Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса




Тема 7. Общие основы организации целостного учебно-воспитательного процесса

 

Основные положения лекции

Сущность, структура, противоречия, принципы, и технология учебно-воспитательного процесса. Целостность и общая содержательная характеристика учебно-воспитательного процесса.

Детский воспитательный коллектив как основная содержательная форма целостного учебно-воспитательного процесса, ядро воспитательной системы. Педагогические функции, стадии и механизмы становления детского воспитательного коллектива.

Педагогический статус и функции организаторов целостного процесса воспитания. Авторитет педагогов и воспитанников. Воспитательные функции учителей и родителей. Методы воспитания, классификация методов воспитания; педагогическое общение, индивидуально-личностное взаимодействие педагога и воспитанника.

Педагогическое искусство и мастерство. Сущность и компоненты педагогического искусства, сферы проявления педагогического мастерства.

Диагностика педагогического процесса: объекты и субъекты диагностирования, методология и методы диагностирования.

Семинарское занятие №4

       Деловая игра «Творческое общение».

 

 

Темы индивидуальных творческих работ

1. Предложите вариант проведения учебной игры на тему «Педагогическое взаимодействие», «Общение».

2. Изложите Ваше собственное видение на следующие закономерности педагогического процесса:

а) «Секрет обучения заключается в уважении к ученику» Р. Эмерсон.

б) «Бойся думать без участия сердца» М. И. Пришвин.

Практикум

Рассмотреть вопросы оптимизации педагогического процесса в «подведомственной» вам школе.

Провестидиагностику и точный анализ результатов учебно-воспитательного процесса и затрат времени на их достижение по установленным критериям оптимальности и в соотношении затраты – продукты.

Литература

1. Бабанский Ю. К. Оптимизация обучения. – М., 1960.

2. Макаренко А. С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1984.

3. Малькова З. А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1983.

4. Педагогический поиск. – М., 1986.

5. Российская педагогическая энциклопедия. – М., 1993.

6. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1988.

7. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 8т. – М., 1981.

 

РАЗДЕЛ II. Теория и технология обучения (дидактика)

 

Тема 8. Теоретические основы обучения

Основные положения лекции

Общее понятие о дидактике (Я. А. Коменский «Великая дидактика»). Процесс обучения как целостная система. Обучение как процесс личностного развития учащихся и его исследование в дидактике. Становление современной дидактической системы.

Цели, задачи, функции обучения. Принципы обучения как категории дидактики. Содержание образования и педагогические основы его совершенствования. Основные документы процесса образования: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа.

Организационные формы обучения, и их развитие в дидактике.

Методы обучения и активизация познавательной деятельности учащихся.

Коммуникационные средства обучения, их виды. Средства общения и средства учебной деятельности, ТСО.

Проверка и оценка результатов обучения. Методы и формы контроля. Проблемы контроля и оценки успеваемости учащихся. Основные этапы деятельности преподавателя по подготовке, проведению, анализу учебного занятия.

 

Вопросы для обсуждения

1. Понятие о целостном педагогическом процессе.

2. Основные виды обучения: информационно-объяснительное, проблемное, программированное.

3. Оценка и отметка: за и против.

Темы индивидуальных творческих работ

1. Государственный образовательный стандарт: структура и функции.

2. Активные методы обучения.

3. Традиционные и интенсивные методики обучения (по выбору).

4. Инновационные педагогические технологии (по выбору).

 

Практикум

Анализ занятия в своей учебной группе.

1. Подберите любую (наиболее интересную вам) тему из любой дисциплины, входящей в блок вашей профессиональной подготовки.

2. Определите место и значение этой темы в системе курса (по учебной программе).

3. Подберите литературу для подготовки и рекомендации учащимся.

4. Сформулируйте цель, основной замысел (идею) и задачи занятия.

5. Отберите содержание занятия, структурируйте его, выделите главные понятия, законы; подготовьте (при необходимости) задания и задачи для закрепления и повторения материала.

6. Подготовьте необходимые наглядные пособия, дидактические материалы и т. д.

7. Продумайте форму организации занятия, дозировку времени каждого этапа, их последовательность, использование методов и средств обучения.

8. Подготовьте план-конспект занятия (в таблице для ориентира указаны традиционные этапы учебного занятия, вы, конечно же, можете менять их местами или пропускать в зависимости от выбранной вами формы и задач занятия):

 

Этап занятия Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности учащихся Методы и средства обучения
1. Организационный момент. 2. Проверка домашнего задания или опрос по предыдущей теме. 3. Объяснение нового. 4. Закрепление и повторение. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов. (Записываете основное содержание своих действий, объяснений, обращений, вопросов и т. п. на каждом этапе). (Записываете предполагающую реакцию учащихся, их действия, ответы и т. п. ). (Указываете использование доски, методических материалов, наглядных пособий, ТСО на соответствующих этапах занятия).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...