Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практикум. Литература. Тема 2. Основные этапы развития педагогики. Основные положения лекции. Вопросы для обсуждения. Темы для рефератов и сообщений




Практикум

Посетите родную школу, предварительно договоритесь о времени и программе ее посещения:

а) определите цель посещения, занятия, которые необходимо посетить, тот круг лиц, с кем нужно побеседовать;

б) сделайте выбор методов поиска материалов (наблюдение, изучение школьной документации, включение в деятельность, дневниковая запись, очерк, заметки и др. );

в) проведите экскурсию по школе (обратите внимание на информацию, оцените порядок, понаблюдайте за поведением учащихся);

г) посетите урок или внеурочное воспитательное занятие (кружок, студию и т. д. ) побеседуйте с его участниками, чтобы уточнить свои выводы;

д) как можно более полно используйте свой материал при оформлении выбранного вами отчета.

 

Литература

1. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

2. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: в 6 т. – М., 1988.

3. Стефановская Т. А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

4. Закон РФ «Об образовании». – М., 1996.

5. Основы педагогического мастерства / Под ред. И. А. Зязуна. – М., 1989.

6. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.

7. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985.

8. Философия образования для XXI века – М., 1996.

9. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога. – М., 1987.

 

Тема 2. Основные этапы развития педагогики

Основные положения лекции

Педагогический идеал и его конкретно–историческое воплощение. Воспитание в доклассовом обществе. Педагогическая мысль Древней Греции и Древнего Рима. Выделение из системы философских знаний «Педагогики» в особую науку английским ученым Ф. Беконом (1561 – 1626).

Выделение педагогики в самостоятельную науку в XVII в. Педагогические идеи и деятельность Я. А. Коменского, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, И. Гербарта, А. Дистервега. Создание специальных учебных заведений по подготовке учителей в Германии, г. Штеттин, 1732 г.

Развитие педагогики в России (М. В. Ломоносов, Н. И. Новиков, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский).

«Педагогика сотрудничества» и авторские школы в современной России. Проблемы педагогических инноваций. Уроки народной педагогики.

Вопросы для обсуждения

1. Педагогические идеи Сократа, Платона, Аристотеля.

2. Развитие педагогической мысли в России.

3. С помощью словарей выясните этимологию (происхождение) некоторых понятий из области образования и воспитания (например, школа, университет, студент, экзамен, лекция и т. д. ). Каково первоначальное значение этих слов, как и почему оно изменилось в настоящее время?

4. Используя факты современной жизни, покажите возрастающую роль воспитания и формирования человеческой личности.

 

Темы для рефератов и сообщений

1. Гуманистические педагогические идеи эпохи Возрождения (М. Монтень, В. да Фельтре, Ф. Рабле, Э. Роттердамский).

2. Педагогические идеи (по выбору: Я. А. Коменского, Дж. Локка, И. Г. Песталоцци, Ж. Ж. Руссо, И. Гербарта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др. ) и их актуальность в наше время.

3. Школа и педагогика в России: проблемы и перспективы.

4. Основные идеи «педагогики сотрудничества» и их реализации в образовательном процессе современной школы.

Практикум

Используя знание принципа наглядности и идею опоры в обучении, подготовьте какое-нибудь наглядное пособие (схему, плакат, макет и т. п. ) по одной из изучаемых вами дисциплин.

 

Литература

1. Всемирный историко-педагогический процесс / Под ред. Г. Б. Корнетова, В. Г. Безрогова. – М., 1996.

2. Жураковский Г. Е. Очерки по истории зарубежной педагогики. – М., 1963.

3. История педагогики. В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова. – М., 1998.

4. Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. – М., 1982.

5. Корнетов Г. Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994

6. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

7. Пряникова В. Г., Рывкин З. И. История образования и педагогической мысли. – М., 1995.

8. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики / Сост. А. И. Пискунов. – М., 1981.

9. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России / Сост. С. Ф. Егоров. – М., 1986.

 

Тема 3. Социальная функция педагогики

 

Основные положения лекции

Образование как целенаправленный процесс воспитания, обучения в интересах человека, общества и государства.

Единство биологического (детство, отрочество, юность, зрелость, старость) и социального (социальные свойства и качества) развития человека. Человек – как биосоциальное существо, как субъект исторической деятельности и познания. Понятия личности и индивидуальности. Основные воспитывающие силы общества. Социализация личности в современных условиях - основная функция общества. Школа – как «мини – общество» и «социальный оазис», ее достоинства и недостатки.

Главная цель государства в воспитании и образовании подрастающего поколения; основные принципы адаптации.

Определяющие условия самореализации личности. Влияние рыночной экономики на сферу образования. Образование и профессиональная деятельность современного специалиста. Согласованность интересов общества, государства и личности.

 

Семинарское занятие №2

«Ребенок как субъект воспитательного процесса»

Обсуждение статей и основных положений 1. Конвенции ООН «О правах ребенка» от 20. 11. 89 г.

2. Закона РФ «Об образовании» от 10. 07. 92 г.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...