Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 25 глава
Отношения опеки строятся на основе fides (Liv., 24,22,15; 38,31,2; Sen., clem., 1,1,5; Gell.,5,3,5; 5,19,10; 20,1,39 sq; Apul., Plat, 2,25; Paneg.,ll[3],l,5) — личной связи, воспринимаемой в сфере оборота как единство persona участников. Поэтому опекун приобретает владение и собственность непосредственно в пользу подопечного (D.41,1,13,1), а также может отчуждать вещи подопечного (Gai., 2,64). Опекун, который обратил приобретения, сделанные на средства подопечного, в свою пользу, отвечает перед ним по пре-торским искам, построенным по аналогии (actiones utiles) с исками о собственности или о возврате денег (D.26,9,2). Нарушение fides опекуном характеризуется как "fraus" — "коварство" (Рар., 20 quaest, D.26,9,3; Ulp., 5 opin., D.27,9,9) и карается по закону XII таблиц (8,20 а—Ь) о преступлении опекуна, вызывающего подозрения, — crimen suspecti tutoris (Ulp., 35 ad ed., D.26,10,1; Tryphon., 14 disp., D.26,7,55,1). Говоря об обвинении опекуна (accusatio suspecti tutoris), Уль-пиан называет в качестве основания для подозрений dolus (злой умысел), который может проявляться в бесчинствах, скряжни- Глава 8. Опека (tutela) и попечительство (сига) честве, хитрости, пагубной для опекаемого, или в присвоении вещей последнего (D.26,10,1,2). Понятиями, параллельными "dolus", называют "fraus" — "коварство" (D.26,10,2,11; 13; 18; 26,10,7,1) и "corrupta fides" — "опороченную fides" (D.26,10,2,15; 26,10,9). Устранение опекуна сопровождалось бесчестьем — infamia (D.26,10,4,2; 10,10). Accusatio suspecti tutoris происходит в форме cognitio и ведет к назначению магистратом другого опекуна (Gai., 1,182). Однако требования к опекуну восходят к древнейшей эпохе. Преследование опекуна за нарушение fides основано на законе XII таблиц и принадлежит ius civile. Cic, de off., 3,15,61: Atque iste dolus malus et le- Этот злой умысел был подвержен
таблицам... Для архаической эпохи следует предполагать процесс в форме legis actio Sacramento in personam. Accusatio suspecti tutoris применяется против опекуна, назначенного в завещании (tutor testamentarius). Злоупотребления законного опекуна (tutor legitimus), который не может быть лишен этой квалификации, преследуются после снятия опеки по actio rationibus distrahendis. Этот иск также основан на законе XII таблиц и принимает во внимание имущество, удержанное опекуном из вещей опекаемого в целях собственного обогащения, наказывая бывшего опекуна в двойном размере — in duplum (D. 27,3,2,2), что указывает на штрафной характер иска и согласуется с квалификацией нарушения fides как crimen. В предклассический период утверждается actio tutelae, один из древнейших исков bonae fidei. По этому иску требуется возмещение всех возможных убытков, связанных с отношением опеки, в том числе — убытков самого опекуна, который в таком случае получает actio tutelae contraria против бывшего подопечного. На место личной верности становится идея обогащения, сводя отношение к экономическому основанию. Связь иска с древнейшим принципом нерушимости fides проявляется в его цивильном характере: как и все actiones bonae fidei, actio tutelae имеет формулу in ius concepta. Утверждение индивидуалистического подхода к конструкции института опеки разрушает единство группы "опекун — подопечный", выставляет опекуна сторонним лицом, сводя его роль к общественной обязанности — munus publicum. По закону Атилия (lex Atilia) 210 г. до н. э. лицам, не имеющим Раздел V. Право лиц опекуна, он предоставляется магистратом4. Именно этот вид отношений опеки обслуживает actio tutelae. Различие происхождения опекунов фиксируется предклассичес-кой юриспруденцией в систематике института опеки. Со временем, однако, отношение консолидируется на основе общего принципа fides — в соответствии с его модернизированной трактовкой как bona fides, доброй совести — индивидуалистического требования конформности праву, соответствия поведения субъектов правового общения общепринятым нормам оборота. Если Квинт Муций различал пять родов опеки (genera tutelarum), то Сервий Сульпиций три, а Лабеон — уже только два (Gai., 1,188). Гай говорит, что прежде многие считали, что родов (genera) опеки столько же, сколько и видов (species). Поскольку это явно не относится к Квинту Муцию, восстановить его систематику не представляется возможным. Можно предполагать смену основания систематики от Сервия к Лабеону: если три рода опеки по Сервию — это tutela testamentaria, legitime и dativa, то Лабеон мог просто различать опеку над малолетними от опеки над женщинами.
Древнейшим видом опеки следует считать tutela legitime, когда опекуном несовершеннолетних лиц и женщин, ставших самовластными (sui iuris) после смерти домовладыки, в отсутствие завещания оказывается ближайший агнатический родственник (agnatus proximus) или сородичи (gentiles)5 — в соответствии с порядком наследования по закону XII таблиц (Gai., 1,155; 165; Ulp.,Reg., 11,3; D.4,5,7 pr). Первоначально женщина не могла стать persona sui iuris и пребывала не под опекой, а в potestas нового домовладыки. Этот порядок отразился в преимущественных наследственных правах опекуна на имущество женщины (Gai., 1,192). В древности, когда агнатическая семья не распадалась со смертью домовладыки, опека была необходима лишь в том случае, если новый домовладыка был несовершеннолетним. Следует предполагать, что тогда критерий выбора опекуна включал совершеннолетие и лишь впоследствии утвердилось строгое следование букве закона, который требовал, чтобы опекуном был agnatus proximus. Автоматизм этого порядка удержался в классической tutela mulierum, когда законным опекуном женщины мог оказаться ее малолетний агнатический родственник. Эта ситуация 4 При Юстиниане опекун, данный по решению магистрата, tutor 5 Опека сородичей засвидетельствована еще в I в. до н. э. (laudatio Tu- Глава 8. Опека (tutela) и попечительство (сига) примечательна нарушением практической логики института, поскольку малолетний сам состоял под опекой и был неспособен компенсировать дефект дееспособности подопечной. Gai., 1,178:
Nam lege Iulia de maritandis Ибо и по закону Юлия о порядке Такая несообразность, когда при наличии одного опекуна существует потребность в другом6, привела в середине I в. н. э. к отмене законной опеки над женщинами по lex Claudia (Gai., 1,157; 171). Женщина могла поменять законного опекуна, совершив с его согласия coemptio, фидуциарную манципацию себя самой другому (по ее выбору) мужчине, который, исполнив manumissio vindicta, становился ее опекуном (tutor fiduciarius, — Gai., 1,115; 166). Фидуциарным опекуном считался также друг (amicus), которому малолетний был манципирован домовладыкой (mancipatio fiduciae causa) для того, чтобы он совершил манумиссию (Gai., 1,166). Tutor legitimus мог цедировать (in iure cessio) опеку над женщиной другому лицу (tutor cessicius), тогда как опеку над малолетним не мог (Gai., 1,168). Со смертью или умалением правоспособности tutor cessicius законная опека автоматически восстанавливалась. Смерть или capitis deminutio цедента также уничтожали права tutor cessicius, которые переходили к следующему по близости агнату (Gai., 1,170). Опека по завещанию (tutela testamentaria) создавала возможность для адекватного выбора опекуна по воле прежнего носителя potestas. Домовладыка мог назначить опекуна даже тому малолетнему, которого он по завещанию лишил наследства (D.26,2,4). В этом случае проявляется потестарная природа отношения. Как уже отмечалось, при завещании со стороны супруга было принято, чтобы выбор опекуна (optio tutoris) зависел от воли женщины. Этот порядок согласуется с возможностью принудить с помощью претора опекуна, назначенного женщине в завещании, утвердить любую сделку, в том числе coemptio fiduciaria с целью смены опе- 6 Дополнительный опекун назначался претором (tutor praetorius) также в том случае, если между подопечным и опекуном возникал судебный процесс (judicium legitimum), поскольку вчинение иска со стороны малолетнего само по себе требовало участия опекуна (Gai., 1,184). Известен также временный опекун, назначавшийся претором в случае пленения основного опекуна: после возвращения из плена отношения опеки восстанавливались iure postliminii (Gai., 1,187).
Раздел V. Право лиц куна. В соответствии с преобладающим значением воли подопечной, этот вид опеки не порождает никакой судебной ответственности опекуна перед взрослой женщиной (Gai., 1,191). Tutor testamentarius мог отказаться от опеки (abdicatio tutelae). Поскольку опека почиталась его долгом (Cic, pro Cluent, 14,41; ad Att., 6,1,4), опекун должен был привести основания, по которым он снимал с себя опеку (excusatio), чтобы не подвергнуться судебному преследованию (FV., 155). Назначив в завещании наследником малолетнего, наследодатель мог предусмотреть ему опекуна даже в том случае, если он не обладал potestas в отношении наследника (например, домовла-дыка в отношении эманципированного сына). Такая опека вступала в силу после изучения качеств предполагаемого опекуна (inquisitio) по декрету претора или губернатора провинции (D. 26,3,1 рг-2; 26,3,10) и поэтому ближе к опеке, установленной решением магистрата (tutela dativa). Назначение опекуна магистратом предполагает отсутствие аг-натических родственников и первоначально относится к плебеям, возможно, моделируя более древнюю практику, поскольку lex Atilia (плебисцит) предусматривал непременное согласие большинства плебейских трибунов с решением претора об опеке (Gai., 1,185). Социальный адресат этой нормы отличен и от вольноотпущенников, и от древних клиентов, раз в их отношении роль agnatus proximus исполнял патрон. Возможно, этот порядок отражает специфику семейной организации плебса, рано утратившего первоначальную семейную солидарность. Во всяком случае, публичная природа такой опеки согласуется с атомизированным (вне системы агнатического родства, а значит, и вне potestas) состоянием лиц, принимаемых во внимание государственной властью. Lex Iulia et Titia 31 г. до н. э. предоставлял право назначения опекуна провинциальным и муниципальным магистратам (Gai., 1,185; Tab. Here, 13,88). Tutor Atilianus не мог отказаться от опеки, понимаемой как munus (долг), без уважительных причин (excusationes), как-то: старость, болезнь, многодетность, публичные обязанности (D. 27,1,2 рг-9). Tutela dativa распространялась и на женщин, как свидетельствует упоминание этого вида опеки в рассказе Ливия об упразднении Вакханалий (Liv., 39,9,7), который обосновывает и высокую хронологию lex Atilia — II в. до н. э. Известны документы II—III вв. из Египта о назначении опекуна женщине префектом этой провинции (Р.Оху. IV, 720; SB., Ill, 6223). Эта практика показывает устойчивость принципа ius civile, по которому женщины не были управомочены на цивильные сделки ("si civile negotium gerant" —
Глава 8. Опека (tutela) и попечительство (сига) "если совершают цивильную сделку", — Ulp., Reg., 11,27). Окончательно опека над женщинами отмирает к началу IV в. Установление надзора (custos) предусматривалось законами XII таблиц над безумным (furiosus) и расточительным (prodigus) домовладыкой (1.1,23,3). По закону 5,7 сига furiosi et prodigi принадлежала ближайшему агнату, а в его отсутствие — сородичам. Закон дошел в поздней редакции, текст которой объединяет эти категории попечителей, так же как и риторская редакция закона о порядке наследования без завещания (Rhet, ad Herenn., 1,13,23; Cic, de inv., 2,50,148), имплицирование противопоставляя их наследнику, назначенному по завещанию. Rhet, ad Herenn., 1,13,23: SI FURIOSUS ESCIT AD- ЕСЛИ СТАНЕТ БЕЗУМНЫМ, ДИЧЕЙ. Параллель с законом о наследовании без завещания (где рассматривается альтернатива определения наследника по публичному и по частному, патриархальному основанию) предполагает противопоставление порядка надзора за безумным в древнем семействе публичному контролю за недееспособным лицом. Возможно, уже XII таблиц предусматривали вмешательство магистрата в случае отсутствия агнатов и сородичей для назначения куратора в законе, фрагмент которого сообщает Фест (Fest., p. 162 L): "AST EI CUSTOS NEC ESCIT" ("Если над ним нет надзора")7. В классическую эпоху известна основанная на mores практика воспрещения претором расточителю ("moribus per praetorem bonis interdicitur") участвовать в гражданском обороте ("еа re com-mercioque interdico",— Paul., Sent, 3,4a,7). Преторский запрет не дублировал закон XII таблиц (D.27,10,1 pr: "Lege duodecim ta-uarum prodigo interdicitur bonorum suorum administratio" — "По закону Двенадцати таблиц расточителю запрещается управлять своим имуществом"), но приводил его в исполнение. Известно, что такой запрет лишал лицо права на составление завещания (D.28,1,18 pr), тогда как активное управомочение на testamenti iactio было неотъемлемым правом римского гражданина (D.28,1,3) 7 Идея противопоставления двух порядков сохраняется и в том случае, если, следуя распространенному мнению, включить фрагмент Феста в текст основной нормы. Раздел V. Право лиц и, соответственно, вне преторской компетенции. Назначение куратора со стороны магистрата (D.27,10,13; 16) также должно было иметь законное основание. Обращение претора к безумному, неспособному адекватно воспринимать информацию, не имело бы смысла, возможно, поэтому оно и сформулировано, исходя из гипотезы расточительства. В древности расточительное поведение приравнивалось к безумному, поскольку рачительное ведение хозяйства было нормальной психологической установкой, потребностью личности. Сопряжение двух гипотез, зафиксированное в тексте Институций Юстиниана (1.1,23,3), отразилось и в устойчивости представления, по которому устранение расточителя от управления имуществом было изначально введено по обычаям предков ("quod moribus quidem ab initio introductum est", — D.27,10,1 pr; cp. Paul., Sent., 3,4a,7). Преторский запрет расточителю стал восприниматься как основанный и на законе, и на обычаях предков (mores). Сущность надзора заключается в компенсации дефекта воли подопечного. Замещение распорядительных полномочий безумного — как внешнего момента личности — выражается в законе понятием "potestas", личной власти куратора, объектом которой выступает как pecunia (вовлеченное в оборот имущество безумного), так и он сам в качестве общественно опасного субъекта. Личная власть куратора определяется тем, что безумный остается домовладыкой и собственником (dominus, — Gai., 2,64; D.1,5,20), сохраняя patria potestas (D. 1,6,8 pr), брак (D.23,2,16,2), права и обязанности, связанные с помолвкой (D.23,1,8), владение (D.41,2,27); приобретает по давности (D.41,3,4; 31,4; 44,6) и по завещанию (D.29,2,5,1). Эти права статического характера не предполагают волеопределения, на которое безумный не способен. Potestas, сохраняемая таким домовладыкой, требует и адекватных полномочий куратора для того, чтобы парализовать его возможные действия. В дальнейшем личная власть куратора понимается как необходимая для заботы (сига) о здоровье подопечного (D.27,10,7 pr). Управление имуществом безумного или расточителя первоначально основано на переносе распорядительных полномочий подопечного (auctontas) на куратора, так что его личность оказывается внешним выражением persona недееспособного домовладыки ("personam domini sustinet", — D.47,2,57,4). Потестарная природа института восходит к принципам функционирования патриархальной семьи, когда agnatus proximus был одним из подвластных. Отражением этого порядка является древнее представление о недопустимости принятия роли куратора сыном безумного или расточителя, нарушенное рескриптом Антонина Пия (D.27,10,1,1). Лишенный auctoritas, furiosus (и prodigus) не может отправлять обязанности опекуна (D.27,6,1,2; 26,1,11; хотя номинально Глава 8. Опека (tutela) и попечительство (сига) остается опекуном: D.26,1,3 pr), давать согласие на брак своих подвластных (D.23,2,9 pr), эманципировать их (D.40,2,10), принимать на себя обязательства (D.44,7,43) и совершать сделки по отчуждению собственности (Paul., Sent, 2,17,10; D.39,5,23,1): приобретательная давность течет в пользу добросовестного титульного приобретателя от безумного лишь в силу фикции ("utilitatis causa", — D.41,4,2,16). Между тем куратор может эффективно отчуждать вещи безумного (Gai., 2,64; D.27,10,12) и заключать сделки, в которых подопечный является пассивной стороной отношения, однако не управомочен ни на безвозмездное отчуждение вещей подопечного, ни на манумиссию его рабов (D. 27,10,17; 40,1,13), поскольку potestas и dominium остаются у безумного. Конструкция bonorum administratio, которая указывает классическим юристам на масштаб полномочий куратора, поздняя и смоделирована с той "potestas in eo pecunjaque eius", о которой говорил закон XII таблиц. Единство потестарного основания институтов tutela и сига сказалось в том, что над безумными малолетними cura furiosi дополнительно к опеке не устанавливалась (в соответствии с мнением Квинта Муция: D. 26,1,3 рг). В постклассическую эпоху развивается тенденция к сближению институтов опеки и попечительства. Эффект сделок, заключенных опекуном, воплощается непосредственно на стороне подопечного, и утверждается принцип, по которому со снятием опеки бывший малолетний получает actiones utiles из таких сделок, а также отвечает по ним. При Юстиниане эти иски уже считаются прямыми (directa). Утраченное на Западе различие между auctoritas tutoris и consensus curato-ris восстанавливается Юстинианом: опекун должен утвердить сделку в устной форме во время ее заключения, тогда как куратор может дать согласие на акт задним числом и в письменной форме (1.1,21,2)8. Права опекуна терпят дальнейшие ограничения. Уже в 195 г. oratio Severi запрещала опекуну отчуждать земли малолетнего (praedia rustica), делая исключение для гипотезы уплаты долгов, когда сделка могла быть дозволена магистратом, и случая, когда tutor testamentarius был управомочен на отчуждение наследодателем в завещании (D.26,9,1). В IV в. запрет распространяется и на движимые вещи, не подверженные тлению. Императорская канцелярия предусматривает особую заботу опекуна о сохранении имущества подопечного, предписывая, например, хранить драгоценные металлы в виде кладов, а оборотные средства вкладывать в недвижимость или отдавать в рост (CTh. 3,30,6 pr). Устанавливается ответственность опекуна за culpa (вину), которая учитывается в actio tutelae (CTh. 3,30,5), но infamia по-прежнему Ср. D. 26,8,9,6, где усматривают интерполяцию. Раздел V. Право лиц налагается на опекуна только за dolus (умысел) (1.1,26,6). Допускается устранение опекуна, вызывающего подозрение, без специальной accusatio suspecti tutoris (D.26,10,3,4). С 314 г. ответственность опекуна гарантируется генеральной ипотекой подопечного на имущество опекуна (СТп. 3,30,1 = С.5,37,20). При Юстиниане (Nov., 72,8 а.538) предусматривается ответственность опекуна в об"веме diligentia quam in suis rebus adhibet (осмотрительность, как в отношении собственных дел), что развивает классическое представление о bona fides и о подобии опекуна домовладыке (Call. D.26,7,33 pr; ср. Ulp. D.27,3,1 pr, где интерполированы слова: "[praestando dolum, culpam et quantam in suis rebus diligentiam]" — "обеспечивая ответственность за умысел, вину и такую осмотрительность, как в отношении собственных дел"). Юриспруденция распространяет запрет на произвольное отчуждение недвижимости подопечного, выраженный в oratio Seven, и на куратора безумного (D.27,9,8,1). Важнейшая модификация института попечительства при Юстиниане заключается в установлении его пожизненного характера: выздоровление безумного теперь всегда трактуется как временное прояснение сознания, когда cura furiosi находится "в подвешенном состоянии" (С.5,70,6, а.530). Глава 9 Юридические лица (universitates) Субъектом правового общения может быть не только физическое лицо, отдельный человек, но и объединения людей, выступающие в обороте как единое целое, качественно отличное от составляющих их субъектов. Такими социальными единицами, обладающими правами частных лиц, в римском праве считаются профессиональные и религиозные союзы (collegia, sodalicia, societates, corpora), самоуправляющиеся местные гражданские общины (municipia, coloniae), государственная казна (fiscus). Закон XII таблиц 8, 27 (D.47,22,4) устанавливал свободу частных ассоциаций, наделяя силой внутренние уставы коллегий, лишь бы они не противоречили закону. Считалось, что эта норма восходит к закону Солона, текст которого перечисляет как древние, так и известные в классическую эпоху типы коллегий: сельские общины (pagi), объединения воинов и сотрапезников (си-riales, sodales), религиозные и похоронные союзы, распространенные в основном среди бедноты с целью обеспечить средства на похороны, а также производственные и торговые корпорации. Впоследствии свобода частных объединений претерпела множество законодательных ограничений, пока lex Iulia de collegiis Глава 9. Юридические лица (universitates) при Августе не установил закрытый список допущенных типов коллегий9. Следовали и дальнейшие ограничения в форме постановлений сената или императорских конституций (ср. при Траяне: Plin., ер., 10,34; 93). Констатируя общую законодательную политику, неблагоприятную для частных коллегий, Гай (Gai., 3 ad ed. prov., D.3,4,1 pr) перечисляет редкие гипотезы, когда допущено создание корпораций ("paucis admodum in causis concessa sunt huiusmodi corpora"): союзы откупщиков (societates vectigalium publicorum), например бравших на откуп ренту (vectigal) с общественной земли (ager publicus), золотые или серебряные рудники или соляные копи, и профессиональные производственные объединения, например рыбаков (pisto-rum) или мореходов (naviculariurum). По надписям классической эпохи известны коллегии и других профессиональных (CIL, XI, 970 = Dessau, 7216; CIL, VI, 33885 = Dessau, 7214) и конфессиональных (CIL, VI, 10234 = Dessau, 7213; CIL, X, 444 = Dessau, 3546) союзов. Надписи донесли несколько уставов (lex collegii) таких коллегий (например, устав похоронной коллегии — CIL, XIV, 2112 = Dessau, 7212; устав коллегии трубачей III легиона — CIL, VIII, 2557 = Dessau, 9096; устав коллегии резчиков по кости — CIL, VI, 33885), нормирующих порядок функционирования союза. Эти правила имели силу только внутри корпорации и не могли служить основанием для гражданского иска. Надписи сохранили также содержание декретов, в которых коллегия выступает как единый субъект, например принимающий (CIL, VI, 10234) или устанавливающий (CIL, X, 444) дарение или воздвигающий статую патрону коллегии (Dessau, 8376; CIL, X, 1786). Коллегия могла заключать договоры в стипуляционной форме (CIL, XIV, 431), принимать наследства и отказы по завещанию (со времен Марка Аврелия: D. 34,5,20; CIL, VI, 9626 = Dessau, 7267), отпускать рабов на волю (D. 40,3,1). Корпорации могут выступать в суде, назначив представителя (actor) от лица объединения (D.3,4,1,1; 3,4,2—3). Компетенция представителя определяется решением коллегии (D.3,4,6,2—3). Actor может быть назначен и для заключения различных стипуля-ций, и для совершения opens novi nuntiatio (D.3,4,10). Объем ответственности коллегии определяется ее общим имуществом и казной (area), которые и становятся объектом missio in possessionem в случае indefensio (D.3,4,1,2; 3,4,8) и распродажи с аукциона в случае банкротства (ликвидации). 9 Закон упоминается в надписи одной похоронной коллегии (CIL, VI, 4416 = Dessau, 4966), которая основывала на этой норме само свое существование. Раздел V. Право лиц Сходная конструкция прилагается и к местным общинам, которые также выступают как субъекты общего имущества корпорации (universitas), отличного от имущества отдельных лиц (D.3,4,2; 3,4,7,1; 1,8,6,1; 2,4,10,4; 37,1,3,4). Ulp., 10 ad ed., D. 3,4,7,2: Sdd si universitas ad unum И если даже корпорация свелась к порации. Общий раб, принадлежащий общине, не считается рабом ее граждан на праве общей собственности, но рассматривается как раб целого ("пес servus communis civitatis singulorum pro parte intellegitur, sed universitatis", — Marc. D.1,8,6,1): например, его можно принудить давать показания против отдельных граждан этой общины. Вольноотпущенник общины мог вызывать в суд отдельных граждан, не испрашивая особого дозволения магистрата (D.1,8,6,1; 2,4,10,4). Независимость совокупного субъекта от актуального состава общины и концепция universitas поздняя. Первоначально местная гражданская община почиталась коллективом, что отразилось и в терминологии: вместо "municipium" она как субъект частного права именуется "municipes" ("муниципалы"). Это восприятие создавало трудности в установлении определенности такого лица (certa persona). С этим связана невозможность для общины быть назначенной наследником (heres), а также управомоченной на универсальный фидеикомисс. Ulp., Reg., 22,5: Nee municipia пес municipes Hu муниципии, ни муниципалы не ,,...... могут быть назначены наследни- nereaes tnstttut possunt, quo- " л * н коми по завещанию, поскольку субъ- niam incertum corpus est, et ercm является неопределенным, и neque cernere universi neque члены совокупности не могут ни pro herede gerere posunt, ut принять наследство, ни действо- f r ватъ в качестве наследника, с тем heredes fiant. Senatus consul- чтобы стать наследниками. Однако to tamen concessum est, ut а сенатским постановлением дозволе- libertis suis heredes institui н0> чтобы они могли быть назначе- . ны наследниками со стороны своих possmt. вольноотпущенников. Глава 9. Юридические лица (universitates) Император Нерва, а затем сенатское постановление, принятое по инициативе Адриана, дозволили местным гражданским общинам принимать отказы по завещанию (Ulp., Reg., 24,28). Это же постановление сената управомочило их на фидеико-миссы (Ibid., 22,5). Определенная индивидуализация общин как субъектов права достигалась в процессе, где они были представлены когниторами (auctor) или синдиками, назначаемыми по решению местного совета (ordo decurionum). Эта особенность позволяла муниципиям и колониям, как и частным коллегиям, успешно требовать у претора наследство вопреки завещанию (bonorum possessio, — D.37,1,3,4; 38,3,1). В то же время в отношении приобретения собственно владения, когда индивидуализация субъекта была необходима, universitates остались неполномочны. Они могли приобретать владение только через собственных рабов (D.41,2,1,22). Особый тип юридического лица представляет собой fiscus — императорская казна и со временем — все государственное имущество. От государственного имущества, находящегося в собственности принцепса, следует отличать имущество римского народа: populus Romanus не является юридическим лицом и не участвует в гражданском обороте. Напротив, принцепс может вступать в частноправовые отношения, заключать сделки, вчинять иски и отвечать по ним, наравне с другими субъектами, не только как частное лицо в отношении своего личного имущества (patrimo-nium principis), но и как публичное — в свойственной ему роли субъективного выражения римской государственности. Объясняя неприменимость к res fiscales интердикта, защищающего публичное недвижимое имущество (ne quid in loco publico fiat), Ульпиан (D.43,8,2,4) говорит, что они являются как бы собственными и частными вещами принцепса ("quasi propriae et privatae principis sunt"). "Publicus" относится к populus Romanus и означает "народный"10, тогда как fiscus принадлежит не римскому народу, а принцепсу. По сути fiscus является государственной собственностью — особой правовой формой и специальным режимом частной собственности, релевантной оппозицией к которой выступает собственность всего римского народа. Различие снимается с установлением Домината, когда народная казна (aerarium populi Romani) сливается с императорским фиском.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|