Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса
Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса
Основные положения лекции Сущность, структура, противоречия, принципы, и технология учебно-воспитательного процесса. Целостность и общая содержательная характеристика учебно-воспитательного процесса. Детский воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно-воспитательного процесса, ядро воспитательной системы. Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива. Педагогический статус и функции организаторов целостного процесса воспитания. Авторитет педагогов и воспитанников. Воспитательные функции учителей и родителей. Методы воспитания, классификация методов воспитания; педагогическое общение, индивидуально-личностное взаимодействие педагога и воспитанника. Педагогическое искусство и мастерство. Сущность и компоненты педагогического искусства, сферы проявления педагогического мастерства. Диагностика педагогического процесса: объекты и субъекты диагностирования, методология и методы диагностирования. Семинарское занятие №4 Деловая игра «Творческое общение».
Темы индивидуальных творческих работ 1. Предложите вариант проведения учебной игры на тему «Педагогическое взаимодействие», «Общение». 2. Изложите Ваше собственное видение на следующие закономерности педагогического процесса: а) «Секрет обучения заключается в уважении к ученику» Р. Эмерсон. б) «Бойся думать без участия сердца» М. И. Пришвин. Практикум Рассмотреть вопросы оптимизации педагогического процесса в «подведомственной» вам школе.
Провестидиагностику и точный анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты – продукты. Литература 1. Бабанский Ю. К. Оптимизация обучения. – М., 1960. 2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984. 3. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983. 4. Педагогический поиск. – М., 1986. 5. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993. 6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1988. 7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 8т. – М., 1981.
РАЗДЕЛ II. Теория и технология обучения (дидактика)
Тема 8. Теоретические основы обучения Основные положения лекции Общее понятие о дидактике (Я. А. Коменский «Великая дидактика»). Процесс обучения как целостная система. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Становление современной дидактической системы. Цели, задачи, функции обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования. Основные документы процесса образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа. Организационные формы обучения, и их развитие в дидактике. Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся. Коммуникационные средства обучения, их виды. Средства общения и средства учебной деятельности, ТСО. Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.
Вопросы для обсуждения 1. Понятие о целостном педагогическом процессе. 2. Основные виды обучения: информационно-объяснительное, проблемное, программированное.
3. Оценка и отметка: за и против. Темы индивидуальных творческих работ 1. Государственный образовательный стандарт: структура и функции. 2. Активные методы обучения. 3. Традиционные и интенсивные методики обучения (по выбору). 4. Инновационные педагогические технологии (по выбору).
Практикум Анализ занятия в своей учебной группе. 1. Подберите любую (наиболее интересную вам) тему из любой дисциплины, входящей в блок вашей профессиональной подготовки. 2. Определите место и значение этой темы в системе курса (по учебной программе). 3. Подберите литературу для подготовки и рекомендации учащимся. 4. Сформулируйте цель, основной замысел (идею) и задачи занятия. 5. Отберите содержание занятия, структурируйте его, выделите главные понятия, законы; подготовьте (при необходимости) задания и задачи для закрепления и повторения материала. 6. Подготовьте необходимые наглядные пособия, дидактические материалы и т. д. 7. Продумайте форму организации занятия, дозировку времени каждого этапа, их последовательность, использование методов и средств обучения. 8. Подготовьте план-конспект занятия (в таблице для ориентира указаны традиционные этапы учебного занятия, вы, конечно же, можете менять их местами или пропускать в зависимости от выбранной вами формы и задач занятия):
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|