Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности буддийского учения о Богах,




Человеке, мире

 

 

Почти все школы классического индийского буддизма не сомневались в существовании мира вне сознания воспринимающего субъекта, а вайбхаши- ки – сарвастивадины были даже уверены, что он вполне точно и адекватно отражается в человеческом сознании в процессе восприятия. Но этот объек- тивный мир в себе совершенно и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии – это психокосм, т.е. мир, уже отраженный в сознании человека и, таким образом, включенный в его сознание, или, точ- нее – в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью». Ведь только вещей этого освоенного и при- своенного субъектом мира можно желать, только к ним можно испытывать отвращение и вообще иметь какие-либо аффективные состояния.

Мир же как объективная реальность совершенно безразличен нам, пребы- вая «в безмятежности» и недоступности за пределами нашего сознания и на- шей заинтересованности. При этом буддисты прекрасно понимали, что этот мир является совершенно по-разному для разных типов живых существ: мир как «местопребывание» четко коррелирует с уровнем развертывания созна- ния разных живых существ, и один и тот же мир в себе оказывается совер- шенно разными психокосмами для разных живых существ. Как позднее ска- жет один махаянский мыслитель, то, что является рекой Ганг для человека, будет потоком гноя и нечистот для голодного духа-прета и потоком амбро- зии-амриты для божества-дэва. И только лишь буддисты школы йогачара не считали возможным утверждать, что за этими субъективными «Гангами» на- ходится некий объективный «правильный» Ганг.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -127-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

 

Можно привести здесь пример из современной философии. Эстонский биолог и философ фон Икскюль специально занимался проблемой соотно- шения тел животных и восприятия ими среды обитания. Вот элементарный пример из его умозаключений. Растет сосна. Для лесника это дерево, которое следует или охранять, или использовать на дрова. Для лисицы сосна – это дом и убежище, потому что под корнями сосны находится ее нора. А что та- кое сосна для короеда, который живет в сосне и одновременно питается ею, можно только догадываться. Но если для эстонского ученого тела животных приспосабливаются к их среде обитания, то для буддистов, наоборот, среда как бы формируется под данный вид живых существ.

Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая Вселенная, а психокосм, прежде всего психокосм человека. Как же выглядит этот психокосм?

Если в рассуждениях о природе личности, дхармах, мгновенности и дру- гих аналогичных вопросах буддисты мыслили вполне логично, рационально и дискурсивно, то их рассуждения о космологии явно пронизаны архаиче- ским мифологизмом, пропущенным, однако, через призму общемировоз-

зренческих посылок и доктрин буддизма. Буддисты, по существу, не создава- ли новую космологию, а заимствовали ее из общеиндийского культурного наследия, слегка видоизменив ее в соответствии с принципами своего уче-

ния. Впрочем, буддисты никогда не придавали какого-то исключительного мировоззренческого значения своей картине мира и довольно спокойно трансформировали ее в регионах распространения буддизма под влиянием

местных представлений и космологических систем. Такой авторитетный дея- тель современного буддизма, как Далай-лама XIV, и вообще сказал однажды, что если быть буддистом означает верить в мировую гору Сумеру, располо-

женные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вооб-

ще не буддист.

Традиционные буддийские представления о мире – психокосме – таковы:

Вселенная по своей природе троична (вспомните архаичные представления о трех мирах – нижнем, среднем и верхнем), она состоит из трех уровней, или трех миров (лока; ср. латинское locus – «место») – мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за ее трехслойности эта Вселенная часто называется «троемирием», или «троекосмием» (траяло- кья). Мир желаний (камадхату) – место, где живут (или – которое пережива- ют) почти все живые существа, за исключением некоторых высших божеств и чрезвычайно продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть Богов. В центре пло- ской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, во- круг которой располагаются дворцы тридцати трех Богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных различными ме- таллами. За ними простирается гладь мирового океана, в котором находятся четыре континента, один из которых – «наш» континент (его название – Джамбудвипа; в средневековых источниках так обычно называется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система десяти («холодных» и

 

 
История религии. Конспект лекций -128-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

 

«горячих») адов, самый нижний и страшный из которых называется «нирая» («без избавления»), поскольку срок пребывания в нем невероятно долог, хотя все-таки и конечен.

Миров-троекосмий, подобных нашему, неизмеримо много, они сущест-

вуют по тем же законам как бы параллельно нашему миру.

Космическое время циклично и безначально, т.е. ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творе-

ния буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического характера (о них речь пойдет в лек-

ции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому как будущая жизнь существа обусловливается его кармой,

имеющейся на момент смерти).

После разрушения одной Вселенной существует лишь бесконечное про- странство (акаша), в котором в некоторый момент начинают веять некие ве- терки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, по-

степенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретаю- щий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной

кармы живых существ разрушившейся Вселенной (сравните с объективиро- ванной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа «О воле в природе»). Дальнейшее фор-

мирование мира происходит сверху вниз. Вначале внезапно появляется не- бесный дворец с Богом Брахмой на престоле, после этого вокруг него появ- ляются другие тридцать три Бога небес мира желаний. Они видят Брахму и

восклицают: «Это Брахма! Он вечен, он был всегда! Он всех нас создал!» – так возникает вера в Бога-творца. Клубящиеся в выси златоцветные облака начинают изливать дождь, который заливает диск ветра внизу и постепенно

образует мировой океан. Из растворенной в нем мути формируются конти-

ненты и гора Сумеру. Последними появляются ады.

Люди, появившиеся на земле после формирования континентов, вначале божественны и подобны Богам мира форм; срок их жизни равен 84 000 лет.

Земля же в это время покрыта особым земляным пирогом, источающим не- сравненный аромат. Люди могут не есть вообще, но этот аромат их настолько влечет, что они начинают есть земляной пирог, и постепенно съедают его.

Тем временем срок их жизни понемногу сокращается, тела грубеют, форми- руются органы пищеварения, и к тому моменту, когда весь пирог, покры- вающий землю, оказывается съеден, люди уже не могут обходиться без пи-

щи. Им ничего не остается, как начинать выращивать рис, но риса на всех не хватает, и тогда люди начинают проводить межи, отделяя свой участок от чужого, появляется собственность. Однако поскольку риса становится все

меньше и меньше, одни люди начинают нарушать межи полей других людей и воровать рис. Воцаряется беспорядок, и начинаются столкновения между людьми. Тогда люди решают, что наступило время наведения порядка, и

 

 
История религии. Конспект лекций -129-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

 

принимают решение избрать самого достойного из своего числа для поддер- жания порядка. Так появляется первый царь. Он отбирает себе в помощники наиболее уважаемых людей, чтобы они непосредственно поддерживали по- рядок. Возникает сословие кшатриев (воинов и правителей). В это время в мире начинают рождаться Будды.

Говоря о социальной доктрине буддизма, следует еще раз подчеркнуть неприятие ею доктрины божественности сословно-кастовой системы и ее ис-

ключительную ориентацию на светскую царскую власть. Интересно, что все крупные общеиндийские империи домусульманского периода (государства Маурьев и Гуптов) были или буддийскими, или покровительствовавшими

буддизму. Интересно, что и за пределами Индии, в странах Юго-Восточной Азии, монархи, укрепляя центральную светскую власть, планомерно вытес- няли брахманизм и жречество, утверждая буддизм и буддийскую концепцию

государства (этот процесс особенно хорошо изучен на примере Таиланда). Брахманской идее «божественного царя» (дэва раджа) буддизм противопос- тавил идею царя, правящего на основе Дхармы, принципов буддийского уче- ния (дхарма раджа).

Вернемся к космологии. Постепенно человеческие нравы вырождаются все больше и больше, и эгоизм становится столь велик, что люди буквально не выносят больше даже вида друг друга. По мере этой нравственной дегра-

дации сокращается и срок жизни, постепенно доходя до десяти лет (это не означает, что люди умирают детьми – за десять лет разворачивается весь жизненный цикл, как у кошки или собаки). Наконец люди разбредаются по

лесам, стараясь не встречаться, а, встречаясь, сразу же пытаются убить друг друга. И вот во время самой ужасной нравственной деградации находится человек, у которого появляется мысль, что так больше жить нельзя, что надо

менять отношение к своим собратьям. Он идет к другим людям и обучает их дружелюбию. После этого нравы начинают улучшаться, а срок жизни посте- пенно возрастает до восьмидесяти четырех тысяч лет, после чего снова начи-

нается период деградации. Период убывания срока жизни и нравственной де- градации получил название «периода убывания», противоположная фаза цикла – «периода возрастания». Эти отрезки становятся условной мерой вре- мени всего космического цикла, даже тех его периодов, когда ни людей, ни

других живых существ не было. Вся махакальпа («великий период»), т.е. космический цикл, делится на четыре малых кальпы: пустоты (от разрушения одного мира до начала формирования другого), формирования, пребывания

(когда космос стабильно пребывает) и разрушения. Каждая из этих четырех кальп состоит из двадцати периодов возрастания и убывания, т.е. длитель- ность всего мирового «эона» равна восьмидесяти периодам возрастания и

убывания.

В течение кальпы пребывания мира в мире появляются Будды и чакравар-

тины. Чакравартин (Государь, Поворачивающий Колесо) – миродержец, со-

вершенный вселенский монарх, обладающий теми же тридцатью двумя при- знаками, что и Будда (вспомните житие Сиддхартхи Гаутамы – Будды Шакь- ямуни и предсказание астролога Ашиты), но они выражены слабее. Одно-

 

 
История религии. Конспект лекций -130-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

 

временно Будда и чакравартин появиться не могут. Чакравартины отличают- ся по типу чакры (дословно – «колесо», здесь имеется в виду боевой мета- тельный диск), которая является их атрибутом: чакравартина с золотой чак- рой все люди сами просят, чтобы он правил ими; чакравартин с серебряной чакрой начинает собирать войска для завоевания мира, но не успевает со- брать их, как все государства признают его власть; чакравартин с железной чакрой двигает войска в поход, но его враги сдаются без боя: ненасильствен- ное правление – отличительная черта чакравартина.

После двадцати периодов возрастания и убывания человеческой жизни накопившаяся дурная карма приводит к тому, что мир постепенно начинает

разрушаться. Первым признаком этого является прекращение рождения в адах, поскольку ады разрушаются первыми (возможно, говорят буддисты, в это время не совершаются поступки, приводящие к рождению в аду, а может

быть, люди, имеющие такую карму, рождаются в адах других мировых сис- тем). Наконец все существа гибнут, а мир-вместилище охватывает пожар. Последним гибнет пылающий дворец Брахмы, и мир прекращает свое суще- ствование, уступая место кальпе пустоты; в этой пустоте снова начинают ве-

ять ветерки, и весь цикл повторяется.

Впоследствии уже в рамках махаянского буддизма между буддистами ве-

лись споры о том, может ли когда-нибудь произойти такое, что все живые существа достигнут нирваны и сансара прекратит свое существование раз и

навсегда. Мнения по этому вопросу разделились: одни буддийские школы признали такую возможность, другие посчитали такое невозможным, приняв

доктрину не только о безначальности, но и о бесконечности сансары.

Все сказанное характеризует «нижний» мир буддийской космологии. Что же представляют собой остальные два мира – миры форм и не-форм?

Мир форм называется так потому, что группа чувственного (рупа) там представлена значительно слабее, чем в мире желаний. Это чистые формы, без грубой материальности. Мир форм населен высшими Богами, не вмеши-

вающимися в дела мира желаний. Срок их существования чрезвычайно ве- лик, так как мир форм (и не-форм) не подвержен разрушениям и воссоздани- ям.

Мир не-форм (подобно адам по учению йогачаринов) представляет собой

чистые состояния сознания без соответствующих им местопребываний. Здесь нет ни времени, ни пространства, ни восприятия, ни не-восприятия. И тем не менее это не нирвана, а часть сансары. В мире не-форм нельзя родиться обычному живому существу. Только йогины, уже при жизни развертываю- щие свое сознание на этом уровне, могут после смерти проявиться здесь, к этому стремиться никоим образом не следует – срок «жизни» здесь настоль- ко долог, что даже время длительности великой кальпы ничто по сравнению с ним. Но потом сила кармы и санскар непременно проявится, и йогин, «по- павший» сюда, вновь непременно родится вновь на более низких уровнях сансары, ничего не приобретя, но, потеряв драгоценное время, которое могло бы быть использовано для обретения нирваны. Поэтому «рождение» здесь считается столь же неблагоприятным, как и рождение в аду. Это значит, что

 

 
История религии. Конспект лекций -131-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире

 

буддизм не одобряет лишенную направленности на освобождение чисто тех- нически изощренную психотехнику. Здесь уместно вспомнить, что и Будда вошел в окончательную нирвану не с высшего уровня восьмой ступени со- зерцания, а с четвертого уровня.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...