Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм




 

 

Примерно с V-VII вв. в индуизме окончательно сформировались два ос- новных направления. Они названы по именам главных почитаемых Богов – шиваизм (культ Шивы) и вишнуизм (культ Вишну). В пределах шиваизма наметилось и еще одно течение – шактизм, связанное с почитанием женской творческой энергии (шакти), воплощенной в образе божественной супруги – спутницы Бога. Упомянутые Боги оказались в центре почитания: на них со- средоточилась вся сила проявления религиозного чувства верующих. Прояв- ления эти могли принимать самые разнообразные формы и варианты. Шива- изм, вишнуизм и шактизм не были противоречащими и враждебными друг другу направлениями. Не отрицали они и других Богов и направлений. Ин- дуистский пантеон по-прежнему оставался пестрым и многочисленным, и по- прежнему оставалось множество способов почитания этих Богов. И Боги, и их почитатели мирно сосуществовали друг с другом. Индуизм – очень тер- пимая религия, но лишь в том, что касается вероучения; в вопросах касты и других общественных установлений ему отнюдь не свойственна какая-либо терпимость. Почти все, что было связано с Богами как с главными объектами культа, осталось прежним. Мифологические образы Шивы и Вишну выросли из вед, упанишад, эпоса, но теперь главным источником представлений о Бо- гах становятся пураны. Именно они послужили мифологической основой и вишнуизма, и шиваизма. На Средние века приходится расцвет индуизма как пуранической религии, открытой и понятной широким слоям населения. Се- верные арийские культы активно внедрялись в южную дравидскую тради- цию, переживая новые изменения. Среди форм Богопочитания выделяется бхакти, а в VI-IX вв. бхакти становится мощным религиозным течением, ока- завшим влияние на все средневековье. К XVI в. движение охватывает уже всю Индию, определяя образ жизни веры огромной части населения страны. Учение Тантры также относится к индуистским религиозным течениям. Хотя тантризм обладает всеми признаками самостоятельной религиозной тради- ции – вероучением, своеобразной культовой и йогической практикой, свя- щенными книгами-тантрами и целым рядом других черт отдельной религии, большинство ученых, да и сами тантристы рассматривают его как особую форму индуизма.

 

 
История религии. Конспект лекций -84-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

5. Основные направления в индуизме: шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм

 

Древним прообразом индуистского Вишну было второстепенное солнеч- ное божество вед, соратник Индры, прославившийся своими тремя шагами, которые охватили все мироздание. Переход к иной стадии в развитии мифо- логического образа Вишну наиболее полно отражен в Махабхарате. В ней за- печатлены разные слои формирования сложного и многопланового образа Вишну. Его традиционные ведийские атрибуты поменялись, а образ приоб- рел черты и качества объектов популярных местных культов, в том числе не- арийских. В результате этого синтеза Вишну превратился в божество обще- индийского масштаба. Одной из моделей ассимиляции местных верований была концепция аватары – «нисхождения» божества в земной человеческий мир. Детальный перечень 10 канонических аватар и их мифологических ха- рактеристик относится к пураническому периоду. Важную роль в мифологии Вишну играет доктрина вьюх – эманация божества и в то же время сущест- венная часть его природы (эволюционный аспект отношений между целым и его частями). Доктрина вьюх была не только другой, по сравнению с авата- рами моделью ассимиляции местных культов, но и попыткой гармонизиро- вать теологию с мифологией и элементами философии.

Шива как одно из центральных божеств индуизма вырос из протоиндий- ского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Тогда же в его образе были заложены две контрастные характеристики (эротическая и аскетическая), которые остались существовать на тысячелетия как его основ- ные отличительные черты. Ведийским предком Шивы был Рудра – зловещее стихийное божество. В пуранический период мифология Шивы достигает расцвета и отражает более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характер его культа, его мифологический образ и мифо- ритуальный комплекс демонстрируют дальнейшее развитие тех черт, кото- рые известны по ведийским памятникам. Первичные атрибуты Шивы отно- сились, видимо, к почвенной стихии (в отличие от солнечной у Вишну). Су- щественная часть культа Шивы – связь с музыкой и экстатическими пляска- ми шаманского толка. Наиболее популярный иконографический облик – тан- цующий Шива, Натараджа, царь танцев, разрушающий и созидающий своей силой миры. Другие, не менее популярные образы – йог, пребывающий в со- стоянии медитации, и отшельник в ветхой одежде или в набедренной повяз- ке, с чашей для сбора подаяний. Из многочисленных мифов о Шиве наиболее известны мифы о жертвоприношении Дакши и о разрушении Трипуры. На базе агамических шиваитских текстов в XI в. оформилась философская шко- ла шайва-сиддханты, популярная и поныне.

Бхакти (причастность, преданность Богу) – одно из центральных понятий в индуизме. Оно означает особый путь Богопочитания, состоящий в безгра-

ничной и безраздельной преданности божеству, ежеминутной памяти о нем и внутреннем созерцании его (бхагти-марга, наряду с путем знания джняна- маргой и путем бескорыстного действия карма-маргой). Термин в этом зна-

чении впервые употребляется в Бхагаватгите. В раннем Средневековье ин- дуистские теологи сблизили бхакти с понятием любви. Тогда же на дравид- ском юге бхакти зародилось как мощное и влиятельное течение, которое к

 

 
История религии. Конспект лекций -85-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

5. Основные направления в индуизме: шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм

 

XVI в. охватило всю страну, окрасило собой все средневековье и сохрани- лось в новое время, определив образ жизни огромной части народа. Бхакти было широким демократическим движением, признающим равенство людей перед Богом, с безразличным, а, порой и отрицательным отношением к брах- манскому ритуалу. В плане религиозной практики приоритет получили пер- сонифицированные божества, главным образом Шива и Вишну. Трансфор- мировались и внешние формы Богопочитания. Большое место в Богослуже- нии заняли музыка и пляска, возросла роль храмов и храмовых изображение. Значимым культовым актом стала песня, гимн Богу, который мыслился как милосердный и любящий.

Почитание Богинь-матерей восходит к древнейшему периоду (протоин- дийская цивилизация). Корни его, бесспорно, неарийские и относятся к глу- бокой архаике. Ведийской религии и мифологии идея активного женского начала была чужда. Женские персонажи вед, за редким исключением, схема- тичны и невыразительны. В индуистский пантеон Богиня Дэви вошла как супруга Шивы в период оформления индуизма как пуранической религии. Махадэви (Великая Богиня) пуран как бы вобрала в свой образ множество Богинь-матерей, от персонажей высокой жреческой религии до народных сельских культов. С тех пор ее значение возрастало. Она известна и в благо- желательном, и в гневном, устрашающем обликах. В раннем Средневековье становится популярным представление о Богине как о шакти – творческой энергии Бога и подлинной основе его могущества. До настоящего времени Богини сохраняют большой диапазон своих проявлений – от активного твор- ческого принципа до низовых сельских культов. В период оформления пуран в них широким потоком вливались тантрийские представления, связанные с признанием верховным божеством женского начала и с использованием спе- циальной магической и ритуальной техники.

Индуисты, особенно шиваиты, находят у великого Шивы множество за-

слуг, подвигов и ипостасей, приписывают ему множество важных функций.

Однако при этом считается, что вся сила и мощь гигантских потенций Шивы не столько в нем самом, сколько в его шакти, духовной энергии, которая не всегда при нем: она появляется и проявляется лишь при определенных об- стоятельствах. Во-первых, эта энергия как бы накапливается в нем в периоды его аскетических бдений и созерцаний (вспомним мощь разряда, поразивше- го Каму). С глубокой древности в Индии существовало представление о ве- ликой сверхъестественной силе аскета-отшельника. Это представление на- шло отражение в эпосах, особенно в Махабхарате, и стало общепринятым. В специфической форме шакти оно и было приложено к Шиве, ставшему кем- то вроде первоаскета, покровителем аскетов, их божеством. Во-вторых, энер- гия шакти в Шиве оказалась тесно сплетенной с его мужской животворящей силой. Считалось, что в момент соединения Шивы с его женской половиной эта энергия многократно усиливается, концентрируется. Множество легенд в индийской мифологии посвящено описаниям различных приключений Ши- вы, происходивших в момент или вследствие его любовного соединения. Се- мя Шивы, даже случайно упавшее с неба на землю, рождало Богов. Культ

 

 
История религии. Конспект лекций -86-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

5. Основные направления в индуизме: шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм

 

лингама (по некоторым легендам Линга-пураны сам Шива предложил покло- няться лингаму) получил столь широкое распространение в Индии потому, что был тесно связан с шакти и с моментом соединения мужского и женского начал (каменный столб лингама в изображениях всегда соединен с основани- ем в виде округлого кольца-скобы, символизирующей женское начало, йони). Однако понятие шакти в индуизме не ограничилось духовной силой,и муж- скими потенциями Шивы. С течением времени оно распространилось, более того, фактически переместилось на само женское начало, олицетворенное женами Шивы, теми самыми древнеиндийскими Богинями плодородия, ко- торые под различными именами известны и почитаемы в Индии, которым приносят жертвы, в том числе и человеческие. Культ жен Шивы тесно связан с распространившейся в индуизме идеей, согласно которой энергетическая сила Шивы, его шакти, с помощью которой человек скорей и проще всего может достигнуть своей высшей конечной цели, мокши, быстрее и легче вос- принимается через посредство великого женского начала, которое иногда просто именуется Шакти, даже богиней Шакти. Олицетворениями этой Шак- ти, супруги Шивы, стали считаться многочисленные богини плодородия, и прежде всего наиболее известные и популярные из них Дурга и Кали.

Вишну. Если культ Шивы в Индии всегда был тесно связан с шакти и ка-

мой, то культ третьего члена тримурти – Вишну – имел иной характер. Виш-

ну мягок и непротиворечив, его основная функция – сохранительная. Он прост и максимально близок людям, особенно склонным к эмоциональному (а не рациональному) восприятию божества – именно такие преобладают среди вишнуитов. Четырехрукий Вишну обычно изображается восседающим на плывущем по первобытным водам Вселенной тысячеглавом драконе Ше- ше или на троне в виде белого лотоса. Он миролюбив, но склонен к проказам. Так, в облике черепахи Вишну научил Богов приготовить из первобытного океана напиток, дабы стать бессмертным. Затем в облике нимфы Мохини он внес раздор в стан божественных сил, дав выпить напиток Богам и отказав в нем демонам, что явилось причиной появления другого демонического на- питка – яда, грозившего погубить всех (только Шива, выпивший яд, спас по- ложение). Наконец, в облике карлика Вишну явился как-то к демону Бали и попросил клочок земли. Бали не отказал карлику, но как только Вишну стал мерять землю (речь шла о трех шагах), то превратился в великана, причем первыми двумя шагами он охватил весь мир, а третьим вдавил самого Бали под землю, позволив ему раз в год возвращаться (еще и теперь на юге Индии празднуют день возвращения Бали). Характерны отношения Вишну с его же- ной. Богиня Лакшми всегда рядом с мужем, она нежно любит его. Не столько энергетическая сила шакти (хотя шактисты видят ее и здесь), сколько нежная женская любовь, возвышенная и самоотверженная, символизирует отноше- ния Вишну с его супругой как в его основном облике собственно Вишну, так и во всех других обликах-аватарах, в которых Вишну выступал в антропо- морфном виде. Таких превращений-аватар у Вишну бесчисленное множест- во. Однако основных считается десять. В первых четырех он выступает в об- лике животных: в качестве рыбы он спасает легендарного царя Ману от по-

 

 
История религии. Конспект лекций -87-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

5. Основные направления в индуизме: шиваизм, вишнуизм, шактизм, кришнаизм

 

топа (индийская версия ближневосточного мифа о великом потопе); в каче- стве черепахи дает советы о напитке бессмертия; в облике вепря извлекает землю из вод; в облике человека-льва помогает поразить царя-демона. Это же он делает и в своем пятом обличье – карлика-великана. Остальные пять из- вестных аватар Вишну – Парашурама (прославившийся своими подвигами воин), Рама, Кришна, Будда и мессия-Калка, приход которого еще ожидается. О Будде как аватаре Вишну упоминалось: это символ включения буддизма в систему индуизма. Воин – символ доблести и геройства. Но наиболее люби- мые в Индии аватары Вишну – это Рама и Кришна.

Кришна – божество, культ которого в Индии приобрел самостоятельное значение. Кришна – древнее божество. Семантика его имени («Черный»)

свидетельствует о том, что по происхождению он – божество неарийское,

аборигенное. Однако уже в эпических сказаниях, в Махабхарате, Кришна вы-

ступает как общеиндийское божество высокого статуса. Будучи колесничим и советником главного героя-воина Арджуны, он раскрывает ему высший смысл небесного и этического закона, и это толкование Кришны вошло в ви- де главы «Бхагаватгита» в состав Махабхараты. Позже Кришна трансформи- ровался из мудреца-философа в веселого и довольно легкомысленного Бога- пастушка, и именно в этой своей ипостаси стал известен и горячо любим, особенно женщинами, во всей Индии. Широко распространенные в стране мифические предания повествуют, что дядя Кришны царь Камса был преду- прежден о гибели от руки сына своей сестры Деваки. Деваки с мужем заклю- чили в темницу, а их сыновей убивали после рождения. Только одного уда- лось спасти; это и был Кришна, которого воспитали пастухи. Маленький Кришна с детства привык к вольной жизни, шалостям и проказам. Он крал у своей приемной матери масло, пел песни, играл на флейте, а повзрослев, на- чал сводить с ума окрестных пастушек, сбегавшихся послушать его чарую- щую музыку. Щедро даря всех их своей любовью, Кришна особо выделял среди них Радху, свою неизменную подругу. Став взрослым, научившись владеть оружием, Кришна исполнил и то, что ему было предназначено,– убил своего дядю-тирана. Культ Кришны необычайно распространен. Женщины видят в нем веселого и страстного любовника и в то же время прекрасного и шаловливого мальчика – именно такими они хотели бы видеть и своего му- жа, и своего сына. В его честь слагают песни, создают драмы. В дни празд- ника Кришны, Кришна-лилы, группы мальчиков изображают мистерии и сценки из его жизни. В веселый праздник весны холи в память о проказах Кришны все красят друг друга светлыми яркими красками, покупают изо- бражения Кришны, молодежь качается на качелях (так любил Кришна), а то и всерьез проказничает. В честь Кришны в стране существует немало храмов, а знаменитый сад Кришны, где он, согласно легенде, встречался с пастушка- ми, до сих пор благоговейно почитается: существует даже предание, что на ночь не следует оставаться в саду – ночью этот сад принадлежит приходяще- му сюда Кришне, так что непрошеный гость может за свое любопытство по- платиться жизнью.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -88-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

6. Храмы и жречество. Погребальные, семейные ритуалы

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...