Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 22 глава
В эту эпоху утверждается преимущество письменных доказательств перед устными свидетельскими показаниями, к которым Глава 5. Постклассический процесс теперь относятся даже с некоторым предубеждением, выраженным в максиме: "Testis unus, testis nullus" ("Один свидетель не свидетель"). Судебная практика требует увеличения числа свидетелей для опровержения факта, зафиксированного документально. Ведение протоколов процесса (per litteras) сопровождалось неоправданным затягиванием дела. Постклассический процесс, в отличие от прежней cognitio, знает mors litis. При Юстиниане устанавливается срок прекращения процесса в три года после litis contestatio. Правда, после этого истец мог повторить процесс. В эту эпоху содержание судебного решения становится разнообразнее. С упразднением преклюзивного эффекта litis contestatio возможность повторить процесс стала зависеть от характера решения, которое нередко допускало пересмотр дела. Если оправдание ответчика зависело от exceptio delatoria (например, pactum de поп petendo, заключенный на определенный срок), то по истечении срока истец мог вчинить иск вновь. Наконец, становится возможным (уже в cognitio) вынесение нескольких решений в ходе одного судебного разбирательства — по отдельным, предварительным вопросам и по делу в целом, — на каждое из которых могла быть подана апелляция, что увеличивало продолжительность судебного разбирательства. В эту эпоху устанавливается строгая иерархия судебных инстанций: губернаторы провинций — викарии диоцезов (iudices spectabiles) — префекты претория и города (iudices illustres) — августы (императоры), которые принимают апелляции только на решения судов двух высших инстанций. При Юстиниане предусматривается максимальное число инстанций в три ступени для прохождения любого дела. Дела на крупную сумму рассматривает только префект претория, решение которого не подлежит апелляции, но может быть отменено (in integrum restitutio) по постановлению того же суда. В отличие от cognitiones, допускается прямое обращение лица, подавшего апелляцию к iudex ad quem, если iudex a quo отказывается выдать litterae dimissoriae.
Принудительное исполнение судебного решения теперь, как правило, обращается лишь на отдельные вещи должника — в форме pignus in causa iudicati captum, — тогда как взыскание на все имущество обращается лишь в случае, если размер долга превышает активы должника, — в форме bonorum distractio с последующей конкурсной продажей. Конкурс кредиторов допускается теперь и в случае изъятия отдельных вещей. Раздел V ПРАВО ЛИЦ " Субъекты права выступают в правовом общении как абстрактные лица (persona). Совокупность правовых качеств, выражающих включенность субъекта в ту или иную сферу социальной жизни, регулируемую нормами права, определяет статус лица (status). Чем выше статус, тем полнее правоспособность — возможность быть субъектом прав и обязанностей. Право лиц включает в себя критерии классификации лиц, устанавливает соответствие между статусом и правоспособностью, а также определяет действительную способность лица совершать юридические акты — дееспособность. Эти вопросы имеют фундаментальное значение для существования и функционирования правовой системы. Право лиц принадлежит исключительно сфере ius civile1. Это ограничение указывает на гражданскую общину квиритов как на точку отсчета при определении статуса лица. Если по естественному праву (ius naturale) все люди формально равны (D. 50,17,32), то в плане исторически определенных национальных правовых систем (ius gentium) наблюдаются ограничения: по отношению к рабам и чужеземцам право отдельной гражданской общины (ius civile) выступает привилегией. С этой точки зрения полноправными лицами являются только члены civitas — cives.
Глава 1 Pa6bi(servi) По идущей от Гая традиции рассмотрение права лиц начинается с анализа положения рабов. Gai., 1,9: Et quidem summa divisio de Итак, важнейшее разделение в пра- iure personarum haec est, quod ве лиц mo> что все люди являются omnes homines aut liberi sunt либо своб0дными, либо рабами, Рабство — servitus — институт ius gentium (D.l,5,4,1 = I. 1, 3,2): оно не считается исключительно римским явлением и имеет своей предпосылкой возникновение гражданских общин. Раб (ser- 1 Единственная ситуация, когда претор вмешивается в право лиц, — tui-tio praetoria рабов, отпущенных на волю без соблюдения надлежащей формы, до принятия lex Iunia Norbana, — крайне непродолжительна по времени. Глава 1. Рабы (servi) vus, homo) находится вне политического общества и не является субъектом ни ius civile, ни ius gentium; по римскому праву, как и в других античных правовых системах, он считается вещью (res). Специфика этой вещи состоит в том, что она никогда не бывает ничейной (res nullius). Marc, 1 inst., D. 1,5,5,1: Servi autem in dominium Рабы переходят в нашу собствен- nostrum rediguntur aut iure ностъ либо по цивильному праву, ли- civili aut gentium: iure civili, бо по праву народов: по цивильному si quis se maior viginti annis праву — если кто-либо старше два- ad pretium participandum дцати лет подвергся продаже ради venire passus est: iure gen- получения части цены; по праву на- tium servi nostri sunt, qui ab родов нашими рабами являются те, hostibus capiuntur aut qui ex кто захвачены у врагов или кто рож- ancillis nostris nascuntur. дены от наших рабынь. Цивильным способом перехода в рабское состояние считается ситуация, когда с целью обмануть доверчивого покупателя кто-то подговаривает знакомого продать себя в качестве раба с тем, чтобы затем объявить сделку ничтожной. Такая сделка, однако, признана необратимой: сначала претор предоставляет обманутому покупателю особую exceptio против иска о свободе (vindicatio in libertatem), затем приравненные к закону нормативные акты, которые могли определять статус лиц, исключают восстановление в первоначальное состояние, так что лицо, давшее продать себя ради получения части покупной цены, остается рабом (D. 40,13,1 рг; 40,13,3; 49,14,2). Здесь рабский статус возникает одновременно с переходом субъекта в собственность к другому лицу.
Захваченное у чужеземца — не только военного противника (hostis), но любого представителя народа, не связанного с Римом договором о дружбе или гостеприимстве (D. 49,15,5,2), становится собственностью захватившего (Gal, 4,16). В случае военной победы римский военачальник по согласованию с сенатом назначал публичную распродажу пленных в рабство (venditio ad hasta, или sub corona). Римлянин, попавший в плен, выбывал из civitas и становился рабом на чужбине ("servus hostium", — Gai., 1,129). С этой гипотезой связан специфический институт — postliminium (ситуация, наступающая после обратного перехода границы, limen, — Cic, Top., 36—37). Римский гражданин, вернувшись из плена, вновь обретал утраченный статус. Автоматически восстанавливались и все права и обязанности лица, за исключением владения и брака (D.49,15,12; 49,15,8), возобновление которых требовало нового волеизъявления. Утрата личной свободы и гражданства наступает и вследствие выдачи римского гражданина военным врагам самим государст- Раздел V. Право лиц вом (deditio). Выдаче подвергались римские граждане, сознательно оскорбившие иностранных послов (например, в 188 г. до н. э.: Liv., 38,42,7; ср. Val.Max., 6,6,3 и 5). Предметом контроверзы стал случай выдачи врагам консула Гая Гостилия Манцина, побежденного в войне с Нуманцией в 137 г. до н. э. Консул заключил^ врагами мир, связав себя клятвой (sponsio). Сенат не утвердил договор и, чтобы избавиться от ответственности, выдал Манцина противнику. Однако нумантинцы не приняли полководца, и тот возвратился в Рим, где по вопросу о его статусе разошлись мнения П.Муция Сцеволы и Юния Брута (D. 49,15,4). Публий Му-ций отказывал вернувшемуся в праве гражданства, считая expulsio ex civitate достаточным основанием для его утраты, подобно изгнанию (D. 50,7,18). Возобладало, однако, мнение Брута, по которому deditio, как и дарение (donatio), не имеет силы без принятия на другой стороне отношения (Cic, Top., 37). Рождение от рабыни, правильный брак (iustum matrimonium) с которой признавался невозможным, определяло рабский статус ребенка (по правилу ius gentium, — Gai., 1,89). Однако, если мать была свободной во время зачатия или хотя бы некоторое время в период беременности (D. 1,5,5,3), считалось, что ребенок рождался свободным. Такое благоприятствование свободе (favor libertatis) утверждается в классический период.
Известны и другие цивильные способы обращения в рабство: осуждение в iudicium publicum на смерть или на каторжные работы (in me-tallum) делало осужденного рабом (servus poenae). Это рабство имело то значение, что все имущество преступника отходило в казну. Однако последующие приобретения (например, отказанное по завещанию в его пользу) были избавлены от этой участи рескриптом Антонина Пия (D.49,14,12) и доставались наследникам. В 535 г. переход в рабство осужденного in metallum был отменен Юстинианом (Nov., 22,8). Обращался в рабство гражданин, не прошедший периодический имущественный ценз (incensus), а также уклонившийся от военной службы (Gai., 1,160; Ulp., Reg., 11,11; I. 1,16,1). По сенатскому постановлению, принятому при Клавдии, женщина, вступившая в сожительство с рабом и отказавшаяся прекратить эту связь вопреки запрету и троекратному предупреждению (denuntiatio) господина раба, становилась его рабыней (PauL.Sent, 2,21a,l—18). Рабами рождались и ее дети. Однако дитя, зачатое такой женщиной в правильном браке, рождалось свободным несмотря на рабство матери (Gai., 1,91). SC Claudianum допускало также соглашение между женщиной и господином раба, по которому она сама оставалась свободной, но ее ребенок рождался рабом. Возникала ненормальная ситуация ("inele- Глава 1. Рабы (servi) gantia iuris", — GaL, 1,84), когда статус лица зависел от частного соглашения. Правило ius gentium было восстановлено при Адриане: от свободной матери рождалось свободное дитя. При Юстиниане SC Claudianum было отменено окончательно (С.7,24,1), как позорное и недостойное этой эпохи ("indignum nostris temporibus", — I. 3,12,1). Известны случаи, когда в ответ на жалобу патрона на неблагодарность вольноотпущенника решением принцепса либерт вновь обращался в рабство (D.25,3,6,1; 37,14,5 рг). Эта практика привела к выработке общего правила о восстановлении рабского состояния из-за неблагодарности (revocatio in servitutem) только при Константине (CTh. 4,10,1). С Константином (313 г.) связано и дозволение отцу продавать новорожденного, который становился рабом покупателя, но в любой момент мог быть выкуплен родителем (FV., 34). Юстиниан оставил это правило в силе, оговорив возможность продажи случаем крайней нужды (С.4,43,2). Раб, совершивший уголовное преступление (crimen), бьш беззащитен й подлежал наказанию без суда на основе imperium магистрата или potestas господина (ius occidendi). В случае совершения delictum раб подлежал выдаче потерпевшему — noxae deditio — в соответствии с законом XII таблиц (Fest, p.180 Lindsay). Если господин принимал на себя защиту раба, отстаивая в сущности свое право на него, то проигрыш процесса возлагал на него такую же ответственность, как если бы он совершил деликт сам (Gai., 4,75). Этот же порядок — actio noxalis — предусматривал lex Aquiliae в случае нанесения рабом ущерба другому собственнику (damnum iniuriae datum). Если раб, замысливший воровство, бьш пойман на месте преступления (furtum manifestum), то по закону XII таблиц 8,14 (GelL, 11,18,8) его, подвергнув бичеванию (verberatio), сбрасывали со скалы (praecipitatio).
Нанесение телесных повреждений рабу рассматривалось как iniuria и наказывалось штрафом в пользу его господина. В случае существенных повреждений (os fractum) штраф бьш по закону XII таблиц 8,3 (Coll., 2,5,5) вдвое меньше, чем когда страдал свободный. Свидетельские показания раба даже по гражданским делам принимались во внимание только под пыткой в ходе следствия (quaestio). Рабам вменялось в обязанность заботиться о безопасности их господина, в противном случае ни один дом не мог считаться безопасным (D.29,5,1 рг). Принятое в 10 г. до н. э. SC Silanianum предписывало в случае убийства господина подвергнуть допросу всех рабов, находившихся с ним под одной крышей, предав смерти тех, кто не докажет, что не бьш в состоянии прийти на помощь хозяину. SC Silanianum предписьтало, чтобы раб, выдавший властям убийцу своего господина, становился свободным (D.29,5,3,13; 35,2,39). Раздел V. Право лиц В классическую эпоху под влиянием стоической философии в римском обществе укрепляется представление о человеческой природе раба, отразившееся в законодательстве. Lex Petronia при Клавдии запретил господам своевольно предавать рабов на растерзание диким зверям (ad bestias repugnare): при обоснованном обвинении раба такое наказание ему назначалось судом (D.48,8,11,2). Рескрипт Марка Аврелия и Луция Вера запрещал также продавать рабов для этих целей (D.18,1,42). Убийство чужого раба наказывалось не только как нанесение ущерба, но и как уголовное преступление (Gai., 3,213). По эдикту императора Клавдия наказанию подлежало и необоснованное убийство собственного раба (Suet, Claud, 25,2), а больному рабу, брошенному его господином, предоставлялись свобода (D.40,8,2) и латинское гражданство (С.7,6,1,3). Известно, что Адриан подверг пятилетнему изгнанию (relegatio) одну матрону из Умбрии, которая жестоко наказывала своих рабынь за ничтожные провинности (D. 1,6,2; Coll., 3,3,4). Наибольший резонанс имел рескрипт Антонина Пия (Gai., 1,53 = D. 1,6,1,2): Sed hoc tempore neque civibus Но в настоящее время ни римским ratoris Antonini qui sine causa _ л * ту ратора Антонина тот, кто без- servum suum Occident, поп тг- основательно убъет св0его раба, nus teneri iubetur, quam qui должен отвечать в не меньшей alienum servum occiderit. Sed et степени, чем тот, кто убил чужого, maior quoque asperitas domino- И слишком большая жестокость rum per eiusdem principis con- господ также обуздывается этой stitutionem coercetur; nam con- конституцией принцепса: ибо на sultus a quibusdam praesidibus запрос некоторых губернаторов provinciarum de his servis, qui провинций о тех рабах, которые ad fana deorum vel ad statuas ищут защиты в храмах или у principum confugiunt, praecepit, «namyu принцежов, он предписал ut si intolerabilis videatur domi- 4™f>l> если ^стокость господ представляется невыносимой, их norum saemtm cogantur servos п^1нуждали продать св(Шх рабов, suos vendere. Et utrumque recte Итои другое правилъно: ибо мы fit; male enim nostra iure uti He должны использовать наше пра- поп debemus; qua ratione et в0 в0 вред; на том же основании и prodigis interdicitur bonorum безумным запрещается управлять suorum administratio. своим имуществом. Законодательное ограничение прав собственников здесь выражает конфликт между императорской властью и частной собственностью, определяемый тем обстоятельством, что объектом вещного Глава 1. Рабы (servi) права является волящая личность. Идея злоупотребления своим правом в рассуждении Гая не увязана с признанием раба человеком, которое и вдохновило императорское решение. Прибегая к концепции imperium populi Romani и говоря об обращении за защитой к святыням (особенно показателен поиск убежища у статуй императоров), рескрипт рассматривает рабов как подданных. В христианскую эру первую часть рескрипта Антонина Пия подтверждает Константин (С.9,14,1, а.319), а преамбулу с упоминанием "imperium nostrum" воспроизводит текст Институций Юстиниана (11,8,2). В эту эпоху прогресс гуманизма выразился в некотором признании семьи и родства среди рабов. Константин (С.3,38,11, а.334) предписал, чтобы при разделе земельных владений не нарушалось единство семей рабов и колонов; Юстиниан (С.6,4,4,10—11; 1.3,6,10) допускает, чтобы сам вольноотпущенник, а не патрон, получал без завещания (ab intestato) наследство своих кровных родственников. Не имея доступа к сделкам публичной природы (testamentum, in iure cessio), раб мог совершать mancipatio и другие юридические акты как по приказу господина, так и своевольно. Участие раба в коммерческом обороте iure civili подчинялось тому принципу, что заключенные им сделки могут только улучшать положение его господина, но не ухудшать. Раб приобретает в пользу господина, но ни к чему его не обязывает — даже если сам факт получения предполагает прекращение права требования на стороне получившего. Например, если должник уплатил денежный долг (solutio) рабу кредитора, последний не утрачивает требование (что было бы естественным эффектом уплаты) по ius civile, однако претор защищает должника посредством exceptio doli в пределах той суммы, которая поступила господину раба. Несмотря на полную неправоспособность раба, в целях развития хозяйства издревле практиковалось выделение рабу в управление некоторого имущества — peculium (о чем свидетельствуют уже комедии Плавта: Plaut., Capt., 18; Merc, 1,95). Ответственность по сделкам раба с вещами, входившими в пекулий, падала на его господина, но обычно деловая инициатива раба была выгодна, поскольку позволяла рабовладельцу рассчитьтать на получение из утаенных рабом средств крупного выкупа за отпущение на волю. Соглашение раба с господином по вопросу выкупа (pactum ob libertatem, — All D.40,1,6) получало значение для третьих лиц. Пекулий оставался собственностью господина и мог быть в любой момент изъят у раба. Даже по отпущении раба на волю его права на это имущество не менялись, и после его смерти оно автоматически возвращалось патрону. Особенности пекулиарных отношений будут рассмотрены в связи с проблемой представительства. Раздел V. Право лиц Раб не мог участвовать ни в каком гражданском процессе. Это обстоятельство сказалось в том, что для защиты свободного статуса лица было необходимо участие особой стороны в процессе — adsertor in libertatem. В древности такой спор разворачивался в форме legis actio sacramento in rem, когда на заявление "MEUM ESSE AIO" ("Заявляю, что*он мой") следовало утверждение (adsertio) "LIBER ESSE AIO" ("Заявляю, что он свободен"). Затем претор объявлял фактическую свободу спорного лица — vindicias secundum libertatem (Liv., 3,44, 11—12) до самого вынесения решения Уже в предклассическую эпоху favor libertatis выражался в том, что решение особых судей — decemviri stlitibus iudicandi, рассматривавших тогда дела о личной свободе (liberalis causae), не считалось окончательным, если оно было вынесено не в пользу свободы. Возможность пересмотра дела ограничивалась лишь необходимостью смены одной из сторон в процессе. Перемены, неизбежные после lex Iulia iudiciorum privatorum 17 г. до н. э., известны мало. Предпочтительнее мнение, по которому процесс велся в форме agere per sponsionem, когда обвинительное решение не предполагало денежную оценку предмета спора, в отношении личной свободы (libertas) недопустимую (D.50,17,100). Применялась также formula praeiudicialis: "AN LIBER SIT" ("Является ли он свободным лицом") (Gai., 4,44). С конца II в. дела о личной свободе ведутся в форме extraordinaria cognitio специальным судебным магистратом — praetor liberalium causarum. Во всех этих формах остается необходимым участие заступника, которое сохраняется еще в IV в. н. э. (СТп. 4,8,5, а.322). Официально упразднив этого участника процесса о статусе (С.7,17,1) и дозволив самостоятельно вести процесс лицу с сомнительным статусом, Юстиниан отменяет и древнее правило, по которому судебное решение не в пользу свободы не бьшо окончательным. Фиктивный процесс о свободе, когда господин раба не возражал на заявление заступника (adsertor in libertatem, дословно: тот, кто пересаживает в свободное состояние), тем самым соучаствуя в процедуре (vindictam imponere), приводил к освобождению из рабства — manumissio vindicta Оснащенный ритуальным жезлом (festuca) adsertor in libertatem, роль которого мог исполнять любой гражданин, занимал по отношению к рабу позицию исключительного распорядителя, соотносимую с положением самого господина (как при виндикации). Однако претензия виндиканта здесь состояла не в отрицании частного права другого лица, а относилась к публичной сфере. В этих условиях addictio secundum libertatem (подтверждение свободы), произносимая магистратом, в присутствии которого совершался ритуал manumissio, конституировала личный статус раба, и его свобода уже не могла быть оспорена. Необходи- Глава 1. Рабы (servi) мость содействия со стороны публичной власти определила трансформацию этого института в классический период, когда ритуальный удар жезлом и заявление о свободе: "Aio te liberum more Quiritium" ("Объявляю тебя свободным по обычаю квиритов"), — стал совершать ликтор (помощник магистрата, носивший перед ним знаки власти — fascies), разумеется, по воле господина раба. Исчезновение фигуры частного заступника в ритуале manumissio vindicta сказалось в том, что источники называют действующим лицом этого акта — vindictam imponere — самого dominus (D.40,12,12,2; 49,17,19,4), между тем как он никогда не действует непосредственно жезлом (festuca). Публичную природу имеют и другие способы отпущения раба (Gai., 1,17): посредством внесения раба по приказу господина в списки ценза (manumissio censu), проводившегося каждые пять лет, и по завещанию (manumissio testamentq), которое первоначально утверждалось в комициях или объявлялось в готовом к бою войске. Таким образом, гражданский коллектив не ограничивался фиксацией допустимых форм перемены статуса и посредством своих органов контролировал ситуации возведения в ранг граждан лиц, прежде считавшихся вещами. Однако волеизъявление самого господина не ограничивается отказом от собственности на раба, но непосредственно направлено на изменение статуса подвластного лица. Это качество с особой наглядностью выступает в возникающем в пред-классическую эпоху способе отпущения на волю — manumissio inter amicos (среди друзей). Решение об освобождении объявлялось в устной или в письменной (per epistulam) форме — отчего этот акт был доступен даже глухонемому (Paul., Sent, 4,12,2; D. 40,2,10) — и затем обязательно сообщалось друзьям (amici) патрона. В случае составления письменного документа (tabellae) друзья ставили свои подписи (Martial.,9,87). На одном египетском папирусе дошел документ ману-миссии, датируемый 221 г. н. э. (FIRA, III, п.11), на котором стоят печати пяти друзей-свидетелей. В структуре акта отчетливо прослеживаются два этапа: само волеизъявление и сообщение о нем ("quod liberum eum esse voluit (в перфекте!) dicere", — С. 7,6,1,2) друзьям. Привлечение друзей происходит «а этапе, когда раб уже объявлен свободным2. Однако роль этих лиц, связанных с господином раба узами fides, не сводится к простому засвидетельствованию: они берут на себя гарантию соблюдения его воли, обеспечивая определенность личного статуса вольноотпущенника. Сугубо частный характер акта приводил к тому, что статус раба не менялся, но контекст доверия, верности слову и принципам добра — fides — приравнивал 2 Совпадение двух фаз наблюдается, когда господин обращается с заявлением об освобождении раба во время дружеского застолья (manumissio per mensae adhibitionem). Раздел V. Право лиц фактическое положение раба к свободному (in libertate morari) и делал его необратимым. Нарушение fides предотвращал претор, не допуская vindicatio in servitutem со стороны прежнего господина, который оставался таковым по ius civile. В 18 или 19 г. н. э. lex Iunia Norbana доставил таким отпущенникам права латинского гражданства, что сделало частную ману-миссию действительной в плане ius civile (Ulp., Reg., 1,10). Такие граждане — Latini Iuniani, однако, не могли приобретать по распоряжениям mortis causa, оставленным третьими лицами в их пользу, их нельзя было назначить опекунами по завещанию (Gai., 1,23), они не были управомочены оставлять завещание, и их наследство ab intestato отходило к патрону (последнее ограничение было снято постановлением сената 42 г.). Комментарий Гая по этому вопросу, испорченный в первой книге (Gai., 1,22), восполняется словами из третьей (Gai., 3,56): ...admonendi sumus, id quod...нам следует вспомнить, что, как кими гражданами. Частное волеизъявление не может сообщить лицу римское гражданство, и даже латинское гражданство рабов, отпущенных на волю без соблюдения установленных форм ius civile (vindicta, censu, testamento), предоставлено им специальным законом и отличается спецификой, отразившейся, как видим, даже в назва- Глава 1. Рабы (servi) нии — "Iuniani". Такое отпущение на волю, собственно, и не считается "manumissio", поэтому отход наследственной массы отпущенника патрону и конструируется по модели пекулия (iure peculii), а не по схеме, характерной для отношений между патроном и отпущенником (iure manumissionis). Для ius civile свобода немыслима без римского гражданства: институциональное различение двух статусов становится возможным не ранее, чем утверждается представление о том, что рабство принадлежит к системе ius gentium. Когда освобождение из рабства уже не предполагает одновременного обретения римского гражданства, развиваются и сугубо частные способы отпущения на волю. Природа рабского статуса такова, что полномочий господина недостаточно для его перемены: объявление о свободе частным образом равносильно принятию на себя одностороннего обязательства воздержаться от дальнейших претензий на это лицо как на раба. Господин не управомочен даже сделать раба ничейным: брошенный раб (derelictus) все равно останется его собственностью. Ничейным человек становится, лишь став свободным. Ма-нумиссия совершается в соответствии с волей господина и по его инициативе, поскольку вместе с освобождением раба собственник утрачивает свое право на него. Меняя статус раба — при содействии публичной власти, раз обретение свободы, признаваемой ius civile, невозможно без получения римского гражданства, — господин выступает именно в качестве собственника. Этот аспект отношения очевиден в ситуации разделения dominium: лицо, имеющее раба in bonis, может отпустить его на волю только частным способом, доставив ему права латинского гражданства; обладатель голой квиритской собственности (nudum ius Quiritium) вообще не правомочен отпускать на волю, хотя может в дополнение к частной манумиссии преторского собственника совершить законную — iusta manumissio, доведя тем самым статус вольноотпущенника до римского гражданства (Gai., 1,35).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|