Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Религиозный синкретизм в Индии




 

 

Две внушительные фигуры в середине XIX столетия оставили наиболее заметный след. Каждый из этих двух человек являлся основателем общества

 

 

 
История религии. Конспект лекций -98-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

7. Реформация индуизма в ХIХ-ХХ вв. Религиозный синкретизм в Индии

 

(самадж), видевшего свою задачу в приспособлении индуизма к требованиям нового времени, каждый был убежден, что именно Веды могут стать фунда- ментом возрождающейся веры, и каждый стремился расширить свою рефор- маторскую деятельность до всеиндийского масштаба. Однако их жизненный опыт и занимавшие их вопросы существенно различались.

Раммохан Рай (1772–1833) – бенгальский интеллектуал, вышедший из брахманской среды, основатель Брахмо самаджа (Общества Брахмы) в 1828

г. – совершил путешествие в Англию, в юности находился под сильным влиянием исламских и христианских миссионеров и считал, что традиции индуизма излишне обременены культом священных изображений, политеи-

стическими мифами, простонародными празднествами, запутанными прави- лами кастового поведения и консервативными доктринами наподобие пред- ставлений о сансаре. Иными словами, все черты индуизма, поражающие во-

ображение западного наблюдателя, начали представляться Раммохану Раю чуждыми подлинной индуистской вере. Уже успев перевести санскритские Упанишады на английский и бенгальский языки, он считал их квинтэссенци- ей мудрости Вед и рациональным, гуманистическим основанием для религи-

озного обновления. Собрания основанного им общества весьма напоминали протестантские службы, на которых произносились проповеди, построенные на текстах Упанишад; ставших своего рода священным писанием, исполня-

лись гимны и возносились молитвы, адресованные единому высшему Богу,

сущность которого раскрывалась в Упанишадах. Дебендранат Тагор (1817–

1905), отец лауреата Нобелевской премии поэта Рабиндраната Тагора, и Ке-

шаб Чандра Сен (1838–1884) в более позднее время руководили деятельно- стью этого общества и одного из его ответвлений. Однако региональная узость и элитный характер общества, представленного интеллектуалами из высших классов Бенгалии, сделали несостоятельными его далеко не скром- ные претензии на опровержение традиционного индуистского мировоззре- ния, возраст которого насчитывал к тому времени уже двадцать пять веков.

Другой брахман из Гуджарата по имени Даянанда Сарасвати (1824–1883) также проповедовал необходимость возвращения к древнему ведийскому знанию, однако он видел ключ к реформированию индуизма не в Упаниша- дах, а в мантрах «Ригведы». Его интерпретация этих мантр была довольно своеобычной, поскольку он использовал их для развития идей о едином выс- шем Боге, карме и сансаре. Равно изобретателен он был и в отношении того, чего не мог найти в «Ригведе», по-своему дополняя все стороны ритуала жертвоприношения. Арья самадж (Общество ариев), основанное Даянандой в

1875 г., в течение нескольких десятилетий имело свой центр в другом регио-

не Индии – Пенджабе, пока постепенно не распространило свое влияние на весь хиндиязычный север, добившись большего успеха по сравнению с

Брахмо самаджем не только по охвату новых территорий, но и по проникно-

вению в среду сразу нескольких варн. Это новое общество, по сути, приобре-

ло дурную славу, поскольку допустило неприкасаемых к священному пути духовного роста. Однако, подобно Брахмо самаджу, Арья самадж также не

 

 

 
История религии. Конспект лекций -99-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

7. Реформация индуизма в ХIХ-ХХ вв. Религиозный синкретизм в Индии

 

добилось значительных результатов, запутавшись в сложных вопросах соци-

альных реформ и военной политики.

Значительно отличались от этих двух реформаторов, каждый из которых исповедовал идеологию, направленную на подрыв пуранического индуизма в

пользу универсального монотеизма, три другие мощные фигуры – Рамак- ришна, Вивекананда и Ауробиндо, ставшие основателями двух религиозных школ, до сих пор активно проповедующих современный индуизм в Индии и

на Западе.

Рамакришна (1836–1886) был бенгальским брахманом, храмовым жрецом и вдохновенным мистиком, чей духовный путь через йогу, тантризм, ведан-

ту, вишнуитский монотеизм, христианство и ислам никогда не уводил его далеко от веры в энергию женского творческого начала (шакти), которой он поклонялся как Богине Кали.

Самым близким его учеником был Вивекананда (1863–1902), основатель Миссии Рамакришны и ордена ее поборников, которые в настоящее время находятся в большем согласии с философией Адвайта Веданты, чем с эклек- тическим мистицизмом Рамакришны. Сейчас каждый школьник в Индии

знает о событии, являющемся гордостью всего индийского народа: в 1893 г.

на Всемирном религиозном конгрессе, проходившем в Чикаго, Вивекананда

«поразил Запад», продемонстрировав философскую глубину индуизма. Ре-

зультатом этого события стало появление обществ по изучению Веданты в Нью-Йорке, Сан-Франциско и других крупных центрах. Миссия Рамакришны до сих пор представляет собой влиятельную силу в больших и малых индий- ских городах, преследуя в основном благотворительные и воспитательные цели и действуя «через больницы, аптеки, издательства и свои матхи, где проводит религиозные диспуты. Замечательное сочетание духовных прозре- ний Рамакришны, святого-мистика, и способностей Вивекананды, миссионе- ра-оратора, содействовало делу утверждения индуизма в ряду мировых рели- гий более, чем любое другое движение, существовавшее в Индии до начала деятельности Ганди.

Ауробиндо (1872–1950) был еще одним вдохновенным пророком само- реализации и внутренней гармонии, хорошо образованным и много путеше- ствовавшим, искушенным в знании всего корпуса Вед и других классических

санскритских текстов, опытным, подобно Рамакришне, в практике тантриче- ской йоги и глубоко верующим в божественное могущество шакти. Его трех- томный труд, озаглавленный «The Life Divine», стал классическим произве-

дением современности, провозглашающим оптимистическую программу продвижения по пути от самой низшей ступени материального существова- ния к совершенному бытию, высшему сознанию и блаженству. Большую

часть своей взрослой жизни он провел в Пондишери, французской колонии на побережье Южной Индии; дом, в котором он обитал, постепенно превра- тился в ашрам для его учеников и в конце концов стал международным цен-

тром духовной трансформации. После смерти Ауробиндо управление ашра- мом и его последователями взяла на себя Мирра Ришар, тридцатилетняя француженка, соратница Ауробиндо, известная остальным членам ашрама

 

 
История религии. Конспект лекций -100-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

7. Реформация индуизма в ХIХ-ХХ вв. Религиозный синкретизм в Индии

 

под именем Матери.Этих современных деятелей – Раммохана Рая, Даянанду Сарасва-ти, Рамакришну, Вивекананду, Ауробиндо и многих других подоб- ных им, можно назвать реформаторскими традиционалистами или тра- диционными реформаторами. Многие из них были бенгальцами, большинст- во получило образование в британских академиях, говорило и писало на анг- лийском языке. У каждого были свои представления о дальнейшем пути раз- вития индуизма и собственное мнение относительно того, какие его компо- ненты следовало поддерживать, а какие – исключить из становящегося опыта религиозной жизни.

Все они говорили о «самореализации» и в этом смысле отождествляли общие положения Упанишад и традиций йоги. Каждый из них, исходя из

сферы своих конкретных интересов, внес посильный вклад в формирование современной им индийской мысли. Однако мир индийской деревни лежит

так далеко от крупных центров и так раздроблен, что лишь некоторые из этих имен и еще меньшее количество их идей смогли найти широкий отклик у со- временного им общества, и жители деревень следующего столетия могут уже совсем о них забыть.

Но имя, лицо и фигура одного человека XX столетия известно всем, по- скольку он входит в число тех немногих, кого мгновенно узнают в любом конце земного шара. Мохандас Карамчанд Ганди (1869–1948), известный как

Махатма,– «Великий духом», юрист, вышедший из семьи вайшьи в Западной Индии, был одним из архитекторов здания индийской независимости, побор- ником принципов «самоуправления» (сварадж), достигаемого через «при-

верженность истине» (сатъяграха), а также принципа ненасильственного со- противления злу и угнетению. «Бхагавадгита» и провозглашаемая ею док- трина действия, отстраненного от личных интересов, стали его духовными

руководителями, а жизнь в чистоте и в довольствовании малым для удовле- творения личных потребностей (брах-мачарья) – его получившим широкую огласку образом существования. Но даже мощная личность Ганди с его де-

монстративным следованием дхарме не смогла предотвратить индо- мусульманскую резню, сопровождавшую в 1947 г. процесс завоевания неза- висимости и превращения территории субконтинента в государство Индия с примыкающим к ней разделенным надвое Пакистаном. Ганди сам пал от ру-

ки индуистского экстремиста. Его программа ненасилия (ахимса), скромно- сти индивидуальных запросов и экономической самодостаточности в рамках бескастового общества оставила о себе лишь смутные воспоминания, но ав-

тор ее стал в глазах всех индийцев святым. Любой более или менее крупный город Индии гордится дюжинами окрашенных в белый или серебряный цвет статуй и бюстов, охраняющих его перекрестки подобно суровым духам и

изображающих Махатму шагающим вдаль со своим деревянным посохом либо спокойно сидящим в традиционной позе и взирающим на проходящий мимо транспорт из-под своего божественного балдахина из змеиных капю-

шонов. Всегда увешанный гирляндами свежих цветов, о которых заботятся невидимые руки, он теперь принадлежит мифологическому прошлому, вре- мени, предшествующему событиям кровавого разделения на земле матери-

 

 
История религии. Конспект лекций -101-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

7. Реформация индуизма в ХIХ-ХХ вв. Религиозный синкретизм в Индии

 

Индии, которые омрачали его сон и нарушали его спокойствие задолго до то- го, как сегодняшний бездумный терроризм, общинная вражда и безудержный рост населения начали угрожать благосостоянию всех.

За полвека независимости страна стала свидетельницей процесса, взявше-

го курс в необычную сторону, к уравновешиванию религиозных сил. Индия предприняла самую крупную в мире демократическую попытку сохранить секуляризированное государство, предоставляющее полную свободу всем религиозным движениям страны. Пока что религиозные меньшинства, такие как христиане, мусульмане, сикхи, джайны или буддисты, чувствуют на себе давление со стороны господствующего в стране ортодоксального индуист- ского вероучения, осуществляемого в условиях, когда окружающее их насе- ление отождествляет понятия «индиец» и «индус». Индусское же большин- ство, в свою очередь, чувствует недоверие к правительству, которое стремит- ся к ослаблению роли священных традиций и к замене конституционными законами вечных принципов дхармы, касающихся таких институтов, как кас- та неприкасаемых, полигамия, бракоразводные отношения, права наследова- ния, раздел имущества, обычай сати (самосожжение вдов), вторичное заму- жество вдов, приданое невест, содержание храмов и государственные налоги.

И, наконец, следует отметить, что современный период стал свидетелем распространения влияния индуизма за пределы Азии. В отличие от буддизма,

который, зародившись в Индии, уже в первые века своего существования на-

чал проникать в остальные регионы Азии, индуизм всегда был вероучением-

»домоседом», вплоть до появления средневековых торговых колоний в Юго-

Восточной Азии. Однако в XIX и в XX вв. миллионы индийцев эмигрировали во все уголки мира. Колонии наемных рабочих, торговцев, врачей, инжене- ров и учителей основали новые индуистские общины в' Англии, Канаде, Со- единенных Штатах, Латинской и Южной Америке, Южной и Восточной Аф- рике, Юго-Восточной Азии и на островах Тихого океана, например на Фид- жи. Эти миграции продолжались и в 1970-х, и в 1980-х годах, и новые индуи- стские поселения возникли в ряде государств в бассейне Персидского залива. Хотя институт брахманов и вообще обычная кастовая система отсутствуют во многих индуистских анклавах, расположенных за границей, некоторые основополагающие принципы вероучения и ритуальной практики остаются там в силе. Недавнее активное движение по возведению храмов среди пред- ставителей второго и третьего поколений индусов-эмигрантов сразу в не- скольких западных общинах является признаком неистощимых жизненных сил этой религии.

Отдельным аспектом индуизма на Западе можно считать общины и раз-

личные институты, выросшие из деятельности ведантистских обществ, поя-

вившихся там в начале XX в. и породивших такие движения 1960-х и 1970-х годов, как Общество сознания Кришны (движение «Харе Кришна»), Общест- во трансцендентальной медитации, ашрамы Раджниша, Свами Рамы, Мехера Бабы, Миссия Божественного Света и другие.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -102-


ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...