Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

И идейные предпосылки возникновения христианства




 

 

Во второй половине I тысячелетия до н.э. и в первые века христианской эры во всем ареале Восточного Средиземноморья происходили изменения в традиционном мировоззрении основных масс населения, которые подготови- ли появление и распространение новой мировой религии – христианства. В период господства мифологического мышления люди по традиции, пере- шедшей от длинного ряда предков, полагались на заданность миропорядка и своего места в коллективе как его органической части. Неизбежность собы- тий, связанных с таким миропорядком, не вызывала сомнений. Теперь же традиционные устои повсеместно рушились, греко-македонские, римские, парфянские завоевания приводили к падению и возвышению государств на территориях, огромных по масштабу, и втянутым в эти процессы человече- ским массам. Происходило насильственное и добровольное переселение, те- рялись родственные и общинные связи, успех или поражение казались часто случайными и непредвиденными. В этих условиях все ощутимее становится потребность в вере в могущественного Бога-покровителя, который мог бы

 

 
История религии. Конспект лекций -213-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

спасти не племя, не общину, не город, а данного конкретного человека, ли-

шенного прежних гарантий привычного существования.

Одним из проявлений поисков новых божеств было создание синкретиче-

ских образов Богов, объединивших функции и атрибуты божеств разных на-

родов. Эти явления в религиозном мышлении проявились еще в рамках Пер- сидской державы. Частично они были связаны с массовыми переселениями, особенно характерными для эпохи эллинизма: на новом месте люди стреми- лись заручиться поддержкой местных Богов, не отказываясь и от почитания своих прежних, «отеческих». Но в слиянии образов различных Богов можно видеть и выражение тенденции к универсализации и абстрагизации божества, к формированию представления о едином божестве. Большую популярность на древнем Ближнем Востоке (вплоть до Ирана) получил культ Сераписа (Осирис, Апис, Зевс, Аид, Асклепий), выступавшего как владыка неба и цар- ства мертвых. Не меньшее распространение получили культы древнего жен- ского божества – Великой Матери (как начала всего сущего), которая ото- ждествлялась с Астартой, Кибелой, Исидой, Гекатой, Артемидой, Афродитой Уранией и другими женскими божествами, ставшими, по существу, ее ипо- стасями. В произведении, приписываемом Лукиану, – «О сирийской Богине»

– описано изображение такого синкретического божества в храме сирийского

Гиерополя; автор называет Богиню Герой, хотя ее несут львы (атрибут Кибе-

лы), а на голове – башня и повязка, которая, по словам автора, «украшает только Афродиту Уранию». Культ Богини-Матери, присутствовавший в большинстве религиозных верований того времени, объединял людей самого разного этнического и социального происхождения, а сама Богиня в пред- ставлении ее почитателей была управительницей мироздания. Герой «Мета- морфоз» Апулея Луций, обращаясь к Исиде, говорит: «...Ты кружишь мир, зажигаешь солнце, управляешь Вселенной, пожираешь тартар... мановением твоим огонь разжигается, тучи сгущаются, поля осеменяются, посевы поды- маются».

Универсализация образа божества заметна даже в локальных божествах- покровителях отдельных городов, культ которых привлекает самых разных людей: так, в надписи из небольшого карийского города Панамары (I в. н.э.) принимать участие в празднествах в честь Зевса Панамария приглашаются все граждане, живущие в городе чужестранцы, рабы, женщины и «все люди населенного мира». В данном случае местный Зевс, вероятно, воспринимался уже как ипостась единого могущественного божества, которое выступает как покровитель всех жителей ойкумены. Таким образом, формирование пред- ставления об универсальном божестве было связано и с представлением о человеческой общности, естественном равенстве людей, представлением, ко- торое уже не ограничивается философскими учениями, но начинает прони- кать в массовое сознание.

Универсальное божество мыслилось не только как всемогущее, но и как справедливое и милостивое к людям. В этом сказался возросший антропо-

центризм религиозного мышления: не только человек служит Богу – божест-

во заботится прежде всего о человеке. В той же молитве Исиде Луций назы-

 

 
История религии. Конспект лекций -214-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

вает ее «охранительницей смертных», «заступницей рода человеческого». А в надписи из Нубии содержится призыв чтить Исиду и Сераписа, «величай- ших из Богов, спасителей», «благих, благосклонных», «благодетелей». Бла- гое божество в представлении людей первых веков христианской эры помо- гает людям и само является высшим носителем нравственного начала. Мно- гочисленные посвящения из Малой Азии, Сирии, Финикии сделаны «Богам внемлющим» (или в единственном числе). К божеству применяются также эпитеты «чистый и справедливый» («чистые и справедливые»). Характерно, что «чистый и справедливый» Бог безымянен – он един, и справедливость стала его основным атрибутом.

Вероятно, под влиянием представлений о едином божестве в позднеэлли- нистический период за пределами Палестины проявляется интерес к иудаиз- му. Наряду с фантастическими, явно тенденциозными описаниями иудейских обрядов различными античными авторами можно обнаружить и позитивное отношение к иудейским верованиям. Так, Страбон с симпатией пишет о Моисее и его учении о едином божестве, которое управляет Космосом и при- родой сущего; он выделяет и нравственные требования к верующим: только живущие благоразумно, согласно справедливости могут получить вознагра- ждение от Бога. Появляются частные религиозные союзы, в которых видно влияние иудаизма: так, из Киликии дошла надпись в честь руководителя си- нагоги, поставленная от имени коллегии почитателей «Бога-саббатиста», т.е. Бога субботы (помимо полноправных членов коллегии упомянуты и люди, названные «саббатистами»). «Бог высочайший», вокруг культа которого так- же объединялись разные люди в Малой Азии, во Фракии, на Боспоре, связан был, по всей вероятности, с образом иудейского Яхве, хотя в состав его по- читателей входили и неиудеи.

Обращение человека к божеству справедливому, «внемлющему» предпо- лагало представление о личной связи с этим божеством вне официальных це- ремоний общины или города. Таким образом, в эллинистических государст- вах, а затем в восточных провинциях Римской империи появляется большое количество частных религиозных объединений вокруг культов того или ино- го божества, большей частью – восточного происхождения. Совершались особые таинства, мистерии, чтобы приобщить каждого члена сообщества к божеству-спасителю. В этих таинствах сочетались древние магические обря- ды с нравственным искусом, через который должен был пройти посвящае- мый. Тертуллиан писал, что в таинства Исиды и Митры посвящались посред- ством омовения, т.е. очищения (не только физического, но и нравственного). Мистериальные действа как бы давали возможность каждому участнику со- единиться с божеством. Правда, по-прежнему в этих действах магия остава- лась главным способом личного общения с ним. В магических заклинаниях, связанных с культом Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), особенно распространенным в Египте, содержатся формулы, обеспечивающие слияние с божеством, в том числе, утверждение: «Я знаю имя твое, воссиявшее в не- бе, я знаю и все образы твои, я знаю, какое твое растение...». Знание тайных

 

 

 
История религии. Конспект лекций -215-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

образов и имен давало, по представлению верующих, магическую власть над божеством.

Вера в возможность непосредственного контакта с божеством – без по-

средства традиционного жречества – привела к появлению в первые века христианской эры в восточных провинциях множества пророков и проповед-

ников. Характерным примером может служить Александр, действовавший в

Вифинии и Понте во II в. н.э. Он был высмеян Лукианом – и пользовался ог-

ромной популярностью среди самых разных слоев населения. Александр объявил о рождении нового божества в образе змеи (воплощение Асклепия) и от имени ее давал прорицания. Жажда чуда, надежда на общение с живым Богом обеспечивала успех людям, подобным Александру.

Однако на рубеже эр появлялись и такие сообщества, которые не призна-

вали магии и ставили перед своими членами только требования нравствен-

ные. В этом отношении интересен религиозный союз, основанный каким-то философом в малоазийском городе Филадельфии в I в. до н.э. Члены союза почитали Зевса и Великую Матерь (Атаргатис). Вступать в него могли жен- щины и мужчины, как свободные, так и рабы. Они должны были принести клятву не злоумышлять ни против кого, не пользоваться наговорами, не ис- пользовать средства, препятствующие деторождению, не помогать в этом другим; мужчины не должны были сожительствовать с замужними женщи- нами, будь то свободная или рабыня, совращать девушек и мальчиков; жены не должны были изменять своим мужьям. Характерно, что все осуждаемые проступки направлены только против личности, никаких норм общественно- го, официального поведения не устанавливалось; интересно также, что члены этого союза выступают против магии, хотя и верят в нее (запрет наговоров и приворотных зелий). Этот союз отражает высокую степень самоопределения личности и потребность в моральных нормах, которые бы эту личность за- щищали.

Все описанные особенности культов Восточного Средиземноморья про-

являлись в виде тенденций – они присутствовали в разной форме и с разной степенью интенсивности в различных верованиях. Эти тенденции подготови- ли почву для распространения христианства, как иудейское сектантство – для его возникновения. Именно в христианстве они нашли свое наиболее полное воплощение. В нем – как и в буддизме – были преодолены партикуляризм, этническая или сословная ограниченность древних культов, были сформули- рованы нормативные нравственные требования к верующим. Раннее христи- анство призывало к единению в любви, которая не должна делить людей на чужих и своих. При этом христианство обожествляло страдание – именно страдающим должна была открыться Божья благодать. Христиане восприни- мали себя не членами какого-либо определенного традиционного коллектива, а всего лишь временными странниками на земле. И в то же время человек как личность находился в центре всего христианского вероучения: он нес ответ- ственность не только за свои личные поступки, но и за всю мировую неспра- ведливость, однако при этом он обладал возможностью выбрать путь, кото- рый привел бы его к спасению в Царстве Божием на земле или в ином мире.

 

 
История религии. Конспект лекций -216-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

1. Общественно-политические условия и идейные предпосылки возникновения христианства

 

Универсализм христианской проповеди обусловил превращение христианст-

ва в мировую религию, но путь этот был достаточно длительным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...