Социально-политические ориентации иудаистских организаций в современных условиях
В середине XVIII в. Западную и Центральную Европу охватили социаль- ные и идеологические революции. Классовая иерархия средневекового мира была разрушена, получали распространение и развитие понятие «прав чело- века», проповедовалась и побеждала идея равенства всех людей, таким обра- зом, идеологическая основа парадигм авторитета и привилегий оказалась по- дорвана. Результатом было то, что маргинальные и угнетенные социальные классы и группы, такие, как евреи, получили беспрецедентный доступ к об- разованию и культуре. По существу, впервые евреи вступали в контакт с ме- стными народами на общей основе, впервые они получили доступ к новым профессиям. Формировались общие политические идеалы, евреи все больше вовлекались в области гражданского права и в систему образования тех на- родов, среди которых они жили. Все это отталкивало евреев дальше и дальше от того, чтобы быть преданными исключительно еврейской традиции, и на- лагало на нее необходимость приспособления к новой реальности. Транс- формация социальной жизни евреев сопровождалась мощной идеологиче- ской поддержкой. Новый «открытый» культурный климат Европы – само по себе уже революционное отрицание средневековых парадигм – утверждал идеалы разума и интеллектуального дерзания. Не стало традициональной, данной заранее и предетерминированной социально-религиозной реальности, которую люди впитывали в себя с молоком матери. Теперь степень и приро- да жизни в иудаизме и самоидентификации себя как еврея стали предметом выбора из множества других религиозных и культурных предпочтений, су- ществовавших во всем обществе. Это означало, что теперь все предписания религиозной жизни и идентификация себя как еврея обусловливались этим выбором, а не судьбой. Конечно, многие евреи на собственном опыте позна- ли мучительный конфликт, пытаясь сбалансировать новые ценности с тради- циональными. Известным примером поиска интеллектуально религиозного синтоза, основывающегося на этой новой реальности, был пример Моше Мендельсона (1729–1786 гг.). В своем прославленном труде «Иерусалим» Мендельсон формулирует идеологию иудаизма для Века разума, иудаизма, который приспособляется к естественному разуму во всех своих социально- моральных учениях и сохраняет свою исключительность только в Богооткро- венном церемониальном Законе. Прием этого философа в Берлинское интел- лектуальное общество стал примером как для либерально настроенных евре- ев, так и для неевреев. Это внушало мысль о том, что при соответствующем приспособлении традиционного образования и образа жизни еврей может быть принят в окружающий социум, что не являлось истиной, которую хоте- ли слышать все евреи. Однако следовали новые попытки интеграции иудаиз- ма в окружающую культуру, приводившие к беспрецедентному размаху ре- лигиозного реформизма.
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 6. Социально-политические ориентации иудаистских организаций в современных условиях
Эти изменения носили монументальный характер и имели огромные по- следствия для статуса Торы и традиции. Ранее, когда новые ценности или устремления возникали изнутри общины или извне, именно они становились предметом оценки на фоне традиции. Теперь ситуация парадоксальным обра- зом изменилась с точностью до наоборот; теперь традиция была тем, что ста- ло предметом оценки на фоне нетрадициональных ценностей. Результатом стала переоценка древних текстов и ритуалов иудаизма. Тора теперь рас- сматривалась как подверженный изменениям и исторически обусловленный документ в соответствии с новыми для того времени историческими идеями, такой же приговор был вынесен и ее моральному и легалистическому содер- жанию. Иудаизм как система мысли и религиозной практики рассматривался в исторически относительных понятиях, а не как абсолютная и вневременная сущность. Соответственно, одни евреи отвергли иудаизм окончательно как предпросветительскую стадию религиозной культуры, другие вынуждены были переосмыслить и реформировать старую веру, ибо если иудаизм не яв- ляется вневременной сущностью, но историческим результатом деятельности иудеев, то судьба религии есть нечто человеческое, которое может и должно соответствовать времени. И в этом направлении делалось многое. Однако между теми, кто изучал иудейские источники «научно» (движение так назы- ваемого «научного изучения иудаизма»), и теми, кто хотел представить иу- даизм как развивающуюся религиозно-культурную цивилизацию, возникло и развилось глубокое отчуждение. Если пресс современности заставлял тради- ционалистов все с большей силой настаивать на том, что «Тора Моисея дана Богом», то дух все той же современности давал мужество многим другим де- лать акцент на человеческих, подверженных изменениям комментариях Аки- бы и раввинов. Новым идеалом было принять историческое соответствие для иудаизма и еврейской культуры и путем умеренных или радикальных реформ соединить традициональные иудейские ценности и образ жизни с современ- ным миром.
Быть может, чрезвычайно неожиданной культурной реформой и в равной степени революционной была попытка в конце XIX в. начать восстановление еврейского народа на его древней родине. Это реформистско-национальное движение называется сионизм. Сталкиваясь с растущим подъемом антисе- митизма в странах Европы и в России, многие евреи пришли к тревожному выводу о том, что у них нет твердых гарантий в окружающих их обществах и что они сами должны думать о своем физическом и культурном выживании. Пресловутые обвинения, что евреи были «государством в государстве» и что они люди «двойного подданства», рождали у них старые страхи и убеждали в том, что, несмотря на кажущиеся социальные улучшения, евреи все еще ос- тавались «народом-изгнанником». Движение по реформированию еврейской национальной жизни путем основания нового национального поселения в Палестине было возглавлено Теодором Герцелем. Основной задачей этого движения было обеспечение физической безопасности и политической сво- боды евреям, если они не смогут находиться под властью стран проживания. После 1945 г. евреи, спасшиеся от кровавых ужасов нацизма, и в 1948 г.
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 6. Социально-политические ориентации иудаистских организаций в современных условиях
ближневосточные евреи, спасшиеся от арабских преследований после про- возглашения государства Израиль, доказали всему миру жизненную важ- ность политики сионизма. Роль Израиля с 1970 г. в предоставлении безопас- ной гавани для угнетенных евреев России, Ирана и Эфиопии вновь подтвер- дила эту важность. Итак, после почти двух тысяч лет изгнания евреи начали восстанавливать свой древний народ на своей родине, оживили древний язык своих предков, приступили к отстраиванию политических и культурных институтов. В са- мом деле, после почти двух тысячелетий пребывания в состоянии беспомощ- ных чужаков, вне истории и национального государства, множество евреев попытались вернуться к истории, к задаче построения общества на новой ев- рейской основе. Этот духовно-культурный аспект сионизма был второй ос- новной задачей, понимавшейся первыми лидерами сионизма как централь- ный пункт его идеологии. Отвергая многие представления и парадигмы тра- диционного иудаизма, новые культурные сионисты пытались основать жиз- ненную нетрадициональную еврейскую культуру на основе ее древнего на- следия. Это энергичное отношение к традиции вместе со стремлением пола- гаться на собственные силы отталкивало на ранней стадии от сионизма мно- жество традициональных евреев, которые не могли отказаться от древнего представления о Сионе как о религиозном символе смысла еврейской исто-
рии и о «возвращении в Сион» как о мессианском событии, инициатором ко- торого может быть только Бог. Постепенно в Центральной Европе и Америке внутри традиционных кругов возникли и получили развитие другие, более умеренные отношения и формы религиозного сионизма. Сегодня религиоз- ный сионизм – одна из действенных составляющих в формировании еврей- ской жизни в Израиле, охватывающая значительное число новых иммигран- тов и соединяющая секулярные и нееврейские законы и ценности с учениями традиции. Усилия сформировать жизнеспособный синтез между традицион- ной Галахой и обычаями, с одной стороны, и западным гуманизмом с его ценностями – с другой, являются отличительной чертой легалистическо- культурной деятельности государства Израиль, что происходит, однако, не без острой политической борьбы. Развитие и оживление еврейской культуры в Израиле имели трудно пере- оценимое воздействие на характер еврейской жизни по всему миру, но в осо- бенности на жизнь евреев Америки в XX в. Культурный подъем еврейского народа породил новую национальную гордость, стимулировал изучение древнееврейского языка и литературы, вновь сделал Израиль страной всеоб- щего паломничества. Как и надеялись первые сионисты, Израиль стал цен- тром и катализатором еврейской культуры. Кроме того, в результате сиониз- ма укрепились связи евреев по всему миру, так что древняя мысль о том, что «все евреи в ответе друг за друга», во второй половине XX в. наполнилась новым содержанием. Значительная финансовая и эмоциональная помощь была оказана молодому государству прежде всего евреями Северной Амери- ки, а недавние иммигранты из России и других стран получили поддержку от пожертвований евреев всего мира. Эта помощь принимается с осознанием
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 6. Социально-политические ориентации иудаистских организаций в современных условиях
древнего морального требования и с чувством новой, не нуждающейся в оп- равдании гордости за свою еврейскую судьбу. Поэтому евреи, выросшие по- сле 1948 г., с трудом могут представить себе время, когда еврейский народ был жестоко преследуем и совершенно беспомощен. Но постоянное стрем- ление сохранить память о 6 миллионах жертв, замученных во время Второй мировой войны, не дает утихнуть боли за еврейское историческое прошлое и заставляет предпринимать все возможное, чтобы никогда больше евреи не оказались бессильными и беспомощными перед лицом преследований. Эти коллективные усилия рождают среди современных евреев мощное чувство того, что они – единый народ, хотя и разбросанный по всей планете и разня- щийся по своему отношению к религии. В самом деле, это могучее усилие по сохранению еврейского народа и есть в итоге то новое в еврейской жизни, что соединяет традициональных и нетрадициональных евреев для выполне- ния общей задачи.
Другим реальным консенсусом современного иудаизма, несмотря на все разнообразие реинтерпретаций, объектом которых он стал, включая секуляр- ные ревизии его древних символов и понятий, остается древний календарный цикл. Традиционалисты, пост- и нетрадиционалисты, фундаменталисты, ли- бералы и атеисты – все современные евреи, хоть как-то осознающие свое ре- лигиозно-национальное наследие, почитают еврейский Новый год и другие древние национальные праздники в том или ином виде. Итак, сегодня, как и раньше, календарный цикл несет в себе формы и ощущение еврейской жиз- ни. Это же относится и к традициональным парадигмам этого цикла, к кото- рым мы сейчас перейдем. В самом деле, в той или иной форме они все еще определяют собой облик современного иудаизма.
Иудаизм в России
Первые приверженцы иудаизма появились на территории нынешней Рос- сийской Федерации на рубеже эр. Они жили на берегах Керченского полу- острова, где существовало могущественное Боспорское царство. В конце XVIII в. Россия при разделах Польши получила земли, на которых жили большая часть тогдашних евреев. В настоящий момент в России широко представлены два из четырех ос- новных направлений иудаизма – реформистский и ортодоксальный. Из примерно 200 ныне зарегистрированных в РФ общин около 60 % ото- ждествляют себя с ортодоксальными евреями, а 40 % – с реформистами. Два другие направления – консервативное, объединяющее верующих ев- реев, не принявших ни реформизма, ни неоортодоксии, и зародившийся в его недрах реконструктивизм, согласно которому иудаизм – это развивающаяся религиозная цивилизация, нормы поведения которой определяются не веро- учением, а самим еврейским народом – не имеют в России сколько-нибудь значительного числа приверженцев.
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 7. Иудаизм в России
В рамках ортодоксального направления в России большое значение при- обрел также хасидизм. Кроме того, на территории России существуют небольшие общины так называемых субботников – этнических русских, принявших иудаизм. Во главе иудейской общины обычно стоят два руководителя – духовный (раввин) и светский (председатель общины). Иногда, хотя и редко, обе долж- ности совмещаются. Подобный дуализм вызван тем, что еврейская община, в отличие от общин приверженцев других мировых религий, является не толь- ко религиозным, но и национально-культурным центром, поскольку понятия «еврей» и «иудей» во многих странах практически идентичны. Помимо рав- вина в каждой общине должен быть кантор (певчий), шойхет (или резник – человек, занимающийся кошерным убоем скота и птицы), моэл (человек, производящий обряд обрезания). У иудеев очень долго не было своего религиозного центра (за редкими исключениями). Все строилось на моральном авторитете раввинов. Эта тра- диция была нарушена на Западе в XIX в., когда то в одной, то в другой стра- не появлялась стройная система во главе с Главным раввином. Российским приверженцам иудаизма из-за противодействия властей пришлось ждать это- го до 1987 г., когда Адольф Шаевич был избран Главным раввином СССР. В данное время в России идет становление организационных структур, необходимых для нормального существования и развития иудейских религи- озных общин. Центром еврейской религиозной жизни страны, несомненно, является Москва, где по приблизительным сведениям проживает около 200 тыс. лиц еврейского происхождения. Там размещается раввинский суд, имеющий право решать вопросы, относящиеся к соблюдению иудейских ре- лигиозных законов, синагоги, различные религиозные учебные заведения, еврейские школы и Еврейский университет. В Москве работает Российский еврейский конгресс, организация «ВААД России», стремящийся объединить все еврейские организации, Конгресс еврейских религиозных общин и орга- низаций России (КЕРООР), издается еврейская пресса и т.д. В Санкт- Петербурге, в котором проживает около 100 тыс. человек еврейского проис- хождения также имеются Хоральная синагога, Петербургский еврейский университет, школы и культурно-просветительские и благотворительные ор- ганизации, выходит еврейская газета «Народ мой» и другие издания. Синаго- ги работают в десятках городов России, активизировалась культурно- религиозная жизнь малых этнографических иудейских групп – горских, гру- зинских, среднеазиатских евреев, караимов. Иудаизм официально признан одной из четырех традиционных религий России. Ввиду массовых смешанных браков на протяжении нескольких поколе- ний и господствующего в обществе нерелигиозного сознания довольно труд- но определить приверженцев иудаизма на территории бывшего СССР. Неко- торые источники полагают, что их число достаточно велико. Весьма прибли- зительно можно полагать, что среда, потенциально тяготеющая к иудейской религиозной традиции, насчитывает на территории СНГ около трех миллио- нов человек. В основном это хорошо образованные жители городов, занятые
ЛЕКЦИЯ 8. ИСТОРИЯ ИУДАИЗМА 7. Иудаизм в России
преимущественно умственным трудом. Данные социологических исследова- ний показывают отсутствие у большинства этих людей четкой конфессио- нальной идентификации.
ЛЕКЦИЯ9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТИАНСТВА
План лекции
1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникнове- ния христианства.
2. Историческая и мифологическая школы о личности Иисуса Христа.
3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения.
4. Библия: состав и содержание. Канон и апокрифы.
5. Апологетика: Иустин Философ, Климент Александрийский, Ориген. Тер- туллиан.
6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский,Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с гностицизмом, монта-низмом, манихейством.
7. Формирование культа и церковной организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|