Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О соотношении магии и религии




 

 

Фетишизм – это вера в сверхъестественные свойства некоторых неоду- шевленных предметов. Он выражается в поклонении предметам, поразившим воображение человека: камень необычной формы, кусок дерева, зуб живот- ного, ювелирное изделие, камень, вокруг которого вырос большой урожай. Этому предмету приписываются свойства, не присущие ему: способность защищать от опасности, приносить удачу, помогать на охоте, лечить, давать урожай. Часто случалось, что если после обращения к фетишу желаемое про- исходило, то человек оставлял фетиш себе, если же результат был обратным, то фетиш выбрасывали, заменяли другим. Обращение с фетишем не всегда носило печать Богопочитания. Фетиш могли истязать (в Африке, в него вби- вают гвозди, чтобы он лучше запомнил обращенные к нему просьбы); за бес- помощность фетиш могли наказывать. Фетишизм следует отличать от пре-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -49-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

3. Первобытные верования и культовые действия. Дискуссии о первоначальных формах религии, о соотношении магии и религии

 

клонения перед святынями. Практически во всех религиях присутствуют объекты поклонения, однако мы не считаем такой объект поклонения фети- шем, если в традиции есть объективные (для верующих) основания считать какой-то предмет сакральным. Такими объективными основаниями могут выступать:

• связь объекта с Божеством или святым, что, как считается, передает ему часть святости, способности очищать человека (камень Кааба в мусуль- манстве, символ распятия);

• обладание объекта некоторым духовным статусом (мощи, священные реки в Индии).

Анимизм – представления о населенности мира духами вещей, о наличии души у всех предметов. Обращаясь к вещи по имени, человек полагает, что

она его слышит и понимает, что ее можно задобрить. Это представление о том, что каждый предмет, каждое явление живой или неживой природы име- ет свою душу, зафиксировано в верованиях большого числа народов и пле-

мен. Вот, например, как описывает В. Г. Богораз такие представления чукчей:

«Все существующее живет; лампа ходит, стены дома имеют свой голос, и даже урильник имеет собственную страну и шатер, жену и детей и бывает

служебным духом. Шкуры, лежащие в мешках как запас для торговли, разго- варивают по ночам. Рога на могилах покойников ходят обозом вокруг могил, а утром становятся на прежнее место, и сами покойники встают и приходят к

живым». В такой или несколько менее яркой форме одушевленность всего существующего признается религиями многих народов, изученных этногра- фической наукой.

Если все предметы обладают душой, значит, они – живые. Такое пред-

ставление приводит к взгляду, по которому нет никакого различия между живым и неживым, так как все – живое. Штернберг следующим образом из- лагает такой взгляд на мир: «...дерево, гора, утес–живые, разумные существа, слушающие, понимающие, движущиеся, действующие... самое маленькое животное, вроде лягушки, может быть страшно разумным существом, разум- нее даже человека... человек может родиться от дерева... и вступать в брак даже с такими существами, как камбала, срубленное дерево может воскрес- нуть, если воткнуть в пень маленькую заструженную палочку», и «даже предметы, сделанные человеком, как котел, копье, нож, лодка и т. д., имеют душу и могут следовать за человеком на тот свет» [386. С. 16].

Аниматизм (от лат. animatus – одушевленный – термин Р.Маррет) – вера в стихийную безличную силу, воздействующую на жизнь человека и при из- вестных обстоятельствах тоже подверженную воздействию. Эта сверхъесте-

ственная сила, определяет все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на войне). Такую силу, проявившую мироздание и пронизывающую природу индейцы-алгонкины называли именем Маниту, полинезийцы почи-

тали как Мана, папуасы – Оним, австралийские аборигены – Вангарр, жители Западного Судана – Ньяма, пигмеи – Мегбе, зулусы Умойа, угандийцы – Жок, северный конголезцы – Элима, дакоты – Вакан, ирокезы – Оренда и т.д.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -50-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

3. Первобытные верования и культовые действия. Дискуссии о первоначальных формах религии, о соотношении магии и религии

 

Все эти имена указывают у этих народов на супранатуральную силу, которая обнаруживает свое присутствие через связь вещей и явлений. Часто необъяс- нимые явления затем становятся объектом поклонения. Это более высокая ступень по сравнению с анимизмом, однако ее нельзя считать монизмом, или верой в Духа Святого, в силу суеверных наслоений, которые окружают.

Тотемизм – еще один типичный прием «религий человека». Это вера в тесную связь между какой-то группой людей и их «родственником», который

может быть растением, животным или даже неодушевленным предметом, определенным животным или растением. Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототеман», что на языке североамерикан-

ских индейцев оджибве означает «род его». Смысл этой практики заключает- ся в обожествлении животных и растений, которые поддерживают жизнь. Свое отношение к тотемам ясно выражали аборигены Австралии словами

«Это наше мясо».

Магия – совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность сверхчеловеческого влияния на людей, предметы и явле- ния объективного мира с помощью некоторых действий. Магия применялась

тогда, когда была опасность для жизни. При строительстве лодки полинезий-

цы использовали магию, так как передвижение по морю было опасным, а при строительстве дома магия не применялась.

 

Разновидности ма- гии по форме Виды магии по цели
1. Инициальная 2. Парциальная 3. Имажинативная 1. Земледельческая 2. Охотничья 3. Вредоносная

 

В древности считалось, что в основе магии лежат сверхъестественные си- лы. По мысли Прокла, «древние жрецы, приняв во внимание, что в природ- ных вещах заключено некое сродство и симпатия одной вещи к другой и ме- жду вещами проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все ве- щи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой взаимной симпатии и сходства... и использовали в оккультных целях как небесные, так и земные сущности, с помощью которых, посредством определенного сход- ства, они низводили божественные силы в это низшее жилище». По мысли Ямвлиха, «маги заявляли, что посредством жреческой теургии способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и к тем, кото- рые утвердились над судьбой, т.е. к Богу и демиургу: не используя материю, не присваивая что-либо помимо нее, кроме наблюдения за ощутимым време- нем».

Со времен Агриппы возобладало представление о естественном характере магии: все однородное находится в условиях взаимного обмена, высшее гос- подствует над низшим, но и низшее действует обратно. На этом основании все магические явления становятся лишь действиями единого всеобъемлю- щего закона природы, и магия основывается уже не на «несанкционирован-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -51-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

3. Первобытные верования и культовые действия. Дискуссии о первоначальных формах религии, о соотношении магии и религии

 

ных культурой операциях», исполняемых с помощью духов, но на целена- правленном использовании человеком Закона Подобия. Ритуальные дейст- вия, согласно воззрениям приверженцев магии, способны оказывать воздей- ствие на природу и человека. Магия также выступает ядром большинства ре- лигиозных систем.

Магия включает в себя: осуществление заклинаний, исполнение магиче-

ских ритуалов, фундированных состоянием исполнителя магических обря-

дов. Важным элементом магии выступают и встроенные в нее материальные объекты – амулеты. Магия представляет собой практику использования сверхъестественных, «надмирных» сил для установления контроля над явле- ниями и процессами материального мира и воздействия на них. Магия также предполагает общение со сверхъестественными силами и объяснение физи- ческих процессов, основанное на вере в эти силы.

Наибольшее распространение получили следующие магические практики: оккультная магия, натуральная магия, теургическая магия, шаманизм. Ок- культное направление основывается на традициях и ритуалах западноевро- пейского оккультизма, Каббалы, древнегерманской рунической магии.

Натуральная магия подразумевает применение заговоров, приворотов, траволечения и иных методик, связанных в основном с языческими тради- циями и ритуалами. Она представлена разного рода целителями и деревен-

скими знахарями.

Теургическая магия предполагает активное использование религиозных ритуалов и молитв. Представители этого направления пытаются действовать

в рамках существующей религиозной традиции. Формально (например, по крещению) они могут принадлежать к лону Церкви, но, по сути, не воцер- ковлены и поэтому особенно страдают от неприятия и осуждения со стороны

священнослужителей, считающих их деятельность Богопротивной.

Шаманизм представляет собой древнейшую форму веры в духов, предпо-

лагающую в первую очередь, анимизм, а также центрацию вокруг фигуры шамана – могущественного целителя и ясновидящего, способного общаться с

духами, подчинять их своему влиянию и путешествовать по «иным» мирам. Для осуществления магических действий шаманы часто впадают в особые пограничные психосоматические состояния – экстаз или транс. Вхождение в

эти состояния достигается различными способами: частыми ударами в бубен, исполнением ритмичного ритуального танца, приемом галлюциногенов, со- держащихся в растительных и животных тканях и т. п.

Также известна магическая практика, связанная с попыткой К. Кастанеды интеллектуально и научно осмыслить магическое наследие древней и мало- известной культуры тольтеков, населявших Мексику задолго до ее захвата

конкистадорами.

По иным основаниям, виды магии таковы: 1) магия белая: магическое воздействие, цель которого достижение или восстановление космического

равновесия, не противоречащее Божественной воле, т.е. применяемое с доб- рыми намерениями; 2) магия ментальная: магические действия, совершаемые человеком в целях воздействия на самого себя для развития и укрепления

 

 
История религии. Конспект лекций -52-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

3. Первобытные верования и культовые действия. Дискуссии о первоначальных формах религии, о соотношении магии и религии

 

своих способностей и возможностей; 3) магия народная: комплекс сравни- тельно простых магических приемов, сложившийся на основе многовекового опыта в малообразованных слоях населения. Имеет задачу главным образом обнаруживать и изгонять злых духов, ведьм, предупреждать несчастье, исце- лять причиненный вред, исцелять больных; 4) магия натуральная (естествен- ная); 5) магия оперативная: любые магические действия, направленные на изменение текущего хода вещей; 6) магия священная: магические действия, входящие в состав ритуалов того или иного культа и исполняемые жрецами (священнослужителями). Совершается в целях защиты человека от влияния сил зла; 7) магия серая: современное обозначение нейтральной магии, т.е. ма- гических действий, не ведущих к изменению космического равновесия или просто совершаемых без осознаваемого доброго или злого намерения. По- следнее опасно, ибо в результате подобного действия может быть причинен вред; 8) магия церемониальная: комплекс ритуальных правил и приемов, вы- полняемых для подготовки к совершению магических действий для усиления ожидаемого эффекта; 9) магия черная: магические действия, имеющие целью нарушение космического равновесия, противоречащие Божественной воле, совершаемые злонамеренно. В старину лицо, задумавшее причинить вред кому-либо при помощи магических действий, предварительно «заключало договор с силами зла». Само выражение «черная магия» восходит к грече- скому термину «некромантия», использовавшемуся Церковью в Средние ве- ка для обозначения всякого «недозволенного волшебства». Понятие «белая (дозволенная) магия» возникло позже как противопоставление «черной».

В статье, посвященной проблеме соотношения магии и рациональности (1973), известные философы второй половины XX в. И. Ярви и Дж. Агасси писали: «Мы утверждаем, что магия является ложной научной теорией, не более и не менее. Это делает ее наукой. Поппер часто говорит, что мы можем быть уверены в эмпиричности и научности теории лишь после ее фальсифи- кации. Но раз лучшая наука открыта, ложная наука может быть в лучшем случае относительно сильно рациональной. Превосходство очень сильно ра- циональной науки здесь и сказывается: при указанном понимании магии и науки мы предпочтем науку лишь потому, что она лучше проверяема, объяс- няет больше и более точно, и т.п.».

 

 

Мифология и религия

 

 

Мифологическое сознание – восприятие мира, вызванное отсутствием или недостатком логической культуры. Миф как искажение действительности есть обязательная ступень в развитии каждой цивилизации, одно из первых её культурных достижений. Следует проводить различие между мифом в смысле «сказание» («мифос» означает у Гомера речь, высказывание, повест- вование) и мифом в смысле «неправдоподобное описание действительно- сти». В последнем значении миф действительно есть попытка человека дать ответы на те вопросы, которые его сознание не в силах объяснить. Сейчас же

 

 

 
История религии. Конспект лекций -53-


ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

4. Мифология и религия

 

мы смешиваем первое и второе значение, в то время как между ними сущест- вует принципиальная разница. Не все предания следует объяснять с точки зрения народного мышления, облекающего в устойчивую форму Богов лю- бые, необъяснимые с точки зрения формальной логики, природные явления. Считать, что все сакральные тексты, например, навеяны разными фобиями, было бы упрощением сложной картины мира, которой обладал человек в древности. Нам следует иметь некоторую «презумпцию разумности», по крайней мере, по отношению к древним цивилизациям.

Миф в смысле «недостоверного объяснения действительности» имеет следующие характерные черты:

• отсутствие различия субъекта и объекта, человек и общество не выде- ляют себя из окружающей природной стихии – природа, общество и че- ловек слиты в единое целое, неразрывное, единое;

• в мифе нет абстрактных понятий, в нем все – очень конкретно, персони-

фицировано, одушевлено; мифологическое сознание мыслит символами

– каждый образ, герой, действующее лицо обозначает стоящее за ним явление или понятие.

Этот тип мифотворчества следует отличать от мифа-предания, мифа-

истории, доносящей до нас древние свидетельства и факты, к которым у нас на данном этапе может не быть шифра интерпретации. Миф-предание уходит корнями в невосставимую историю. Наблюдают общность таких мифов у разных народов по построению, сюжету. Они могут быть проанализированы как архетипы.

Особенности мифов происходят из исторического своеобразия жизни разных народов. Исследователи выделяют несколько категорий мифов, одна-

ко лишь некоторые из них присущи «религиям человека»:

• этиологические (причинные, объяснительные);

• космогонические;

• антропогонические;

• тотемические;

• о «культурных героях».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...