

 

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание. Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. Не испытывают волнения. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.  Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

2.  Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей? ), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.

- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы:  

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире).

- Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Ты мальчик или девочка?

- Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей?

- Вопросы о близких, их именах.

- Знание частей тела, лица, их назначение.

- Знание бытовых предметов и их назначение.

- Знание стихов.

В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются:

- Сведения о себе, близких.

- Сведения о погоде, об изменениях в природе.

- Сведения о животных.

- Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель).

- Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

- Знание сказок, стихов.

В возрасте 5 – 6-ти лет:

- Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь).  

- Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток).

- Называет любимые фрукты, их отличие от овощей.

 - Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу.

 - Выявляется знание сказок, стихов, загадок.

 При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.

 Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).

 

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко справляются с вопросами.  Общая осведомленность соответствует возрасту. Замедленно осмысляют вопросы, требуют их повторить. При ответах – нуждаются в наводящих вопросах.  Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие.  Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы.

 

3. Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

- Исследование внимания, умения выделять главное.

- Выявление установления причинно - следственных отношений.

- Оценка эмоционального отношения ребенка к действию и действующим лицам.

- Выявление возможности описания содержания картинки словами.

Диагностический материал:

Для ребенка в 3 – 4 года - сюжетная картинка «Обидели» (Приложение №1).

Вопрос: Кто обидел девочку? Где здесь хороший (добрый) мальчик?

Для ребенка 4 - 5 лет – сюжетная картинка «Заяц и морковки» (Приложение №1).

Вопросы: Что случилось с зайчиком? Почему он не может идти дальше? Почему у него такой большой живот?

Для ребенка 6 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали» (Приложение №1).

Вопрос: Почему игрушки убегают от мальчика?

Процедура исследования:

Ребенку предъявляется картинка, сообщается ее название, просят внимательно рассмотреть ее и сказать, что произошло с главным персонажем, кто или что виновато в происходящем, назвать и охарактеризовать героев. Попутно просят определить время года, погоду, пространственное расположение изображений, эмоциональное состояние героев.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...