Появление мировых религий и их особенности
В рабовладельческую эпоху возникла такая мировая религия, как христи- анство. Оно зародилось в период острого социально-экономического, поли- тического и нравственного кризиса рабовладельческого строя, приведшего к гибели Римской империи. Рабовладельческий способ производства изживал себя. Дальнейшее развитие крупного и мелкого земледелия сковывалось уз- кими рамками рабовладельческой системы. Глубокому кризису в социально-политической области сопутствовал кри- зис в духовной сфере, поэтому возникновение христианства во второй поло- вине I в. было исторически обусловленным явлением. Утверждение этой ми- ровой религии ознаменовало конец религии гражданской общины. Борьба угнетенных классов, развитие новых философских, нравственных и правовых идей расшатали старые религиозные устои. Новая религиозная система представляла собой противоречивый ком- плекс идей, часто даже логически не согласующихся между собой. Объясня- лось это во многом тем, что христианство развивалось в ходе контактов мно- гих народов друг с другом и объединяло различные «модели мира», выраба- тываемые в своеобразных социально-экономических, культурных, этниче- ских условиях.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 7. Появление мировых религий и их особенности
Вместе с тем христианство в целом и христианство конкретной эпохи – целостная, гибкая система. В каждую новую эпоху срабатывал механизм со- циального выживания, и христианство находило выгодное компромиссное решение возникающих перед ним проблем. Чтобы раскрыть специфику ста- новления христианской системы, надо рассмотреть основные идейно- религиозные течения той эпохи, когда формировались главные принципы нового вероучения и культа.
Элементы универсализма, с одной стороны, и этнического своеобразия многих цивилизаций с их разнообразными общественно-экономическими ук- ладами – с другой, создали в Римской империи I в. условия для возникнове- ния космополитических синкретических систем. В античную эпоху было вы- работано понятие «человечество» и оформилась идея гуманизма. Однако идеи гуманизма, равенства могли реализоваться в то время только в религи- озной абстрактной форме, что и проявилось в нравственной учении христи- анства. Следует отметить, что в этот период многие культы, а не только зарож- дающееся христианство стали приобретать черты всеобщности. Процесс рас- пада местных культов начался задолго до возникновения христианства. Эпоха «подсказала» организационные формы утверждающейся христиан- ской системе. Достаточно напомнить о существовании многообразных соци- альных общностей, таких, как фиасы, коллегии, синоды. Большинство языческих культов в период формирования христианства имело много общего между собой как в идеологическом содержании, так и в тенденции развития. Христианство синтезировало именно общие моменты. Широко распространенные в ту эпоху моральные, эстетические, религиозно- философские идеи оно группировало по-новому. Центральными идеями хри- стианства, вокруг которых объединялись эти общие моменты, были идеи космополитизма и искупления, не являвшиеся главными в языческих систе- мах. В период нарастания социального и духовного кризиса христианство вы- делилось из ряда религиозных течений эпохи прежде всего благодаря непри- ятию действительности. Заметим, что многие идейно-религиозные направле- ния того времени также выступали с протестом против земной несправедли-
вости. Достаточно вспомнить манихейство и неоплатонизм. Первое извра- щенно выражало протест угнетенных низов в форме борьбы Мрака и Света, второе мистически оформляло неприятие состоятельными слоями населения нравственно-политических норм и порядков поздней античности. Христиан- ство включило в свою систему элементы и манихейства, неоплатонизма. Путь, предлагаемый христианством для разрешения земных противоре- чий, не являлся оригинальным, «неожиданным». Христианство было далеко не единственным и не исключительным в своем роде феноменом. В первые века нашей эры возникло много синкретических систем. Рим в конце II–начале III в. хотя и не стремился законодательно ввести чужеземные культы, весьма терпимо к ним относился, приспосабливая мно- гие из них к своим официальным обрядам и праздникам. Исследователи от-
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 7. Появление мировых религий и их особенности
мечают, что если в республике было всего 66 праздничных дней, то при Мар- ке Аврелии их насчитывалось уже 135. Христианство продолжило традицию и ко времени своего господства довело число праздников до 175, причем час- то производилась лишь формальная замена языческого названия праздника христианским. Древнеримские весенние праздники Луперкалии получили в 494 г. название Сретения Господня. Римский пантеон постепенно «дополнялся» множеством новых Богов. На этот факт обратил внимание Лукиан и остроумно высмеял. Главным культом в языческой системе греко-римского мира в первые века нашей эры был культ персидского божества Митры. Одно время он успешно соперничал с христианством, сдерживая распространение последнего. В III в. Митра по- всеместно признавался как один из претендентов на звание единого Бога им- перии. Сливаясь с другими божествами, он постепенно облагораживался, приобретал социально-нравственные функции. Однако у митраистской сис- темы в плане ее конкурентоспособности был существенный недостаток. Митраисты стремились к тайному отправлению своих обрядов, что вело к образованию закрытого сообщества, недоступного для непосвященных. Хри- стианство же имело доступный культ.
В языческой системе, точно так же как впоследствии в христианстве, син- кретизация различных представлений и культов осуществлялась и на теоло- гическом, и на обыденном уровне сознания. Христиане признавали все языческие чудеса, язычники, в свою очередь, не оспаривали христианских чудес. Для Цельса, например, Моисей и Иисус Христос – чародеи. Среди язычников широко были распространены различ- ные виды гаданий, чудесных исцелений, вера в астрологию, в души героев и в непорочность детской души. Все это полностью было воспринято христи- анством. Оно в данном случае следовало определенной традиции, игнориро- вать которую было не в состоянии. Исследователи отмечают, что гностицизм близко подходил к учению ран- него христианства. Указания апостола Павла о «предизбрании» (Рим. 8; 29- 30) и учение о свободе избранных от «плотского закона» (Гал. 5; 1-13) анало- гичны гностическим идеям об «избранниках божьих». Однако христианское вероучение – это не простой плагиат с гностического учения. Дело в том, что в библейских текстах имеются такие идеологические элементы, которые не- зависимо от гностических идей своеобычно давали ответы на вопросы, вы- двинутые эпохой. Вместе с тем анализ Нового завета показывает, что заявления теологов о полной противоположности христианского вероучения и языческой филосо- фии ложны. В посланиях апостола Павла прослеживается процесс органиче- ской синкретизации христианства и античной идеологии и философии. Все основные христианские принципы – единобожия (монотеизм), откровения (ревеляционизм), сотворения (креационизм), предопределения (провиден- циализм) – обосновывались языческой мудростью, мифологией и идеалисти- ческой философией. Примером этого является своеобразное усвоение хри- стианским мировоззрением идеи монотеизма. Единобожие плохо вписыва-
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 7. Появление мировых религий и их особенности
лось в структуру плюралистического эллинистическо-римского сознания, по- этому и в христианстве как продукте той эпохи борьба с политеистическими идеями закончилась утверждением компромиссной идеи триединства. Вера в христианские принципы была бы непрочной, если бы Богословы распространяли ее только в виде отвлеченных идей. Языческий культ с его ярко выраженной чувственностью и образностью пришел на помощь утвер- ждавшемуся учению и на новой основе оживил в сознании верующих догма- тические «истины». В период интенсивного распространения христианства, когда и среди высшего класса появилось много его приверженцев, образованные круги языческого мира сделали попытку противопоставить Иисусу Христу фигуру Аполлония Тианского, пифагорейского философа. Его провозгласили сыном Юпитера, родившимся после того, как его матери была сообщена «благая весть», что она родит Бога. Из жизнеописания Аполлония из Тиана, состав- ленного философом Филостратом Младшим, следовало, что его популяр- ность и сила основываются исключительно на его нравственной чистоте. Он творил различные чудеса – прекращал землетрясения, спасал невинно осуж- денных. Одевался Аполлоний в льняные одежды, носил длинные волосы, хо- дил босой, питался только растительной пищей, воздерживался от вина и со- блюдал целомудрие. Аполлоний соединял в себе черты человека и Бога, народного проповед- ника и философа, его учение должно было удовлетворять образованных лю- дей и суеверную толпу. Однако и этот культ имел существенный недостаток: он узаконивал все местные культы с их обрядовым формализмом. Раннее же христианство не признавало такой регламентации, поэтому в борьбе с языче- ским Богочеловеком Аполлонием победил Богочеловек Иисус Христос. К этому следует добавить, что языческая мифология ко II–III вв. исчерпала свои идеологические возможности воздействовать на массы. Поэты и писате- ли открыто смеялись над рассказами о приключениях Богов. Христианство II–III вв. не было пассивным, созерцательным учением, оно активно выступало против распространявшихся синкретических культов и вместе с тем включало в свою систему элементы опровергаемого язычества. Одновременно новое вероучение, философизированное такими апологе- тами, как Ориген, Тертуллиан, Климент Александрийский, Киприан, приоб- ретало способность удовлетворять запросы образованной части греко- римского общества. Успеху христианства способствовало и то, что оно стало развиваться не только как духовное единение верующих, но и как действительное объедине- ние их в форме разветвленной церковной организации. Первоначальная иу-
дейско-христианская, пророческая церковь постепенно превратилась в епи- скопальную и впоследствии переросла во «вселенскую». Христианская система вероучения и культа заключала в себе возможность дальнейшей эволюции в различных направлениях, в зависимости от того, на какие элементы делалась ставка теми или иными социальными слоями и группами. Евангельская система текстов и тем, наделенная широкими осно-
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 7. Появление мировых религий и их особенности
ваниями и функциями, позволяла теологам давать «ответы» на все проблемы, выдвигаемые обществом. Кроме христианства, к мировым религиям принято относить буддизм и ислам. Чтобы религия считалась мировой, она должна иметь весомое число последователей по всему миру и при этом не должна ассоциироваться с ка- кой-либо национальной или государственной общностью (например, иудаизм – еврейский народ, индуизм – индусы, синтоизм – японцы). Мировые рели- гии отвечают ряду требований: • объединение крупной общности людей; • наличие последователей во многих странах; • наличие последователей среди различных народов; • мировая религия не может служить признаком национальной идентич- ности (к примеру, будучи русским можно быть мусульманином и т.п., в то время как иудаизм подразумевает, что носитель конфессии является евреем); • должна быть сложена достаточно четкая философская школа, со сход- ными течениями (к примеру, в исламе можно выделить суннитов и шии- тов, при этом основы религии общие, равно как и объекты поклонения, в то время как течения индуизма сильно различны: от шиваизма и брах- манизма до поклонения местным Богам, при этом различны объекты по- клонения); • наличие влияния ход развития мировой истории, мирового искусство и т.д. (так, христианская культура оказала влияние на развитие Европы, исламская – Ближнего Востока и Северной Африки, буддистская – Юж- ной Азии, Китая, Японии, Индии), при этом культура мировой религии не должна быть абсолютно одинаковой во всех регионах (различия в культе между православием и католицизмом, суннитами и шиитами, те- чениями буддизма, в иудаизме – существующие течения связаны не с географическими и культурными отличиями регионов, а с философски- ми школами последователей, в индуизме – культура различных областей Индии и сопредельных государств близка).
ЛЕКЦИЯ4. ИНДУИЗМ
План лекции
1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература.
2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии.
3. Индуизм и кастовый строй.
4. Культ священных животных.
5. Основные направления в индуизме: шиваизм, вишнуизм, шактизм, криш- наизм.
6. Храмы и жречество. Погребальные, семейные ритуалы.
7. Реформация индуизма в ХIХ-ХХ вв. Религиозный синкретизм в Индии.
8. Социально-политические ориентации индуистских организаций в совре- менныхусловиях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|