Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историческая и мифологическая школы о личности Иисуса Христа




 

 

Иисус Христос как объект христианского культа принадлежит теологии. И это – вопрос веры, который исключает какое-либо сомнение и не требует исследования. Тем не менее попытки проникнуть в дух Евангелий, понять истинную сущность Иисуса Христа никогда не прекращались. Вся история христианской Церкви полна ожесточенных схваток за право обладания исти- ной об Иисусе Христе, о чем свидетельствуют и вселенские соборы, и выделение еретических сект, и разделение католической и православной Церквей, и Реформация. Но, помимо чисто Богословских споров, фигура Ии- суса Христа стала предметом обсуждения и в исторической науке, которую интересовали и продолжают интересовать прежде всего две проблемы: 1) во- прос о реальном содержании евангельской истории, т.е.был ли Иисус Хри- стос исторической личностью; 2) вопрос об образе Иисуса Христа в раннехристианском сознании (каков смысл этого образа и каковы его исто- ки?). Эти проблемы оказались в центре дискуссий двух научных направле- ний, возникших еще в XVIII в., – мифологического и исторического.

Мифологическое направление (Ш.Дюпюи, К.Вольней, А.Древе и др.)

полностью отрицало реальность Иисуса Христа как исторической личности и рассматривало его исключительно как факт мифологии. В Иисусе видели олицетворение то солнечного или лунного божества, то ветхозаветного Яхве, то кумранитского Учителя праведности. Пытаясь выявить истоки образа Ии- суса Христа и»расшифровать» символическое содержание евангельских со- бытий, представители этого направления провели огромную работу по поиску аналогий между мотивами и сюжетами Нового Завета и более ран- них мифологических систем. Так, например, идея воскресения Иисуса связы- валась ими с представлениями об умирающем и воскресающем божестве в шумерской, древнеегипетской, западносемитской и древнегреческой мифо- логиях. Евангельской истории пытались также дать солярно-астральную ин- терпретацию, весьма распространенную в древних культурах (путь Иисуса Христа с 12 апостолами представляли, в частности, как годичный путь солн- ца через 12 созвездий). Образ Иисуса Христа, по мнению приверженцев ми- фологической школы, постепенно эволюционировал от первоначального об- раза чистого божества к более позднему образу Богочеловека. Заслугой ми- фологистов является то, что им удалось рассмотреть образ Иисуса Христа в широком контексте древневосточной и античной культуры и показать его зависимость от предшествующего мифологического развития.

Историческая школа (Г.Реймарус, Э Ренан, Ф.Бауэр, Д.Штраус и др.) счи- тала, что евангельский рассказ имеет определенную реальную основу, кото- рая со временем, однако, все более мифологизировалась, и Иисус Христос

 

 

 
История религии. Конспект лекций -217-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

2. Историческая и мифологическая школы о личности Иисуса Христа

 

из реального человека (проповедника и вероучителя) постепенно превращал- ся в сверхъестественную личность. Сторонники этого направления ставили задачу освободить подлинно историческое в Евангелиях от позднейшей ми- фологической обработки. С этой целью в конце XIX в. было предложено ис- пользовать метод рационалистической критики, который означал реконст- рукцию «подлинной» биографии Иисуса Христа путем исключения всего то- го, что не поддается разумному объяснению, т.е.фактически «переписыва- ние» Евангелий в рационалистическом духе (Тюбингенская школа). Метод этот вызвал серьезную критику (Ф. Бредли) и был вскоре отвергнут боль- шинством ученых.

Краеугольный тезис мифологистов о»молчании» источников I в. об Ии- сусе Христе, который, по их убеждению, доказывал мифический характер этой фигуры, побудил многих сторонников исторической школы перенести свое внимание на тщательное изучение новозаветных текстов в поисках ис- ходного христианского предания. В первой четверти XX в. возникает школа изучения «истории форм» (М.Дибелиус, Р.Бультман), целью которой было реконструировать историю развития традиции об Иисусе Христе – от устных истоков до литературного оформления – и определить оригинальную основу, очистив ее от напластований последующих редакций. Текстологические ис- следования привели представителей этой школы к выводу, что даже выде- ленная из Евангелий первоначальная христианская версия середины I в. не дает возможности воссоздать реальную биографию Иисуса Христа. Здесь он также остается лишь символическим персонажем; исторический Иисус Христос мог существовать, однако вопрос о подлинных событиях его жизни едва ли разрешим. Последователи школы изучения «истории форм» до сих пор составляют одно из ведущих направлений в современной библеистике.

Из-за отсутствия принципиально новых документов и при информатив- ной ограниченности археологического материала пока трудно ожидать како- го-либо существенного прорыва в решении проблемы исторического Иисуса Христа.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...