Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция страдания. Учение о сансаре, карме,




Нирване, дхармах

 

 

В буддизме слово «Дхарма» имеет как минимум два значения: «учение» и

«путь», указанный Буддой, причем последнее более важно. Учение лишь из- лагает то, что следует осуществить на личном опыте. Сила Дхармы состоит в практике ее воплощения в жизнь каждого. Она заключается также в самом

 

 

 
История религии. Конспект лекций -118-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

звучании Дхармы, в энергии слова Будды при его ритуальном произношении. Слово Будды, как и имя Будды (например, Амитабха), «заряжено» его заслу- гами и обладает могуществом даже как простой звук, безотносительно к смыслу слова.

Ядро Дхармы – это Четыре Благородные Истины:

1. Существует страдание.

2. Желание – причина страдания.

3. Прекращение желания вызывает прекращение страдания (нирвана).

4. Существует путь, ведущий к прекращению страдания.

Эти истины – не простые теории, не результат философских умозрений;

они также не даны свыше в божественном откровении. Они были постигнуты Буддой экспериментально через нравственную дисциплину и медитацию – строгий самоанализ. Это скорее заключения врача, чем доводы метафизика или видения мистика. Врач испытал болезнь (страдание), экспериментально определил ее причину (желание), затем нашел средство излечения от нее (прекращение желания) и принял лекарство (путь), благодаря которому окончательно победил болезнь. Буддизм использует психологический подход к реальности, описывая мир в терминах глубинного анализа личного опыта. Исходя из наличия физического и душевного страдания он ищет избавления от этого нежелательного состояния не в воздействии на окружающую при- родную среду или на человеческое общество, а в исследовании чувств и мыслей страдальца. Факт страдания должен быть осознан; причина страда- ния должна быть отброшена; прекращение страдания должно быть осущест- влено, и путь, ведущий к прекращению страдания, должен быть пройден.

Человек по имени Малункьяпутта задал Будде несколько отвлеченных вопросов: «Вечен мир или не вечен? Тождественны душа и тело или не тож-

дественны?» и т.п., – сказав, что если тот даст удовлетворительный ответ на эти вопросы, то он, Малункьяпутта, станет его учеником. Будда ответил, что Малункьяпутта подобен человеку, раненному отравленной стрелой, который,

прежде чем позволить другим приступить к его лечению, стал спрашивать о том, как звали человека, выпустившего стрелу, из какой он был деревни, кас- ты, семьи и т.д. Смысл ответа Будды состоит в том, что вопросы раненого, как философствование о жизни вообще, отвлекают внимание от главного:

существует страдание; у него есть причина; от него можно избавиться. Дхар- ма – это не общие рассуждения о жизни, а практическая и личная дисципли- на, посредством которой можно постичь причину страдания и способ его

устранения.

Вторая Благородная Истина – истина о причине страдания. Эта причина –

влечение, желание, привязанность к жизни в самом широком смысле, воля к жизни, как сказал бы увлекавшийся буддизмом и другими индийскими уче-

ниями А. Шопенгауэр. При этом влечение понимается буддизмом макси-

мально широко, ибо в это понятие включается и отвращение как оборотная сторона влечения, влечение с противоположным знаком. В основе жизни –

влечение к приятному и отвращение к неприятному, выражающееся в соот-

ветствующих реакциях и мотивациях, базирующееся на фундаментальном

 

 
История религии. Конспект лекций -119-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

заблуждении, или неведении (авидья), выражающемся в непонимании того, что суть бытия есть страдание. Влечение порождает страдание, если бы не было влечений и жажды жизни, то не было бы и страданий. А этой жаждой пронизана вся природа. Она как бы сердцевина жизнедеятельности каждого живого существа. И регулируется эта жизнь законом кармы.

Учение о карме является доктринальным стержнем буддизма. Само слово

«карма» может быть переведено как «дело», «действие» (и никоим образом не как «судьба» или «участь», как это иногда думают); на китайский язык

«карма» переводится словом «е», которое в современном языке даже имеет значение «занятие», «специальность» или «профессия». В ведийские времена

под кармой понималось не всякое действие, а только ритуально значимое (например, совершение какого-либо обряда), дающее желаемый результат, или «плод» (пхала). Постепенно значение этого понятия расширилось, и оно

стало означать любое действие, или акт, причем в самом широком смысле этого слова – акт физический (действие, поступок), акт вербальный (слово, высказывание) и акт ментальный и волевой (мысль, намерение, желание). Кстати, сама эта триада «тело, речь, мысль» является очень древней и фикси-

руется не только в индийских, но и в ранних иранских текстах (гаты «Аве- сты», священного текста зороастрийцев – маздеистов), что указывает на его глубокие индоевропейские корни.

Таким образом, карма – это действие, причем обязательно имеющее след- ствие, или результат. Совокупность всех действий, совершенных в жизни, точнее общая энергия этих действий, также приносит свой плод: она опреде-

ляет необходимость следующего рождения, новой жизни, характер которой определяется кармой (т.е. характером совершенных действий) умершего. Со- ответственно, карма может быть благой или неблагой, т.е. ведущей к хоро-

шим или дурным формам рождения. Собственно, карма определяет в новом рождении то, что философы-экзистенциалисты называют «заброшенностью»: страну, в которой родится человек (если обретается именно человеческая

форма рождения); семью рождения; пол и прочие генетические характери- стики (например, врожденные болезни); основные черты характера; психоло- гические наклонности и тому подобное. В этой жизни человек снова совер- шает действия, ведущие его к новому рождению, и т.д., и т.д. Этот кругово-

рот рождений-смертей называется в религиях Индии (не только в буддизме) сансарой (круговорот, коловращение), главной характеристикой которой яв- ляется страдание, проистекающее из влечений и хотений. Поэтому все рели-

гии Индии (буддизм, индуизм, джайнизм и отчасти даже сикхизм) ставят своей целью освобождение, т.е. выход из круговорота сансары и обретение свободы от страданий и страдательности, на которые обрекает сансарическое

существование любое живое существо. Сансара безначальна, т.е. ни у одного существа не было абсолютно первой жизни, оно пребывает в сансаре извеч- но. Следовательно, сансарическое существование чревато также повторяемо-

стью ситуаций и ролей, мучительным однообразием циклической воспроиз-

водимости одного и того же содержания.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -120-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

Учение о карме и сансаре возникло еще в добуддийский период в рамках поздневедийского брахманизма (по-видимому, не позднее VIII – VII вв. до н. э.), но именно буддизм тщательно разработал его, четко артикулировал, сде- лал формообразующей частью своего учения и уже в завершенном виде вновь «передал» индуизму. Однако между буддийским и индуистским пони- манием кармы есть и некоторые различия. Так, в теистических направлениях индуизма считается, что последствия кармы определяет Бог, распределяя воздаяние за те или другие поступки. Но буддизм не является теистическим учением, в нем нет места понятию Бога, и поэтому карма понимается будди- стами не как некое возмездие или воздаяние со стороны Бога или Богов, а как абсолютно объективный базовый закон существования, столь же неотврати- мый, как законы природы, и действующий столь же безлично и автоматично. По существу, закон кармы представляет собой просто результат перенесения представления о всеобщности причинно-следственных отношений в область этики, морали и психологии.

Кроме человеческого, буддизм признает еще пять возможных форм суще-

ствования: рождение в качестве божества (дэва), воинственного титана (асу-

ра) – эти две формы рождения, как и человеческая, считаются «счастливы- ми», а также животного, голодного духа (преты) и обитателя ада – несчастливые формы рождения. Вероятно, следует повторить, что никакой идеи духовной эволюции в этой схеме не заложено: после смерти в качестве божества можно снова родиться человеком, потом попасть в ад, потом ро- диться животным, потом снова человеком, потом опять попасть в ад и т. д.

Здесь необходимо отметить, что только человек (согласно некоторым буддийским мыслителям – также божества и асуры) способен порождать карму и быть, таким образом, ответственным за свои поступки: другие живые существа только пожинают плоды благих или дурных деяний, совершенных ими в предыдущих человеческих рождениях. Поэтому, например, животные некоторым образом страдают невинно, и в их страданиях повинен их челове- ческий кармический «предшественник». Здесь буддийская позиция в значи- тельной степени сближается с рассуждениями о невинно страдающих бес- словесных тварях старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Ка- рамазовы».

В буддийских текстах постоянно подчеркивается, что человеческая форма рождения особенно благоприятна: только человек занимает срединное поло- жение меж живыми существами: он не так погружен в обманчивое блаженст- во, как Боги, но и не настолько измучен, как обитатели адов; кроме того, че- ловек, в отличие от животных, наделен также развитым интеллектом. И эта срединность, центральность положения предоставляет человеку уникальную возможность: только человек способен к обретению освобождения от круго- ворота сансары, только человек способен выйти из круговращения рожде- ний-смертей и обрести вечное блаженное упокоение нирваны.

Буддийские тексты постоянно говорят о том, что человеческое тело – ред- кая драгоценность и обретение его – великое счастье, поскольку лишь чело- век способен достичь освобождения, и поэтому в высшей степени неразумно

 

 
История религии. Конспект лекций -121-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

пропустить столь редкую возможность. Цзонкхапа (Цзонхава), знаменитый тибетский религиозный реформатор рубежа XIV – XV вв., сравнивает веро- ятность обретения человеческого тела с вероятностью того, что черепаха, плавающая в глубинах мирового океана, вынырнув на поверхность, сразу же попадет головой в отверстие единственного деревянного круга, кем-то бро- шенного в океан. А посему лучшее, что может сделать человек, учит буд- дизм, – это вступить на путь освобождения самого ли себя (как учит Хиная- на) или всех живых существ (согласно учению Махаяны).

Учение о карме как причинно-следственной связи находит свое углублен-

ное развитие в теории, получившей название «пратитья самутпада» (причин-

но-зависимое происхождение). Эта теория чрезвычайно важна, поскольку позднее (особенно в рамках философской школы мадхьямаки) она, по суще- ству, превратилась в основополагающий методологический принцип буддий- ской мысли.

На тибетских танка (религиозных картинах, иконах) эта доктрина получа- ет чрезвычайно наглядное воплощение, органично соединяясь с учением о карме и формах рождений. Подобного рода картины носят название бхава-

чакра («колесо бытия») и представляют собой следующее. Представьте себе три концентрические окружности. В центральном (самом маленьком) круге изображены три животных: свинья, змея и петух. Они как бы ухватились за

хвосты друг друга и пустились в бег по кругу (как белка в колесе), приводя в движение все «колесо бытия». Изображенные животные суть невежество (моха), гнев (рага) и страсть (двеша) – три базовых аффекта (клеша), как бы

лежащие в основе сансарического существования (в текстах к ним иногда добавляются еще зависть и гордыня).

Внешний относительно этого большой круг разделен на пять секторов,

соответствующих пяти мирам рождений живых существ (обычно Боги и ти- таны изображаются в одном и том же секторе); он содержит сцены жизни каждого типа существ.

И, наконец, последний, узкий круг, образующий как бы обод колеса, раз- делен на двенадцать сегментов, соответствующих двенадцати ниданам цепи причинно-зависимого происхождения. Каждой нидане соответствует симво- лическое изображение. Например, неведение символизируется изображением

человека, в глаз которого попала стрела, импульсы – санскары – фигурой гончара, лепящего горшки на своем гончарном круге, сознание – обезьяной, прыгающей с ветки на ветку (сознание неустойчиво и склонно перескакивать

с одного объекта на другой), имя и форма – двумя людьми, плывущими в од- ной лодке, шесть баз восприятия – домом с шестью окнами, соприкосновение органов чувств с их объектами – совокупляющейся четой и т.д.

Все это «колесо бытия» держит в своих лапах, как бы обнимая его, страшный монстр, символизирующий страдание как главное свойство санса- рического бытия. Вне колеса в верхнем углу картины обычно изображается

Будда (или монах), указывающий перстом на сияющий круг около него –

символ нирваны, состояния, свободного от страданий.

И тут мы можем перейти непосредственно к третьей Благородной Истине.

 

 
История религии. Конспект лекций -122-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

Третья Благородная Истина – истина о прекращении страдания, т.е. о нирване (синоним – ниродха, прекращение). Как врач, сообщающий больно- му благоприятный прогноз, Будда утверждает, что несмотря на то что стра- дание пронизывает все уровни сансарического существования, тем не менее существует состояние, в котором страдания больше нет, и что это состояние достижимо. Это и есть нирвана.

Само слово «нирвана» (пали: ниббана) восходит к санскритскому корню

«нир» со значением «угасание», «затухание» (например, угасание светильни- ка или прекращение волнения моря). На этом основании буддологи XIX в. часто строили свою теорию нирваны как полного прекращения жизни, некое- го полного умирания, после чего обвиняли буддизм в пессимизме. Однако буддийские тексты вполне отчетливо указывают на то, что угасает или зату- хает вовсе не бытие. Один из наиболее распространенных образов, исполь- зующихся в текстах для пояснения идеи нирваны, таков: подобно тому, как прекращает гореть лампада, когда иссякает масло, питающее огонь, или по- добно тому, как прекращает волноваться поверхность моря, когда прекраща- ется вздымающий волны ветер, точно так же прекращаются все страдания, когда иссякают все аффекты (клеши) и влечения, питающие страдания. Т.е. угасают именно страсти, привязанности, омрачения, а вовсе не бытие. С ис- чезновением причины страдания исчезает и само страдание.

Так что же такое нирвана? Сам Будда никогда не давал прямого ответа на этот вопрос и старался молчать, когда этот вопрос все-таки задавали. Тут Будда оказывается прямым предшественником знаменитого философа XX в. Л. Витгенштейна, провозгласившего, что о чем нельзя говорить, о том следу- ет молчать. Еще в ранних Упанишадах – брахманских текстах философского характера – говорилось, что об Абсолюте (Брахмане) можно говорить только в отрицательных терминах: «нети, нети» («не то, не то»), поскольку Абсолют трансцендентен нашему опыту, непостижим для мысли и невыразим в словах и понятиях. Нирвана, о которой учит Будда – не Бог и не безличный Абсолют и его молчание – не апофатическая теология. Нирвана – не субстанция (суб- станций буддизм вообще не признает), а состояние, состояние свободы и особой внеличностной, или надличностной, полноты бытия. Но это состоя- ние также абсолютно трансцендентно всему нашему сансарическому опыту, в котором нет ничего, подобного нирване. Поэтому даже психологически правильнее ничего не говорить о нирване, чем сравнивать ее с чем-то нам из- вестным, ибо иначе мы немедленно сконструируем «нашу» нирвану, созда- дим некий ментальный образ нирваны, вполне неадекватное представление о ней, привяжемся к этому представлению, сделав, таким образом, и нирвану объектом привязанности и источником страдания. Поэтому Будда и ограни- чивался самыми общими характеристиками нирваны как состояния, свобод- ного от страданий, или как состояния высшего блаженства (парамам сукхам). Впоследствии буддисты разработают много разных концепций нирваны, но признание ее внезнаковой, несемиотичной природы останется в буддизме на- всегда. Поэтому пока также ограничимся тем кратким абрисом, что дан здесь.

 

 
История религии. Конспект лекций -123-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

Но как же достичь освобождения, нирваны? Об этом говорит Четвертая Благородная Истина – истина о пути (марга), ведущем к прекращению стра- даний – т.е. о Благородном Восьмеричном Пути (арья аштанга марга).

Весь буддийский путь делится на три большие этапа: этап мудрости

(праджня), этап нравственности, или соблюдения обетов (шила), и этап со- средоточения (самадхи), т.е. психопрактики. Первый этап включает в себя две ступени, остальные – по три, всего восемь ступеней.

I. Этап мудрости

1. Правильное воззрение. На этом этапе человек должен усвоить и осво-

ить Четыре Благородные Истины и другие базовые положения буддизма,

внутренне пережить их и сделать основой мотиваций своих поступков и все-

го своего поведения.

2. Правильная решимость. Теперь человек должен решиться раз и навсе-

гда встать на путь, ведущий к освобождению, руководствуясь принципами буддийского учения.

II. Этап нравственности

1. Правильная речь. Буддист должен всячески избегать лжи, клеветы,

лжесвидетельства, брани и распространения слухов и сплетен, питающих вражду.

2. Правильное поведение. Миряне-буддисты принимают минимальное ко-

личество обетов, способствующих накоплению благой кармы. Они таковы:

• ненасилие, непричинение вреда живым существам: «без палки и меча идет он по жизни, исполненный любви и сострадания ко всем живым существам»;

• отказ от дурной речи (ложь, клевета и т. п., см. выше);

• неприсвоение того, что принадлежит другому; отказ от воровства;

• правильная сексуальная жизнь (в том числе, и в смысле «не прелюбо-

действуй»);

• отказ от употребления опьяняющих напитков, делающих сознание мут-

ным, а поведение трудно поддающимся контролю.

У монахов и монахинь обетов гораздо больше (несколько сотен). Они подробно описываются в разделе «Виная» буддийской Трипитаки (особенно важен текст под названием «Пратимокша»/»Патимоккха»). Обеты монахов ориентируют их жизнь уже не на улучшение кармы, а на ее полное исчерпа- ние и достижение нирваны.

3. Правильный образ жизни. Это то же правильное поведение, но взятое как бы в социальном измерении. Буддист (как монах, так и мирянин) должен

воздерживаться от занятий любой формой деятельности, несовместимой с правильным поведением. Он должен воздерживаться, например, от торговли живыми существами, людьми и животными, от торговли оружием (вместе с

тем буддизм не запрещает мирянам служить в армии, поскольку армия рас- сматривается как средство защиты живых существ в случае агрессии, тогда как торговля оружием провоцирует конфликты и создает предпосылки для

них), от распространения алкоголя и наркотиков, от занятий проституцией и

 

 

 
История религии. Конспект лекций -124-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

любыми профессиями, связанными с обманом (гадания, предсказания судь-

бы, составление гороскопов и тому подобное).

III. Этап сосредоточения

1. Правильное усердие. Данный этап и все его ступени предназначены в

основном для монахов и заключаются в постоянных занятиях буддийской йогой. Санскритское слово «йога» образовано от корня «йудж» – связывать воедино, запрягать, сопрягать. Поэтому слово «йога» родственно русскому слову «иго» и английскому слову «yoke» – «ярмо», «иго». Слово «йога», та- ким образом, означает концентрацию, сосредоточение, связывание в один пучок всех сил для достижения цели. Этим словом в Индии издревле называ- ли различные весьма сложные системы психофизического тренинга («пси- хопрактика», «психотехника»), направленного на изменения сознания и пе- рехода из профанного, мирского, сансарического состояния в сакральное со- стояние «бессмертия и свободы». Йога в узком смысле слова – одна из орто- доксальных брахманистских религиозно-философских систем (даршан), соз- данная риши (мудрецом) Патанджали в IV – V веках н. э. Йога в широком смысле – любая форма психопрактики, направленной на достижение освобо- ждения от сансары (нирвана, мокша, мукти, кайвалья); в этом смысле можно говорить о буддийской йоге, джайнской йоге, индуистской йоге и т. д. Йогой, как правило, занимались отшельники-аскеты и члены различных религиоз- ных монашеских сообществ. О «правильной решимости» здесь говорится в смысле развития установки на углубленное и соответствующее традиции за- нятие йогическим созерцанием для перехода в нирвану.

2. Правильное памятование. Целостный и всеохватный контроль над все- ми психоментальными и психофизическими процессами при развитии непре- рывной осознанности. Главные методы здесь – шаматха (успокоение созна- ния, прекращение волнения психики, избавление от аффектов и психомен- тальной нестабильности) и випашьяна (аналитическое созерцание, предпола- гающее культивирование благих, с точки зрения буддизма, и отсечение не- благих состояний сознания).

3. Правильное сосредоточение, или правильный транс. Достижение соб- ственно самадхи, предельной формы созерцания, при которой исчезают раз- личия между созерцающим субъектом, созерцаемым объектом и процессом

созерцания. Буддийская традиция описывает многочисленные виды самадхи, некоторые из них не ведут к нирване. Правильная практика самадхи в итоге приводит монаха к освобождению, и он становится архатом («достойным»;

тибетская этимология этого слова «победитель врагов», т.е. аффектов – клеш,

не является филологически корректной).

Все религии борются с ограниченностью – с непостоянством и несовер-

шенством человеческой жизни. Буддизм обозначает эту проблему одним- единственным словом: страдание (духкха). Родиться – это страдание; расти – это страдание; болеть – страдание; стареть и умирать – страдание. Кроме фи- зической боли, существует более тонкая форма страдания: неудовлетворен- ность, несчастье, вызванное тем, что у нас есть то, чего мы не хотим, и нет того, чего мы хотим. Тревога (душевное страдание) присутствует даже в мо-

 

 
История религии. Конспект лекций -125-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

менты наслаждения и довольства: мы знаем или, по крайней мере, опасаемся, что они не продлятся долго. Есть страх потерять что-либо: свое положение, уважение других, своих любимых, свое имущество. И в самой глубине лежит смутное и грызущее предчувствие смерти, не только отнимающей жизнь, но и лишающей ее всякого смысла. Именно эта смертная тревога мотивирует человеческие усилия, именно она движет миром.

Определение существования как страдания предполагает нечто большее,

чем просто физическую боль. Духкха – это состояние «беспокойства, не- удовлетворенности, когда все валится из рук и идет наперекосяк». Оно опи- сывает человеческую жизнь как непостоянную, лишенную неизменного «я». Иными словами, главное свойство личности – изменчивость. Все сущест- вующее преходяще, мимолетно и подвержено непрестанным переменам. В отношении природного мира этот факт подтверждается современной наукой. Раньше мы говорили о частицах в движении – о материи и энергии; теперь мы говорим о полях энергии. То, что выглядит как цельный и неизменный объект, на деле представляет собой процесс, в который вовлечены молекулы, электроны, протоны и т.д., также являющиеся не цельными и неизменными телами, а процессами, сплетениями взаимодействующих энергий.

То, что истинно относительно природы в целом, истинно и в отношении человеческого существования. Буддизм определяет человеческую личность

как комплекс взаимодействующих моментов (в физическом смысле слова) материальной формы, сознания, восприятия и волевых актов. Эти сплетения энергий называются «пятью скандхами». Скандхи, т.е. группы элементов, не более цельны и неизменны, чем молекулы и электроны. Все, что человек ис- пытывает, может быть представлено взаимодействием этих пяти явлений.

Кратко определим само понятие «дхарма». Само это слово образовано от санскритского корня dhr – «держать», т.е. дхарма – это «держатель» или «но- ситель». Держатель чего? Своего собственного качества. Таким образом, дхарма есть неделимый элемент нашего психофизического опыта, или эле- ментарное психофизическое состояние. Можно ли счесть субстанцией дхар- му? Опять-таки нет, причем сразу в силу двух обстоятельств. Во-первых, со- гласно индийскому пониманию субстанции и субстанциальности, которого, например, придерживалась брахманистская школа ньяя, один из основных идейных оппонентов буддизма – субстанция – всегда является носителем множества качеств, которые связаны с ней разными отношениями, тогда как в буддизме каждая дхарма несет лишь одно качество, свое собственное. Во- вторых, индийские субстанциалисты утверждали принцип отличия носителя (субстанции) и несомого (акциденции, качества), что выражалось в формуле дхарма – дхармин бхеда, где дхарма – несомое качество, а дхармин – его суб- станциальный носитель. Буддизм же утверждает, что дхарма и дхармин тож- дественны, носитель и несомое им качество совпадают. Есть и третье прин- ципиальное отличие: субстанции брахманистов, как правило, вечны, тогда как дхармы мгновенны. Но об этом подробнее мы поговорим позднее.

Говоря о дхармах, надо отметить и еще одно важное обстоятельство, на которое обратил пристальное внимание современный петербургский буддо-

 

 
История религии. Конспект лекций -126-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах

 

лог В.И. Рудой. Дело в том, что во многих (хотя не во всех) буддийских шко- лах дхармы рассматриваются, с одной стороны, как дравья сат, т.е. элементы, наделенные онтологическим статусом, реальные элементы, а с другой – как праджняпти сат, т.е. как только мыслимые, или конвенциональные, единицы языка описания опыта. Наш опыт конституируется дхармами, но сами дхар- мы мы также описываем в терминах дхарм. Здесь можно привести такой, правда несколько грубый, пример: наша речь состоит из слов, но слова мы описываем тоже при помощи слов. Эта особенность понимания буддистами дхарм приблизила их к разрешению так называемого парадокса психических процессов, который европейской психологией стал осознаваться только в XX столетии: мы всегда описываем сознание не в имманентных терминах (тер- минах, отражающих внутренне присущие ему самому свойства), а в терминах либо внешнего мира, либо другого сознания. Введя понятие дхармы в каче- стве как онтологически релевантного элемента сознания и опыта вообще и как элемента языка описания сознания (и опыта), буддисты, по существу, нашли один из вариантов имманентного сознанию языка его описания. В этом несомненный вклад буддизма в индийскую и мировую философию.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...