Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии




 

 

Согласно индуистским верованиям божественность есть продолжение Брахмана, универсального духа. Как и Брахман, она беспредельна и находится во всякой частице Вселенной, проявляясь во множестве различ- ных форм. Таким образом, хотя, богов и индуистов много, все они едины в Брахмане и являют собой единую божественность. Бог Кришна говорит в Бхагавадгите: «Какой бы форме [Божества] ни поклонялся человек с верой, его веру укрепляю». В индуистских семьях предпочитают молиться либо Вишну и Шиве, либо одной из Шакти, супруге или женскому началу Бога.

Вишну чаще всего предстает в роли Охранителя, в отличие от Творца – Брахмы и от разрушителя Шивы. По верованиям своих почитателей, вайшна- вов, Вишну неоднократно принимал земные воплощения, аватары, всякий раз

ради того, чтобы спасти Вселенную от катастрофы. Изображения Вишну обыкновенно темно-синего цвета, он четверорук и в каждой из рук держит по символу: морскую раковину, диск, булаву, лотос. Иногда Вишну изобра-

жают возлежащим на кольцах огромного многоглавого змея, Ананты, вместе со своей супругой Лакшми, Богиней процветания, сидящей у его ног, а из пупа Вишну произрастает лотос с Брахмой. В других случаях Вишну изо-

бражают верхом на Гаруде – птице, которая служит ему средством передви- жения. Аватары Вишну – это Рыба, Черепаха, Вепрь, Человеколев, Карлик, Рама с топором, Рама, Кришна, Будда и Калкин (последний еще не явился).

Включение Будды в число аватар Вишну типично для индуизма с его тен- денцией к ассимиляции всех религий: иногда индуисты добавляют к списку аватар Христа.

Самыми почитаемыми аватарами Вишну, особенно в северной Индии, яв-

ляются Рама и Кришна. Царский сын Рама, герой Рамаяны, является вопло- щением образа совершенного правителя, а его супруга Сита – идеальная ин- дуистская жена. Кришне, предмету любви и почитания бхактов, поклоняются как шаловливому ребенку, наделенному, однако, огромной силой, как темно- кожему любовнику, который играет на флейте, вступает в любовные игры с пастушками, самую любимую из которых зовут Радха, а также как зрелому герою эпоса Махабхарата и вероучителю из Бхагавадгиты.

Шива являет единство многих аспектов. Его почитатели, шиваиты, счи-

тают, что разрушение должно обязательно предшествовать сотворению, сле-

довательно, Шива участвует в мироздании и переменах. Изображается Шива по-разному – иногда в образе аскета, тело которого натерто белым пеплом, сидящим в Гималаях на тигровой шкуре в постоянной медитации. К узлу всклокоченных волос на макушке прикреплен полумесяц, из которого выте-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -77-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии

 

кает священная река Ганг. Иногда же он – Натарадж («Владыка танца») в грациозном кружении, поддерживающий Вселенную своим нескончаемым танцем. Шиву часто изображают вместе с его супругой Парвати и быком Нанди, который служит ему средством передвижения. Шиве чаще всего мо- лятся в образе лингама, простого столбика, как правило каменного. Лингам – фаллическая эмблема Шивы, позволяющая предположить, что он ведет свое происхождение от божества плодородия.

Шакти представляют женское божественное начало, кроме того, так на- зывают супруг Богов Вишну и Шивы. Для поклоняющихся Шакти (их называют шактами) эти Богини представляют активную силу своих суп- ругов. Особенно часто объектом почитания становится Шива-Шакти, супруга Шивы. Она имеет много форм: как Парвати, Ума или Аннапурна она – кра- сивая женщина, однако может иметь облик яростный и устрашающий, когда предстает в образе Дурги, Кали, Чанди или Чамунди. Дурга, воительница со свирепым лицом, верхом на льве, держит в сотне своих рук всевозможное смертоносное оружие. Кали, угольно-черная великанша с высунутым крова- во-красным языком, носит на шее гирлянду из человеческих черепов, а в руке держит окровавленный меч. Кали ассоциируется с болезнями, смертью и гибелью, но в то же время охраняет тех, кто в нее верует. Богослужение Кали включает принесение в жертву животных, она часто почитается как Матри – Мать мира. В некоторых шактистских культах почитание Кали при- нимает «экстремистский» характер. Секты, именуемые тантрическими (Тан- тры – их священные тексты), в своих обрядах посвящения нарушают орто- доксальные запреты, такие, как мясоедение и потребление алкоголя или за- прет на половую распущенность. Тантрики отдают предпочтение магическим ритуалам, повторению мистических заклинаний (мантр), считая их наилучшим путем к спасению.

В индуизме существует и целый ряд других Богов, которым поклоняются в особых случаях или с особыми целями. Самый популярный из них – Гане-

ша, слоноголовый сын Шивы, которого следует умилостивить перед началом люБого практического дела. Другой сын Шивы – Сканда или Картикейя, ко- торый пользуется особой популярностью в южной Индии. Многие почитают Ханумана с обезьяньей головой, который описан в Рамаяне как верный союз-

ник Рамы. Повсеместно распространено умилостивление Ситалы – Богини черной оспы. Хотя Брахма в мифологии занимает важное место демиурга, ему не принято поклоняться. Зато всеобщей любовью пользуется Сарасвати,

его супруга, в качестве Богини музыки, изящных искусств и знания.

Помимо этого, существует великое множество второстепенных местных

Богов. Крестьянин-индуист наделяет Богами все холмы и речки вокруг своей деревни. Деревенский горшечник к тому же поклоняется Богу гончарного

круга, а пахарь – Богу сохи.

Несмотря на противоречия между различными вариантами индуизма в основе всех их лежат несколько определенных фундаментальных положе-

ний.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -78-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии

 

За пределами вечно изменчивого физического мира существует единый универсальный, неизменный, извечный дух, который называется Брахман. Душа (атман) всякого существа во Вселенной, включая и Богов, есть частица этого духа. Когда умирает плоть, душа не погибает, а переходит в другое те- ло, в где продолжает новую жизнь.

Судьба души в каждой новой жизни зависит от ее поведения в прежних воплощениях. Закон кармы гласит: никакой грех не остается без наказания,

никакая добродетель – без награды; если человек не получил заслуженной кары или награды в этой жизни, он получит их в одной из последующих. По- ведение человека определяет более высокий или низкий статус последующе-

го воплощения, от него самого зависит, родится ли он в дальнейшем челове-

ком, Богом или, допустим, ничтожным насекомым.

Для большинства индуистов важным элементом религиозных верований является сонм Богов. В индуизме насчитываются сотни божеств, от мелких

божков местного значения, до великих Богов, чьи деяния знают в каждой ин- дийской семье. Наиболее известны Вишну; Рама и Кришна, две формы, или инкарнации, Вишну; Сива (Шива); Бог-творец Брахма.

Священные книги индуистов содержат несколько разных описаний про- исхождения и устройства Вселенной. Согласно одной теории, вначале Бог- демиург Брахма образовал мир из первичной материи. Согласно другой –

мир явился готовым из золотого зародыша. Согласно третьей все в мире соз- дано из сущности универсального духа, Брахмана. В физическом плане Все- ленная имеет форму яйца и делится на 14 регионов, где Земля – седьмая

сверху.

Вселенная существует в циклическом времени. Всякое событие уже неко-

гда происходило, повторится оно и в будущем. Эта теория касается не только череды перевоплощений отдельного человека, но также истории общества,

жизни Богов и эволюции всего космоса.

Наименьшей единицей индуистского космического цикла является юга,

или мировой век. Существуют четыре юги, каждая из которых короче пре- дыдущей, что соответствует убыванию дхармы морального порядка во Вселенной. Крита юга, эра совершенства, длится 1 728 000 лет; трета юга, в которой дхарма уменьшается на четверть, по длительности составляет три четверти предыдущей – 1 296 000 лет; двапара юга, где от дхармы остается только половина, длится 864 000 лет; последняя эра, кали юга, в которой только четверть начальной дхармы, продолжается 432 000 лет. Нынешняя эра – кали юга – началась в пятницу 18 февраля 3102 до н. э. Завершение ка- ли юги ознаменуется распадом социальных классов, прекращением Богопо- читания, распространением неуважительного отношения к священному пи- санию, мудрецам и моральным принципам. Когда эти явления возобладают, настанет конец юги, сопровождаемый наводнением, пожаром и войной, вслед за чем начнется новый цикл из четырех юг, именуемый махаюга, или великая юга, который продлится следующие 4 320 000 лет.

Тысяча махаюг, т.е. 4 320 000 000 лет, составляют одну кальпу – один день в жизни Бога Брахмы. В конце каждого такого дня вся материя Вселен-

 

 
История религии. Конспект лекций -79-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии

 

ной поглощается универсальным духом, и в течение ночи Брахмы, которая длится также одну кальпу, материя существует только в потенции, как воз- можность своего восстановления. На заре каждого дня Брахма является из лотоса, растущего из пупа Бога Вишну, и материя формируется вновь. Мы живем в первый день 51 года Брахмы. Его год состоит из 360 подобных дней и ночей, живет же Брахма 100 лет. После этого Вселенная полностью распадается, совершенно утрачивает существование и остается в таком со- стоянии на протяжении следующего столетия Брахмы. Затем Брахма возрож- дается, и начинается цикл протяжением в 311 040 000 000 000 лет.

В этом постоянно эволюционирующем, вечно повторяющем себя индуи-

стском космосе имеется лишь одна постоянная сущность, Брахман, универ- сальный дух, заполняющий пространство и время. Все другие сущности, та- кие как материя и ум, суть эманации Брахмана, а потому представляют собой майю, или иллюзию. Брахман есть абсолют – неделимый, не подверженный изменениям, безличностный, не имеющий пола, возвышающийся над поня- тиями добра и зла. В силу всеобъемлющей и всепроникающей природы Брахмана атман, мировая душа, рассматривается как неотделимая частица Брахмана. Более того, Брахман и есть атман, и только завеса майи, иллюзор- ного мира чувственных восприятий, мешает человеку понять это тождество.

Священные книги индуизма указывают четыре цели, к достижению кото-

рых должна быть направлена жизнь человека. Это артха – Богатство и власть; и кама – наслаждение и удовлетворение желаний, прежде всего любовных. Артха и кама являются законными целями и считаются важными составляю- щими потребностей всякого человека, однако они уступают по значимости двум другим целям жизни: дхарме – правильному поведению; мокше – осво- бождению от цикла нескончаемых перерождений.

Основополагающей среди этих целей жизни, с которой координируются остальные, является дхарма. Наряду с нравственностью и правильным пове- дением это понятие означает также качество и долг. Дхарма вечна и неизменна. Кроме того, она конкретна. Все сущее – как одушевленная при- рода, так и неодушевленная – с начала миросозидания получает свою дхарму. Дхарма золота – это желтый цвет и блеск, дхарма тигра – его свирепость и плотоядность. Дхарма человека (манава - дхарма) соответствует правилам поведения, приличествующим каждому индивиду. Сюда входит уважение к священнослужителям и священным текстам, правдивость, отказ от насильственного лишения жизни, совершение добродетельных поступков и почитание Богов. В зависимости от своего положения в жизни человек обя- зан следовать также и другим дхармам. Он обязан соблюдать нормы, при- знанные его страной, племенем, кастой, кланом или семьей. У мужчин, жен- щин, стариков, молодых, правителей и простолюдинов – разные дхармы; по сути дела, своя дхарма существует для каждой крупной социальной группы. При возникновении конфликта между двумя дхармами, иначе говоря, если долг в отношении одной группы вступает в противоречие с долгом в отношении другой, интересы меньшей группы (например, семьи) приносят- ся в жертву интересам большей (например, касты).

 

 
История религии. Конспект лекций -80-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии

 

По распространенному убеждению, неукоснительное следование дхарме есть наилучший способ улучшить свое положение в грядущих жизнях. В

«Бхагавадгите» говорится: «Лучше исполнить собственный долг [дхарму],

пускай и несовершенно, нежели хорошо исполнять долг другого».

Индуисты видят будущее своих душ только в повышении статуса их последующих воплощений, однако чрезвычайно влиятельная прослойка представителей «философского индуизма» рассматривает будущее в контексте мокши – полного освобождения души от череды перевоплоще- ний. Согласно их воззрениям, душа прикована к вечно вращающемуся колесу реинкарнации, которое приводится в движение законом кармы.

В разные периоды своей истории философский индуизм предлагал раз- личные методы достижения мокши. Все они рассматриваются как равноцен- ные пути (марги) к спасению, однако наибольшее распространение и санкционирование священными текстами получили три из них.

Путь деяний (карма-марга) есть самый простой, он ближе всего к доктри- не дхармы. Карма-марга ведет к спасению через поступки и деяния, соответ- ствующие положению, которое человек занимает в жизни, но все поступки

должны совершаться бескорыстно, без стремления к удовлетворению личных желаний. Такая жизнь ведет к отрешению от собственного «Я» и к единению с Брахманом.

Путь любви (бхакти-марга) приводит к спасению через безграничную преданность Богу. В качестве объекта этой преданности часто выступает Бог Вишну или Кришна – одно из его воплощений. Беспредельная преданность

сближает верующего с Брахманом (манифестацией которого является Бог),

она позволяет человеку прозревать единство всего сущего в Брахмане.

Путь знания (джняна-марга) – самый утонченный и трудный путь к спа-

сению. Он требует непосредственного прозревания наивысшей истины Все- ленной – единства Брахмана и атмана. Прозрение может наступить после долгого периода духовного и физического воздержания, предполагающего отказ от всех земных привязанностей и долгих аскетических и медитативных упражнений.

Важное место среди таких упражнений занимает йога. Санскритское сло-

во «йога» означает связь, соединение или дисциплину. Цель занимающегося йогой – он именуется йогин – достижение состояния самадхи, или растворе-

ния личности в Брахмане как способа его постижения. Подготовка йогина,

как правило, ведется под строгим наблюдением гуру, духовного учителя,

и включает в себя неукоснительное соблюдение предписанных добродетелей, таких как ненасилие, правдивость, целомудрие, а также обучение контролю над телом, умению выключать чувственные восприятия, достигать предель- ной ментальной сосредоточенности и медитировать. Способность управлять собственным телом – важный элемент йоги; тренированный йогин способен выдерживать труднейшие позы, регулировать дыхание и даже останавливать сердце. Основная форма йоги, предусматривающая эти методики, известна под названием раджа-йоги (царской йоги). В числе других вариантов можно

 

 

 
История религии. Конспект лекций -81-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

2. Учение о Богах, дхарме, переселении душ, воздаянии

 

упомянуть хатха-йогу, в которой большое внимание уделяется физическим упражнениям, и кундалини-йогу – йогу эроса.

 

 

Индуизм и кастовый строй

 

 

Каждый индуист принадлежит от рождения к определенной касте и не может поменять свою кастовую принадлежность. Жену он должен взять из своей же касты; род его занятий также будет традиционным для этой кас- ты. Все касты занимают определенное место в кастовой иерархии. Верхнюю ступень этой лестницы обычно занимают касты священнослужителей, брах- манов, ниже располагаются касты торговцев, земледельцев, ремесленников и слуг.

В одном из позднейших гимнов Ригведы, наиболее чтимой из священных книг индуизма, описано возникновение четырех основных социальных клас-

сов (варн): при сотворении мира в жертву Богам был принесен первочеловек, при этом из головы расчлененного тела появились священнослужители и духовные учителя (брахманы), из рук – воины (кшатрии), из торса – купцы, земледельцы и ремесленники (вайшьи), а из ступней – люди низшего сосло-

вия (шудры). Вероятно, эта четырехступенчатая система не отражает под- линной структуры индуистского общества ни на одном отрезке его истории. Вполне возможно, что систему выдумали брахманы много веков назад для

укрепления своего положения в кастовой иерархии. Священные тексты ут- верждают, что варна человека определяется его кармой, точно так же большинство индуистов в соответствии с этим считают, что положение

человека в кастовой иерархии непосредственно зависит от его поведения в предыдущих жизнях. Если человек добросовестно выполняет долг, предпи- сываемый ему его кастой (джати-дхарма), то в следующей жизни он может

улучшить свое положение и стать членом более высокой касты.

Жизнь членов высших каст, согласно предписаниям индуизма, подразде- ляется на четыре стадии. Первая начинается с достижения половой зрелости, когда мальчик начинает изучать священные тексты под руководством гуру.

На второй стадии он женится, становится главой семьи и производит на свет сыновей. Примерно ко времени появления внуков мужчина вступает в следующую фазу – уходит в леса, ведет жизнь отшельника, оставляя обще-

ство ради созерцания и медитации. Наконец, он делается санньясином, без- домным странником, живущим на подаяния, свободным ото всех уз мира. В действительности мало кто следует этим предписаниям, однако случается,

что состоятельные люди, достигнув середины жизни, удаляются от дел и оставшиеся годы проводят в медитации.

 

 

Культ священных животных

 

 

Корова является в индуизме священным животным. Обожествление коро-

вы является одним из главных элементов индуизма. Считается, что корова –

 

 

 
История религии. Конспект лекций -82-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

4. Культ священных животных

 

это живое проявление Матери-Земли. У первых появившихся на территории Индии переселенцев-ариев корова была обязательным членом семьи. И по- скольку их главным занятием было земледелие, корова обеспечивала их практически всеми жизненно важными продуктами – молоком и молочными продуктами, а также топливом и необходимым в хозяйстве навозом. В те времена арийцы почитали своих многочисленных Богов посредством жерт- венного обряда-яджня. Первоначально это была просто индивидуальная мо- литва-поклонение, но вскоре яджня стала общественной и состояла из взыва- ния к Богу огня Агни ритуальным зажжением священного дерева на алтаре и последующего поддержания огня, постоянного «подкармливания» его топле- ным маслом. Жертвуемые Богам молочные продукты, напитки из молока и меда ( мадхупея ) передавались другим Богам посредством огня Агни. По- скольку корова обеспечивала все, что было необходимо для совершения яджни, по ассоциации ее вскоре стали считать священной. Присущие древ- ним культам жертвоприношения животных в индуизме прекратились, так как под влиянием зародившихся на территории Индии новых религиозных уче- ний – джайнизма и буддизма индуисты, особенно брахманы и вайшьи, по- степенно склонялись к вегетарианству. Со временем корову начали называть

« Гаумата » – Корова-Мать и «Адити » – мать Богов. Рост популярности культа

Вишну у представителей состоятельных, средних и низших слоев общества,

который возник с появлением фигуры пастушка-Бога Кришны, упрочил зна- чимость и религиозное почитание коровы. Обожествление коровы нашло от- ражение и в религиозном каноне, она упоминается ведийской литературе, но скорее в переносном смысле. Позднее посвященный корове отрывок из Вед стало восприниматься дословно, и самыми страшными грехами стали считать убийство жреца-брахмана и священной коровы. Позднее почитание коров и их защита стали символом религиозного единения индусов в борьбе с за- хватчиками-мусульманами.

Орел. В индуизме это Гаруда – упоминаемая в Рамаяне гигантская птица ведического Бога Вишну. Гаруда изображается существом с человеческим

туловищем, орлиной головой и крыльями. Устойчивый мифологический мо- тив, связанный с Гарудой, – его постоянная вражда со змеями, «пожирате- лем» которых он является (символическое воспроизведение борьбы солярно-

го героя с его хтоническим противником). Этот мотив, в частности, лежит в основе легенды о похищении Гарудой амриты (напитка бессмертия), восхо- дящий к ведийскому мифу о похищении сомы орлом Индры.

Мышь. В Древней Индии мышь считалась ездовым животным (вахана)

Бога мудрости Ганеши, изображаемого в виде человека с головой слона.

В Древней Индии слон – символ священной мудрости, царского достоин-

ства, непобедимой мощи и благоразумия. Могучий Индра, глава пантеона, объезжает свои владения на прекрасном белом слоне Айравате, который поя- вился на свет при пахтанье океана. Этот слон – главный из мировых слонов, дигнагов, хранителей стран света. Огромные, как горы, с четырьмя клыками у каждого, дигнаги с четырех сторон поддерживают землю. Ганеша, Бог сча- стья с головой слона, – предводитель ганов, низших божеств, которые со-

 

 
История религии. Конспект лекций -83-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

4. Культ священных животных

 

ставляли свиту Шивы, отца Ганеши. Он зовется Устранителем Препятствий (Вигнешвара) и является Богом мудрости и литературы. По преданию, бив- нем Ганеши написан великий эпос «Махабхарата».

В индуизме сова – это эмблема Ямы, владыки царства мертвых. В Индии

сову почитали как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванно- го провожать души в царство мертвых. Кроме того, сова служит верховым животным Богини Дурги, супруги Шивы в одной из ее грозных ипостасей.

 

 

5. Основные направления в индуизме:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...