Семинарское занятие №3. Темы индивидуальных творческих работ. Литература. Тема 6. Теоретические основы педагогического взаимодействия
Семинарское занятие №3 1. Главный признак кризиса любой образовательной системы. 2. Совершенствование системы образования как необходимый фактор повышения качества обучения и воспитания. 3. Особенности развития системы образования в одной из зарубежных стран (по выбору). Темы индивидуальных творческих работ 1. Система образования и основные принципы ее функционирования и развития, особенности (на примере родных государств). 2. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций. 3. Реформа российской системы образования, объективные и субъективные проблемы на пути модернизации. Практикум Проанализируйте существование педагогических традиций в Университете дружбы народов. Насколько активно поддерживаете Вы эти традиции?
Литература 1. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2002. 2. Алферов С. Ю. Непрерывное образование. Опыт развитых стран / Сов. педагогика. – №8. – 1990. 3. Андреев В. И. Система образования в ФРГ. – Минск, 1993. 4. Голубева З. Ю., Остроумова Н. Г. Реформа школы и качество образования в США // Советская педагогика. – №3. – 1989. 5. Ермольева Э. Г. Современное состояние образования в Латинской Америке // Педагогика. – №3-4. – 1992. 6. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.
Тема 6. Теоретические основы педагогического взаимодействия Основные положения лекции Сущностная характеристика педагогической деятельности. Цели деятельности, мотивы (потребности), средства достижения, ожидаемый результат. Организация педагогической деятельности. Структура «бюджета» времени современного учителя. Содержание и сущность учения в психологических теориях. Организация творческой деятельности учащихся. Главные факторы, способствующие учебно-творческой деятельности обучающихся: личность преподавателя, творческие ситуации, самостоятельная работа, эвристические методы обучения. Общение как вид деятельности, как мера развития человека, как важнейший критерий выраженности культуры человека. Деятельность учителя и ученика в различных видах обучения. Общие и индивидуальные принципы общения в паре «учитель-ученик», использование разнообразных межличностных связей для коллектива учащихся. Структура общения на уроке. Одобрение и похвала – сильнейший стимулятор к саморазвитию. Предпосылки продуктивного общения, операциональные средства общения учителя, их многообразие (внушение, убеждение, подражание, заражение, идентификация). Стратегия общения с учащимися. Основные характеристики стиля обучения. Формирование самостоятельности учащихся в процессе обучения. Социометрия как один из методов исследования отношений в группе учащихся. Диагностика педагогической культуры учителя.
Вопросы для обсуждения 1. Что понимается под педагогической деятельностью? Основные компоненты деятельности и их характеристика. 2. В чем проявляется прогрессивный (развивающий) или регрессивный (негативно изменяющийся, разрушающий) характер деятельности? 3. С целью нахождения оптимальных способов формирования самооценки учащихся в учебно-воспитательном процессе был проведен следующий эксперимент. В одном классе каждого учащегося на протяжении всего учебного года сравнивали только с ним самим. О степени успешности (не успешности) его учебной деятельности, о его продвижениях сообщали только ему самому. Его не сравнивали с другими. В другом классе успехи одного ребенка сравнивали с успехами (неуспехами) другого, причем с равными возможностями (способностями), но в силу определенных обстоятельств (старательности, организованности, дисциплинированности и т. п. ) достигших в учебе лучших результатов. Все оценки высказывались с целью показать, что успех или отставание в учении зависят от отношения к работе. В третьем классе, как обычно, результаты отстающих сопоставляли с хорошо успевающими.
В каком классе и почему реакция учеников на оценки педагогов была наиболее благоприятной? Темы индивидуальных творческих работ 1. Напишите сочинение «Если бы педагогом был я…», в котором изложите свои взгляды на свои проблемы образования и воспитания, опишите наиболее эффективные, на ваш взгляд, методы обучения и воспитания, стили педагогического общения и др. Постарайтесь, наряду с изложением своей точки зрения, продемонстрировать психолого-педагогическую компетентность. 2. Основные психологические теории о содержании и сущности учения (бихевиоризм, гештальтпсихология, когнитизм, деятельностная теория, гуманистическая психология). 3. Ваше восприятие афоризма Ш. А. Амонашвили. «Учитель – это стекло, через которое ребенок смотрит в мир».
Практикум По алгоритму провести апробацию методик: 1. Оценка стиля коммуникативной деятельности своего преподавателя; 2. Тест качества общения в системе «учитель- ученик». Литература 1. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 6 т. – М., 1988. 2. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 5 т. – М., 1981. 3. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1984. 4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. – М., 1992. 5. Бондаревская Е. В. Отечественная культурно-педагогическая традиция. Ч. 1. -Ростов н / Дону., 1999. 6. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. – Л., 1985. 7. Кукушкин В. С. «Введение в педагогическую деятельность». – М., 2005. 8. Фридман Л. М. Педагогический опыт глазами психолога: Книга для учителя. М., 1987.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|