Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Буддийская традиция об основателе буддизма




СиддхартеГаутаме

 

 

В настоящее время совершенно невозможно реконструировать научную биографию Будды. Простое отсечение мифологических сюжетов и элементов фольклорного характера совершенно неэффективно, а материала для под- линной биографической реконструкции у современной науки явно недоста- точно. Поэтому здесь мы даже не будем пытаться заниматься этим безнадеж- ным делом и представим не биографию, а вполне традиционное жизнеописа- ние Будды на основе синтеза ряда буддийских житийных текстов (таких, как

«Жизнь Будды» Ашвагхоши – I в. н. э. или махаянская «Лалитавистара»).

В течение сотен и сотен жизней Бодхисаттва (бодхи – пробуждение, про-

светление; саттва – существо; здесь – будущий Будда) совершал бесчислен- ные подвиги любви и сострадания, постепенно накапливая заслуги и при- ближаясь к состоянию мудреца, познавшего истину и вышедшего из мучи-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -113-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме

 

тельного колеса чередования рождений и смертей – Будды. И вот пришло время его последнего рождения. Бодхисаттва пребывал в это время на небе- сах Тушита и обозревал землю в поисках наиболее благоприятного места для своего последнего рождения, поскольку он уже находился на таком уровне духовного развития, что мог выбирать. И его взгляд остановился на неболь- шом государстве народа шакьев в северо-восточной части Индии (террито- рия современного Непала), которым управлял мудрый царь Шуддходана из древнего царского рода. И Бодхисаттва, который мог даже просто появиться в мире не входя в материнскую утробу, решил избрать семью царя шакьев для своего рождения, дабы впоследствии люди, испытывая глубокое уваже- ние к почтенному роду царей шакьев, с большим доверием отнеслись бы к проповеди Будды, видя в нем отпрыска древней и славной семьи.

В эту ночь жена царя, царица Махамайя, увидела сон: в ее бок вошел бе-

лый слон с шестью бивнями, и она поняла, что зачала великого человека. Буддизм учит, что зачатие Будды было вполне естественным, а видение бе- лого слона было лишь знаком зачатия великой личности.

Незадолго до родов царица в сопровождении своей свиты отправилась в

соответствии с обычаем в дом своих родителей. На пути, когда они проходи- ли через рощу саловых деревьев, называвшуюся Лумбини, царица почувст- вовала родовые схватки, взялась за ветку дерева и родила сына, который вы- шел из ее чрева через бедро. Младенец немедленно встал на ноги и сделал семь шагов, провозгласив себя существом, превосходящим и людей, и Богов.

Эти чудесные роды оказались роковыми, и вскоре Махамайя умерла. Од-

нако ее сын не забыл о матери, которой совсем не знал: уже после своего Пробуждения он вознесся на небеса Тушита, где обрела рождение Махамайя, рассказал ей, что стал Буддой, победителем страданий, и проповедал ей Аб- хидхарму – буддийское философское учение. Но пока будущий Будда – еще младенец, и его доставляют в отцовский дворец в городе Капилавасту (близ современной столицы Непала г. Катманду), центре страны шакьев.

Царь призвал к младенцу астролога Ашиту, и тот обнаружил на его теле тридцать два признака великого человека (знак колеса между бровями, а также на ладонях и ступнях ног, ушнишу – выпуклость на темени, перепонки между пальцами и т. д.). На основании этих признаков Ашита объявил, что новорожденный станет или великим государем, властителем всего мира (ча- кравартином), или святым, познавшим истину, – Буддой. Тогда мальчика на- рекли Сиддхартхой Гаутамой. Гаутама – его фамильное имя; слово «Сидд- хартха» можно перевести как «Полностью Достигший Цели».

Царю, конечно, хотелось, чтобы его сын стал великим государем. Поэто-

му он решил так организовать жизнь сына, чтобы ничто не могло навести его на философские размышления или раздумья о смысле жизни. Принца посе-

лили в роскоши и неге в великолепном дворце, отгороженном от внешнего мира. Мальчик рос, неизменно обгоняя всех своих сверстников в науках и

спорте. С детства, однако, он проявлял склонность к размышлениям, и одна- жды, сидя под розовым кустом, он непроизвольно погрузился в состояние йогического транса (самадхи) такой интенсивности, что его сила даже оста-

 

 
История религии. Конспект лекций -114-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме

 

новила одно из божеств, пролетавших неподалеку. Нрава принц был кротко- го, что поначалу даже восстановило против него его невесту – принцессу Яшодхару, которая сочла, что подобная кротость не пристала кшатрию и не- совместима с воинской доблестью. И только после того, как Сиддхартха про- демонстрировал Яшодхаре свое воинское искусство, она согласилась стать его женой; у них родился сын Рахула. Казалось, что план царя-отца непре- менно осуществится. Так продолжалось до тех пор, пока принцу не исполни- лось двадцать девять лет и он однажды не отправился на охоту. Эта охота изменила всю его жизнь.

На охоте принца впервые потрясло созерцание страданий, переполняю-

щих жизнь. Он видит перепаханное поле, на котором птицы выклевывают червей из комьев земли, и поражается, почему одни живые существа могут жить только ценой смерти других. Но самым важным для духовного перево- рота Сиддхартхи оказываются четыре встречи: царевич видит похоронную процессию и понимает, что все люди и он сам смертны и ни Богатство, ни знатность не могут защитить от смерти. Он обращает внимание на прока- женного и впервые осознает, что болезни подстерегают люБого смертного. Принц смотрит на нищего, просящего подаяние, и понимает мимолетность и призрачность Богатства и знатности. И вот Сиддхартха оказывается перед мудрецом, погруженным в созерцание. Глядя на него, принц осознает, что путь самоуглубления и самопознания – единственный путь к постижению причин страданий и способа избавления от них. Говорят, что сами Боги, так- же пребывающие в колесе рождений – смертей и жаждущие избавления, по- слали принцу навстречу увиденных им людей, чтобы вдохновить его всту- пить на путь познания и освобождения.

После этой достопамятной охоты царевич не мог уже больше спокойно жить в своем роскошном дворце. И вот однажды ночью он покидает дворец

на своем любимом коне Кантаке и в сопровождении одного слуги. На опушке

леса он попрощался со слугой и конем и своим мечом, который взял в руки последний раз в жизни, отсек в знак отречения от мирской жизни свои длин-

ные волосы «цвета меда». Сделав это, он вступил в лес. Начался период уче-

ничества, аскезы и духовных поисков.

Сиддхартха присоединялся к разным шраманским группам, быстро дости-

гая всего, чему учили их наставники. Наиболее известными из учителей бу- дущего Будды были Удрака Рамапутра и Арада Калама. Они проповедовали учение, близкое санкхье – одной из ортодоксальных брахманских школ, воз- никшей, однако, в шраманской среде, а также учили йогической практике духовных упражнений, в том числе дыхательной гимнастике, требовавшей длительной задержки дыхания, сопровождавшейся мучительными ощуще- ниями. По учению санкхьи, мир представляет собой результат ложного ото- ждествления духа (пуруша) с материей (пракрити). Полное отчуждение духа от материи есть освобождение (кайвалья) и избавление от всех страданий. Сиддхартха очень быстро достиг всего, о чем учили его наставники, и те да- же предложили ему стать их преемником. Однако бывший царевич отказал-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -115-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме

 

ся: он сам не нашел того, чего он искал, и ответы, которые он получил, прак-

тикуя методы своих наставников, не удовлетворили его.

Надо сказать, что шраманские философы (париварджики, «странствую-

щие») проповедовали самые различные доктрины. Вот некоторые данные о них, содержащиеся в палийских буддийских текстах (имена даются здесь

также в палийском, а не санскритском, варианте): Пурана Кассапа пропове-

довал бесполезность действий; Макхали Госала (глава известной школы ад-

живиков) утверждал строгий детерминизм и фатализм; Аджита Кесакамбала отстаивал учение, близкое материализму; Пакуддха Каччаяна говорил о веч- ности семи субстанций; Санджая Белаттхипутта был приверженцем полного агностицизма, а Нигантха Натапутта исповедовал скептические взгляды.

Сиддхартха внимательно слушал всех, но ничьим приверженцем так и не стал. Он предался суровой аскезе и умерщвлению плоти. Впоследствии он

сам говорил, что дошел до такой степени истощения, что, дотронувшись до живота, чувствовал пальцем позвоночник. Но аскеза не приблизила его к просветлению, и истина оставалась столь же далекой от него, как и тогда, ко- гда он жил в царском дворце в Капилавасту.

Тогда Сиддхартха решил отказаться от крайности аскетизма и принял скромную, но питательную еду (рисовую кашу на молоке) из рук жившей не- подалеку девушки. Пять аскетов, практиковавших вместе с Сиддхархой, со-

чли его отступником и покинули его, оставив в полном одиночестве. Тогда бывший принц сел в позе созерцания под баньяновое дерево, получившее в буддийской традиции наименование «Древа Пробуждения» (бодхи), и дал

клятву, что не сойдет с этого места до тех пор, пока не достигнет своей цели и не познает истину, после чего вошел в состояние глубокого сосредоточе- ния, погрузившись в созерцание.

Чувствуя приближение победы Сиддхартхи над миром смертей и рожде- ний, злой демон Мара атаковал его своими демоническими полчищами, а ко- гда тот не устрашился, попытался соблазнить его обликом своих прекрасных

дочерей. Но Сиддхартха остался непоколебим, и Мара отступил. Между тем Сиддхартха все глубже и глубже погружался в созерцание, и ему открылись Четыре Благородные Истины о страдании, причинах страдания, прекращении страдания и пути, ведущем к прекращению страданий. Еще глубже стало его

сосредоточение, и он постиг всеобщий принцип причинно-зависимого про- исхождения. Наконец разум Сиддхартхи достиг четвертого уровня сосредо- точения, и перед ним засиял свет нерушимого покоя нирваны, Великого Ос-

вобождения. Здесь Сиддхартха вошел в состояние транса (самадхи) Океани- ческого Отражения, когда его сознание уподобилось безграничной поверхно- сти мирового океана в состоянии полного штиля, когда зеркальная гладь не-

подвижных вод отражает в себе все феномены. В этот момент Сиддхартха Гаутама, царевич из клана Шакьев, исчез, и в мире появился Будда – Пробу- жденный, Просветленный (санскритский корень buddh тот же самый, что и в

русских словах «будить», «пробуждаться», что абсолютно неудивительно, поскольку русский язык, как и санскрит, наряду с латынью, немецким, ли- товским и многими другими славянскими, германскими, романскими и т.п.

 

 
История религии. Конспект лекций -116-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме

 

языками, относится к индоевропейской языковой семье). И больше уже не был он принцем и наследником престола, строго говоря, не был он больше и человеком, ибо люди рождаются и умирают, а Будда пребывает превыше и жизни, и смерти. И его имена и титулы отныне – Будда Шакьямуни (Пробу- жденный Мудрец из рода Шакьев), Татхагата (Так Пришедший или Так Ушедший), Бхагаван (Благословенный, Блаженный; дословно – «наделенный благой долей»), Сугата (Правильно Идущий), Джина (Победитель), Локаджь- ештха (Почитаемый миром). И возрадовалась вся Вселенная, Боги осыпали Будду небесными цветами, по миру разлилось прекрасное благоухание, и земля сотряслась от появления Победителя. Но сам Будда еще семь дней пребывал в состоянии самадхи, наслаждаясь блаженством освобождения. На восьмой день он вышел из транса, и к нему тотчас же приступил Мара с по- следним искушением. Он предложил Будде оставаться здесь, под Древом Бодхи, и наслаждаться обретенным блаженством, никуда не ходя и не пропо- ведуя истину другим людям. Но Будда немедленно отверг это искушение и пошел в один из религиозных центров Индии – Бенарес (Варанаси), нахо- дившийся неподалеку от Ваджрасаны (Ваджрасанa (санскр.) – Поза Алмаз- ной Несокрушимости, эпитет места Пробуждения; ныне Бодхгая, штат Би- хар). Придя туда, он направился в близлежащий Олений Парк (Сарнатх), где и произнес свою первую проповедь – Проповедь о Повороте Колеса Учения (Дхармы). Первыми слушателями Будды были пять аскетов, ранее с презре- нием покинувшие отступника Гаутаму. Они и теперь поначалу не хотели слушать Будду, но его изменившаяся внешность так потрясла их, что они все-таки решили выслушать его, а выслушав, уверовали, став, таким образом, первыми буддийскими монахами, первыми членами сангхи – буддийской монашеской общины. Так новая религия сразу же обрела свои Три Драгоцен- ности (Триратна), три объекта поклонения, с принятия прибежища в которых человек может считаться буддистом – Будду, Дхарму (его Учение) и Сангху (монашескую Общину).

Кроме аскетов, Будде внимали еще две газели, изображения которых по обе стороны восьмирадиусного (восемь спиц Колеса символизируют восемь этапов буддийского Благородного Пути) Колеса Учения (дхармачакра) стали символом буддизма и буддийской проповеди; это изображение можно уви- деть на крышах многих буддийских храмов, в том числе и Санкт- Петербургского Дацана.

Сиддхартха Гаутама покинул дворец в двадцать девять лет и стал Буддой в тридцать пять лет. После этого он еще сорок пять лет проповедовал свое

учение в разных государствах северо-востока Индии. Богатый купец Анатха-

пиндада подарил сангхе рощу близ города Шравасти, столицы государства

Кошала. Там Будда и его монахи часто останавливались, приходя в Кошалу. Сангха быстро росла, и, если верить сутрам, ее численность достигла 12 500 человек. Из числа первых монахов выделились самые выдающиеся ученики Будды: Ананда, Махакашьяпа («Знаменосец Дхармы»), Махамаудгальяяна, Субхути и другие. Была создана и женская община. Таким образом, кроме монахов (бхикшу), появились и монахини (бхикшуни). Будда не забыл и о

 

 
История религии. Конспект лекций -117-


ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ

2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме

 

своих родных. Он посетил страну шакьев и был восторженно встречен отцом, царевной Яшодхарой и народом страны. После бесед с Буддой его сын Раху- ла и Яшодхара приняли монашество. Отец Будды, Шуддходана, оставшийся, таким образом, без наследников, взял с Будды слово, что он больше никогда не примет в общину единственного в семье сына без согласия его родителей. Будда обещал это, и с тех пор этот обычай свято соблюдается в буддийских странах, особенно на Дальнем Востоке. Однако не все складывалось благо- получно. Слава Будды вызвала зависть его двоюродного брата Дэвадатты, который и раньше всегда завидовал успехам принца, а после его ухода в от- шельники даже пытался соблазнить Яшодхару. Вначале Дэвадатта пытался погубить Будду, то напустив на него опьяненного слона (который, однако, встал на колени перед Буддой), то обрушив на него огромный камень. Когда эти попытки провалились, Дэвадатта прикинулся последователем Будды и принял монашество, стремясь на самом деле расколоть сангху изнутри (он обвинял Будду в недостаточно строгом подвижничестве, выступал против создания женской общины и всячески противодействовал всем начинаниям своего брата). Однако все его козни были тщетны, и наконец он был с позо- ром изгнан из общины. Вся литература джатак (дидактических повествова- ний о предыдущих жизнях Бодхисаттвы – будущего Будды) полна историй о том, как Дэвадатта враждовал с Бодхисаттвой еще в их прошлых жизнях).

Шло время. Будда старел, и близился день его отхода в окончательную нирвану. Это произошло в местечке Кушинагара, на берегу реки Найранджа- ни, относительно недалеко от Бенареса. Простившись с учениками и дав им последнее напутствие надеяться только на собственные силы, «быть све- тильниками самим себе» и усердно трудиться во имя освобождения, Будда лег в позе льва (на правый бок, головой к югу и лицом к востоку, подложив правую руку под голову) и погрузился в созерцание. Вначале он достиг чет- вертого уровня сосредоточения, потом восьмого, потом вернулся к четверто- му и из него вступил в великую и вечную нирвану без остатка. Закончилась его последняя жизнь, больше не будет новых рождений и новых смертей. Гончарный круг кармы остановился, и тело, последняя объективация былого влечения к профаническому существованию, перестало жить. Отныне Будды больше не было в мире и мира не было для Будды. Он погрузился в состоя- ние, которое не может быть ни описано, ни представлено. Можно лишь ска- зать, что в нем не было места страданию, которое заменило высшее блажен- ство.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...