Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 23 глава
При Августе lex Fufia Caninia 2 г. до н. э. вводит ограничения на отпущение рабов по завещанию (Gai., 1,42—43), устанавливая численную квоту (скажем, собственник 10 рабов может отпустить на волю не более 5) и абсолютный максимум в 100 рабов (для тех, у кого их было более 500). Lex Aelia Sentia 4 г. н. э. (GaL, 1,13; 18; 29) объявлял ничтожной манумиссию, сделанную во вред кредиторам (in fraudem creditorum). По этому закону лицо моложе 20 лет могло отпускать на волю только посредством vindicta, доказав перед consilium из 5 сенаторов и 5 всадников в Риме или 20 римских граждан (recuperatores) в провинции (Gai., 1,20) основание (iusta causa manumissionis), по которому раб отпускается на волю (causae probatio). Таковым признавалось кровное родство, а также случаи, когда раб бьш Раздел V. Право лиц педагогом господина или когда отпущение совершалось с целью сделать раба управляющим (procurator) или рабыню законной супругой (GaL, 1,19). Эти же ограничения относились к отпущению на волю рабов моложе 30 лет. Манумиссия таких рабов без causa probatio делала их Latini coloniarii. Отпущение на волю рабов-преступников, отмеченных клеймом (stigmatum), по закону Элия Сенция наделяло их статусом peregrini dediticii (Gai., 1,13; 15; Ulp., Reg., 1,11) — чужеземцев, покоренных оружием. Гай (1,26—27) называет этот статус "pessima libertas" ("наихудшая свобода"), поскольку его обладатели не могли перейти в римское гражданство. Им запрещалось селиться в пределах сотого милевого камня от Рима; нарушение влекло по закону Элия Сенция публичную продажу (venditio ad hasta) с запретом использовать этих рабов в пределах стоверстной зоны и отпускать на волю: манумиссия делала их рабами римского народа (Gai., 1,27). Отпущенные на волю рабы моложе 30 лет получали латинское гражданство (Latini Aeliani) и могли добиться римского, когда ребенку от законного брака (с римлянкой или латинкой) исполнялся год. Доказав брак и возраст ребенка ("anniculae causae probatio",— Tab. Here, 99 = FIRA, III, p.600) претору или губернатору провинции, сам латин, его супруга и ребенок становились римскими гражданами в соответствии с pronuntiatio магистрата (Gai., 1,29).
В классическую эпоху развивается отпущение на волю посредством фидеикомисса (libertas fideicommissaria) — доверительного поручения завещателя наследнику отпустить на волю раба и стать его патроном. Если наследник не исполнял поручение наследодателя, раб мог добиваться своего права extra ordinem у специального претора (praetor fideicommissarius). По SC Rubrianum 103 г. н. э. (D.40,5,26,7), в случае неповиновения наследника судебному решению, раб получал свободу в силу самой pronuntiatio магистрата, значимой в плане ius honorarium. Практика доверительных соглашений раба с третьим лицом о выкупе из рабства (in fidem confugere) на деньги самого раба (emptio suis nummis) с последующим отпущением на волю получила законодательное признание в epistula Марка Аврелия и Лу-ция Вера (D.40,1,4 pr): если такой покупатель не совершал manumissio, рабу создавались условия для приобретения свободы. Существенным признавалось сознательное заключение договора с рабом (D.40,1,4,2), а также то, что покупатель не платил за него из собственных средств — все равно, получал ли он деньги из пекулия раба или из случайной прибыли (ex adventicio lucro) или был движим дружескими чувствами (eod., 4,1). Под эту гипотезу подпадало и соглашение, по которому господин раба принимал от третьего лица (например, родственника раба) деньги, с тем что он Глава 2. Вольноотпущенники (liberti) отпустит раба на волю (Рар., 40,1,19). В дальнейшем Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом постановили, чтобы раб считался отпущенным на волю, даже если до оговоренного в соглашении срока манумиссия не была совершена (D.40,8,1 и 3). Глава 2 Вольноотпущенники (liberti)
Gai., 1,10: Rursus liberorum hominum Далее, среди свободных людей одни alii ingenui sunt, alii libertini. являются свободнорожденными, другие вольноотпущенными. Вольноотпущенники (liberti, libertini) отличались от свободнорожденных римских граждан по объему публичных прав. В плане частного права особенность их положения состояла в определенной зависимости от бывшего господина (patronus) и его семейства. Либерты бьши обязаны почитать своего патрона (obsequium), что выражалось в содействии в публичных делах и в предоставлении услуг (орегае libertorum). Понятно, что эти ограничения не распространялись на рабов, отпущенных на волю по завещанию ("liberti Orcini" — "либерты преисподней"). Обычно obsequium распространялся и на нисходящих родственников патрона, что снимало это различие. Либерт не мог обвинять патрона или его детей в crimen publicum (D. 48,2,8); вызов патрона или его преемников в суд (in ius vocatio) был возможен только с дозволения претора (D.2,4,4,1). Услуги патрону выражались в периодическом выполнении определенной работы, объем и содержание которой фиксировались в торжественной клятве — promissio iurata liberti, даваемой после manumissio (D.38,1,7,2). Злоупотребления рабовладельцев, принуждавших рабов в обмен на отпущение на волю принимать на себя непомерные обязанности и обещать дорогие подарки, вызвали реакцию претора Рутилия, который в 118 г. до н. э. ввел в эдикт положение, по которому судебную защиту получало лишь право патрона на орегае — посредством iudicium operarum в нормальном случае (D.38,1,2,1) и посредством actio pro socio, если патрон и либерт договорились, что в случае нарушения obsequium между ними возникает товарищество (societas) на все имущество либерта (D.38,2,1,1). В дальнейшем претор вводит bonorum possessio contra tabulas — владение наследственным имуществом вопреки завещанию — в пользу патрона, если либерт лишил наследства своих детей или умер бездетным. В случае нару- Раздел V. Право лиц шения promissio iurata патрон всегда получал половину наследственного имущества либерта. Независимо от преторских установлений, на основании интерпретации закона XII таблиц (GaL, 3,40) наследство либерта, умершего без завещания, отходило к патрону по праву agnatio. Lex Papia Poppaea предписывал, чтобы богатые (более 100 тыс. сестерциев) либерты непременно оставляли патрону часть наследства (половину при одном наследнике, треть при двух), освобождая от этой обязанности лишь тех, кто оставил троих и более детей-наследников (Gai., 1,192; 3,42). По праву agnatio патрон автоматически становился опекуном вольноотпущенницы и наследовал ей в любом случае (Gai., 3,43; Ulp., 29,2); lex Papia освобождал от опеки лишь либертину — мать четверых детей (GaL, 3,44; Ulp., Reg., 29,3). Отношения патроната переходили по наследству детям патрона, которые также могли претендовать на наследство либерта (Gai., 3,45). Эта связь передавалась только нисходящим, которые ipso iure замещали покойного, даже если они были лишены наследства на основании завещания (GaL, 3,58).
Отношения патроната были пожизненными: уже дети либерта считались свободнорожденными (ingenui). В эпоху Принципата развивается практика пожалования императором статуса свободнорожденного — natalium restitutio (D.40,11,1; С.6,8,1). Уподобление статусу ingenuus ("imaginem non statum ingenuitatis" — "образ, но не статус свободнорожденного", — С.6,8,2) достигалось предоставлением ius anuli aurei, права золотого кольца (D.35,1,32,2). Процессуальной формой установления статуса свободнорожденного была formula praeiudicialis: "AN LIBERTUS А*А* SIT" ("Является ли он вольноотпущенником ААгерия") (GaL, 4,44); уже с конца I в. н. э. с этой целью прибегают к cognitio при участии консула. Глава 3 Чужестранцы (peregrini) Национальная замкнутость ius civile предопределяла особый статус неграждан (hostes, peregrini), допустимость правильных сделок с которыми — commercium — специально устанавливалась законом. Уже законы XII таблиц предусматривали доступность торжественных юридических актов ("ius man-<cipii>", — Fest., p.472 L) некоторым категориям иностранцев ("FORTI SANATI", — XII tab., 1,5), связанных с римским народом договором о дружбе ("amicitia", — Fest, p.474 L), а Глава 3. Чужестранцы (peregrini) 241 также — возможность судебного разбирательства с чужестранцем ("STATUS DIES CUM HOSTE", — Cic, de off., 1,12, 37; Fest., p.414 L). Постепенно вырабатывается общая дифференциация иностранцев по категориям в соответствии с их статусом. На место аморфного "hostis", ситуативно обозначавшего то друга, то воюющего врага ("perduellis", — Varro., de 1.1., 5,3; D.50,16,234 pr), приходит терминологическая определенность в различении степени близости прав иностранцев к правам римских граждан.
Наибольшей близостью к римским гражданам отличались Latini prisci (древние латины) — граждане городов в Лации, ранее входившие в Латинскую лигу во главе с Римом и после ее распада в 338 г. до н. э. удержавшие права, которыми их общины пользовались еще с 493 г. до н. э. по foedus Cassianum. Эти латины располагали правом заключать сделки iuris civilis с римлянами (ius commercii), селиться в Риме (как и в любом другом городе Лиги), становясь римскими гражданами (ius migrandi), а также вступать в законный брак с римлянами (ius conubii). В эпоху Республики (до середины II в. до н. э.) римляне создавали на завоеванных землях колонии, наделяя колонистов статусом латинских граждан — colonii civium Latinorum. После 338 г. граждане этих колоний стали рассматриваться как особая категория — Latini coloniarii. Располагая ius commercii и ius migrandi, они обычно были лишены ius conubii (если он им не был специально предоставлен, — Gai., 1,56—57; Ulp., Reg., 5,4). В эту эпоху латины, достигшие высших должностей в своих общинах, получали римское гражданство (Gai., 1,96) и могли продолжить политическую карьеру в Риме: так называемый ius honorum. Результатом было фактическое двойное гражданство политической элиты (ordo decurionum) латинских городов и колоний, которое, однако, не воспринималось таким образом (Cic, pro Balb., 45), поскольку сами Latini coloniarii были обычно выходцами из Рима. Если добавить к этому ius suffragii — право голосовать в народном собрании в Риме {в случае присутствия), которым располагали граждане латинских городов и колоний, — станет понятно, насколько несущественным было различие между римским и латинским гражданством, почему одно беспрепятственно переходило в другое. Основным критерием различения предстает фактическое место жительства и связанная с этим принадлежность к определенной гражданской общине (civitas). Переселившись в латинскую колонию, римлянин становился латинским гражданином, но был свободен вернуться в Рим (Fest., p.244 L). Близость двух статусов особенно наглядна в правилах, определяющих правовое положение вольноотпущенника. Раздел V. Право лиц Gai, 1,17: Nam in cuius persona tria Ибо то лицо, в отношении кото-
римским гражданином; если же какое-либо из них не соблюдено, становится латином. Вольноотпущенники, получившие латинский статус (Latini Aeliani), могли легко добиться римского гражданства, вступив в законный брак: те, кто был моложе 30 лет, — уже по закону Элия Сенция (Gai., 1,28—29), а по SC Pegasianum (Gai., 1,31), принятом при Веспасиане, — и все остальные. Ребенок от брака латина с римской гражданкой по постановлению сената, принятому по инициативе Адриана (auctore divo Hadriano, — Gai., 1,30), рождался римским гражданином. Переход латинов в римское гражданство регулировался и конституциями принцепсов: от Клавдия до Траяна (Gai., 1,32—34; FV., 233; 235; lex Salp., 22—23), которые, увязывая эту привилегию с различными видами хозяйственной активности, предусматривали все новые способы перемены статуса. Предоставление прав римского гражданства в результате Союзнической войны (bellum Italicum) 91—89 гг. до н. э. всем латинам (по lex lulia 90 г. до н. э.), а затем всем италикам (по lex Plautia Papiria 89 г. до н. э.) повлекло распространение латинского гражданства за пределы Апеннинского полуострова, где оно было предоставлено свободным жителям Цизальпийс-кой Галлии, Сицилии, а при Веспасиане — обеих испанских провинций (Plin., N.H., 3,30) с соответствующей реорганизацией местного самоуправления в латинские муниципии по модели municipium civium Romanorum. Базовой правовой системой в новых латинских общинах было римское ius civile (lex Irnitana, 93), тогда как специфика политической организации и судебной власти определялась единообразным муниципальным законом (условно называемым lex Flavia municipalis). Римские правовые институты регулировали и отно- Глава 3. Чужестранцы (peregrini) шения между латинами и римскими гражданами, как имущественные, так и личные. Заметной спецификой отличалось положение Latini Iuniani — вольноотпущенников, получивших статус свободных по lex Iunia Norbana. Эту категорию составляли лица, не принадлежавшие к какой-либо латинской общине, — их латинский статус, таким образом, просто выражал дефектность их положения в системе гражданских связей (GaL, 3,56). Latini Iuniani не располагали ius conubii и не имели ни активной, ни пассивной testamenti factio (права завещать или получать по завещанию) в отношении римских граждан. В остальном они были вполне правоспособны (могли даже приобретать наследство от римских граждан по универсальному фидеикомиссу, — Gai., 2,275), а в отношениях с латинами, которые также регулировались римским правом, их особый статус не создавал никаких ограничений. Основное население провинций (и Италии до Союзнической войны) не имело прав римского или латинского гражданства. Гражданские общины провинций были связаны с Римом договорами, которые определяли степень их автономии. При этом различались формально независимые общины — civitates peregrinae liberae et foeredatae (или sine foedere liberae); подчиненные общины ("civitates nostro iure obstrictae", — Plin., Epist., 10,93), пользовавшиеся автономией, и покоренные общины, поставленные под прямое управление римской провинциальной администрации. Граждане автономных общин — peregrini alicuius civitatis — жили по собственному местному праву. Население общин, лишенных автономии, — peregrini nullius civitatis (чужестранцы, не принадлежащие к гражданским общинам) — было подчинено власти римского наместника, чей imperium не встречал здесь формальных ограничений. На практике, однако, продолжали применяться нормы местного права — iura peregrinorum. Любой перегрин мог прибегнуть к суду римского провинциального магистрата, и его дело рассматривалось по нормам ius gentium или ius honorarium, принятым в данной провинции. Особые случаи искусственного придания лицу статуса Перегрина без отечества :— в результате осуждения уголовным судом (apolides) или отпущения на волю раба-преступника (dediticii Aeliani) — создают ситуации нормативно чистого воплощения этого понятия: не принадлежа ни к какой общине (даже к покоренной), эти лица могли рассчитывать лишь на применение к ним норм ius gentium (D.32,2,3; 48,19,17,1; Ulp., Reg., 20,14). Положение кардинально меняется с изданием эдикта Кара-каллы (constitutio Antoniniana) 212 г., предоставившего римское гражданство всему населению Империи. Civitates peregrinae всех типов исчезают, и ius civile становится основной правовой систе- Раздел V. Право лиц мой в Средиземноморье, хотя в Восточных провинциях, где существовала многовековая правовая культура, продолжают применяться местные нормы. Римскими гражданами становятся даже жители сельской местности, не принадлежавшие никакой civitas: папирологический материал засвидетельствовал распространение среди этой категории населения римской ономастической системы (praenomen — nomen — cognomen) уже в первой половине III в., что указывает на появление у них статуса cives Romani. Вопреки господствовавшему прежде мнению Т.Моммзена о том, что constitutio Antoniniana не распространялась на peregnni nullius civitatis (peregnni dediticii), следует — вместе с большинством современных исследователей — полагать, что исключение было сделано только для dediticii Aeliani и Latini Iuniani. Папирус с текстом эдикта (P.Giess.,1, n.40 = FIRA, I, p.445 sqq) испорчен в том месте, где говорится о dediticii, которым отказано в римском гражданстве, но Юстиниан, отменяя "libertas dediticia" (С. 7,5,1, а.530), знает только эту категорию неграждан. Латинское гражданство — как "libertas lati-na" — было отменено в 531 г. (С.7,6,1). Оба исключения связаны с особым типом свободного состояния — pessima libertas, — который предполагает и специфику гражданского статуса. Сопряжение свободы и гражданства, связанное с публичным основанием обоих институтов, находит в этом примере одно из наиболее выразительных проявлений. Глава 4 Лица, пребывающие в чужой власти (personae alieni iuris) Gai., 1,48—49: Sequitur de iure personarum Следует другое разделение в области alia divisio. Nam quaedam per- права лиц. Ибо некоторые лица яв- sonae sui iuris sunt, quaedam ляются самовластными, некоторые alieno iuri subiectae sunt. же подчинены чужому праву. 49. Rursus earum personarum, Далее> сРеди тех лиЧ> что подчине- ,.,... ны чужому праву, одни пребывают quae aheno гип subiectae sunt, 3 -. * ^ , во власти домовладыки, другие во aliae in potestate, aliae in manu, в^^^и мужа> третьи в распоряди- aliae in mancipio sunt. тельной власти. "In potestate" состоят рабы; власть господина над рабом принадлежит "праву народов" ("potestas iuris gentium", — Gai., 1,52). Во власти главы семейства (pater familias) состоят и свободные домочадцы (liberi): сыновья (filii familias), дочери (filiae familias); и Глава 4. Лица, пребывающие в чужой власти (personae alieni iuris) 245 другие нисходящие; власть над детьми (patria potestas) — институт ius civile ("ius proprium civium Romanorum", — Gai., 1,55). "In manu" пребывает законная супруга, совершившая conven-tio in manum (Gai., 1,110). Если ее муж сам состоит in potestate домовладыки, то супруга одновременно пребывает и во власти мужа (in manu mariti), и in potestate его домовладыки, занимая в структуре семейства место дочери мужа ("filiae loco", — Gai., 1,114) и внучки его домовладыки. Переход во власть мужа приводит к тому, что женщина выходит из-под власти своего домовладыки и попадает во власть другого лица. Если она бьша самовластной, она становится подвластной. Наконец, "in mancipio" пребывает подвластный, манципиро-ванный другому домовладыке (обычно для отработки нанесенного ущерба, — Gai., 1,140). Дети такого лица оказываются во власти его домовладыки — их деда (Gai., 1,135), то есть лицо, находящееся in mancipio, в то же время потенциально пребывает и in potestate своего домовладыки. Власть mancipium и patria potestas (отцовская власть) соотносятся как оборотное (относящееся к гражданскому обороту) и статичное полномочие. Подвластное состояние никак не сказывается на публичных правах лица (D.1,6,9), но определяет неправоспособность в плане частного права. "Alia de iure personarum divisio" ("другое разделение в праве лиц") имеет своим предметом частноправовую автономию личности. Лицо "чужого права" не имеет собственности ("nihil suum habere potest", — Gai., 2,87) и приобретает только в пользу своего домовладыки. Оно не может самостоятельно совершать юридические сделки, ухудшающие его положение: отчуждать, принимать на себя обязательства, — для действительности подобных актов необходимо волеизъявление домовладыки (auctoritas). Подвластный может вступать в брак только при участии pater familias. Он приобретает по распоряжениям mortis causa, оставленным на его имя, не иначе как "iussu patris" — по приказу домовладыки. Субъектом владения, начатого подвластным (свободным или рабом), автоматически становится домовладыка, и приобретательная давность (usucapio) течет на его имя. Это принципиально иное ограничение правоспособности в римском праве покоится на сугубо частном основании и восходит к принципам социальной организации догосударственной эпохи, когда общество структурировалось по линии патриархальной семьи — familia. Человек мыслил себя как часть генеалогически определенной группы, соотнося правильность своих решений и поступков с волей предков, в которых персонифицировался социальный опыт и историческая память семейства. Медиатором — посредником между миром духов и миром живых (еще только идущих к смерти) — выступал ближайший к прародителю член Раздел V. Право лиц семейства — pater familias (домовладыка). Отправляя культ предков и будучи главой семейных святынь (sacra familiares), домовладыка нес ответственность за продолжение дела прародителя и дальнейшее существование вверенной ему группы. Авторитет этого малого лидера воспринимается в межсемейном социальном пространстве как его личная власть над familia — patria potestas, а принадлежность к семейству его членов фиксируется правопорядком как подчинение домовладыке. Ущемление свободы воли, связанное с тем, что значительное место в структуре личности архаического человека занимали интересы семейства, было зафиксировано правосознанием как дефект правоспособности, что отразилось в терминологии права лиц. В классической систематике подвластные члены familia описываются как лица, пребывающие в чужой власти, — personae in aliena potestate, или как лица, подчиненные чужому праву — personae alieno iuri subiectae (иногда "alienae potestati subiecti", — D.15,1,1 pr; 45,1,45,1; 47,2,41,2), или personae alieni iuris. Идея принадлежности и идея подчинения дополняются трактовкой "ius" как нормативной ситуации, имеющей источником главу автономного целого, который понятийно предстает сувереном семейной группы. Подвластные настолько подчинены личной власти домовладыки (которая не является произволом уже потому, что выражает целостность и самоценность семейства), насколько они принадлежат семейной группе, которая, будучи автономной социальной единицей, определяет их статус во внесемейном правовом общении. Общее качество подвластных как субъектов права зависит от семейных порядков, по которым формирование воли и ее манифестация происходят под влиянием домовладыки. Pater familias в межсемейном социальном пространстве предстает как persona sui iuris ("suae potestatis", — Gai., 2,147; D.1,6,4), лицо своего права. Pater familias подчинен собственной власти и собственному праву, являясь господином для себя самого, автономной личностью. Статус подвластных, самоценность которых относительна, предстает лишь отражением правосубъектности домовладыки. Природа частной potestas в гражданском обороте выявляется в ситуации разделения dominium: только тот господин раба считается субъектом potestas, который имеет его in bonis, тогда как голый квиритский собственник — нет (Gai., 1,54). Вторичность этого представления определяется не просто поздним появлением дуализма собственности (duplex dominium), но прежде всего — невозможностью его распространения на свободных (не рабов) подвластных, хотя состояние in aliena potestate характеризует всех членов семейства независимо от их публичного статуса — как свободных (liberi), так и рабов (servi). Глава 4. Лица, пребывающие в чужой власти (personae alieni iuris) 247 Ulp., 29 ad ed., D. 15,1,1,5: Potestatis verbum communi- Слово "potestas" (власть) следует ter accipiendum est tarn in понимать в обобтцающем смысле filio quam in servo. как относящееся и к подвласт- 1 ному сыну, и к рабу. Само наименование детей — "liberi" — отражает ту первичную ситуацию, когда они рассматривались наряду с рабами по общему основанию — potestas — и именно различие в публичном плане могло послужить специфической характеристикой, став определением этих лиц ("liberi", дословно: "свободные"). Сходное соотношение демонстрирует и категория "in man-cipio". Манципация подвластных подобна манципации рабов (Gai., 1,117), так что даже текст торжественного заявления приобретателя — "MEUM ESSE AIO" — совпадает (Gai., 1,123). Хозяин манципированного управомочен отпускать его на волю в тех же формах, что и раба: manumissio vindicta, censu, testamento (Gai., 1,138). В соответствии с этим Гай описывает положение in mancipio в понятиях рабского состояния: "servorum loco". Однако это уподобление вторично: "mancipi-um" — наиболее распространенное обозначение раба и состояние "in mancipio" (от "in causa mancipii esse") само по себе указывает на рабское положение в качестве модели для положения подвластного, манципированного другому домовладыке. Первоначально сходство обусловливалось однопорядковой potestas, которой по ius civile домовладыка обладал и в отношении рабов (одно из значений "familia" — "совокупность рабов"), и в отношении других членов семейства. С утверждением концепции dominium — власти над вещами — господство над свободными подвластными, которые не считались "res", концептуально уподобляется господству над рабами только в ситуации оборотной принадлежности — in mancipio (esse). Potestas — это определение семейной единицы. Распространяясь на все уровни семейной структуры, она выступает генерализующим понятием, охватывающим все ситуации подвластности ("ad omnes, qui sunt alieno iuri subiecti, porrigendum erit", — D. 14,4,1,4). Лица in potestate исключены из сферы влияния других автономных единиц, обретая в этом состоянии защиту и определенность статуса. Пребывание в potestas означает — по логике социально-исторического генезиса — не столько подчинение, сколько принадлежность к автономной социальной единице. Римляне (Cic, de inv., 1,25,35; 2,9,30) противопоставляли лицам "in potestate" или "cum potestate" лиц вне и без potestas — "privati" (дословно: "лишенные"), "singuli" ("отдельные"). Это положение отразилось и в юридической конструкции, по которой выход из семейства, сопровождавшийся об- Раздел V. Право лиц ретением самовластия, составляет умаление правоспособности (capitis deminutio minima). Становясь лицом sui iuris, но вне своей familia, лицо не столько избавляется от личной зависимости от всевластного домовладыки, сколько утрачивает покровительство и социальную стабильность, связанную с принадлежностью к определенной автономной единице. Глава 5 Умаление правоспособности (capitis deminutio) Итак, в римском праве лиц выделяется три статуса: status libertatis, status civitatis, status familiae, так что римские граждане, принадлежащие к той familia, в которой они родились, обладают всеми тремя статусами, лица, вышедшие из-под власти своего домовладыки, покинув семью, обладают двумя статусами, а свободные перегрины — одним (patria potestas и патриархальная familia — исключительно римские институты). В соответствии с выделением трех личных статусов существует три степени умаления правоспособности — capitis deminutio maxima, media и minima (Gai., 1,158—162). Paul., 2 ad Sab., D. 4,5,11: Capitis deminutionis tria Существует три рода умаления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|