Эффективная система общественных советов при федеральных органах исполнительной власти
Общественные советы – версия 2.0 Общественный совет – это механизм системы «Открытое правительство», обеспечивающий прозрачность деятельности конкретного органа власти или конкретного направления деятельности, участие общества в принятии решений данным органом и гражданский контроль за его деятельностью. Существующая система Общественных советов в значительной мере не выполняет свои функции по следующим основным причинам: · Общественные советы зависимы от контролируемого ведомства; · порядок их формирования не является прозрачным; · программа и обеспечение деятельности определяются министерством. Например, почти все организационные вопросы, связанные с формированием Совета при МВД, отданы на откуп МВД, что значительно снижает уровень независимости Совета. · У Советов отсутствуют полномочия для реального влияния на принимаемые ведомством решения; · состав Общественных советов не отражает баланс общественных и экспертных интересов, зачастую членами разных Советов являются одни и те же эксперты. Примером исправления этой ошибки может быть Общественный Совет по проблемам психического здоровья при Министерстве здравоохранения РФ, в который кроме специалистов-психиатров вошли сами пациенты и их родственники. Такое решение было вызвано пониманием факта, что больные и их родственники – активные, заинтересованные, грамотные люди, которые доносят свои проблемы до специалистов. · Члены Общественных советов не несут ответственности за предлагаемые решения. В рамках запуска системы «Открытое правительство» предполагается кардинально пересмотреть принципы формирования и полномочия Общественных Советов при федеральных министерствах и ведомствах:
· наделить Общественные Советы реальными рычагами воздействия на принимаемые решения; · сделать порядок формирования Советов публичным и представительным, исключающим его зависимость или лояльность соответствующему ведомству и обеспечивающим представительность общественных интересов; · разработать систему оценки эффективности деятельности Советов и механизм ответственности его членов за своевременное и объективное рассмотрение проектов решений, требующих обязательного согласования с ними. Порядок формирования и работы Общественных советов Каждый Общественный Совет создается Председателем Правительства РФ. Экспертный Совет при Председателе Правительства представляет кандидатуры на должности Председателя Общественного совета и его заместителей. Список кандидатов в члены Общественного совета формируется из числа авторитетных экспертов, являющихся специалистами в широкой сфере вопросов и обладающих безупречной общественной репутацией и авторитетом. Список кандидатов должен обеспечивать репрезентативность различных заинтересованных сторон в составе Совета: · представители научной среды; · предприниматели с безупречной общественной репутацией; · авторитетные представители профильных общественных организаций. Срок полномочий членов Совета составляет два года. Возможна ротация членов Совета до одной трети ежегодно. Финансовое и материальное обеспечение деятельности Общественного совета не должно быть возложено на ФОИВ, при котором данный Совет создается. Задачи Общественного совета: · участие в назначении на руководящие должности ФОИВ и в формировании кадрового резерва; · оценка компетентности и качества управления ФОИВ, выражение при необходимости мотивированного недоверия руководителю ведомства и его заместителям;
· согласование планов (стратегии) работы ведомства; · контроль полноты, формата, качества, достоверности и своевременности раскрываемой информации о деятельности ФОИВ; · участие в формировании приоритетов деятельности ФОИВ, утверждении КПЭ и годовых отчетов; · проведение экспертизы по решениям ФОИВ, в том числе за счет привлечения или формирования экспертных групп; · согласование бюджетных заявок и оценка результатов исполнения бюджета ФОИВ; · контроль за реализацией антикоррупционных инициатив в ФОИВ, оценка регулирующего воздействия (ОРВ), оценка избыточных функций и собственности, находящейся в оперативном управлении ФОИВ. Таким образом, основные сферы деятельности ФОИВ, контролируемые Общественными советами, – кадровая политика, борьба с коррупцией и развитие конкуренции. Все функции ФОИВ могут быть разделены на следующие виды: · требующие обязательного согласования (одобрения) Общественного совета; · функции, при реализации которых ФОИВ обязан учесть/получить мнение Общественного совета; · функции, при реализации которых Общественный совет может инициативно поставить вопрос на рассмотрение (при этом учет его мнения обязателен); · остальные (не требующие рассмотрения Общественного совета). Для эффективного контроля за деятельностью ФОИВ необходимо ввести в практику систему КПЭ министерств и ведомств. Создается интегрированная система КПЭ с ежегодным планированием. Председатель Правительства РФ публично ставит цели деятельности ФОИВ перед их руководителями и утверждает КПЭ руководителям ФОИВ. Значительная часть этих КПЭ должна основываться на показателях опросов общественного и экспертного мнения. ФОИВ на основании целей и КПЭ составляет 6-летний Стратегический план деятельности своего ведомства, отражающий пути достижения поставленных целей и периодические (годовые) КПЭ. Ежегодно ФОИВ отчитывается в формате публичного доклада о выполнении КПЭ. Внедряется действенный механизм ответственности за результаты исполнения «контракта эффективности» ФОИВ и его руководителем. Обеспечивается создание системы мониторинга эффективности работы ОИВ («Приборная доска»).
Общественный совет при Агентстве по развитию кадрового потенциала и системы государственного управления
Рабочая группа по созданию системы «Открытое правительство» рекомендует создать Агентство по развитию кадрового потенциала и системы государственного управления со следующими функциями: · консолидация общих кадровых функций государственной службы; · разработка и внедрение современных инструментов привлечения, мотивации, оценки и ротации кадров на государственной службе; · создание и финансирование деятельности программ обучения и развития (включая дистанционных) для государственных служащих с вовлечением общества и широкого круга экспертов в разработку таких программ. Более подробно Агентство описано в разделе 2.2.1 «Развитие кадрового потенциала». При Агентстве предполагается создание Общественного совета. Необходимость создания Агентства определяется отсутствием единого центра развития системы государственной службы (функционал которого в настоящее время распылен между несколькими ведомствами) и недостатком внимания к развитию кадрового потенциала в регионах и ведомствах со стороны первых лиц. Существующие кадровые службы в основном занимаются администрированием процесса, не обладая достаточными компетенциями для развертывания полномасштабной работы по развитию кадрового потенциала. Полномочия Общественного совета при Агентстве по развитию кадрового потенциала: · экспертная поддержка разработки и внедрения методологии и программ отбора, развития, мотивации, оценки и ротации государственных служащих; · получение обратной связи от общественности относительно кандидатур и эффективности деятельности заместителей глав регионов и заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, отвечающих за развитие кадрового потенциала; · предоставление гражданскому обществу открытого и равного доступа к информации о кадровых решениях в госорганах, раскрытие для общественности результатов кадрового аудита власти; · вовлечение общества в процесс аттестации государственных служащих и формирования целей их деятельности;
· участие в конкурсных комиссиях при отборе и оценке кандидатов на государственные позиции; · право предлагать кандидатов на должности не политических руководителей федеральных органов власти. Общественный совет при Федеральном бюро по борьбе с коррупцией (ФБПБК) Рабочая группа рекомендует создать Федеральное бюро по борьбе с коррупцией в системе органов прокуратуры. Подробно о бюро см. в разделе 2.2.2 «Борьба с коррупцией». Полномочия Общественного совета при Федеральном Бюро по борьбе с коррупцией: · право накладывать вето на назначение руководителя Бюро и его заместителей; · право выражения мотивированного недоверия руководству Бюро; · согласование процессуальных действий; · экспертная поддержка разработки и внедрения методологии оценки эффективности противодействия коррупции; · утверждение планов работы службы внутренней безопасности ФБПБК и заслушивание отчетов о его выполнении; · назначение руководителя службы внутренней безопасности ФБПБК и принятие решения о его отстранении от должности. Общественный совет по развитию конкуренции и предпринимательства при Федеральной антимонопольной службе (ФАС) Полномочия Общественного совета при ФАС: · право вето на назначение руководителя ведомства и его заместителей; · проведение экспертизы и согласование предлагаемых ФАС решений; · инициирование антимонопольных расследований; · участие в формировании стратегических приоритетов ФАС на год или больший период; · проведение выборочного аудита деятельности ФАС; · экспертная поддержка разработки и внедрения методологии оценки эффективности развития конкуренции; · утверждение годового отчета ФАС «О конкуренции» и представление своей оценки состояния конкурентной среды, которая должна использоваться при оценке деятельности ФАС Правительством РФ; · представление Президенту РФ кандидатуры Уполномоченного по правам предпринимателей. Общественные советы при федеральных министерствах Перечень вопросов, входящих в компетенцию Общественных советов при министерствах, не является закрытым и формируется исходя из принципов, имеющих специфику для отдельных министерств. Например: · для министерств силового блока (МВД, Минобороны) – вопросы прав граждан; · для министерств социального блока (образование, культура и т.д.) – вопросы, имеющие высокий общественный резонанс (по итогам мониторинга СМИ и общественных выступлений); · для министерств экономического блока (Минфин, МЭР и т.д.) – вопросы, имеющие высокий общественный резонанс; вопросы, ведущие к значительному изменению конъюнктуры рынков товаров широкого потребления или значительному экономическому эффекту (0,5% ВВП).
Приоритетами деятельности Общественных советов при всех министерствах являются кадровая политика министерства, борьба с коррупцией в нем, развитие конкуренции. Они включают оценку регулирующего воздействия, вопросы развития кадрового резерва и контрактов эффективности. В компетенцию Общественных советов по всем министерствам также обязательно входят вопросы сокращения затрат на содержание аппарата министерства. Для обеспечения участия общества в подготовке решений Общественный совет наделяется следующими правами: · отправлять на доработку неэффективные и недоработанные решения министерства; · в случае крайней необходимости применять право вето. Председатель и члены Общественного совета несут ответственность за выполняемую работу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|