Социально-политические ориентации индуистских организаций в современных условиях
Восемнадцатилетняя Руп Канвар, жительница деревни Деорала, штат Раджастхан, 4 сентября 1987 г. была усажена среди дров погребального кост- ра своего мужа и сгорела заживо. Практика сати – самосожжения вдов – очень древний обычай Северной Индии, хотя и не освященный ни одним санскритским текстом. Осужденная реформаторами XIX в., такими, как Рам- мохан Рай, и запрещенная рядом постановлений, начиная с 1829 г., она со- хранилась и периодически давала о себе знать в течение последних двух ве- ков, показывая, каким образом Индия и индуизм приспосабливаются к ново- му времени. Развернувшиеся по всей стране споры, вызванные сати в Деорале, весьма поучительны для того, кто хотел бы понять судьбы индуизма на пороге XXI в. Индийское правительство, которое представляет интересы секу- ляризированного современного государства, управляемого конститу- ционными законами, отреагировало быстро и сурово, издав закон, грозящий пожизненным тюремным заключением или смертной казнью за подстрека- тельство к совершению сати. В прессе появились статьи, осуждающие этот анахронизм и его сторонников, цитирующих в его защиту древние тексты, прославляющие верность жены своему мужу, вплоть до принесения себя в жертву. Однако в пылу полемики почти ничего не было сказано о тысячах активно действующих по всему субконтиненту святилищ, увековечивающих случаи сати, имевшие место в прошлом. Некоторые из известных лидеров индуистских сект даже выступили в поддержку «добровольного сати» и «са- ти дхармы». В качестве одного из своих аргументов они выдвигали тот факт, что идеалу женской преданности, прославленному всем корпусом индуист- ской мифологии, собраниями народных сказаний, ритуальными и символиче- скими системами, соответствуют лишь очень немногие женщины, подобно тому как идеалу отречения от мира в действительности следуют весьма ред- кие санньяейны.
Через несколько недель после смерти Руп Канвар, которая, по заявлению свидетелей, была насильно принуждена к акту самосожжения родней покой- ного мужа, в тридцати двух городах и деревнях четырнадцати районов Рад- жастхана был проведен опрос. Большинство из опрошенных (63 %) составля- ли женщины. Результаты показали следующее: 86,6% всех респондентов зна- ли о существовании культа сати, 80,7 % знали о смерти Руп Канвар и 63,4% одобряли ее поступок. Лишь 3,65 % опрошенных осознавали, что совершить сати молодую женщину вынудили насильно. Определенное количество рес- пондентов заявило, что она стала Богиней (Сати Деви). Бурные дебаты по поводу этого единичного случая и общественное мне- ние Раджастхана напоминают нам о том, что не следует делать поспешных обобщений касательно современного индуизма. Из окон квартиры какого- нибудь многоэтажного жилого комплекса в Бомбее, Канпуре или Хайдараба-
ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ 8. Социально-политические ориентации индуистских организаций в современных условиях
де может быть не видно ни храмов, ни традиционных костюмов, ни празд- ничных действ, ни внешних признаков принадлежности к определенной кас- те. С другой стороны, на перекрестке люБого города или деревни могут сто- ять два или три храма и полдюжины святилищ и статуй, там можно увидеть процессию в честь местной Богини, цветные одежды садху или традицион- ных нищих, совершающих свой ежедневный обход домов, а также обилие кастовых признаков в одежде, профессиональных занятиях и в поведении людей. Однако степень религиозности и участия в ритуальной практике, «принадлежности к индуизму» зачастую не может быть правильно определе-
на по внешним признакам. Было бы ошибкой полагать, что модернизация и другие свидетельства западного влияния, столь очевидные в крупных индий- ских городах, полностью стерли все следы важнейших индуистских тради- ций. Персональный и семейный порядок поклонения, участие в деятельности храмов, матх и других религиозных институтов, посещение мест паломниче- ства и святилищ, устроенных в честь предков, хотя зачастую модифи- цированные и сокращенные требованиями современной городской жизни, продолжают соблюдаться так же, как и в деревнях и традиционных городах. Индуизм в продолжение всей истории своего существования обладал без- граничными возможностями подчинять любые события своим символиче- ским системам, и он продолжает делать это и в современный период. Гипсо- вые бюсты Индиры Ганди, премьер-министра Индии, убитой в Дели в ре- зультате покушения в октябре 1984 г., можно увидеть сейчас в любой дерев- не и каждом городе. Подобно какой-нибудь Богине, она стоит обычно на пе- рекрестках дорог, украшенная гирляндами цветов, со свеженанесенным красным пятном на лбу. Большая часть неграмотного населения Индии по- клоняется ей, признавая, что ее бюст обладает силой, которую можно уви- деть, к которой можно прикоснуться, которую можно позаимствовать. Пока не известно точно, возникнет ли новый культ Богини Индиры, но процесс мифологизации уже идет, переводя события секуляризированной политиче- ской жизни на язык агиографии, создавая новое житие, демонстрируя непре- кращающееся стремление индуизма к самообновлению. Одному из показателей жизненности и экспериментального характера ин- дуизма ученые присвоили название процесса «санскритизации», в рамках ко- торого брахманическая вера и ритуальная практика, вкупе с санскритскими текстами, становятся все более значимыми среди небрахманских слоев ин- дийского общества. Процесс этот, разумеется, был зафиксирован еще в ран- ний ведийский период, и следы его сохранились на каждой фазе историче- ского развития индуизма. Брахманы, когда-то ученая и обучающая элита, со- храняли санскритский язык, Веды и шастры и ограничивали доступ к сбор- никам законов, крупным храмам, тиртхам и институтам монашества. В со- временной Индии основания их былой власти разрушаются законами секуля- ризированного государства, подвижностью кастовых групп, стремящихся за- нять более высокое положение в обществе, и институтами политическими. Образование открыто для всех желающих. «Неприкасаемым», племенным народам, «низшим классам» и «слабейшим партиям» предоставлены специ-
ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ 8. Социально-политические ориентации индуистских организаций в современных условиях
альные привилегии и положения, утвержденные действенными программа- ми. Храмы не являются больше местом, недоступным для «неприкасаемых»; некоторые ведийские школы и даже центральные храмы управляются госу- дарственными служащими, а Веды и религиозные санскритские шлоки чита- ются для всеобщего слуха в общественных заведениях для ритуальных омо- вений, на ярмарках и празднествах. Сеть радио- и телевещания значительно демократизировала веру. Мантры начитываются женскими голосами на маг- нитофонные пленки, а эпос «Рамаяна» был экранизирован и стал телесериа- лом, демонстрация которого идет каждое воскресное утро. Способности чте- цов-брахманов оказываются невостребованными, если классические санск- ритские тексты стали доступны с помощью домашнего видеомагнитофона. Вместе с упадком брахманской гегемонии и ростом всеобщего образова- ния постепенно повышается обилие средств, позволяющих представителям средних и низших классов общества оБогащать свою духовную жизнь: путе- шествия по священным местам и региональным ярмаркам; разработка новых, более утонченных ритуалов; религиозное обучение в матхах и общинах; бла- готворительная поддержка святилищ и храмов; благочестивая преданность «Богочеловекам» и живым Богиням; приобретение религиозных книг, трак- татов и плакатов. Другой процесс, протекающий сейчас в современном индуизме, можно было бы назвать «ачарьизацией». Он выражается в тенденции образованных
городских классов упрощать учение индуизма, сводя его к избранным выска- зываниям немногих великих учителей (ачарья) и очищая его от всех осталь- ных общинных, местных, деревенских, сектантских и «излишних» аспектов. Во главе стандартного списка ачарий можно поставить таких средневековых деятелей, синтезировавших традиции индуизма, как Шанкара и Рамануджа, затем сразу перескочить к недавним реформаторам – Раммохану Раю, Дая- нанде Сарасвати, Рамакришне и Вивекананде или Ауробиндо. В более вели- чественный список могут войти также такие лица, как Гаутама Будда, Иисус Христос, Гуру Нанак и Ганди, а списки, учитывающие местных свами и гуру, приобретших национальную и международную известность, могут упомя- нуть Сатхья Сай Бабу, Рамана Махариши, Махариши Махеша Йоги или Раджниша, умершего в Индии в 1990 г. под именем «Ошо» после высылки из Соединенных Штатов. Следует обратить внимание на один любопытный мо- мент, заметный при сопоставлении процессов «санскритизации» и «ачарьи- зации»: в то время как Раджу носит на себе изображения четырех Богинь (вместе с изображениями Шивы и Ганеши) и ежедневно поклоняется еще не- скольким женским божествам, обычный список почтенных ачарий представ- лен только мужчинами. Подобно «санскритизации», данный феномен, ставящий в центр высказы- вания ачарий, соотносится с процессами демократизации веры за счет брах- манской элиты, а также с ростом значимости западных ценностей, с расши- рением возможностей образования и с распространением современных средств массовой информации (которые, как и в Соединенных Штатах, спо- собны в кратчайший срок сделать из какого-либо религиозного деятеля фи-
ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ 8. Социально-политические ориентации индуистских организаций в современных условиях
гуру, известную всей стране). В основе этого эклектического и часто догма- тического направления индуизма лежит стремление к модернизации, жела- ние продемонстрировать, что господствующее вероучение Индии до сих пор сохраняет свое значение не только в пределах Южной Азии, но и для всего человечества, что это универсальное учение, вечное и основополагающее для любых проявлений духовности человека. «Ачарьизированный» индуизм игнорирует или упускает из виду препят- ствия, стоящие на пути универсального распространения этого вероучения. С его точки зрения такие моменты, как проводимое пандитами различие между шрути и смрити, кастовая иерархия, институт «неприкасаемости», различие между «чистым» и «нечистым», магия и колдовство, астрология, целительст- во с помощью заклинаний, такие «варваризмы», как сати, жертвоприношение детей, ритуальная одержимость духами мертвых, хождение по углям или приношения цыплят, свиней, коз, овец и буйволов местным Богиням, даже чрезмерное количество Богов и Богинь, упоминаемое в пуранических мифах,
– все это должно остаться за бортом программы развития современного ин- дуизма. Акцент ставится на самореализации, осуществляемой по примеру самореализовавшегося учителя. Данная программа обычно провозглашает строгое равноправие и выделяет благочестиво-медитативные моменты риту- альной практики, с непременным морализированием, демонстрируя привер- женность явному монизму или провозглашенному в Упанишадах и Веданте тождеству между собственным «я» и божественной мировой Душой. Часто ударение ставится на «современных научных принципах», используемых не ради удовольствия или приобретения материальных выгод (как это происхо- дит на «прогнившем Западе»), но ради достижения тех духовных целей, ко- торые явлены в вечно существующей дхарме и открыты в духовном опыте ачарий. Редко встречающийся в деревнях и довольно нечасто – в традиционных городах индуизм, основывающийся на учениях ачарий, широко распростра- нен в англоязычных городских районах по всей Индии и весьма успешно прививается на Западе благодаря деятельности различных религиозных дви- жений, начиная с «Теософского общества» и «Миссии Рамакришны» и за- канчивая более молодыми «Обществом трансцендентальной медитации» и «Миссией Божественного Света». Следует отметить, что наряду с появлени- ем гуру, поставляющих на Запад технику йоги и гибридный, модернизиро- ванный индуизм, традиционные индуистские храмы и матхи прочно обосно- вались по всей Европе и Америке. Они выстроены индийскими каменщиками и скульпторами, освящены индуистскими пуджари и пандитами, состав- ляющими их штат, и обслуживают большие общины иммигрантов-индусов. Население Запада имеет теперь возможность посещать эти новые религиоз- ные институты, где совершаются подлинные индуистские обряды и прово- дятся теологические дискуссии, ранее не известные за пределами Индии, хо- тя и в них сейчас намечается общая тенденция поощрять развитие вероуче- ния, морально и интеллектуально более подходящего для западного общест- ва и присоединившихся к нему индусов.
ЛЕКЦИЯ 4. ИНДУИЗМ 8. Социально-политические ориентации индуистских организаций в современных условиях
Для большинства же индусов, проживающих в Южной Азии, прилага- тельное «современный», стоящее перед словом «индуизм», не имеет никако- го смысла. Даже новые динамичные движения – поразительные для филосо- фов, изучающих длительную историю этого вероучения, – воспринимаются верующими как освященные древней традицией, вполне нормативные формы выражения. Внезапное появление какой-нибудь популярной Богини типа Сантоши Мата или широкий всплеск паломничеств к Богине Вайшно Деви в Северо-Западной Индии – это явления, которые легко вписываются в тради- ционное русло поклонения классическим Богиням индуизма. А когда сотни тысяч одетых в черное, воодушевленных молодых людей по всей Индии, объединенные расцветающим культом Айяппана, садятся в поезда и автобу- сы, а после прибытия на место пешком взбираются на вершину Сабарийского холма (штат Керала), где расположено его святилище, они рассматриваются в конечном счете как обыкновенные паломники со всеми стандартными атри- бутами: обетами, благочестивым пылом, постами, воздержанием и рецита- циями божественного имени. По сути, любопытным результатом беско- нечного экспериментирования индуистской традиции стало то, что подлин- ные нововведения в ней сейчас практически невозможны: оказывается, что в ту или иную эпоху все на свете уже имело место. В то время как мир вступает в XXI в., а Индия догоняет Китай по числен- ности населения, превращаясь в самую густонаселенную страну на земле, Южная Азия изнемогает от жестоких межобщинных столкновений – между индусами и мусульманами, индусами и сикхами, тамильскими индусами и сингальскими буддистами, между представителями различных племенных общин. Несмотря на проведенную в 1970 г. «зеленую революцию», половина населения страдает от страшной нищеты и недоедания, не имея никаких на- дежд на будущее. Две трети всего населения составляют неграмотные, а де- мократические институты Индии, Шри-Ланки и либерального индуистского Королевства Непал зажаты между меняющимися режимами соседних госу- дарств, постоянно находясь под угрозой полной анархии. Однако индуизм как господствующее в Южно-Азиатском регионе вероучение проявляет сла- бую озабоченность очередной сменой века, экономических условий или пра- вящей династии. Его древние способы слушать, мифологизировать, класси- фицировать, возвращать на круг своего существования и поглощать Вселен- ную позволяют ему смотреть на мир и его болезни отстраненным взглядом.
ЛЕКЦИЯ5. БУДДИЗМ
План лекции
1. Социально-политические условия возникновения и эволюции буддизма, его идейные предпосылки. Буддийская литература.
2. Буддийская традиция об основателе буддизма Сиддхарте Гаутаме.
3. Концепция страдания. Учение о сансаре, карме, нирване, дхармах.
4. Особенности буддийского учения о Богах, человеке, мире. Буддийскийкульт и организации.
5. Буддийский культ и организации
6. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна.
7. Амидаизм и нитирэн. Особенности буддизма в Китае и Японии. Чань- буддизм и дзен-буддизм.Тибетский буддизм.
8. Социально-политическая ориентация буддийских организаций в современ- ных условиях. Буддизм в России.
1. Социально-политические условия возникновения и эволюции буддизма, его идейные предпосылки. Буддийская литература
Буддизм возник в северо-восточной части Индии (территория современ- ного штата Бихар), где находились те древние государства (Магадха, Кошала, Вайшали), в которых проповедовал Будда, и где буддизм с самого начала своего существования получил значительное распространение. Обычно счи- тается, что здесь, с одной стороны, позиции ведической религии и связанной с ней варновой (сословной) системы, обеспечивающей привилегированное положение брахманской (жреческой) варны, были слабее, чем в других час- тях Индии (т.е. северо-восток Индии был как бы «слабым звеном» брахма- низма), а с другой – именно здесь шел бурный процесс государственного строительства, предполагавшей возвышение иного «благородного» сосло- вия – варны кшатриев (воинов и светских правителей – царей). Именно буд- дизм возник как оппозиционное брахманизму учение, опиравшееся прежде всего на светскую власть царей. Здесь важно отметить, что опять же буддизм способствовал созданию в Индии мощных государственных образований вроде империи Ашоки. Много позднее, уже в V в. н. э., великий буддийский философ Васубандху, излагая в своем «Вместилище Абхидхармы» (Абхид- хармакоша) социогенный миф, почти ничего не говорит о брахманах, но
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 1. Социально-психологические условия возникновения и эволюции буддизма. Буддийская литература
очень подробно описывает происхождение царской власти (предлагая один из древнейших вариантов договорной теории) и воинского сословия. В опоре буддизма, даже не столько на сословие кшатриев, сколько на царскую власть как таковую, была скрыта существенная опасность, в полной мере проявившаяся в период так называемого упадка буддизма в Индии, приведшего к практически полному исчезновению буддизма на его родине (VII – XIII вв.). Собственно, никакого упадка не было. В монастырях- университетах (Наланда, Викрамашила) продолжала расцветать монашеская ученость, писались утонченнейшие трактаты по логике и эпистемологии, вы- игрывались диспуты, тантрические йогины-махасиддхи («великие совершен- ные») собирались на свои мистические пиршества и предавались созерцанию в лесах и на кладбищах. Просто цари постепенно переставали поддерживать буддизм, в силу не совсем ясных причин возвращаясь в лоно брахманской ортодоксии – индуизма. Вместе с прекращением царской поддержки исчезал и буддизм. Там же, где цари сохраняли приверженность Учению (Дхарме) Будды, расцвет буддизма продолжался. Так, например, было в бенгальском государстве Палов, цари которого продолжали покровительствовать буддиз- му вплоть до того, как Бенгалия оказалась под властью завоевателей- мусульман. Таким образом, в Индии буддизм был «царской религией», что не мешало ему одновременно быть и формой древнеиндийского свободо- мыслия, поскольку носителем религиозной и вообще идеологической орто- доксии и ортопраксии было в Индии жреческое сословие брахманов. И даже в самый поздний период своего существования в Индии буддизм не утратил этого духа свободомыслия. Середина I тысячелетия до н.э. была в Индии временем кризиса древней ведической религии, хранителями и ревнителями которой были брахманы. И неудивительно, что «слабое звено» брахманизма – государства северо- востока Индии – стало опорой и цитаделью альтернативных религиозных движений, к которым принадлежал и буддизм. Возникновение этих альтерна- тивных учений, в свою очередь, было тесно связано с разочарованием части древнеиндийского общества в ведической религии с ее ритуализмом и фор- мальным благочестием, а также с определенными противоречиями и кон- фликтами между брахманами (жречеством) и кшатриями (воплощавшими начала светской власти древнеиндийских царей). Старая ведическая религия жертвоприношений и ритуалов переживала острейший кризис, что выразилось в появлении новых неортодоксальных ас- кетических движений так называемых шраманов, аскетов, подвижников, странствующих философов, отвергших авторитет брахманов и священных Вед и поставивших своей целью самостоятельный поиск истины через заня- тия философией и йогой (психопрактикой преобразования сознания). Одним из таких шраманов (или на языке пали – саманов) и был Будда Шакьямуни, исторический основатель буддизма. Шраманы и шраманские движения сыграли огромную роль в истории ин- дийской философии и культуры. Прежде всего, именно от них идет традиция
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 1. Социально-психологические условия возникновения и эволюции буддизма. Буддийская литература
свободного философского диспута и философии как логико-дискурсивного обоснования и вывода тех или иных теоретических положений. В самой Индии древняя буддийская литература не сохранилась, если не считать наскальных надписей Ашоки, которые являются самым первым из- вестным науке документом, упоминающим о Будде и его учении – дхарме. Они созданы в III в. до н. э. Известная сейчас литература буддизма складыва- лась в течение многих веков не только в Индии, но и в тех странах, куда он проникал. Она весьма обширна. Так, тибетские сборники канонических со- чинений Ганджур и Дан-жур содержат 4566 текстов. Различные направления и школы буддизма до сих пор спорят между собой о многих сочинениях – следует или нет относить их к разряду безусловно заслуживающей доверия священной литературы. Одни считают более достоверными палийские, дру- гие – санскритские тексты. Однако все буддисты сходятся на признании важ- нейшим источником сведений о раннем буддизме тех сочинений религиозно- го характера, которые были записаны к началу нашей эры на языке пали на Цейлоне и известны под названием Типитаки (Тiрitака) – «три корзины». Полного комплекта этих сочинений в ранних записях не найдено. В прошлом веке началось собирание того, что сохранилось в монастырях Цейлона, Бирмы, Сиама, Непала, а также (в переводах на соответствующие языки) в Тибете, Китае, Монголии, Японии. В 1871 г. в Мандалае (Бирма) был созван V буддийский собор, на котором 2400 монахов – знатоков канона – путем сверки различных списков и переводов выработали уточненный текст Типитаки, который был вырезан затем на 729 специально изготовлен- ных мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниа- тюрный островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили храмовой комплекс Кутодо – целый своеобразный городок- библиотеку, хранилище канона. Благодаря Кутодо и очень сходному с ним другому храмовому комплексу Сандамани, содержащему комментарии к Ти- питаке, Мандалай стал одним из наиболее почитаемых мест буддистов всего мира. В конце XIX и начале XX вв. многие тексты, входящие в Типитаку, были переведены па европейские языки и опубликованы, став доступными для широкого круга исследователей. Типитака включает самые разнообразные по содержанию и форме произ- ведения. Это и сборники правил монашеского поведения, и различные рели- гиозно-нравоучительные рассказы, и религнозно-философские трактаты, и стихотворные изречения. Анализ текстов дал возможность установить при- мерное время их составления. Наиболее древней частью канона считается Винаяпитака, или «корзина устава». В Кутодо она занимает 111 мраморных плит. Входящие в нее пять книг излагают правила поведения и образа жизни буддийских монахов и ми- рян, условия приема в монашескую общину и исключения из нее, подробно- сти организационного строения общины и ее историю. Хотя формулировки всех этих правил и требований приписываются Будде Шакьямуни, специали- сты считают, что большинство входящих в Винаяпитаку сочинений сложи-
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 1. Социально-психологические условия возникновения и эволюции буддизма. Буддийская литература
лось не ранее III в. до н. э., т.е.максимум за два столетия до их первоначаль- ной письменной фиксации. Патимоккха является древнейшим и центральным текстом Винаяпитаки. Она – самая старая часть из всего канона. Ее содержа- ние – перечень проступков, совершаемых монахами, и налагаемых за них на- казаний. Далее следует состоящая из двух книг Суттавибханга – коммента- рии к Патимоккхе. Следующая книга называется Кхандхака, разделяющаяся па две части – Махаваггу н Куллаваггу. Первая часть представляет собой историю развития буддийской монашеской общины, начиная с легендарного момента достиже- ния Гаутамой прозрения. Подробно описываются основные церемонии и праздники в общине, правила поведения монахов в течение дня, сбор общи- ны на время сезона дождей. Куллавагга – продолжение Maxaвагги. Ocновное внимание она уделяет наказаниям, налагаемым на монахов за различные про- ступки. В ней же говорится об отступниках от монашеской жизни и описы- ваются первые два буддийских собора. Паривара излагает мнемонические приемы, облегчающие запоминание многочисленных правил и запретов. Вторая часть Типитаки – Суттапитака, или «корзина поучений». Это са- мая обширная часть канона. Ей отведено в Кутодо 410 плит. Она состоит из пяти сборников, излагающих идеологию буддизма в форме притч и бесед, которые также приписываются Будде или его ближайшим ученикам. В сбор- ник Кхуддака-никая входит 15 книг, из них некоторые пользуются особой известностью. Среди них Дхаммапада, которая в краткой стихотворной фор- ме сообщает важнейшие вопросы вероучения. Суттанипата содержит стихи этического содержания и т. д. Особенно интересны Тхерагатха и Тхеригатха, или песнопения монахов и монахинь,– также одно из древнейших сочинении всего канона. Важен для изучения раннего буддизма и сборник Джатака, в который входят рассказы о перерождениях Будды. Они имеют характер мо- ральных назиданий, исходящих от самого Будды. Современная наука устано- вила, что в основе это не оригинальные буддийские сочинения, а про- изведения индийского фольклора, приспособленные для наглядной пропове- ди буддизма. Они важны как источник сведений об условиях общественной жизни древней Индии. Наконец, третья часть канона – Абхидхаммапитака, или «корзина объяс- нения учения (закона)». Она размещена в Кутодо на 208 плитах. В нее входят семь книг религиозно-философского характера, посвященных изложению и развитию приписываемых Будде мыслей. Это наиболее поздняя часть канона. Многие направления и школы буддизма не признают ее первоисточником и в состав канона не включают. «Алмазная сутра» – одно из главных произведений буддийского канона в его махаянистском варианте (махаяна – «великая колесница» – название од- ного из основных направлений буддизма, которое распространено к северу от Индии). Канон буддистов всех школ состоит из трех частей: Виная (монаше- ские правила), Сутра (изречения Будды Шакьямуни, обращенные к его уче- никам) и Абхидхарма (философские тексты). Каждая из этих частей очень
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 1. Социально-психологические условия возникновения и эволюции буддизма. Буддийская литература
велика по объему. Так, в тибетском буддийском каноне сутры занимают 44 тома. Канон махаяны отличается от священных книг хинаяны («малой колес- ницы», южного буддизма) изначальной эзотеричностью. Предание махаяны гласит: когда ученики почившего Шакьямуни в городе Раджагрихе (столице древнеиндийского царства Магадха) формировали канон хинаяны, на горе Вималасвабхава близ Раджагрихи собрались бодхисаттвы Ваджрапани, Майтрейя, Манджушри. На своем небесном соборе они записали учение Будды более полно, чем это могли сделать обычные люди. Что касается конкретных махаянистских текстов, то они дошли до нас в более поздней редакции. В поисках их древнейших вариантов мы часто об- ращаемся к тибетскому наследию. Но буддизм в Тибете получил широкое распространение только в VII в., и многие тексты махаяны восходят к другим первоисточникам, прежде всего санскритским и китайским. Это относится и к «Алмазной Сутре», которая получила свой канонический вид в среде ки- тайских буддистов в IV веке нашей эры. Ее автором (или редактором) назы- вают Кумарадживу (343-413) – первого индийского буддиста, который по- знакомил китайцев с учением махаяны, а также придал законченность и стройность системе вероучения этой буддийской школы в целом. Незначи- тельные изменения вносились в текст сутры и позднее. В полном санкритском названии «Алмазной Сутры» (Ваджраччхедика- праджня-парамита-сутра) отражена главная цель, стоящая перед буддистом – достижение нирваны. Важная предпосылка достижения этой цели – приобре- тение шести «совершенств» («парамит)»: совершенства в щедрости, нравст- венности, праведном усердии, терпении, медитативной практике и в интуи- тивной мудрости, которая на санскрите называется «праджня». Текст «Алмазной Сутры» не изменился за 17 веков, но то, что было по- нятным тогда, теперь воспринимается с трудом. Следует помнить, что со- держание «Алмазной Сутры» неизмеримо глубоко. Слово и значение, на ко- торое оно указывает не одно и то же. Смысловое значение подобно много- гранному кристаллу, к которому относятся много слов. Каждое слово указы- вает на одну из граней кристалла, но не на сам кристалл. В то же время грань поверхности кристалла относится к кристаллу, поэтому слово указывает на кристалл. В VI в. текст «Сутры» был разбит на 32 пункта (параграфа). Сутра, представляющая собой как бы объективацию пробужденного сознания авто- ра текста и средство порождения такового у читающего, наполнена парадок- сальными высказываниями, которые как бы тестируют читателя на понима- ние текста (для того, кто понял, парадоксальность оказывается мнимой). Популярность «Ваджраччедики» во многом объясняется ее лаконизмом в сочетании с полнотой содержания и выражения праджняпарамитской док- трины. Эта доктрина («праджня парамита» – интуитивная «премудрость, пе- реводящая на другой берег существования») начала формироваться в Индии на рубеже нашей эры и оказалась тесно связанной с философией школы мадхъямика (шуньявада), которая в известном смысле представляет собой систематизированное и рационализированное праджняпарамитское учение.
ЛЕКЦИЯ 5. БУДДИЗМ 1. Социально-психологические условия возникновения и эволюции буддизма. Буддийская литература
«Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как «Алмазная Сутра», принадлежит к наиболее почитаемым буддийским тек- стам дальневосточной традиции. Призыв к бесстрашию звучит в Тибетской «Книге Великого Освобожде- ния», которая по форме – сложный комплекс наставлений и молитв, которы- ми лама напутствует умирающего и умершего. Главная задача ламы, читаю- щего книгу, – показать умирающему, что все образы, возникающие перед ним, – «проявления» или «отражения» его собственного сознания. Образы «Книги Мертвых», как правило, неоднозначны, их можно понять только че- рез дополнительные описания, противоречивые с позиций бытовой логики. Скажем «пустота», в которую погружается умирающий, неотделима от све- тоносности, «исходной яркости» как основы бытия. Одной из особенностей ритуала считается то, что человек слушает указания ламы, пребывая в неви- димом теле. Наставления тибетских лам поражают точностью описания по- граничных состояний человеческого бытия, и в этом убедится каждый. Кто их испытал. «Книга Великого Освобождения» относится к числу так называемых «со- кровенных книг» По преданию, они были оформлены учителем Падмасамб- хавой в VIII в., затем сокрыты в тайных пещерах и обнаружены позднее, в эпоху расцвета тибетского буддизма. Божества, описанные в «Книге Мертвых», воспринимаются в буддийской традиции как воплощение различных энергетических проявлений. «Книга Мертвых» описывает и своеобразно истолковывает жизненный опыт людей. Чогьям Трунгпа назвал ее «Книгой пространства», которое вмещает и жизнь, и смерть. Действительно, бардо – промежуточное состояние – может иметь место не только после смерти, но и жизненных ситуациях, например, при за- болеваниях и травмах. Постижение, переживание этих состояний призвано дать понимание жизни и смерти, победить стрессы и страх.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|