И иерусалимская общины. Становление вероучения
Первоначально последователи галилейского проповедника Иошуа (Иису- са) составляли небольшую группу, одну из многих, существовавших в Пале- стине в I в. н.э. Непосредственными их предшественниками были кумранские ессеи и Иоанн Креститель, о котором, кроме евангелий, рассказывается и в «Иудейских древностях» Иосифа Флавия. Иоанн был связан с Кумранской общиной; он призывал в ожидании прихода мессии покаяться и очиститься от всех грехов. В этих призывах ясно видно ожидание конца мира – эсхато- логические представления, свойственные учению кумранитов. Выражением очищения служило крещение – омовение в водах реки Иордан. Иоанн и его ученики проповедовали аскетизм. Участь Иоанна была печальной: он высту-
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
пал против ставленника римлян правителя Галилеи Ирода Антипы и был казнен по его приказанию, поскольку, по словам Иосифа Флавия, Ирод опа- сался, что влияние Иоанна на народ может привести к мятежу. Одним из принявших крещение от Иоанна в водах Иордана был Иисус из Назарета. С точки зрения первых почитателей Иисуса, именно во время акта крещения Иисус стал «пророком из пророков»; на него сошел «Дух Святой» – как об этом повествуется в ранних евангелиях, созданных в среде христиан из иудеев (эбионитов и назареев). Учение об Иисусе – Сыне Божием в пря- мом смысле слова, непорочно зачатом Девой Марией, возникло примерно в середине I в. н.э. Итак, в начале своей проповеди Иисус выступал как пророк, продолжая более раннее пророческое движение (недаром в приписываемых ему высказываниях столько цитат из ветхозаветных пророков). Начальное ядро его проповеди восстановить трудно; судя по древнейшей традиции, со- храненной в новозаветных и иудео-христианских писаниях, главным ее со- держанием были призывы к духовному очищению через «живую воду» веры в ожидании скорого конца мира и установления Царства Божия на земле. В самом раннем из канонических евангелий – Евангелии от Марка – Иисус го- ворит своим ученикам: «...нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в грядущем веке жизни вечной» (10. 29-30). Эсхатологические чаяния состав- ляли важнейшую часть мировоззрения первых последователей Иисуса. Путь в Царство Божие означал отказ от всех ценностей окружающего мира; во фрагменте апокрифического Евангелия Евреев Иисус гневно упрекает Бога- того юношу за то, что у того дом полон добра, а «сыны Авраама» гибнут с голоду: чтобы стать совершенным, нужно все имущество раздать нищим и только после этого следовать за Иисусом (более краткий вариант этого рас- сказа приведен в Евангелии от Матфея – 19. 21). Не только отказ от Богатст- ва, но и разрыв всех прежних традиционных связей (оставить дом, братьев, сестер, родителей – как явствует из приведенного выше речения из Еванге- лия от Марка), уход от традиционного образа жизни (жить, как птицы небес- ные) – все это входило в представление о духовном очищении. Судя по еван- гельской традиции, первые ученики Иисуса так и поступали: бросив дома и семьи, ходили вместе с ним по Галилее, а затем пошли в Иерусалим (Петр, в частности, был женат; есть упоминание о его теще, которую исцелил Иисус). Очень важным для дальнейшего распространения христианства было высту- пление Иисуса против формальной обрядности, ритуальной регламентации, которая была свойственна фарисеям. В разных евангелиях настойчиво звучит протест против субботних ограничений: «...Кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы!..» (Матф. 12. 11-12); столь же резок протест против внешнего соблюдения ритуала: в отрывке из неизвестного апокрифического евангелия, найденного в Египте (первая треть II в.), рассказан эпизод встречи Иисуса с фарисеем, который упрекал его в том, что тот вошел в храм вместе с учени-
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
ками, даже не вымывши ног. В ответ Иисус «сказал ему: Ты омылся в стоя- чей воде, где собаки и свиньи лежат день и ночь, и ты омылся и натер снару- жи свою кожу, как блудницы и флейтистки душатся, моются, натираются благовониями и краской, чтобы возбудить желание, а внутри они полны скорпионов и пороков. Но Я и Мои ученики, о ком ты сказал, что они нечис- ты, Мы омылись в живой воде, нисходящей [с небес]...». Отрицательное отношение к формальным требованиям фарисеев не озна- чало при жизни Иисуса отрицания всех ритуальных норм. Так, в евангелиях можно увидеть намеки на то, что какие-то обряды и жертвоприношения со- блюдались учениками Иисуса: в Евангелии от Марка Иисус говорит, чтобы исцеленный им человек принес за очищение свое «что повелел Моисей» (1. 44). Однако затем, уже после казни Иисуса, когда его смерть стала осмыс- ляться как искупительная жертва за все человечество, его последователи, в том числе и иудео-христиане, стали отвергать любые жертвоприношения [см., например. Послание к Евреям: «Жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (10. 5); эти слова, представляющие перефразировку из Септуагинты (Пс. 39. 7-9), вложены автором послания в уста Иисуса]. Также постепенно менялось отношение первых христиан к неиудеям. С одной стороны, может создаться впечатление, что первоначальная проповедь была рассчитана только на иудеев. «Я послан только к погибшим овцам дома
Израилева», – говорит Иисус в Евангелии от Матфея, но с другой – согласно евангельской традиции, он привлекал к себе, излечивал людей и неиудейско- го происхождения – всех, кто уверовал в него: он помог римскому центурио- ну, женщине сиро-финикийского рода и т.д. Для того чтобы спастись, доста- точно было веры. В этом проявилось то преодоление партикуляризма, деле- ния на «своих» и «чужих», которое прослеживалось уже в отдельных религи- озных учениях предшествующего времени. «Открытость» христианской про- поведи с самого начала определила возможность широкого распространения нового учения. В этой открытости – одно из существенных отличий христи- анства от учения кумранитов при всем сходстве многих элементов в миро- воззрении той и другой секты. Отдельные места новозаветных сочинений звучат как прямая полемика с кумранскими правилами замкнутого существо- вания: «Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме» (Матф. 5. 14-15). Первые христиане обращали свои призывы и к мужчинам, и к женщинам в равной степени; среди учеников Иисуса, согласно традиции, были женщи- ны, сопровождавшие его из Галилеи в Иерусалим и присутствовавшие при его казни. И в дальнейшем женщины играли значительную роль в христиан- ских общинах восточных провинций, причем, по-видимому, прежде всего женщины, потерявшие общественные и семейные связи. Христиане – и это проходит через всю раннехристианскую литературу –призывали к себе ни- щих, вдов, сирот, калек, блудниц, т.е. всех отверженных по нормам общин- ной морали древних обществ. Идея христианского милосердия означала по- мощь всем страдающим, независимо от причин страдания; милосердие было
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА
3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
направлено на отдельную личность, и в этом отношении христианская благо- творительность отличалась от коллективных раздач и общественных пир- шеств Древнего мира. Милосердие – один из компонентов христианской нравственности. Со- гласно евангельской традиции Иисус учил религии бескорыстия, самопо- жертвования, прощения. Первые христиане провозглашали нормативную нравственность, включавшую любовь к врагам, воздаяние добром не только за добро, но и за зло. Возмездие целиком передавалось Богу, который сам был воплощением добра и справедливости. Нормы эти были трудно осуще- ствимы в реальной жизни (как это ясно показала вся дальнейшая история христианства), но они, с одной стороны, впитали в себя надежды и нравст- венные поиски, характерные для разных религиозных групп, а с другой – противостояли традиционным представлениям древности с делением на «своих» и «чужих», принципом возмездия на основе талиона и т. п., что при- влекало всех, кого не устраивали подобные представления. Все эти принципы и идеи, заложенные уже в проповеди Иисуса, нашли свое развитие в учении Павла из киликийского города Таре. Павел, первона- чально ортодоксальный иудей и гонитель христианства, стал затем не менее ревностным его защитником. Ко времени выступления Павла (середина I в.) основную массу христиан составляли иудеи, жившие за пределами Палести- ны (в Палестине также были небольшие группы христиан, сохранивших ста- рые названия эбионитов – «нищих» и назареев – «посвященных»). Они справляли субботу, признавали Иерусалимский храм, считая себя как бы «истинными» иудеями; число неиудеев-христиан было, по-видимому, отно- сительно невелико. Проповедь Павла открыла дорогу в христианские общины самым широ- ким слоям неиудеев. Он выступил против соблюдения Закона – всеохваты- вающей системы заповедей и запретов: абсолютная благость Божества не- сравнима с человеческими деяниями, и людям остается лишь надеяться на прощение Божье. Благодать, ниспосланная Богом, выводит человека из мира зла. Все человечество спасено добровольным страданием абсолютно невин- ного Иисуса: каждого отдельного человека спасает сам акт веры, дающий прощение через смерть Христа. Тем самым, все люди были сопричастны ви- не за зло окружающего мира, и каждый мог спастись через веру: христианст- во давало не только надежду на спасение, но и ощущение духовного очище- ния, в котором самые страшные грешники, раскаявшись, могли сравняться с праведниками. Акт веры, согласно учению Павла, был доступен всем, неза- висимо от этнического происхождения и соблюдения требований Закона:
«...нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем – Христос» (Поел. к Колоссянам 3. 11). Это положение помогло христианству завоевать души людей и способство- вало превращению его в мировую религию. Что же касается иудео-христиан, пытавшихся сочетать новые идеи с тра- диционными требованиями Закона, то они вплоть до средневековья продол- жали существовать в Палестине и Сирии; их учение, отрицавшее непорочное
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
зачатие, оказало влияние на ряд еретических учений, в том числе опосредо- ванно и на арианство, а традиция, отраженная в их священных книгах, может быть прослежена в новозаветных сочинениях, признанных церковью свя- щенными (например, в Апокалипсисе Иоанна). Но широкого распростране- ния учение этих групп не получило. Только развитие идеи универсализма, обращение к отдельному человеку вне его социальных и племенных связей привели к тому, что христианство, как и другие мировые религии, пережило породившее его древнее общество и распространилось за его географические и хронологические границы. Согласно христианской традиции и сообщению Иосифа Флавия в Иеруса- лиме остался брат Иисуса Иаков (один из наиболее почитаемых апостолов так называемых иудеохристиан). В 62 г. он был казнен (приговорен к поби- тию камнями). О палестинских христианах известно мало; они, вслед за кум- ранитами, называли себя эбионитами, т.е.нищими. Во время иудейского вос- стания против римлян в конце I в. они, согласно преданию, переселились за Иордан (по-видимому, из-за разногласий с другими группировками), хотя не исключено, что часть христиан-эбионитов вместе с эбионитами из Кумрана и другими ессейскими сектами принимали участие в восстании (об участии ес- сеев в Иудейской войне свидетельствует Иосиф Флавий). Известно, что палестинские христиане поначалу примкнули к антирим- скому восстанию, вспыхнувшему в Палестине в 132 г. Но когда вождь этого восстания Бар-Кохба провозгласил себя мессией, они отказались признать его (для иудеохристиан был только один мессия – Иисус) и отошли от вос- стания. О христианах в Палестине упоминает писатель II в. Лукиан, однако широкого распространения христианство на территории Палестины не полу- чило: слишком сильно было там влияние ортодоксального иудаизма, слиш- ком много было групп и сект, соперничавших друг с другом. Можно предположить, что часть учеников Иисуса и ученики его учеников после гибели их учителя в Иерусалиме вернулись к границам Сирии, а затем начали проповедовать в самой Сирии – Дамаске и Антиохии. Согласно хри- стианскому преданию, в Антиохии родилось и само название «христиане» (от греч. слова «Христос», т.е.»мессия»). В начале второй половины I в. хри- стиане появляются в городах Малой Азии (одно из самых ранних произведе- ний Нового завета – Апокалипсис – адресован христианам семи греческих городов Малой Азии). Оттуда же христианские проповедники отправлялись и в другие области. Довольно рано христианство, по-видимому, появилось в Египте, где было много иудеев (особенно в Александрии). На Западе христи- анство распространялось медленнее. Исключение составляла только столица империи. Среди иудеев, переселившихся в Рим или приехавших туда на вре- мя, довольно рано могли появиться и христиане: в пестрой разноязычной римской толпе им легче было проповедовать и легче было укрываться от возможных преследований. После поражения антиримского восстания в Иудее среди пленных и про- данных в рабство жителей Палестины могли оказаться и христиане, которые начали свою проповедь в тех городах и областях, куда их забросила судьба. В
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
Помпеях среди надписей в гладиаторской казарме одна сделана грекоязыч- ным иудеем; он написал «Генесис» (название библейской книги «Бытия») и прибавил – «величайшая». Некоторые ученые считают возможным толковать отдельные криптограммы и символы, найденные там же, как христианские, хотя это сомнительно. Но формировались первые христианские общины, складывались их уче- ние и организация в восточных провинциях, прежде всего в Сирии и Малой Азии. Распространение христианства в самых разных слоях населения приводи- ло к изменению и усложнению христианского вероучения. С одной стороны, образованная элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятную большинству верующих, с другой – низы населения, осо- бенно из сельских местностей, где сильны были традиционные местные ве- рования, привносили в христианство элементы языческих представлений, наивно объединяя черты своих местных божеств с образом христианского Бога. Во II–III вв. христианство распространялось не только в разных слоях на- селения империи, но и в разных провинциях. В начале II в. по-прежнему наи- большее число христиан было в Малой Азии и Сирии; на Балканском же по- луострове в этот период известны христианские общины лишь в нескольких городах (Коринфе, Филиппах, Фессалониках). Судя по рассказу Лукиана о Перегрине, примкнувшем к христианам в Палестине, там во II в. сохранялись отдельные группы христиан (точнее, иудеохристиан, в частности эбионитов), но сколько-нибудь значительной роли палестинское христианство не играло. После разгрома восстания Бар-Кохбы продолжалась эмиграция христиан из Палестины не только на запад, но и на восток. Во II в. христиане появляются в Северной Месопотамии. Характерно происхождение крупных христиан- ских деятелей и писателей II в.: Юстин был родом из Самарии, его ученик Татиан и Теофил – из Месопотамии, Афинагор, по-видимому, из Афин, Ири- ней, автор огромного сочинения против ересей, из Малой Азии; даже писа- тель Ипполит Римский, хотя и жил в Риме, происходил откуда-то из грекоя- зычных восточных провинций империи. Сравнительно рано христианство появляется в Египте. Первой третью II в. датируются папирусные фрагменты христианских сочинений, найденные в Египте; среди них фрагменты писа- ний, вошедших в Новый завет, а также отрывки из неизвестных евангелий (в одном из них используется традиция, близкая к трем первым евангелиям Но- вого завета, в другом – к Евангелию от Иоанна). На территории Египта хри- стианство распространилось прежде всего, вероятно, в Александрии, где жи- ло много грекоязычных иудеев. Среди александрийских христиан было не- мало образованных людей, и именно там была открыта специальная Бого- словская школа, которой, как уже упоминалось, во II–III вв. руководили та- кие выдающиеся христианские писатели и теологи, как Климент Александ- рийский и Ориген. В течение II в. отдельные христианские общины появляются в южных районах Египта – Ахмиме, Асьюте, Хенобоскионе, где после Второй мировой
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
войны была найдена настоящая библиотека христиан-гностиков (на коптском языке). Эта находка свидетельствует о том, что в Египте распространялась разновидность христианского вероучения, не совпадавшая с учениями мало- азийских и римских христиан. Распространение христианства в его гностиче- ском понимании среди сельских жителей Египта было связано с традициями египетских верований, оказавших влияние на гностиков, и с теми пассивны- ми формами борьбы, которые египетские крестьяне применяли против власть имущих. Такой формой борьбы был «анахоресис», уход, бегство землевла- дельцев из своих селений. Беглецы нанимались в батраки, становились бро- дягами. Римские власти активно боролись с бродяжничеством, ловили бро- дяг, наказывали их, возвращали на прежнее место. Многие беглецы вступали в тайные религиозные общины, селились в труднодоступных местах. Со II в. в Египте появляются первые монахи (слово «монах» означает «одинокий»). В уединении эти люди стремились «освободиться» от мира зла и обрести то душевное состояние, которое обеспечило бы им мистическое слияние с бо- жеством. В египетских гностических учениях многое было взято из древне- египетских религиозных представлений и из учений египетских жрецов (в частности, ряд магических формул и заклинаний христиан-гностиков был за- имствован из древних культов Египта). Египетским земледельцам была при- вычна вера в магическую силу произнесенного слова или имени. Они верили, что знание имени Бога приобщало человека к нему, а знание имени демона давало человеку власть над этим демоном. У гностиков Слово (Логос), имя, понятие отрывалось от конкретной реальности и выступало как самостоя- тельная извечная сущность. Вероятно, не все египетские земледельцы, бе- жавшие от налоговых тягот в глухие районы Верхнего Египта и вступавшие в общины гностиков, полностью осознавали сложную мистику учения послед- них, но они вкладывали в рассуждение о Логосе-Христе, о силе божественно- го Слова свои магические представления. Распространение христианства на западе империи шло значительно более медленными темпами. Исключение составляла лишь ее столица – Рим. В Ри- ме жили люди, приехавшие или привезенные туда (если это были рабы) из самых отдаленных концов империи. Там можно было встретить почитателей самых разных Богов; поэтому нет оснований сомневаться в том, что уже во времена Нерона там проживали и христиане. Мы не можем сказать, насколько многочисленны в конце I в. были рим- ские христиане. Вероятно, их было не так уж много, и все они, если судить по именам, упомянутым в посланиях Павла, были не коренными римлянами. В конце Деяний апостолов рассказывается о встрече Павла с руководителями иудейской общины Рима. В этом эпизоде иудеи, между прочим, говорят, что они ничего о Павле не слышали, знают только, что об этом учении (т.е.о хри- стианстве) спорят. Таким образом, христиане, по-видимому, были в Риме в I в. еще небольшой замкнутой группой, о которой даже многие живущие там иудеи знали мало. Во II в. число христиан в Риме заметно увеличивается. Со второй половины II в. в римских катакомбах – подземных галереях и камено- ломнях, сохранившихся с древности, появляются специальные христианские
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
кладбища; начиная с III в. христиане прорубали в катакомбах и новые гале- реи для своих захоронений. Погребение умерших занимало важное место в христианском культе: ведь христиане верили в воскресение во плоти, поэто- му они отвергали принятый среди римлян обряд трупосожжения. Они уст- раивали особые кладбища, чтобы и после смерти находиться в кругу едино- верцев. Катакомбы были также местом молений христиан, когда они еще не смели собираться открыто. Пока среди христиан преобладали рабы, вольноотпущенники, переселен- цы, их неучастие в общественной жизни было не очень заметным. Но со вто- рой половины II в. отрицательное отношение христиан к государственным должностям, а затем и к службе в армии стало определенной проблемой. Оратор Элий Аристид, выступая против христиан, обвинял их в том, что они никому не приносят пользы, не желают участвовать в общественных празд- нествах и заседать в городских советах. Цельс в своем сочинении против христиан призывает их служить в армии и выполнять гражданские обязанно- сти. Вопрос о службе в армии стоял достаточно остро для христиан на рубе- же II–III вв. В одном из христианских сочинений («Апостольская традиция»), написанном примерно в начале III в., высказывается осуждение верующим, желающим стать солдатами. В связи с тем, что христиане становятся более заметными, во II в. появля- ется и критика христианства, которая в большинстве своем, к сожалению, дошла до нас только в пересказе или цитатах христианских писателей. В произведениях Лукиана, Цельса (его сочинение подробно разобрано Ориге- ном) и Фронтона (чья речь против христиан излагается в диалоге «Октавий» христианским апологетом Минуцием Феликсом) учение христиан уже не просто называется отвратительным суеверием, а разбирается более подробно. Оно противопоставляется античной философии и образованности. Наиболее снисходительно относится к христианам Лукиан; в его отношении к ним больше презрения, чем негодования. Он пишет, что христиане почитают «ве- ликого человека, который был распят в Палестине», дальше он говорит о них: «Ведь эти несчастные уверили себя, что будут бессмертными...». Но ак- тивная проповедническая деятельность христиан, с одной стороны, и их об- щественная бездеятельность – с другой, вызывали не только презрение, но и ненависть. Страстное обличение христиан содержится у Цельса. Он противо- поставляет их веру философским учениям античности. Цельс старается пока- зать нелепость христианских догматов, а также несамостоятельность тех по- ложений их учения, которые кажутся Цельсу заслуживающими одобрения. В качестве примера первого он приводит учение о страшном суде: «Нелепо с их стороны думать, что когда Бог, как повар, разведет огонь, то все человече- ство изжарится, а они одни останутся, притом не только живые, но и давно умершие вылезут из земли во плоти, вся эта надежда червей». Пример второ- го – предписание христиан не противиться обидчику. По его поводу Цельс говорит, что это давно было сказано; таково, в частности, было убеждение Платона. В диалоге «Октавий», созданном в начале III в., но основанном на более ранних антихристианских сочинениях, отражена не столько философ-
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
ская точка зрения на христианство, сколько массовые представления о нем. Там говорится, например, что христиане почитают голову осла, убивают младенцев, предаются «отвратительной похоти». Антихристианских авторов поражает, что эти люди «питают друг к другу любовь, не будучи даже между собою знакомы...». Цецилий, от имени которого произносятся эти обвинения, призывает к полному уничтожению христиан. Вероятно, Минуций Феликс отобрал из антихристианской литературы наиболее нелепые обвинения, ко- торые легче всего было опровергнуть, но что такие обвинения действительно бытовали, подтверждает и Тертуллиан в «Апологии», когда говорит об изде- вательском изображении христианского Бога в виде человека с ослиными ушами, с копытом на одной ноге. Итак, снисходительное презрение, рацио- налистическая критика, фантастические обвинения – таков был диапазон восприятия христианства его античными противниками. Правда, не следует преувеличивать удельный вес этой антихристианской литературы. Образо- ванные люди того времени, писатели, философы выступали вообще против распространившихся суеверий, тайных религиозных обществ. Лукиан вы- смеивал различных лжепророков и проповедников (например, уже упоми- навшихся мной Александра и Перегрина) гораздо язвительнее, чем христиан. Цельс, чтобы скомпрометировать христиан, сопоставляет их со служителями Митры, людьми, верующими в явление Гекаты (божество подземного мира) или другого демона... Христиане, с его точки зрения, подобны им. Таким об- разом, христианство воспринималось лишь как одно из многих вредных суе- верий, с которым, однако, уже необходимо было бороться. Христиане отвечали своим языческим оппонентам не менее активной критикой. Они, в свою очередь, нападали на их Богов: христианские апологе- ты утверждали, что этих Богов выдумали древние поэты (так, в частности, писали Афинагор и Феофил Антиохийский). Минуций Феликс полагал, что языческие божества - это всего лишь обожествленные предки. Тертуллиан называл рассказы о Богах баснями. Острой критике подвергались со стороны христианских писателей нравы и этические нормы римского общества. Эта критика была наиболее действенной, она находила наибольший отклик в сердцах нехристианских читателей и слушателей. Очень резко выступали христиане против гладиаторских боев. «Что может быть более бесчеловеч- ным, более жестоким», – писал об этих боях Киприан. Обличали христиане и беззаконие и взяточничество. Тот же Киприан писал: «Злодеи остаются без- наказанными оттого, что скромные молчат, свидетели боятся, а те, кто дол- жен судить, подкупаются». «Позволительно сосуществовать с язычниками, – утверждал Тертуллиан, – но разделять с ними общие нравы недопустимо». Интересно отметить, что эта критика разворачивалась именно тогда, ко- гда в самом христианстве шли процессы приспособления к окружающему обществу, становления церковной организации и христианских догматов. Ес- ли в посланиях Павла одним из главных дискуссионных вопросов был вопрос об отношении к иудаизму, то во II в. гораздо более тесная связь с античным миром и античным духовным наследием поставила перед христианскими Бо- гословами проблему отношения к этому миру и этому наследию. Но хотя
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
объективно в христианстве происходили изменения, способствовавшие сближению его с этим миром, субъективно, осознавая себя как новую рели- гию, оно продолжало противопоставлять свое учение и свои нормы поведе- ния религиозно-философским учениям и общественной практике Римской империи. По-видимому, критика со стороны христиан, направленная против традиционных ценностей, без которых, казалось, не может существовать го- сударство, заслоняла от властей те уверения в лояльности, которые также звучали в сочинениях защитников христианства. Еще в 60-х годах II в. епи- скоп города Сард Мелитон утверждал, что установление Августом мира в империи было частью божественного приготовления для распространения евангелия – христианской благой вести. А Тертуллиан в своей «Апологии» писал, что христиане молятся «об императорах, об их министрах, о всех вла- стях». Но при этом многие из христиан продолжали отказываться от прине- сения жертв перед статуями императора, готовые скорее принять смерть, чем отступиться от своей веры. По словам Тертуллиана, один из римских намест- ников спросил приведенных к нему христиан, разве не хватает им веревок и пропастей, если они так стремятся умереть? Упрямое нежелание совершать сугубо формальные акты лояльности казалось ему просто жаждой смерти. Во второй половине II в. участились случаи преследования отдельных христианских проповедников и групп христиан. Сохранилось предание о му- ченичестве старого епископа Смирны Поликарпа; один из первых христиан- ских писателей – Юстин погиб в конце 60-х годов II в. Выше уже рассказы- валось о преследовании христиан в Галлии и в Северной Африке. Правда, и эти гонения не были вызваны специально антихристианскими указами импе- раторов. Они объяснялись скорее всего тем, что, как и писатели, выступав- шие с антихристианской критикой, императоры II в. еще не отделяли христи- анство от других тайных культов, которые казались им опасными; они боро- лись со всеми этими культами. Характерно, что случаи преследований были более часты в провинциях, чем в столице. Римские христиане находились под более действенным контролем столичных властей, вели себя более тер- пимо, имели влиятельных заступников. В провинциях, где порою трудно бы- ло сдержать недовольство народа, страх перед христианами (как и стремле- ние переложить на них ответственность за все неурядицы) был сильнее. Один из римских историков сообщает, что император Север (начало III в.) издал для Египта особое распоряжение (оно не носило общеимперского характера) о запрещении обращаться в христианскую и иудейскую веру. Такое распоря- жение могло быть вызвано тем, что в Египте эти вероисповедания были дос- таточно распространены и их религиозные лозунги использовались для вы- ступлений против властей; кроме того, сторонники ряда христианских сект уходили в пустыни, в горные местности, образуя изолированные общины или просто ведя отшельническую жизнь, что отрицательно сказывалось на эко- номической и общественной жизни провинции. Однако спорадические преследования не исключали проявления интереса и даже сочувствия к христианству и отдельным его сторонникам. Так, тот же Септимий Север допустил в качестве кормилицы своего сына христианку;
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 3. Эволюция раннего христианства. Антиохийская и иерусалимская общины. Становление вероучения
мать императора Александра Севера – Юлия Мамея переписывалась с Ори- геном. Рассказывали, что Александр Север в своем частном святилище рядом с изображением античных божеств поместил изображение Христа. Все это было не случайно: императоры и их окружение ощущали потребность в но- вых культах, которые сплотили бы население империи и освятили импера- торскую власть, чего не мог сделать слишком официозный, лишенный живой веры культ императора. При одном из императоров династии Северов была сделана попытка ввести в качестве такого культа поклонение «Непобедимо- му Солнцу» (этот культ затем вводили и некоторые последующие императо- ры: Аврелиан в конце III в. даже объявил культ «Непобедимого Солнца» го- сударственным), но все подобные культы, как бы далеки они ни были от тра- диционной римской религии, не выходили за рамки привычных представле- ний и не порывали полностью ни с многобожием, ни с системой духовных ценностей, выработанных античным миром. Интерес к христианству проявлялся не только при дворе римских импера- торов, но, пожалуй, даже в большей степени у правителей некоторых восточ- ных областей. К середине III в. добилась независимости от Рима Пальмира – Богатый торговый город в Сирии. Правительница Пальмиры Зинобия, хотя и не была христианкой,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|