Обман при заключении сделки (dolus in contrahendi)) 26 глава
Res fiscales переходят со смертью принцепса к его преемнику во главе римского государства (D.31,56), тогда как личное 10 В современных европейских языках термин "публичный" является эквивалентом слову "государственный", что при поверхностном подходе вводит в заблуждение, затрудняя интерпретацию римского института. Раздел V. Право лиц имущество принцепса отходит к его наследникам. Имуществом фиска управляют специальные должностные лица (procurato-res). Co временем fiscus стал восприниматься как самостоятельный субъект права, юридическое лицо, специфика которого определялась рядом привилегий административного характера. Правовой режим фиска консолидируется в особую отрасль права — ius fisci (D.49,14), а судебные разбирательства, в которых он выступает одной из сторон, — causae fiscales — ведет в экстраординарном порядке специальный судебный магистрат. После Миланского эдикта 313 г. особым юридическим лицом становится христианская церковь (приход), которая все более воспринимается как субъект, отличный от составляющих ее верующих, определяемый имущественным комплексом с центром в храме под управлением епископа. Постепенно церковное имущество приобретает черты самостоятельного юридического лица, окончательно утвердившиеся в средние века (beneficium). Особый вид церковного имущества — взносы прихожан на благотворительные цели (piae causae), — администрация которого не совпадает с клиром, выступает в гражданском обороте как лицо, способное принимать дарения, заключать сделки от своего имени и проч. (С.1,2,19; 22; Nov., 120,5—6, а.544), ничем не отличаясь по юридической конструкции от фонда современного гражданского права. Глава 10 Представительство
Субъект права не всегда может заключить сделку сам и нуждается в том, чтобы его интересы представляло другое лицо. Это может быть связано с отсутствием субъекта права в нужном месте (тогда как дела требуют срочных решений) или с дефектом статуса — недееспособностью, когда, обладая правомочием, субъект не может воплотить его в волеизъявлении. В первом случае говорят о добровольном представительстве, во втором — о необходимом, или законном представительстве. Так, безумный (furiosus) принудительно ставится под надзор (cura furiosi), а малолетние и женщины под опеку (tutela). Понятие представительства предполагает, что эффект сделки, заключенной представителем от имени и на счет представляемого (dominus negotii, господин дела — в средневековой терминологии), непосредственно падает на представляемого: права и обязанности по сделке возникают на его стороне, а не на стороне представителя. Глава 10. Представительство 273 Этот правовой институт римскому праву неизвестен. В отличие от собственно представительства (прямого), объективно существующая потребность оборота может быть удовлетворена с помощью заместителя, который бы вел дела от своего имени, приобретая права и обязанности по сделкам, но был бы в то же время обязан передать их другому лицу. В этом случае усматривают косвенное представительство (или заместительство), которое, строго говоря, представительством не является Отношение между заместителем и dominus negotii в римском праве может конструироваться как договор поручения (mandatum) или ведение чужих дел без поручения (negotiorum gestio). Эти фигуры вполне удовлетворяли потребность в добровольном представительстве. Те отношения римского права, при которых сделка, заключенная одним лицом, производит эффект на стороне другого, не связаны с институтом представительства. Режим функционирования органов юридических лиц и в современной доктрине лишь с оговорками признается представительством, поскольку юридические акты представителей здесь совпадают с действиями представляемых, на чьей стороне они непосредственно производят эффект, — самих юридических лиц.
Отношения домовладыки и лиц in potestate также не могут быть описаны конструкцией представительства, и это подобие, скорее, связано со строго индивидуалистическим восприятием римским правосознанием волеизъявления как основы юридической сделки. Приобретения подвластного непосредственно идут в пользу его домовладыки даже тогда, когда подвластный действует от своего имени и без ведома pater familias. Эффект сделки, заключенной подвластным, определяется всегда по личности подвластного. Так, продолжительность узуфрукта — пожизненного права пользования и присвоения плодов — зависит от продолжительности жизни filius familias, заключившего сделку, а не домовладыки, которому он формально принадлежит. Пороки формирования воли и ее манифестации всегда связываются с действиями подвластного, тогда как конструкция представительства предполагает более гибкий режим. Лишь управомочение на совершение сделки обсуждается, исходя из правового положения домовладыки: скажем, ничтожна сделка приобретения, заключенная подвластным, если ее объектом выступает раб, принадлежащий домовладыке. Анализ понятия "persona", проведенный выше, позволяет квалифицировать режим приобретения через подвластных как прямое представительство от лица familia, которая формализуется в личности домовладыки. Эта конструкция объясняет указанную специфику отношения, в том числе — неприменимость режима представительства к сделкам подвластных, в которых Раздел V. Право лиц они выступают пассивной стороной отношения. Мы видели, как эта оригинальная структура, центром которой выступает familia как автономное целое, искажается из-за необходимой индивидуализации такого совокупного субъекта в гражданском обороте, где pater familias приобретает статус единственного полноправного члена семейства. Индивидуалистическое восприятие внутрифа-мильных отношений упрочивается в предклассическую эпоху, когда признается ответственность подвластного в пределах пекулия, но тогда отношение окончательно утрачивает черты прямого представительства.
Пекулий (peculium) — это имущество, выделенное господином (или узуфруктуарием) рабу или домовладыкой подвластному ("quod dominus ipse separaverit", — D.15,1,4 pr), в пределах которого лицо in potestate управомочено заключать сделки от своего имени. Наука о пекулии предусматривает формальную определенность установления этого вида имущества. Счета домовладыки должны быть разделены и об этом должно быть известно третьим лицам. Безумный и малолетний не могут установить пекулий (D.15,1,7,1); выделение пекулия рассматривается как юридический акт с реальным эффектом (D.15,1,4,1) и должно сопровождаться материальной передачей вещей (traditio) или по крайней мере уподобляться ей ("pro traditio", — D.15,1,8). При расчете размера пекулия учитываются долги подвластного домовладыке (D.15,1,9,2—4; 6; 15,1,41), которые, не имея значения в плане ius civile (с начала I в. они считаются obligationes naturales — натуральными обязательствами), указывают на объем имущества, которым раб располагает с ведома господина ("volente domino", — D.15,1,4,2). Ulp., 29 ad ed., D. 15,1,5,4: Peculium autem Tubero qui- Пекулий же Туберон определяет, Это определение было предметом обсуждений в конце Республики: известно, что Сервий (D. 15,1,9,3) добавлял к нему, что долг раба тем, кто находится во власти господина раба, приравнивается к долгу самому господину и также должен быть вычтен при определении размера пекулия. В эпоху Приципата filius familias признается лично ответственным за заключенные им сделки (D.15,1,44). Однако в случае Глава 10. Представительство indefensio кредиторы не имели возможности обратить взыскание на имущество, которым по ius civile лицо alieni iuris не располагало. Возможность удовлетворения за счет личной расправы (ductio iussu praetoris) вызывала конфликт с patria potestas домо-владыки, который должен бьш быть управомочен уплатить долг подвластного, сохранив его в своей власти. Это достигалось посредством созданного еще в предклассическую эпоху преторс-кого иска о пекулии (actio de peculio) с формулой in factum concepta, no которому pater familias отвечал по сделкам подвластного (свободного или раба) в объеме пекулия. Эта ответственность сопровождалась также пассивным управомочением на actio iudicati de peculio — иск к домовладыке об исполнении судебного решения, вынесенного против подвластного. Иск был основан на контрактной природе litis contestatio ("iudicio contrahi", — Cels. D. 15,1,3,11), заключенной на имя fiiius familias, и позволял в результате судебного разбирательства перенести на домовладыку ответственность и по сделкам (правомерным) неконтрактной природы, совершенным подвластным.
Таким образом, пекулий определяет объем ответственности домовладыки по сделкам подвластного и, будучи имплицитным воплощением дозволения домовладыки на контрактную (и неконтрактную в случае с fiiius familias) деятельность лица alieni iuris (которое может быть дополнено и эксплицитным управомочением на свободное управление пекулием: peculii libera administratio, — D.15,1,7,1), создает впечатление прямого представительства между этими лицами. Ответственность домовладыки в объеме пекулия выступает как следствие его собственной воли. Если подвластный приобрел что-либо без ведома господина, то приобретение засчитывается в состав пекулия, если только есть основание полагать, что домовладыка одобрил бы это действие (D.15,1,49 pr). Если приобретение обратилось в имущество домовладыки (что обычно происходит с приобретениями подвластных ipso iure), то он отвечает по actio de in rem verso (Gai.,4,72 a; D.15,3,1 pr-2) в объеме приобретения. Таким образом, уменьшение размера пекулия в этом случае не скажется на объеме ответственности домовладыки. Пассивное управомочение лица sui iuris на actio de in rem verso не зависит от отношений пекулия и непосредственно восстанавливает соответствие между возможностью приобретать через подвластных и ответственностью по заключенным ими сделкам. Сходная ситуация возникает в том случае, если подвластный назначен командиром корабля (magister navis, — D. 14,1,1 pr) или его хозяином (exercitor, — D.14,1,1,19), а также когда ему поручено управление предприятием (institor, — Gai.,4,71; D.14,3,1 pr). Раздел V. Право лиц Выгоды по сделкам непосредственно выявляются на стороне до-мовладыки. Кредиторы по сделкам с такими подвластными (свободными или рабами) получают против домовладыки иски в объеме всего долга: соответственно actio exercitoria и actio institoria. Такая же ответственность — in solidum — возникает на стороне pater familias, если подвластный действует по его приказу" (iussum): домовладыка отвечает по actio quod iussu (Gai., 4,70; D. 15,4,1 pr-4).
Однако конструкция отношения принципиально отлична от прямого представительства. Подвластный действует не от имени домовладыки: приобретение связано с потестарным отношением между ними (Gai., 2,86—87), а ответственность pater familias возникает лишь благодаря вмешательству претора11. В случае пекулия подвластный явно заключает сделки не на счет домовладыки, что отрицает идею представительства. Наконец, объем ответственности домовладыки — пекулий — определялся за вычетом долгов подвластного домовладыке (не мнимых, а действительных, подобных цивильным: "ex causa civili", — D.15,1,49,1), так что домовладыка предстает привилегированным кредитором в отношении пекулия подвластного. Остальные кредиторы удовлетворяются по мере заявления претензий по правилу: prior tempore, potior iure (тот, кто раньше по времени, сильнее по праву). Исключение составляет ситуация, когда пекулий специально предназначен домовладыкой для ведения коммерческого предприятия ("merce negotiari", — Gai., 4,72; Ulp., D.14,4,1 pr-2). Тогда кредиторы получают адъективную actio tributoria, посредством которой взыскивают с домовладыки долги пропорционально объему своих требований (если коммерческих активов пекулия — "merces" — недостаточно, они получают удовлетворение в доле) на равных условиях: par condicium creditorum. Упразднение пекулия рассматривается как действие во вред кредиторам (D.15,2,1 pr) и не сказывается на ответственности домовладыки по actio de peculio: в течение года иск может быть вчинен против домовладыки в объеме пекулия до его изъятия. Недостаточность пекулия в момент вчинения иска также не освобождает от ответственности: кредитор может дождаться нового увеличения пекулия в объеме и удовлетворить свое требование. 11 Средневековое название таких исков — actiones adiecticiae quali- tatis ("иски добавленного качества") — основано на словах Павла о том, что по эдикту иск не переносится на другое лицо, но добавляется ("hoc enim edicto non transfertur actio, sed adicitur", — D.14,1,5,1), и потому в некоторых случаях (exercitor) сохраняется и ответственность представителя. Действительно, в классическую эпоху иск мог быть успешно вчинен и против самого подвластного. Глава 10. Представительство Если сын выйдет из-под власти домовладыки (а раб — будет отпущен на волю), ответственность pater families или его наследников сохраняется в течение года (D.15,2,1,4). По истечении года остается возможным actio de in rem verso (D.15,3,1,1). Режим, более близкий к конструкции прямого представительства (praepositio), развивается в конце классической эпохи на основе actio exercitoria и actio institoria: они стали предоставляться даже в том случае, когда управляющим кораблем (ехег-citor) или предприятием (institor) было лицо sui iuris (D.14,1,4; 14,3,1). Папиниан считал возможным предоставить иск по аналогии ("ad exemplum institoriae actionis", — D.19,1,13,25) и против dominus negotii, давшего особое поручение прокуратору (так называемая actio quasi institoria). Здесь ответственность представляемого непосредственно связана с волеизъявлением о назначении управляющего. Так, она ограничена функциональными рамками (modus, condicio praepositionis) поручения (D.14,3,5,11—12); ограничение компетенции управляющего может быть указано в специальном объявлении (proscriptio), вывешенном в лавке (D.14, 3,11,2—4)12. Однако institor, exercitor, procurator действуют от своего имени, и приобретения по сделкам, заключенным посторонним управляющим, регулируются по принципу косвенного представительства, по правилу: "Per extraneam personam nobis adquiri поп potest" {"Невозможно приобретение в нашу пользу через постороннее лицо") (Gai., 2,95; 3,103; D.50,17,73,4). В особых случаях приобретение происходит непосредственно в пользу постороннего в плане ius civile. Прокуратор (procurator) приобретает владение представляемому, если действует на основании специального (ad hoc) поручения или при последующем утверждении акта (ratihabitio) со стороны dominus negotii (D.41,2,42,1). Также приобретается собственность на res пес тап-cipi, если traditio была произведена прокуратору на имя dominus negotii (D.41,1,13 pr; 6,2,7,10) или опекуну на имя подопечного. Nerat, 6 reg., D. 41,1,13,1: Et tutor pupilli pupillae si- И опекун подопечному или подо- об этом. 12 Показательно, что сходная мера в отношении раба хотя и снимет с господина ответственность по actio institoria, но не отменит ответственности в объеме пекулия (D.15,1,47 рг). Раздел У. Право лиц Опекун малолетнего и curator furiosi могут отчуждать вещи подопечных (Gai., 2,64), но в обязательственных отношениях это единство личности не признается: так, опекун и куратор не могут погашать обязательства подопечных посредством acceptilatio (D.46,4,13,10), а по сделкам опекуна, заключенным им на имя подопечного в его отсутствие, подопечный отвечает по actio utilis (Scaev. D.36,3,18,2). Если опекун проиграл процесс, в котором он представлял младенца (inians), actio iudicati дается и против подопечного (D.26,9,7). Признается также, что подопечный не должен получать выгод от порочных сделок, заключенных опекуном (Pap. D.26,9,3), поэтому со времен Сабина в таких случаях против него давалась actio tributoria. Здесь дополнительный (адъективный) характер этой ответственности очевиден. В постклассический период ответственность по actio quod iussu допускается и по сделке, заключенной посторонним (лицом sui iuris или чужим рабом) на основании специального приказа (CTh. 2,31,1 = С.4,26,13 pr-З). Выгоды от таких сделок также выявляются непосредственно на стороне приказавшего. Эта гипотеза прямого представительства остается в римском праве уникальной. Раздел VI СЕМЕЙНОЕ ПРАВО Глава 1 Римская патриархальная семья (Familia) Римская семья (familia) является патриархальной: она характеризуется выраженной властью домовладыки, главы семейства (pater familias) и патрилокальным браком, когда жена приходит в дом к мужу. Цель семьи — самовоспроизводство. В древности семейство строилось на эсхатологическом убеждении, выразившемся в культе предков (sacra familiares), которые почитались членами familia, и ретроспективном счете родства — adgnatio (прирождение: "adgna-tus" — "рожденный после"), принимавшем во внимание только лиц, объединенных общим семейным культом. Главенство старшего агната — мужского родственника, считавшегося ближайшим к предкам членом семейства (adgnatus proxi-mus), в семейном культе, его медиативная роль посредника между предками и живыми, только еще идущими к перевоплощению, его ответственность за продолжение семейства фиксируются правом как власть (potestas) над всем комплексом лиц и имущества, объединенным генеалогической идеей, — familia. Состояние свободных домочадцев во власти домовладыки (patria potestas) выражает их принадлежность к семейству. Агнатами считаются лица, связанные совместным состоянием во власти домовладыки; усьшовленные и супруга, перешедшая во власть мужа (и тем самым в его семейство), становятся агнатами другим членам familia; эманципированные из-под власти домовладыки покидают familia и утрачивают агнатскую связь с данным семейством. Уже в предклассическую эпоху — с утверждением идеи отцовства — господствующим типом семейного объединения становится малая патриархальная семья (familia proprio rare — семья по собственному праву), когда со смертью актуального домовладыки все его непосредственные нисходящие оказываются главами собственных семей. Семья этого типа, таким образом, редко объединяет более трех поколений агнатов. Малая семья ориентирована на продолжение существования во времени отдельного мужчины, который воплощается в своих детях, и выражает отказ от ретроспективного мышления и связанной с ним семейной солидарности, но по-прежнему строится на патриархальном принципе и агнатическом родстве. Раздел VI. Семейное право Представление о первоначальном единстве семейной группы, сохранявшемся независимо от смены домовладык, удержалось в институте capitis deminutio minima — умаления правоспособности в связи с прекращением агнатской связи (GaL, 1,162) и в наименовании агна-тической группы — familia communi hire (omnium adgnatorum) — семья по общему праву (семья всех агнатов), тогда как собственно семьей уже считалась familia proprio iure. Ulp., 46 ad ed., D. 50,16,195,2: lure proprio familiam did- Семьей по собственному праву мы Смена статуса, когда лицо alieni iuris становится persona sui iuris, происходит у ближайших нисходящих со смертью домовладыки без capitis deminutio minima, без утраты adgnatio. Несмотря Глава 1. Римская патриархальная семья (familia) на то, что они обладают собственными familia — что фиксирует наличие автономии личности (ius), статуса pater familias1, — они сохраняют права, связанные с принадлежностью к одной агнатс-кой группе, которая в древности только и считалась familia. В условиях господства малой семьи adgnatio становится абстрактной связью, соединяющей всех, кто ретроспективно мог бы состоять под властью общего домовладыки. Это "родство по власти", говоря словами русского романиста начала XX в. И.Покровского, осмысливается в новых условиях как кровное родство по мужской линии, поскольку женщина не могла быть домовладыкой и не могла репродуцировать агнатскую связь. Неизбежное искажение при таком взгляде — эманципированный из семьи родной сын домовладыки не является агнатом (Gai., 1,163) — связано с тем, что идея кровного родства — cognatio (со-рождение: "cognati" — "рожденные вместе") чужда древней патриархальной семье: ее члены мыслят себя как группу лиц, связанных общностью принадлежности к единому организму и общностью происхождения от прародителя (ex eadem domo et gente proditi), а не от актуального домовладыки. Принцип счета родства у римлян исходит из стабильности и определенности прародителя, когда смена домовладыки не сказьшается на структуре семейства: степень родства между его членами исчислялась по числу рождений до общего предка и обратно. Так, в первой степени родства состоят непосредственные нисходящие и восходящие (отец и сын), родные братья — уже во второй степени, как дед и внук, двоюродные братья — в четвертой степени (два рождения до общего деда и два обратно). Эта же система счета прилагается к кровным родственникам, поскольку в малой семье аг-натство и когнатство совпадают. Ретроспективная ориентация агнатской связи отражала ирре-левантность отцовства и нисходящей линии (stirps, колено) от любого актуального домовладыки. Ближайшим агнатом (adgnatus proximus), который становился преемником на посту домовладыки, опекуном по закону и куратором в случае безумия домовладыки, считался ближайший к предкам, к прародителю, то есть обычно представитель того же поколения, к которому принадлежал и актуальный домовладыка, а в случае отсутствия такого лица — старший в следующем поколении. С утверждением малой семьи агнатическии принцип искажается, поскольку точкой отсчета при определении степени близости выступает конкретное Женщина sui iuris не считается домовладыкой и поэтому навсегда остается семьей для самой себя, являясь единственным и последним членом (caput) этой familia ("Mulier autem familiae suae et caput et finis est" — "Женщина же является началом и концом своей семьи", — D.50,16,195,5). Раздел VI. Семейное право лицо (singulus), значимое при индивидуалистическом подходе к отношению. Теперь ближайшим агнатом домовладыки считается сын ("Filius patri adgiiatus proximus est", — Pomp., 30 ad Q.Muc, D.38,16,12), а на практике — брат данного лица (Gai., 3,10—11; Ulp., 26,1), поскольку агнатская связь как таковая получала значение при отсутствии нисходящих в данной малой семье. "Преобладающее значение кровного родства в социальном сознании получило юридическое выражение в деятельности претора, призывавшего к наследованию ближайших когнатов в ущерб агнатам (скажем, эманципированных из семьи детей), и в законах Августа о судопроизводстве, запрещавших когнатам быть судьями по делам своих родственников. В правосознании классической эпохи cognatio занимает центральное место, так что adgnatio стала мыслиться как особая cognatio (по мужской линии), гражданское родство (GaL, 1,156; PauL, D.38,10,10,4; Mod. D.38,10,4,2). Gai., 3,10: Vocantur autem agnati, qui Агнатами называются me, кто legitima cognatiorve iuncti связаны законным родством. За- sunt. legitima autem cognatio конным же родством является то, est ea, quae per virilis sexus которое составляется посредст- personas coniungitur. вом лиц мужского пола. Соотношение между двумя видами родства — законным и естественным — конструировалось по схеме "genus — species" (род — вид): кто является агнатом, является и когнатом, но не наоборот (D.38,10,10,4). Даже усыновление стало считаться способом создания cognatio, которая — в отличие от нефиктивной cognatio — рушилась с выходом из семьи усыновителя, поскольку основанием для уподобления оставалась adgnatio (D.1,7,23; 38,8,1,4). Основанная на идее принадлежности агнатическая семья в древности объединяла в основном кровных родственников, и adgnatio исчерпывала собой социальный опыт осмысления отношений родства. Эта двойственность сказалась на специфике усыновления, к которому предъявлялись требования подражания природе (скажем, младшему по возрасту запрещалось усыновлять старшего, — GaL, 1,102; 106), но в то же время усыновлять могли кастраты (Gai., 1,103; D.1,7,2,1; 1,7,40,2) и холостяки (D.1,7,30). Неправомочность усыновления со стороны женщин (позже отмененную рескриптом принцеп-са, — D. 1,7,21) Гай объясняет тем, что они не могут иметь in potestate и естественных детей (Gai., 1,104). Усыновление осуществлялось двумя способами: или по решению народа, или властью магистрата ("aut populi auctoritate aut Глава 2. Власть домовладыки (patria potestas) imperio magistratus", — Gal, 1,98). Древнейший вид усыновления — adrogatio — заключался в переходе одного домовладыки во власть другого (как если бы он был им порожден в законном браке, — Gell, 5,19,9) с соответствующим поглощением его familia семейством усыновителя, когда дети усыновленного становились внуками усыновителя (D.1,7,15 pr; GaL, 1,107). Акт разворачивался в куриатных коми-циях и утверждался всем коллективом квиритов. Перед магистратом совершается adoptio1 — усыновление чужого подвластного, который таким образом переходил из своей familia в familia усыновителя. Процедура строилась на основе разработанного понтификами способа вывода подвластного из-под власти домовладыки посредством трех манципаций третьему лицу — emancipatio (см. ниже). На последнем этапе, когда трижды манципированный подвластный выходил из-под власти своего домовладыки, усыновитель заявлял перед претором свои права на подвластного. Ответчик — сам домовладыка, которому вышедший из-под его власти подвластный передавался in mancipio, или третье лицо, у которого тот находился in mancipio после третьей манципаций, — не возражал, и магистрат подтверждал (addicere) претензию усыновителя на стадии in iure (GaL, 1,134). Если в усыновление отдавался внук или подвластная женского пола, для вывода которых из-под patria potestas было достаточно одной манципаций, виндикация усыновителя следовала после первого же фидуциарного отчуждения лица, предназначенного в усыновление.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|