Психологические особенности личности и деятельности журналистов
Непосредственное взаимодействие со СМИ в деятельности «паблик рилейшнз» практически на всех этапах осуществляется между субъектами профессиональной деятельности — PR-специалистами и журналистами. Неслучайно, в паблик рилейшнз журналистов называют ключевой аудиторией. От того, насколько выстроятся отношения между ними, будет ли достигнуто взаимопонимание или взаимный интерес, зависит результативность этой деятельности. А для этого необходимо знать характерные психологические особенности, присущие многим журналистам. В психологии труда описан феномен, называемый профессиональным типом личности. Если человек длительное время выполняет определенный круг профессиональных обязанностей, решает конкретные задачи, осуществляет типичные профессиональные взаимодействия, у него формируется профессиональное восприятие реальности и событий, профессиональное мышление в их оценке и анализе. К тому же в профессиональной среде приняты свои эталоны и стандарты поведения и отношений, существует типичный режим труда с характерными психическими нагрузками. Все это, безусловно, специфическим образом отражается на личности специалиста: формируется так называемый профессиональный тип. Психологические исследования, проведенные с телевизионными и радио-журналистами, показали, что это люди весьма эмоциональные, живо реагирующие на все новое и необычное. Поэтому их интересуют люди интересные, выразительные, и неординарные. При этом они как бы настраиваются на эмоциональный тон партнера по общению, принимают его и даже начинают испытывать симпатию. Это позволяет целенаправленно управлять их вниманием, что очень важно для PR-специалиста.
Многие журналисты не могут длительное время поддерживать внимание к собеседнику или объекту. Это связано с высокой «переключаемостью» внимания, которое обусловлено спецификой их профессиональной деятельности. Поэтому им следует периодически преподносить что-то новое и интересное, иначе они сами по себе переключатся на другой объект. Их общая эмоциональность и склонность к деятельности в эмоционально насыщенных ситуациях формируют их первоочередное внимание к конфликтам, острым проблемам, аффективным событиям, в общем, к тому, что сенсационно. Это очень важный момент, потому, что в деятельности паблик рилейшнз, ставятся другие цели. Следовательно, здесь могут произойти разногласия с журналистами. Их направленность может постоянно подталкивать к таким формам подачи материала, которые неприемлемы для паблик рилейшнз. У журналистов, как правило, высокий интеллект, они быстро вникают в суть проблемы, видят системные связи, хорошо прогнозируют возможные исходы ситуаций. Правда, они часто ориентируются на первые впечатления, не склонны глубоко вникать в проблему, поэтому нередко от них можно слышать весьма поверхностные суждения и оценки. Если им в тактичной форме подсказывать, они это обычно с благодарностью принимают, такая форма взаимодействия их вполне устраивает. Люди этой профессии отличаются высокой проницательностью, они умеют разбираться в людях. Могут быстро разоблачить обман или лукавство, поэтому лучше с ними быть открытыми, обозначив свои интересы. Журналистов характеризует, как правило, высокая самооценка, которая обусловливается их известностью, влиятельностью, разнообразными престижными связями и контактами. Их профессиональная склонность давать публичные и часто нелицеприятные оценки только усиливает эту самооценку. При этом они весьма обидчивы. Поэтому лучше сделать их своими союзниками. Вместе с тем, как показали исследования, у многих журналистов отмечена неудовлетворенная потребность в социальном одобрении, они часто нуждаются в аргументированном и доброжелательном анализе их творческой деятельности, повышенном внимании к ним как творческим личностям. На такое доброжелательное внимание они также отвечают доброжелательным отношением.
Многие журналисты упорны, настойчивы и целеустремленны, у них высокая работоспособность. Они могут мобилизоваться в нужный момент, полностью на какое-то время сосредотачиваться на предмете своей деятельности, не отвлекаясь на другие стимулы, несмотря на высокую переключаемость. Опыт эмпирических исследований свидетельствует, что у журналистов повышена напряженность и тревожность, у них также высокий уровень нейротизма. Это связано как со спецификой деятельности, отличающейся очень высокими психоэнергетическими затратами, так и с условиями ее осуществления. В их работе преобладает дефицит времени, нередко из-за слабой организованности, наличие непредвиденных ситуаций часто экстремального характера, разнообразные сильные стрессы. Саморегуляция осуществляется в основном за счет волевых усилий, они склонны снимать стрессы традиционным образом. Это негативно сказывается на надежности взаимодействий с ними. Практика показывает, что в силу данных обстоятельств во взаимодействиях с журналистами возможны «проколы» с их стороны. Наконец, тенденция, отмечаемая многими специалистами. Она связана со снижением уровня профессионализма журналистов, особенно молодых, приходящих в эту сложную сферу деятельности. Из этого следует, что сами журналисты и средства массовой информации часто могут быть слабым звеном в PR-взаимодействиях. При организации совместной деятельности со СМИ следует учитывать эти психологические особенности деятельности и личностные особенности журналистов как представителей своей профессии. Это повысит результативность работы. Психология формирования интереса к продукции СМИ. Для успеха PR-коммуникаций необходимо, чтобы их форма и содержание были интересны аудитории. Отсюда следует вывод о том, что разнообразные акции и соответствующие информационные кампании в СМИ, организованные журналистами и PR-службами, обязательно должны вызывать интерес у аудитории. Общие психологические принципы формирования интереса были представлены при обсуждении психологических оснований паблик рилейшнз. Однако, применительно к СМИ имеются и особенные факторы формирования интереса. Прежде всего, это касается специфичности формы предоставления информации.
Во-первых, это ориентация на удовлетворение комплекса потребностей: когнитивных (познание), аффективных (эмоциональное отношение), регулятивных (поведение), коммуникативных (общение). Иными словами, передача или статья могут дать новые знания о чем-то, вызвать эмоции, повлиять на поведение, дать повод пообщаться. Из сказанного следует, что сообщения СМИ в PR-кампаниях или акциях должна быть эмоционально насыщенной, но нести главным образом положительные эмоции, она должна быть познавательной и влияющей на отношения. Второе. Чтобы возникал интерес к продукции СМИ, необходимо, чтобы интереснымбыл сам журналист, ее создающий. Интерес к личности, как было подмечено, переносится на предмет ее деятельности. Исследование массовой коммуникации показывают, что журналиста делает интересным профессионализм, оригинальность, обаяние и имидж. Третье. Мощным фактором формирования интереса к продукции СМИ является обеспечение активности аудитории, приближение к диалогической форме общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|