Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение и эволюция индуизма.




Индуистская литература

 

 

Индуизм – общее духовное наследие народов Индии, ядром которого яв- ляется санскритская культура, представляющая собой совокупность научных, философских, религиозно-мифологических, эстетических, социологических, правовых и этических знаний и норм. Индуизма придерживается большая часть населения Индии, признающая авторитет Вед, Шастр, Агам, Тантр, Итихас и Пуран и противопоставляемая, как, например, в Акте от 1955, ко- дифицировавшем индусское гражданское право, мусульманам, зороастрий- цам, евреям, христианам, а иногда также локаятикам, буддистам, джайнам и сикхам. В Индии (где его исповедует приблизительно 83 % населения) и Не- пале индуизм имеет статус национальной религии. Кроме того, индуизм одна из самых распространенных религий (наряду с буддизмом, христианством и исламом), имеющая многочисленных последователей в Шри-Ланке, Паки- стане, Бангладеш, Индонезии (о-в Бали), Юго-Восточной Азии, на о-вах Фиджи, Маврикий, в Гайане и ЮАР и снискавшая в этом столетии некото- рую популярность в Европе и Америке.

Как и название «Индия», термин «индуизм» восходит к персидскому «хи-

ду» (позднее «хинду», житель Синда, Индии – надписи в Накш-и-Рустаме и

Персеполе царей Дария, 522-486 до н. э., и Ксеркса, 486-465 до н. э.), носит географический характер (то же, что и «индианизм») и не встречается в ин-

 

 
История религии. Конспект лекций -69-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

дийских священных книгах. Как религиоведческий термин «индуизм» был введен европейцами в XIX в. для обозначения верований, зародившихся в Индии, в силу этого он настолько же объемен, как и понятие «европейская культура», и отличается крайней аморфностью. Различия между исламом и христианством или между иудаизмом и зороастризмом менее выражены, чем между какими-либо крайними течениями индуизма. Индуизм не сводим ни к понятию «религия», ни к понятию «философия», в нем невозможно выделить ни общего кредо, ни набора догм. В нем нет универсально принятого канона, вероучения, Церкви или ритуала, ибо это – не одна, а группа родственных идеологических и религиозно-философских систем, связанных до некоторой степени общностью территории, исторических судеб, литературного и куль- турного наследия.

Самая древняя и наиболее влиятельная культурная традиция в Индии именует себя «вайдик дхарма» («ведийской державой» или «научно устроен-

ным социокосмосом»). Поэтому выяснение природы индуизма связано с ре- шением вопроса о сущности понятия «ведийская наука» (веда, видья, шастра) и «держава» (дхарма). Как специфическое социокультурное образование, ин-

дуизм, видимо, зарождается уже в период раннеземледельческих культур (10-

7 тыс. до н. э.), достигает своего апогея в 3 тыс. до н. э. во времена самой ве-

ликой цивилизации древности, ныне именуемой протоиндийской (индской или хараппской). Памятники культуры раскопанных городов северной Индии

сосредоточены главным образом в междуречье Инда и Ганги. Это была вы-

сокоразвитая цивилизация с развитым градостроительством, письменностью,

унифицированной системой стандартов, тщательно продуманной организа- цией, развитой наукой и астрономико-мифологической системой. Наиболее вероятным является предположение о том, что формирование основного ядра индуизма – грандиозного ведийского комплекса научной и философской ли- тературы на санскрите, явившегося стержнем духовного, культурного, поли- тического и социального единства огромного государства городского типа – происходит именно в этот период. Приблизительно с середины 2 тыс. до н. э. значительная часть территории этого супергосударства древности, в особен- ности прилегающая к Инду и его притокам, приходит в упадок и запустение под воздействием геотектонических сдвигов, изменения русел рек и опусты- нивания, но прежде всего – вследствие прихода из среднеазиатских степей через проходы Гиндукуша завоевателей, именовавших себя арьями, или ариями. Высокоразвитая цивилизация Мохенджо-Даро и Хараппы была за- воевана и частично уничтожена (археологические раскопки свидетельствуют о больших разрушениях). Арии смешались с протоиндийцами, и через неко- торое время начался взлет классической индийской культуры на ведийском языке и санскрите. При этом центры культуры перемещаются в долину Ган- га, Среднюю и Малую Азию, в Восточную и Западную Европу. Носители ве- дийской санскритской культуры именовали себя ариями («ярыми», «ярки- ми», «просвещенными» приверженцами Индры, Бога полной луны). Термин имел исключительно культурологическое значение, а не этнографическое. Неизбежным следствием миграции из Индии было распространение санск-

 

 
История религии. Конспект лекций -70-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

ритского языка и ведийского мировоззрения во всем Старом свете. На это указывает степень культурной и языковой близости в зависимости от удале- ния от Индии: чем дальше – тем меньше сходства и больше различий. Наи- более близкими оказываются иранские народы, затем – славянские, затем ли- товцы, греки, латиняне, наконец – кельтские, германские и романские наро- ды. Если иранцев просто трудно отличить от древних индийцев, а многие места в Авесте почти идентичны ведийским, то родство романских и индий- ских народов не столь очевидно. Из современных индоевропейских языков самыми близкими санскриту оказались славянские. Примечательным следом ведийской культуры в белорусском языке является слово «веды», не сохра- нившееся в таком чистом виде нигде в Европе. Научные, художественные и мифологические представления протоиндийской цивилизации легли в основу индуизма. Хотя протоиндийские тексты представляют собой лишь краткие надписи на печатях, сосудах и иных археологических объектах, индийские арии сохранили в памяти самые ранние из дошедших до нас памятников древнеиндийской и индоевропейской словесности, именуемые Ведами. Веды («веды», науки) распадаются на два разряда – Шрути («Слово», «услышан- ное») и Смрити («Памятки», «запомненное»), охватывающие все отрасли знания древней цивилизации. Шрути состоит из четырех Вед («Атхарваве- ды», «Ригведы», «Самаведы» и «Яджурведы»), связанных с четырьмя сторо- нами света, лунными четвертями, порами года и посвященных, соответст- венно, Меркурию, Юпитеру, Марсу и Венере. Каждая из Вед представлена самхитой (циклом астрономико-календарных хронометрических формул – мантр), брахманами (астрономико-мифологическими пояснениями для свя- щенников), араньяками и упанишадами (мифолого-психологическими толко- ваниями микро-, макрокосмических параллелей). Такие дисциплины, как ма- тематика и астрономия (наблюдательная и математическая), медицина и сек- сология, филология (с такими отделами, как ведийская текстология, этимоло- гия, фонетика, грамматика, риторика, поэтика), право и политология, социо- логия и философия со всеми ее основными отделами (космология, мифоло- гия, натурфилософия, метафизика, эпистемология, логика, диалектика, пси- хология, этика, эстетика, философия языка, теология, эсхатология), система- тизируются в рамках индуизма во II-I тыс. до н. э. на уровне в известном смысле вполне сопоставимом, а порой и превосходящем современный (как в случае грамматики).

Вспомогательные веды или науки в индуизме включали следующие: аюр-

веда (медицина), дханурведа (военная наука), гандхарваведа (музыка) и стха- патья-шастра-веда, или шильпа-шастра (наука ваяния и зодчества). Веданга как разряд основной ведийской научной литературы сложился в ведийский период, но обрел систематически законченный вид к V-II вв. до н. э. Он включает шесть дисциплин, представленных сборниками сутр (кратких пра- вил): обрядоведение (кальпа), фонетика (шикша), грамматика (вьякарана), этимология (нирукта), просодия (чхандас), астрономия (джьотис). Их назна- чение – правильное понимание и исполнение ведийских текстов. Обрядове- дение (кальпа) представлено брахманами и специальными трактатами, в ко-

 

 
История религии. Конспект лекций -71-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

торых в разной степени отразились как логика, аналитика и систематика, так и практика и теория ритуаловедов, этиков и социологов. Она опиралась на традиционную эпистемологию, теорию праман (источников правильного по- знания) и предполагала не только систему частных правил рецитации Вед, методику и анализ структуры сопутствующих обрядов, но и объяснение (па- рибхаша) метаправил их применения, классификацию обрядов, правил пове- дения и законов организации идеальных и универсальных семьи, общества и государства. Кальпасутры включают шраута-сутры (правила, относящиеся к общественным праздникам), шульва-сутры (измерение календарных алтарей, содержащие начала геометрии), грихья-сутры (правила домашних обрядов), дхарма-сутры и дхарма-шастры (правила устройства хронокосмоса и кален- даря, государства, общества и семьи), своеобразные конституции, охватив- шие вопросы астрономии, политологии, социологии, права, этики, религии, педагогики (а иногда и правила этикета, косметики и пр.) идеального обще- ства и глобального государства.

Дхарма-шастра (державное веро-нраво-правоучение) рассматривается как важнейшая из этико-правовых дисциплин, освещающих четыре стороны че-

ловеческой жизни (чатурварга); другими являются артха-шастра (политоло- гия или философия и наука управления государством, опирающаяся на по- литэкономию и право, науки о сельском и лесном хозяйстве, химию и метал-

лургию, градостроительство и военную науку, ветеринарию и природоохран- ное законодательство и т. д.), кама-шастра (философия удовлетворения же- лания, систематизирующая правила отношений между полами) и мокша-

шастра, наука освобождения или спасения души, представленная даршанами. Наука фонетики (шикша) определяется как учение о звуке, интонации, дол- готе, ударении, паузе и соединении звуков. Высокий уровень ведийской фо-

нетики засвидетельствован и специальными трактатами, и самими ведийски- ми мантрами, сохранившимися в слитном (санхита) и в фонетическом вари- анте (пада-патха).

Класс вспомогательной ведийской литературы – пратишакхьи – исследо- вал фонетику, размер и правила рецитации каждой веды. Вьякаран – кодифи- кация санскритской грамматики, завершившая длительный филолого- аналитический период, произошла к середине 1 тыс. до н. э. в работе Панини

«Аштадхьяи» и его комментаторов Катьяяны и Патанджали. Как отмечает В. К. Шохин, индийские филологи-экзегеты продемонстрировали научный по- тенциал, вполне сопоставимый с достижениями структурной лингвистики и

перекрывший проблемное поле многих дисциплин европейского научного знания не одной эпохи. Ведийская этимология, кодифицированная Яской в

«Нирукте», отталкивается от положительного решения вопроса о необходи-

мости составления сплошного комментария ко всем Ведам и словаря важных ведийских понятий. Развернувшись как свод трудных ведийских слов и вы- ражений, она перерастает в религиоведение, последовательно толкующее ве- дийских, богов как метафоры и аллегории небесных явлений, что сближает ее с античным эвгемеризмом, византийским, богословием и европейской ми- фологической школой XIX в. Эта традиция находит свое дальнейшее разви-

 

 
История религии. Конспект лекций -72-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

тие в разветвленной санскритской лексикографии, представленной несколь- кими сотнями больших и малых словарей (синонимов, омонимов, аналогий, толковых, энциклопедических, специализированных по отраслям знания и т.д.). «Наука ведийских размеров», представленная древней «Чхандах- сутрой» Пингалы и рядом средневековых сочинений (Кшемендры, Хемачан- дры и др.), излагает правила использования поэтических размеров в ведий- ской рецитации. Астрономия и первые календари начали зарождаться в Ин- дии еще в каменном веке. Протоиндийцы разработали лунный, солнечный, лунно-солнечный и планетный календари. У ведийских ариев наука астроно- мии, математики и календаря, входившая в число веданг, считалась «глазом Вед», объясняющим устройство Вселенной, хитросплетения ведийских ми- фов, метафоры и парадоксы ведантийской философии. О ее высоком уровне говорят специальные трактаты (сиддханты), описания десятков инструментов и средневековые обсерватории в Джайпуре, Дели и других городах с порази- тельно точными инструментами, сводящими к минимуму возможные ошиб- ки. В VII в. через посредство арабов индийцы познакомили с достижениями своей математики и астрономии европейцев. Времени, персонифицирован- ному в образе всесжигающего Калы (и Вечности, Великого Времени, Шивы Махакалы), как главному космогоническому фактору посвящены два гимна

«Атхарваведы» (XIX, 53, 54) и многие последующие тексты. Именно время производит циклические сотворения и разрушения Вселенной, описанные в

Пуранах, оно провозглашено высочайшим божеством в Итихасах и Шанка-

рой, выдающимся интерпретатором веданты. Изложение калавады (учения о

Времени) содержится в «Манавадхарма-шастре», «Артха-шастре», «Махаб- харате», Пуранах, сочинениях Бхартрихари, а научные принципы древней хронометрии изложены в фонетических и специальных астрономических трактатах. Итихасы и Пураны в границах индуизма – это великие мифо- поэмы, в которых астральные и лунарные мифы служат связующим обрамле- нием для изложения всей совокупности научных, философских и художест- венных дисциплин, что делает их подлинными энциклопедиями индуизма (древнегреческая модель энциклопедического образования была заимствова- на именно из этой пуранической модели).

В Пуранах подробно изложены космогонические мифы, в рамках которых действуют ведийские персонажи, описан ритуал, даны перечни храмов и мест паломничества, а также астрономические, филологические, философ- ские, этические, правовые, общественные и другие знания в связи с кален- дарным временем, возрастом и сословием. Эти произведения создавались на протяжении большого времени брахманскими академиями, но приписывают- ся двум божественным авторам – Вальмики, первому кави (сочинителю, по- эту), «олицетворению полной луны и, соответственно, солнца», являющему- ся символическим автором «Рамаяны», различные редакции которой вместе взятые составляют около 1 000 000 строф и в десять раз превосходят по объ- ему «Махабхарату», а также Веда-Вьясе – «Обоснователю, Разделителю Вед», олицетворению месяца в период новолуния, прозванному Кришна Двайпаяна (Черный островитянин) – символическому редактору Вед и автору

 

 
История религии. Конспект лекций -73-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

«Махабхараты» (соответственно и «Бхагавад-гиты»), 18 пуран и «Веданта- сутры», т.е. основных текстов веданты. Его символическая роль заключается в том, чтобы подчеркнуть связь ведийской традиции с наблюдательной ас- трономией. Литературоведение, поэтика и эстетика – одна из наиболее разра- ботанных шастр, охватывающая вопросы теории и определения поэзии, фи- лософии языка и герменевтики, классификации героев, эстетических пережи- ваний (раса-шастра), достоинств и недостатков, поэтических фигур (аланка- ра-шастра), учения о подтексте (дхвани-шастра), о стилях (рити-шастра), об образности (вакрокти-шастра), о гармонии (аучитья-шастра) и драматургии (натья-шастра). Ее значение для религиозной философии индуизма определя- ется тем, что брахман в упанишадах определяется как раса («ураз», эстетиче- ское впечатление).

Понятие «философия» в санскрите выражается несколькими синонимами:

пара-видья (высшее знание, метафизика), брахма-видья (знание великого первоначала), джнана (знание), анвикшики (исследование), даршана (воззре- ние), мата (теория), самая (учение). Такие названия, как анвикшики и дарша- на, несомненно, отличаются большей научностью, чем европейское название

«философия». Анвикшики («обследование, рассмотрение») означает рефлек- сию по поводу данных чувственного опыта или авторитетного свидетельства, т.е. это – логический анализ по преимуществу. В раннюю эпоху (до I в. до

н.э.) термин применялся к различным направлениям мысли (локаяте, санкхъе, йоге), позже стал синонимом школы ньяи. Даршана («воззрение») представляет собой общетеоретическое обобщение проблемы. В упанишадах

или веданте («венце, завершающей части Вед») происходит первое обобще-

ние ведийской или брахманской философии. Слово «упанишада» означает

«сокровенное учение» (буквально: «позиция ученика рядом с учителем»).

Сохранилось свыше 200 текстов, среди которых наиболее авторитетными считаются 108. Содержание их не ограничивается ритуальными, мифологи- ческими и космогоническими темами. Обряд используется лишь в качестве метафоры человеческого бытия. Упанишады анализируют вопросы теории познания, онтологии, психофизиологии, этики (т.е.глубинных устойчивых убеждений, верований, идеалов) и эстетики (природы художественного вос- приятия, эстетических переживаний и сопереживания). Главным является учение о единстве или тождестве атмана и брахмана (парама-атмана), т.е.человека и мира. Атман означает «естество», собственное «существо» (ср. греч. физика), т.е.человеческое одухотворенное тело. В прошлом и в настоя- щее время это важное понятие часто пытаются свести к «сокровенной сущ- ности человека», «душе». Однако, как настаивали локаятики, человек – это живое, одухотворенное тело. Характерно, что в веданте живой человек име- нуется шарирака (воплощенное, телесное существо), а душа – сукшма- шарирой (тонким телом). В этой связи парама-атман следует понимать как

«сверхъестественное» (самое или первоестественное) начало (ср. греч. мета-

физика). Брахман означает «великое» начало мироздания, порождающее все живое в процессе своего разворачивающегося во времени увеличения, раз- растания. Душа именуется праной, дающей жизнь и движение как природе,

 

 
История религии. Конспект лекций -74-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

так и атману, и пурушей, всепроникающей субстанцией, одушевляющей жи- вые существа, иногда отождествляемой с праной. В «Шветашватаре» упоми- нается космогоническая теория, согласно которой мир возник в силу своего естественного своеобразия, «собственной природы» (свабхава), в чем усмат- ривают зарождение концепции «естественного закона». В упанишадах отра- зились учения, легшие в основу веданты, йоги и других даршан. Помимо классических ведийских даршан идеи упанишад нашли отражение в Средние века у ранних христианских Богословов, в учениях иранских суфиев, а с XIX в. – в западной философии (у А. Шопенгауэра, Р. У. Эмерсона, Л. Толстого, А. Швейцера и др.).

Среди шастр, основанных на упанишадах, важнейшими являются шесть даршан (миманса и веданта, ньяя и вайшешика, санкхья и йога), представ- ляющие собой специальные философские дисциплины веданты, теоретиче- ское оформление которых произошло, вероятно, еще в протоиндийский пе- риод, а окончательная кодификация основополагающих текстов – не позже начала новой эры. Они разрабатывают вопросы теории познания, логики, фи- зики и метафизики, психологии, текстологии Вед и этики. Позже, в I тыс. н. э., сформировалась даршана грамматистов, в Средние века произошла диф- ференциация веданты Бадараяны, породившая множество школ различной ориентации. Пурва-миманса («первое осмысление или исследование») – на- звание первого отдела ведийской философии, анализирующего понятие

«дхармы» применительно к ведийским обрядам (карма – откуда ее наимено-

вание «карма-миманса» и «дхарма-миманса»). Основополагающим сочине-

нием является «Миманса-сутра» Джаймини с «Бхашьей» (первичным ком- ментарием) Шабары (ок. III в. до н. э.), «Шлокаварттикой» Кумарилы Бхатты и «Брихати» Прабхакары (IV-VIII вв.).

Миманса исследует и классифицирует предписания относительно кален- дарного ритуала, содержащиеся в первой части ведийского канона, и разра- батывает вопросы эпистемологии, философской семантики и текстологии ве-

дийских санхит и брахман. В поле ее рассмотрения входят вопросы теории смысла ведийских изречений, вечности звука и сопряженного с ним смысла. Это учение оказало заметное влияние на всю индийскую философию, прежде всего, на веданту. Кумарила Бхатта (VII в.) был виднейшим философом ми-

мансы и основателем одной из двух ее подшкол, а автором пространного комментария в трех частях на «Миманса-сутру» и первым комментатором Шабары. Кумарила в первой части своего труда («Шлокаварттике») в поле-

мике с буддийской логикой и диалектикой (мадхьямикой) обосновывает гно- сеологию мимансы, помимо четырех праман (средств правильного познания) ньяи признает еще невосприятие и подразумевание, утверждает анонимность

(отсутствие автора) и непогрешимость Вед и пр. Ошибочное знание толкует- ся им не как заблуждение, а как неполное знание. Прабхакара (VII-VIII вв.) – ученик Кумарилы, комментатор «Шабарабхашьи», основатель второго на-

правления мимансы. По Прабхакаре, в ведийском высказывании важен вто- ричный смысл, а не выводимый из прямых значений слов. Ведийские Боги интерпретируются как символы (календарных) обрядов.

 

 
История религии. Конспект лекций -75-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

Веданта (букв. завершение Вед), именуемая также уттара-мимансой («вторым, лучшим, высшим осмыслением»), представляет собой последую- щую и заключительную философию, «глубинную этику», решающую вопро- сы сущности жизни, назначения человека, природы земного страдания и «не- бесного» блаженства, добра и зла, должного и недолжного, путей достиже- ния чувства покоя и счастья, свободы от неведения, страданий и страха смер- ти. Она занимается завершающей частью ведийского канона – упанишадами, которые, собственно, и являются ведантой. Основополагающий текст «Брах- ма-сутра» (также «Веданта-сутра», «Шарирака-сутра», «Уттара-миманса») Бадараяны (приблиз. V-II вв. до н. э.) содержит в 555 конспективных замет- ках схематичное изложение важнейших философских положений упанишад и араньяк, непонятное без пояснений и дающее большую свободу истолкова- ния. Первая глава называется Саманвая («Обобщение») и представляет собой свод высказываний упанишад о брахмане; вторая – Авироддха («Непротиво- речивость»), опровергает возражения, основывающиеся на авторитете смри- ти, но противоречащие шрути; третья – Садхана («Достижение»), объясняет сущность науки о брахме (брахма-видья), сущность брахмана и путь его «по- стижения», закон кармы, состояния сознания, природу праны, сосредоточе- ния сознания, значение ступеней жизни, природу освобождения сознания от неведения, которая уподобляется состоянию невинного дитя; четвертая – Пхала («Плод») описывает процедуру и методику медитации, предполагаю- щую, в частности, использование циклической мифолого-астрономической символики, результат познания, освобождение от пут кармы, ступени дости- жения понимания своего тождества с динамически вращающейся Вселенной, обретение своей истинной сущности и сверхъестественных способностей.

«Йога-Васиштха» – это грандиозный ведантийский философско-поэтический эпос в 24 тыс. стихотворных строф, построенный как дополнение к «Вальми-

ки-Рамаяне» и содержащий развернутое описание ученичества Рамы у Виш-

вамитры и изложение веданты.

В наиболее сакральной песне «Махабхараты» – «Бхагавад-Гите» – изла- гаются обязанности кшатрия-воина и учение о трех способах (йогах) или пу- тях (маргах) отождествления себя с высшим духовным началом: карма-йога, т.е. союз посредством бескорыстных деяний и отречения от их плодов; джняна-йога – осознание тождества путем познания веданты; бхакти-йога – союз, достигаемый посредством любви и почитания господа. Эти три йоги возвещаются Арджуне Кришной накануне великого сражения.

Наиболее древними школами веданты являются брахманские течения, в которых субстанция мира выступает в безличном образе великого первона- чала (брахмы): адвайта (недвойственность, недуализм) Шанкары (VIII в.), бхеда-абхеда (различаемое неразличие) Бхаскары (IX в.) и Ядава Пракаши (Xв.). Количество школ веданты чрезвычайно возросло в условиях средневе- ковой раздробленности страны. Под воздействием ислама в веданте усили- лись теистические мотивы, роль первоначала стали играть воинственные Вишну, Шива и их воплощения. Хотя все школы претендуют на системати- зацию упанишад и правильное осмысление «Брахма-сутры» Бадараяны и

 

 
История религии. Конспект лекций -76-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

1. Возникновение и эволюция индуизма. Индуистская литература

 

«Бхагавадгиты», они признают авторитет некоторых других священных пи- саний: вишнуиты – «Панчаратра-Агам», писаний тамильских альваров, «Бха- гаваты» и других вишнуитских пуран, а шиваиты – писания наянмаров, на- тхов, шиваитских Агам и Пуран.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...