К классовому обществу, превращение религии в относительно самостоятельную сферу духовной жизни общества
Первобытное общество прошло несколько ступеней развития. Это отра- зилось в эволюции древних религиозных воззрений, в последовательном из- менении ранних форм верований. Понятие «ранние формы верований» далеко не однозначно. В литературе их называют по-разному: первобытными, примитивными, естественными, языческими, анимистическими. Терминологическая путаница существует в силу того, что недостаточно разработана научная классификация религиоз- ных верований и культов. Обычно все верования и обряды относят к двум
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
основным типам религии: религии доклассового общества и религии классо- вых обществ. Основным признаком ранних форм религии, носящих универсальный ха- рактер, также как и развитых, является вера в сверхъестественное. У каждого народа ранние формы верований выступали как своеобразные развивающие- ся мировоззренческие системы. Ранние религиозные воззрения возникают на определенной социально- экономической основе. Их материальной базой является родовая община. Поэтому только всестороннее исследование первой формации на всех этапах ее развития дает ключ к пониманию сущности ранних воззрений. Общепри- знано, что природу тотемизма как древнейшего религиозного мировоззрения можно раскрыть лишь из анализа кровнородственных отношений первобыт- ного строя. Тотемизм присущ раннеродовому обществу, основой хозяйства которого были охота и собирательство. Его сущность состоит в перенесении кровнородственных отношений на внешний мир.
Первобытные верования представляют собой психический процесс отра- жения раннеродового бытия человека. Будучи бессильным перед стихийны- ми силами природы, первобытный человек наделял непосредственно окру- жающий его мир сверхъестественными свойствами. Ранние верования, хотя и зависят от конкретной социальной структуры первобытного общества, вме- сте с тем имеют и собственную историю. Развитие ранних религиозных форм тесно связано и обусловлено эволю- цией мышления, которое всегда зависит от конкретных форм общественно- исторической деятельности людей. Многое для понимания ранних форм ре- лигии дает изучение эволюции мышления. Аналогично мышлению формировались и сверхъестественные представ- ления. Образы внешнего мира медленно освобождались от наглядности, «ма- териальности» чувственного восприятия. Данные ряда наук свидетельствуют о том, что становление религиозных представлений в эпоху родового строя представляло собой растянувшийся на тысячелетия процесс. Системы и под- системы религиозных представлений первобытного человека складывались постепенно, поэтапно. Поэтому вполне возможно поставить вопрос о древ- нейшей форме религии. Археологические, этнографические, лингвистические и исторические данные свидетельствуют, что только фетишизм мог явиться первоначальной формой религиозных верований. И вот почему. Сначала человек мог осоз- нать только ближайшую чувственно-воспринимаемую среду, т.е. предметы и явления, имеющие непосредственное отношение к его практической деятель- ности. На первых порах предметы и явления, не имеющие непосредственного отношения к жизни человека, т.е. не являющиеся объектами собирательства или промысла, не попадали в поле его сознательной деятельности, и он не интересовался ими. Л. Фейербах подчеркивал, что религия порождается чувством зависимо- сти человека не от природы вообще, а в первую очередь от ближайшей мест- ной природы, от той обстановки, в которой ему приходится жить и действо-
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
вать. Отсюда, кстати, то многообразие форм религиозных представлений, ко- торое встречается у различных племен и народов, живущих в разнообразных природных условиях. Известно знаменитое положение К. Маркса: «Созна- ние, конечно, есть вначале осознание ближайшей чувственно воспринимае- мой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, на- ходящимися вне начинающего сознавать себя индивида...» [233. С. 35]. Олицетворение и поклонение силам природы предполагает высокую сте- пень абстракции. Оно становится возможным только тогда, когда земледелие выделилось как самостоятельная сфера производственной деятельности. Первой ступенью олицетворения была фетишизация, т.е. наделение пред- метов природы сверхчувственными свойствами. В любом предмете как бы заключались два момента: чувственный и сверхчувственный, причем это не анимистическое удвоение предмета на телесное и духовное начала. Вера фе- тишиста в материальный предмет основана на «чувственном многообразии», вожделении, желании, представлении. Это «религия чувственных вожделе- ний», а не «теоретическое» решение практических задач. Самым ранним видом сверхъестественного, таким образом, выступало нереальное, неестественное отношение между предметом и человеком. В этом было заложено все дальнейшее усложнение веры в сверхъестественное. И хотя из фетишизма как из первоосновы не вытекают все последующие формы первобытной религии, тем не менее он входит во все системы как их важнейший элемент, более того, он порождает новые элементы, например магические манипуляции с предметами, наделенными сверхчувственными свойствами. Решая те или иные задачи, человек сталкивается с так называемой про- блемной ситуацией. Овладение последней затрудняется или становится не-
возможным, если в качестве препятствия выступают стихийные силы приро- ды, порождающие у первобытного человека чувство бессилия. В этом случае он прибегает к религиозной практике–магии, при помощи которой изобража- ет желаемое как реально совершившееся. «Религиозно-порождающие» отношения в первобытном обществе способ- ствовали возникновению и закреплению иллюзорного метода «овладения» проблемной ситуацией. Распространение этого метода на разнообразные сферы деятельности человека привело к выработке первых зачатков ирра- циональных мировоззренческих систем. Прав Л. Леви-Брюль, отметивший, что у первобытного человека формировались «различные мыслительные структуры», существовавшие «в одном и том же сознании». Итак, с фетишизации начинается удвоение реального мира. С фетишиз- мом же связано и появление магии как совокупности действий, основанных на представлении о сверхъестественных свойствах предметов и вещей. Магия первоначально была направлена на фетиш. Магическим действиям всегда со- ответствуют определенные представления – фетишистские на ранних этапах, тотемические и анимистические в последующем. Она также проходит дли- тельный путь усложнения и дифференциации. В ней формировались такие подразделения, как вредоносная магия, лечебная, эротическая и т.п.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
Находясь в благоприятных условиях, религиозные иллюзии приобретают «концептуальный» характер, оказывающий заметное влияние на процесс по- знания первобытного человека. С усложнением общественного бытия ус- ложнялись и надстроечные, идеологические формы, отражающие его. Вместе с ростом познавательных способностей человека дифференцировались и гно- сеологические корни ранних религиозных верований. Видоизменялся и фе- тишизм. В процессе развития родовой общины сознание человека формировалось как коллективистское, общинное. Человеку, живущему в условиях перво- бытнообщинного строя, наиболее ясны и близки общинно-родовые отноше-
ния. Именно на этой основе он строил свои представления о природе, живот- ном мире и обществе. Механизм образования сверхъестественных связей с животными аналогичен механизму наделения предметов и вещей «чувствен- но-сверхчувственными» свойствами. Хотя тотемизм не вытекает из фети- шизма, последний в снятом виде вошел в систему тотемического мировоз- зрения. Первоначально к тотему относятся как к фетишу, выделяя в нем одно свойство, один какой-либо признак. Развитие тотемических представлений, как и при фетишизации предме- тов, шло от непосредственного окружения. Священным становится то жи- вотное, от которого первобытный человек непосредственно зависел. Анализ этнографического материала по религии австралийцев, у которых тотемиче- ское мировоззрение приобрело классическую форму, показывает, что цен- тральный обряд тотемического культа – интичиума («размножение» тотема и «умножение» пищи) состоит из нескольких пластов. Древнейший пласт об- ряда «размножения» – забота о пище-добыче, т.е. фетишистский элемент. Смысл изображения животных в ранних пещерных рисунках – это пораже- ние добычи. Желаемое здесь воспроизводилось как реально совершившееся. Впоследствии этот мотив, «составляющий исходную почву магического об- ряда, дается не прямо, опосредствованно, с позиций... тотемического миро- воззрения» [160. С. 84]. Перенесение общинно-родовых отношений на животный и растительный мир невозможно без представления этих отношений в обобщенном виде. В определенном тотеме абстрагируется данный род. В указанный период раз- вития родового Общества возникает зооморфизм. С гносеологической точки зрения тотемизм как форма верований появля- ется позже фетишизма. Это видно хотя бы из следующего. В тотемическом мировоззрении у австралийцев в родственных отношениях с тотемом «мыс- лятся не только «люди черного кактуса», но и кенгуру, лето и осень, ветер, а «люди морского орла» представляются находящимися в родстве с дымом и жимолостью. Подобные «тотемистические классификации» охватывают од- новременно основные направления в пространстве (север–юг, восток–запад, верх–низ) и цвета и т.д.» [Там же] Фетишистское сознание не носило такого обобщающего характера. Тотемическая система развивалась вместе с первобытно-общинным стро- ем. В период матриархата происходило объединение родов и племен. Родо-
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
вые культы начинали перерастать в племенные, где основные образы иллю- зорных представлений приобретали антропоморфный характер. Исследова- тели отмечают, что в эпоху матриархата религиозная система развивалась по линии культов природы, где «отдельные силы и элементы природы олице- творяются в женском обличье и соответствующие духи носят женские име- на» [Там же]. Продолжалась трансформация и фетишистского элемента религиозной системы. Предметы, наделенные сверхъестественными свойствами, превра- щались во вместилища духов. Тотемы эволюционировали, отражая изме- няющиеся социальные отношения. Если вначале тотем выступал как родона- чальник того или иного рода, то в развитом родовом обществе тотемный ро- доначальник (хозяин) уже мог управлять и размножением животных, и при- родными стихийными явлениями. Тотемические воззрениz с первых этапов своего развития содержали внутреннее противоречие, ибо тотем выступал одновременно и как «податель» средств существования рода, и как коллек- тивный предок. Постепенно хозяйственная функция тотема ослабевала, так как она все больше переходила к культу предков, выдвигавшемуся на перед- ний план в системе верований первобытного общества. В ходе развития первобытного общества вносились коррективы и в рели- гиозное мифотворчество. На материале ирокезских и индоевропейских кос- могонических мифов исследователи А. М. Золотарев, С. П. Толстев показали синкретический характер эволюции родоплеменных религиозных представ- лений. Так как племя состояло из двух родов, а родство признавалось только по материнской линии, то оно вело происхождение от двух мифических ма- терей. «Матриархальный космогонический миф о двух прародительницах постепенно вытесняет тотемный миф, а затем уступает свое место дуалисти- ческому мифу о близнецах» [Там же]. Появление последнего связано с про- цессом становления парного брака. Исследователи отмечают, что интенсив- ная антропоморфизация тотемных предков началась тогда, когда стал извес- тен отец. Особо подчеркнем, что религиозное мифотворчество в эпоху патриархата совершалось на основе матриархальной мифологии. Элементы последней в переосмысленном виде сохранялись на протяжении тысячелетий и в классо- вом обществе. Процесс образования племен и союза племен получил своеобразное отра- жение в религиозно-культовом материале. Археологические раскопки дали огромное количество культовых фигурок, соединяющих в себе смешанные черты, в Среднем Поволжье и Прикамье, например, встречается рогатый лось с мордой хищника или лошадь с телом куницы и т. п. По мнению ученых, «фигурки со смешанными чертами разных животных отражают процесс слияния, объединия родовых групп и племен» [Там же]. Г. В. Плеханов приводит аналогичные примеры объединений в тотемиче- ских верованиях ирокезов по материалам Д. Фрезера. Подобные явления имели место у всех народов, хотя и не совпадали хронологически.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
Из изложенного можно сделать вывод: каждый этап развития общества дает новые формообразования из «материального жизненного процесса, ко- торый может быть установлен эмпирически и который связан с материаль- ными предпосылками». В период развитого родового общества в недрах фетишистских и тотеми- ческих представлений зарождается анимистическая система. Анимизм – наи- более абстрактная форма ранних верований, представляющая собой довольно сложное явление. В. Бунд выделял в анимизме две стороны. Первая – в кото- рой «душа» отождествляется с предметом (наследие фетишизма) и вторая – в которой «душа» выступает как нечто чисто духовное. Действительно, на ог- ромном этнографическом материале можно проследить, как вначале «душа» и «дух» являлись вполне материальными объектами, доступными чувствен- ному восприятию. Анимистическая система мировоззрения достигла своего апогея в патри- архально-общинный период. Это был качественно новый этап в развитии общества. Высшей добродетелью стало почитание власти отца, патриарха. Выдвижение мужчин на передний план в социальной практике привело к развитию культа предков. «Боги патриархальной семьи были богами- предками» [Там же]. Культ предков опять-таки не выступает в чистом виде, а переплетается с фетишизмом, тотемизмом и культом природы. Тотемические образы органи- чески включаются в новую анимистическую систему и приобретают в ней анимистические функции. Анимистическая основа культа предков в гносео- логическом плане представляет собой более сложное явление, чем фетиши- стская основа тотемической системы верований. В культе предков в гораздо большей степени, чем в культе природы, «обосновывается» неизбежность подчинения человека внешним обстоятельствам. Если в культе природы сложившаяся общественная жизнь освящалась лишь тем, что она рассматри- валась как неизбежный природный рок, то в культе предков социальный гнет трактуется как повеление предков, как их завет. Исходя из изложенного культ предков не мог быть самой ранней формой религии, поэтому нельзя согласиться с теми авторами, которые считают его таковой и выводят проис- хождение религии из культа предков. В патриархальный период развития первобытного общества эволюция идеологических форм становится более интенсивной. Человек начинает осознавать свое бессилие и зависимость не только от стихийных сил приро- ды, но и от социальных. На стадии разложения родового строя начинает оформляться политеистическая система. Из сонма духов и божеств выделя- ются главные и второстепенные. Политеистические антропоморфные боже- ства наделяются четкими социальными функциями. Им надо было приносить умилостивительные жертвы. Разрабатывается сложный ритуал жертвопри- ношения. Как разновидность политеизма в религиях этого периода развива- ется генотеизм. Возникает сложная религиозная мифология, которой присущ мотив восхваления новых правовых и нравственных нормативов и осуждение некоторых общинно-родовых норм, продолжавших сохраняться. В мифах
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 5. Эволюция верований и культа в период перехода к классовому обществу, превращение религии в …
прославляются герои, Богатыри – борцы за новые отношения. Однако и в пе- риод военной демократии многие мифы еще пронизаны тотемическими представлениями и образами. Формирующаяся политеистическая система была не в состоянии сразу покончить с воззрениями и культами родоплеменного периода. Она их син- кретически усваивает и отодвигает на второй план. Указанный процесс про- слежен этнографами на материале религиозных верований народов Сибири, Дальнего Востока, Севера. Многие мифы этих народов, относящиеся к пе- риоду становления политеистической системы, восхваляют победу антропо- морфных божеств над зооморфными тотемами. Старые представления и об- ряды наделяются отрицательными чертами. Религия, начав свое развитие с простейшей ступени олицетворения – фе- тишизации предметов и вещей, чрезвычайно усложняется. Синкретизация родоплеменных верований и культов упорядочивает и группирует многооб- разные верования в некое единообразное, обобщенное представление. В ходе разложения первобытнообщинного строя установления классового общества у разных народов возникали многообразные системы верований и культов, закономерно развивающиеся и сменяющие друг друга в процессе эволюции их социально-экономической основы. Происходилb дальнейшая ассимиляция и смешение племен. На этой стадии складывались политеисти- ческие системы. В этот период с неизбежностью происходит взаимопереплетение племен- ных воззрений и культов, осуществляется широкий обмен представлениями и верованиями различных по своей культуре и уровню развития народов. Пе- ремещение кочевых скотоводческих племен вело к их столкновению с земле- дельческими племенами, а это, свою очередь, усложняло процесс взаимо- влияния религиозных верований. В системе первого классового общества элементы земледельческих религий, как правило, выдвигались на передний план. Немецкий историк Т. Моммзен отмечал, что в римской религии первое место занимают те праздники, «которые относятся к земледелию и к виноде- лию, а рядом с ними праздники пастухов играют лишь второстепенную роль». Многие компоненты религии первобытного общества перешли в системы классовых формаций. В антагонистическом обществе все элементы религи- озной системы приобретают классовую направленность. Римский пантеон, например, носил ярко выраженный классовый характер. В него не вошли та- кие пользовавшиеся популярностью у низших слоев общества земледельче- ские божества, как Церера, Либер и Либера. Усиливается идейно- политическая функция религии. Земные владыки всегда оказываются пря- мыми наследниками Богов. Интересно отметить, что подобная генеалогия обнаруживается у правителей различных народов в различных регионах ми- ра.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ
Возникновение политеистических религий. Появление религиозных организаций и служителей культа.Особенности народностно- национальных религий. Отражение в них своеобразия исторического развитияэтносов. Ритуализация поведения и быта. Система представлений и запретов. «Региональные» религии
Большое разнообразие религиозных форм в классовом обществе ставит перед историей религии задачу показать как общие, так и специфические за- кономерности их образования и динамики. Иллюзорно-фантастические сис- темы люБого классового общества всегда представляют собой новое качест- во. Заметнее всего они изменяются вместе с политическими переворотами. При этом религиозные системы не отгорожены друг от друга непроходимы- ми стенами. Становление синкретических систем классового общества совершается в форме постепенных количественных изменений. Систематизацию верований новой формации можно провести, опираясь на принцип классового анализа общественных явлений. В этом плане каждая система воззрении по своей внутренней структуре может быть разделена как минимум на две подсистемы – господствующего и угнетенного классов. Система классового общества проходит в своем развитии ряд этапов. Ка- ждому историческому периоду соответствует своя модификация мировоз- зренческой системы. Религиозная идеология классического античного полиса не похожа на ре- лигиозную идеологию периода расцвета Римской империи, а представления и священные образы «времени общины» и феодалов существенно отличают- ся от религиозных взглядов «времени купцов», торговцев и ремесленников, ибо в период подъема городов существенно изменяются стиль и ритм жизни. В каждом из этих периодов имеется свой спектр социальных проблем, накла- дывающий отпечаток на иррациональные воззрения. Здесь проявляется зако- номерность, согласно которой «люди, развивающие свое материальное про- изводство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей дей- ствительностью также свое мышление и продукты своего мышления». Исследователи религии классового общества выделяют такие ее формы, как «национально-государственные» и «мировые». Первые складываются на одной и той же исторической ступени – на стадии формирования классового и государственного общества. Вторые также имеют стадиально сходные ус- ловия своего зарождения и распространения. Становление классового общества у разных народов проходило неодно- временно и диахронно. У одних народов оно оформилось в рабовладельче- скую систему, получившую свое классическое развитие у древних греков и римлян, у других рабовладение не утвердилось в полной мере, как это можно видеть у славянских народов, в силу чего возникавшие в этот период нацио- нально-государственные религии приобретали своеобразный колорит, отя- гощаясь пережиточными формами родоплеменных религий.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 6. Возникновение политеистических религий. Появление религиозных организаций и служителей культа. Особенности народностно…
Общеизвестно различие национально-классовых религиозных систем, обусловленное спецификой социальных структур Востока и Запада, их хро- нологическая несовместимость, однако между ними существует много обще- го. И те и другие возникли на одной и той же социальной основе на стадии становления классового и государственного строя. Социально-стадиальная общность исторического развития способствовала широкому заимствованию и взаимовлиянию религиозных систем народов Востока и Запада. Религиозные взаимовлияния принимали различные формы, виды и типы. Общим было то, что становление религии классового общества проходило в борьбе с родоплеменными представлениями. Шел процесс «переваривания» предшествующего материала, формировался новый тип идей и представле- ний, противоречащий прежним идеям и установкам. При изучении формирования синкретических систем классового общества необходимо учитывать, что любая антагонистическая формация проходит в своем развитии несколько этапов – становления, развитого состояния и упад- ка, на каждом из которых идеи, обслуживающие тот или иной класс, имеют тенденцию к консерватизму, в силу чего на новой стадии их приходится до- полнять, корректировать или вообще отказываться от них. Анализ этих сис- тем усложняется еще и тем, что в антагонистическом обществе появляется множество теологических концепций, выражающих интересы определенных слоев общества, которые привносят свой акцент в общий поток идеологиче- ского производства. Типологическое единство религий классового общества предполагает их многообразие на каждом из этапов социально- экономического развития последнего. Из-за необозримости конкретно-исторического материала рассмотрим лишь в общих чертах эволюцию религии в греко-римском мире. В рабовладельческой формации значительно интенсивнее, чем в перво- бытной, протекают процессы социальной дифференциации и интеграции на всех структурных уровнях. Различные слои и группы рабовладельческого общества имели свои нравственные установки, свою психологию, собствен- ные религиозные поиски и ценностные ориентации. Вместе с тем уже на ранних этапах становления и развития классового общества заметно прояви- лись и интеграционные процессы. На каждом из этапов эволюции первого классового общества существова- ла своя система верований. На ранних стадиях его еще сохраняются такие культы, как почитание огня, воды, предков, т.е. здесь налицо все признаки первобытных верований и обрядов. Это выражалось, в частности, в скрупу- лезном и буквальном исполнении всех моментов религиозного ритуала, что, как известно, присуще первобытному культу. Родовая форма общественной организации оказалась очень живучей. Ка- ждый род имел свой культ. Все его члены приносили общие жертвы Богам- покровителям данного рода. Присутствие чужого человека во время обряда считалось оскорблением для родовых божеств. Требования уважения к чело- веку не распространялись за пределы семьи.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 6. Возникновение политеистических религий. Появление религиозных организаций и служителей культа. Особенности народностно…
Социальный процесс формирования гражданской общины, вытеснявшей родовую, способствовал выработке новых идеологических и нравственных принципов. Рабовладельческий полис стремится освободиться от старых ро- довых авторитетов. Служение только своему очагу стало осуждаться как не- правильное и эгоистическое. Начинает формироваться новая система по канонам синкретизма. В ней вера в семейных Богов-покровителей еще сохраняется, но на передний план уже выдвигаются божества-покровители государства (полиса) и народа. Если на раннем этапе рабовладельческого строя еще существовали само- стоятельные божества стихийных сил природы, покровители животных и растений, в частности множество Юпитеров, Диан, Юнон, с самостоятель- ными мифами и культами, то уже на втором этапе, в так называемый класси- ческий период, когда полисная система достигла своего расцвета, произошла интеграция этих божеств. Сохраняющиеся в культах высших божеств элементы почитания живот- ных, стихий получали иное «объяснение» в новой системе мифов. Вместе с размыванием родовых связей видоизменяется и общественная психология греков и римлян. Высшие божества начинают определять направленность и характер религиозной системы, приобретают тенденцию к универсализации. Религиозные воззрения гражданской общины все же достаточно жестко регламентировали все стороны жизни людей. Их влияние укреплялось тем, что политическая власть у древних греков и римлян была тесно связана с от- правлением религиозных функций. Объединение религии с политическими и правовыми нормами в одной системе мировоззрения усиливало ее социаль- ную значимость. Консулы и цензоры в Риме соединяли в одном лице полити- ческие и жреческие обязанности. Это приводило к тому, что правила религи- озного культа оформлялись как закон. На этом этапе развития древнего об- щества еще не был преодолен этноцентризм. И чтить следовало только «унаследованных... от предков» Богов, почитать же «новых и чужеземных» – значит вносить в религию путаницу и неизвестные священнодействия. Мощным катализатором синкретических формообразований явились за- воевания римлян. Безмерное расширение границ государства вело к интен- сификации торговли, обмена, к накоплению огромных Богатств в руках гос- подствующей верхушки. Создание империи усилило монотеистические тен- денции. Наиболее почитаемые святилища, например, такие, как Дельфы и Делос, приобрели общегосударственное значение и затмили многие местные святилища. Философы, риторы, мыслители начали выдвигать мировоззрен- ческие концепции, более соответствующие потребностям данного периода развития общества. Социально-политические сдвиги своеобразно отражались в философии и религии. Многое сделали для преодоления старых воззрений Платон, Ари- стотель и представители таких философских школ, как киники и стоики. Платон требовал очищения религии от грубой народной фантазии. Зевса он трактовал как «мировую душу», главного устроителя всего существующего.
ЛЕКЦИЯ 3. ТИПОЛОГИЯ РЕЛИГИЙ И РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ 6. Возникновение политеистических религий. Появление религиозных организаций и служителей культа. Особенности народностно…
Аристотель учил, что надо стремиться не к тому, что согласуется с религиоз- ными обычаями отцов, а к прекрасному. Законы, учил он, – это разум. Киники отрицали понятие «отечество». Человек является гражданином Вселенной, учили они. Стоики доказывали, что любой человек должен смот- реть на всех людей как на своих сограждан. Долг и добродетель находятся в человеке, а не в государстве. Религия самоуправляющейся общины подтачивалась и угасала. Граждан- ские войны заставили римлян включить в состав римской гражданской об- щины все население Италии. Создание постоянной армии поколебало и эко- номическую систему полисной организации, так как право получения зе- мельного участка стало определяться не принадлежностью к общине, а служ- бой в армии. Во II–I вв. до н. э. завершился кризис полисной системы. Римский панте- он стал быстро расширяться. Политический процесс, приведший к образова- нию «единого начала», централизованного государственного аппарата, во многом определял интеграционные тенденции в эволюции религии. Следует отметить, что в излагаемом кратком освещении эволюции греко- римской религии речь идет о том общем, что присуще религиям Греции и Рима. Однако известно, что классическая древнегреческая, эллинистическая и римская цивилизации имели свои особенности отражавшиеся в динамике религиозного сознания людей, поэтому полностью отождествлять религиоз- ные системы этих эпох нельзя. Здесь необходим конкретно-исторический подход к изучаемому материалу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|