Буддийский культ и организации
Формы культа в буддизме очень разнообразны. Это вызвано тем, что, распространяясь в различных странах, буддизм широко ассимилировал мест- ные культы и включал в свою обрядовую практику укоренившиеся у данного народа обычаи. Буддийское духовенство давало этим обрядам новое толко- вание, связывая их с догматами буддизма и с мифическими событиями из жизни Будды, его учеников и видных деятелей буддийской церкви. Мы оста- новимся лишь на тех обрядах и праздниках, которые сохранились у будди- стов, живущих на территории СССР, т.е. у исповедующих ламаизм бурят, калмыков и тувинцев. Дзул-хурал – так называется «святильный обряд», совершающийся позд- ней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением Богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, – тяже- лые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домаш- нем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотив- шийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить ве- рующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул- хурал восходит к индийскому культу «священных» животных. Найдани-хурал – обряд, посвященный отшельникам (найданам), возве- денным в ранг божеств. Совершается также осенью. Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окру- жающему, ламы рассказывают верующим, что найдены были когда-то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили «спасение». Обо – обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают мо-
литвы, в которых выпрашивают помощь у духов – «хозяев местности». На камнях оставляют жертву – пищу, монеты, шелковые платки (хадаки). Осо- бенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо не- редко забивают скот. Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона. В Калмыкии изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т.е.жертвоприношения духу – «хозяину воды». Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально со-
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 5. Буддийский культ и организации
оруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой. В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ла- мами «священными». К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читин- ской области и Аршан в Тункинском аймаке Бурятиии. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с не- большим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, счи- тая, что это принесет им благополучные роды. Часто у «святых» мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д. В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном мес- те помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят ме- таллические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На по- лочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ла- мами и приносило им большие доходы.
Молитвы, обращенные к бодхисаттвам, обычно просто заучивались ве- рующими, так как язык их (тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв, верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Же- лающие могли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с по- мощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие со- бирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Ти- бета, чтобы Боги точнее узнали о его – верующего – благочестии. Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную «механизацию» молитвы. В так называемые хурдэ – полые, обычно металлические, цилиндры – заклады- ваются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров: диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Че- рез центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все со- оружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозна- чен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов. Бу – талисман – носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний – для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более дей- ственным считается гу – маленькая статуэтка Будды или часть одежды «жи- вого Бога», носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумаж- ные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и не- счастья.
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 5. Буддийский культ и организации
Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т.е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на дру- гое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похо- ронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буд- дизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию зна- ков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти
«элементов» – дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сей- час идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распро- странение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели – названиями семи светил. Рас- считав все «данные», лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения («ог- ненный дракон», «водяная курица» и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., «предсказывает», чего и когда надо опасаться вступающему на жизнен- ный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д. В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда «установлена причина» болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совер- шает часто сложный и дорогостоящий обряд – гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов являет- ся аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился ве- рующим обязательно, хотя это вело бы к полному разорению. Лама изготов- лял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем
путем заклинаний «загонял» туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум «жалдой» требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изо- бражений людей или животных, которым надо оказать «помощь». Они окру- жены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума «ухедэл дараха» ламы якобы ловят демонов и могут даже побе- дить смерть. В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия – зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пу- ти душа, расставшись с телом. После наступления смерти кто-нибудь из род- ственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Спе- циалист по похоронам – буянчи – придает умершему нужную позу, обмывает
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 5. Буддийский культ и организации
и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти «стихий» – земле, воде, огню, воздуху или дере- ву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его по- жирали собаки или волки. После похорон проводятся «очистительные» обря- ды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы «обеспечить» умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшед- шие после смерти, указывают, будто душа «имеет обратное тяготение к се- мье» и ее надо снова «отгонять» молитвами, обрядами и пожертвованиями. Праздников в современном ламаизме сравнительно немного. Однако от- мечаются они с большой пышностью, сопровождаются сложными ритуала- ми. Служители культа делают все возможное для того, чтобы оказать наибо- лее сильное эмоциональное влияние на верующих. Цагалган (цагансара, т.е.белый месяц) – один из наиболее известных и со- блюдаемых до сих пор праздников ламаизма. Он приурочивается к началу нового года по старинному монгольскому (лунному) календарю. В течение 16 дней этого праздника проводится целая серия обрядов, посвященных, по уверению лам, «двенадцати чудесам Будды». Однако легко установить ша- манистское происхождение этих обрядов. Большинство их связано с ожида- нием появления Лхамо и направлено на борьбу с неверием и инаковери-ем. Ламами торжественно разрубается на 12 частей слепленная из теста фигурка обнаженного человека (линга), олицетворяющая «врагов веры». Ламы со- оружают из дерева, бумаги и теста некое подобие увенчанного черепом ог- ромного наконечника стрелы (дуг-жуба, или сор) и под пение молитв броса- ют свое изделие в подожженный в степи соломенный шалаш, что тоже долж- но привести к уничтожению «врагов веры».
Круговращение Майдари, или Май-дари-хурал, – самый пышный из про- водимых сейчас в дацанах праздников. Обычно он протекает при большом скоплении верующих, которым внушается, что проведение этого праздника должно ускорить приход грядущего Будды на землю и установление им «счастливой и радостной жизни». Праздник проводится в летние месяцы, в разгар сельскохозяйственных работ. В течение всего праздничного дня тор- жественная процессия медленно движется по степи вокруг дацана. В центре процессии находится колесница с позолоченным крупным изображением Майдари, священными книгами, курительными свечами, кадильницами и т.д. В колесницу впряжено чучело слона или лошади, которое тянут за длинные ремни ламы. Колесница окружена музыкантами дацанского оркестра, голоса которого покрываются ревом огромных труб (ухыр-бурэ), якобы подражаю- щих голосу небесного слона. Процессию охраняют вооруженные нагайками ламы, свирепо отгоняющие осмелившихся приблизиться к колеснице ве- рующих. Каждый из верующих оставляет в дацане какое-нибудь приношение – деньги, одежду, продукты, которые вечером будут разделены между мона- хами дацанским казначеем. Если говорить о конфессиональном статусе буддизма, то в большинстве евроазиатских стран он ассоциирует с традицией и культурно-политическим
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 5. Буддийский культ и организации
консерватизмом, рассматривается как часть религиозного истеблишмента. В нескольких случаях этот статус закреплен конституционно: в Камбодже буд- дизм прямо провозглашен государственной религией, в Шри Ланке буддизму предоставляется преимущественный статус («the foremost place»), и буддисты довольно болезненно реагируют на попытки правительства, идя навстречу тамильскому меньшинству, дезавуировать соответствующие конституцион- ные привилегии; в Таиланде государственный статус буддизма тесно связан с конституционным строем через институт монархии; в Лаосе такой статус буддизма тоже не вызывает сомнений. Тайвань, Япония, Южная Корея и Монголия после демократических перемен придерживаются политики рели- гиозного плюрализма, а коммунистические страны – Китай, Северная Корея и Вьетнам – обычной политики равной удаленности и государственного кон- троля, сводящегося, как правило, к поощрению «послушных» и «патриотиче- ских» организаций принадлежащих к так называемым традиционным кон- фессиям. К последней категории в некотором смысле примыкает и Россия: здесь буддизм законодательно отнесен к традиционным религиям (конфессиям), наряду с православием, исламом и (иногда) иудаизмом, которые, согласно официальной политике, имеют определяющее отношение к российской на- циональной идентичности. На этих правах буддизм, в лице Буддийской Тра- диционной Сангхи России, постоянно представлен в созданном митрополи- том Кириллом (Гундяевым) Межрелигиозном Совете. В Калмыкии (более, чем в других «буддийских республиках» – Бурятии и Тыве) буддизм активно и открыто поддерживается местными властями, однако в рамках общей по- литики религиозного плюрализма; тем не менее буддийский истеблишмент, следуя инициативам православного епископа (Зосимы), участвует в работе по предотвращению роста «нетрадиционных религий». В ряде стран буддизм соприкасается с исламом и христианством, и его взаимодействие с этими крупнейшими мировыми конфессиями заслуживает внимания. Крупные мусульманские меньшинства есть в таких буддийских странах как Шри Ланка (около 9 %), Таиланд (7 %), Бирма (4 %), Камбожда (2 %), и время от времени возникает напряженность между этими меньшин- ствами и правящими режимами (но почти никогда – с буддийским населени- ем). Напротив, буддийские меньшинства в преимущественно исламских странах (примерно 7 % в Малайзии, 1 % в Индонезии, испытывают довольно сильное межобщинное давление со стороны мусульман, однако скорее в силу этнических, чем религиозных причин: большинство буддистов – китайцы. В свою очередь, некоторые христианские меньшинства, особенно представите- ли незарегистрированных небольших церквей, связанных с заграницей, встречают довольно жесткое противодействие властей в некоторых буддий- ских странах – таких как Бирма и Лаос. Однако и в этом буддизм сам по себе не играет никакой роли, и мне не известны случаи, когда инициатива в огра- ничении христианских миссий исходит не от властей, а от буддийских инсти- тутов и лидеров. Свобода христианской проповеди в Южной Корее, на Тай- ване, Калмыкии, Тыве, Монголии, подтверждает общий тезис о некотором
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|