Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Борьба церкви с гностицизмом, монтанизмом, манихейством




 

 

Патристика (лат. «отец») – традиционно – одна из Богословских дисцип- лин, имеющая своим предметом изучение творений св. Отцов Церкви и сис- тематическое изложение содержащегося в них учения. Согласно Н. И. Барсо- ву в Христианской Церкви название «отца» присваивается, еще со времен апостолов, вообще пастырям Церкви. В более специальном смысле название

«св. отцов Церкви» имеет отношение к тем церковным учителям, которые в своих творениях оставили изложение и объяснение веры христианской, при-

нятое церковью к своему руководству. Из ряда «отцов Церкви» особенно вы-

деляются «вселенские учители», имеющие наивысший личный авторитет в

Церкви как оказавшие ей особые услуги защитой, формулированием и разъ- яснением догматов веры. В Восточной Церкви такое значение обычно прида- ется св. Василию Великому, Григорию Богослову, Иоанну Златоусту и Афа- насию Александрийскому, на Западе, кроме того, – блаженному Иерониму, блаженному Августину, Амвросию Медиоланскому и Папе Григорию Вели- кому. Кроме того, Западная Церковь имеет институт Учителей Церкви. Неко- торые Богословы ограничивают существование в Церкви «отцов Церкви» из- вестным периодом времени; на Востоке – от начала Церкви до Иоанна Дама- скина, на Западе – до Григория Великого включительно (умер в 604 г.), по мнению других – до XIII в.

Ряд католических Богословов полагает, что папа во всякое время может возвести в звание Отца Церкви того, кого он признает достойным.

Церковь Восточная не имеет канонического постановления по этому

предмету, но Богословы и патрологи большей частью думают, что так как Церковь всегда одна и та же и обладает одними и теми же благодатными си- лами, то в ней во всякое время возможно явление лиц, обладающих дарова- ниями святоотеческими и могущих быть признанными в качестве «отцов Церкви», по суду самой Церкви. Нахождение в лике канонизованных святых и согласие с учением Церкви считаются настолько необходимыми для при- числения к Отцам Церкви, что даже такие великие Богословы христианского мира, как Климент Александрийский, Ориген, Евсевий Кесарийский, Тертул- лиан признаются не «отцами Церкви», а лишь церковными писателями.

Проблематика патристики во многом определила проблемное поле как православной, так и в католической теологии.

В целом содержание патристики признано в христианстве (православие и

католицизм) важнейшей составляющей Св. Предания; изучение патристики оформилось в рамках Богословия в качестве дисциплинарной патрологии.

Василий великий, святой (ок. 330-379 гг.) – архиепископ Кесарийский (с

370 г.), Отец и Учитель Церкви. Входит в число «трех святителей», в честь которых был учрежден известный христианский праздник. Во время гонений

римского императора Диоклетиана на христиан дед его со стороны матери

 

 

 
История религии. Конспект лекций -244-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

был лишен жизни, а дед со стороны отца, по свидетельству Григория Назиан- зина, вместе со всем семейством в течение семи лет скрывался в лесах Понта. Согласно И.В. Попову Василий Великий был практическим деятелем, и во- просы догматические сами по себе мало его интересовали; его учение о Св. Троице было направлено к сближению не доверяющих друг другу право- славных. Заслуга Василия Великого в истории догматов состоит в том, что им была окончательно определена троичная терминология, принятая Церко- вью. По своему воспитанию и связям Василий Великий принадлежал к той идейной партии Востока, которая, относясь с уважением к Оригену и чужда- ясь термина «Единосущный» как не содержащегося в Св. Писании, призна- вала Сына Божьего во всем и по существу подобным Богу Отцу. Староникей- ская троичная терминология (одна сущность, одна ипостась и три лица), со- храненная последователями Евстафия в Антиохии, не удовлетворяла Василия Великого. Из нее проистекал вывод: Бог один по ипостаси и троичен в лицах, или одно и то же Божественное Существо открывается то в образе Отца, то в образе Сына, то в образе Св. Духа. В своем учении о Св. Троице и в своей терминологии Василий Великий старался избежать двух крайностей: «савел- лианского» слияния лиц и «арианского» разделения их. Взаимное отношение лиц Св. Троицы Василий Великий выражает формулой: Бог один по сущест- ву и троичен по ипостасям. Термин «ипостась» Василий Великий понимает в смысле аристотелевской «отвлеченной сущности». По его определению, сущность есть родовое понятие, а ипостась – понятие, обозначающее инди- видуальную особенность.

Григорий Богослов, Григорий Назианзин (329-389 гг.) – сподвижник Ва- силия Великого, один из трех «вселенских учителей» Восточной Церкви. Значение Григория Богослова в истории догматов, согласно изложению И. В. Попова, исчерпывается тремя пунктами.

1. В учении о Троице Григорий Богослов примыкал, как и Василий Вели-

кий, к той партии, которая развилась из так называемого полуарианства, при-

нявшего термин «единосущный» и истолковавшего его в смысле «подобно- сущный». Сочинения Григория Богослова были первым обоснованием уче- ния новоникейцев.

2. Наряду с учением о Троице важное значение имела христология Григо-

рия Богослова. Выдержки из сочинений Григория Богослова в доказательство истинности православного учения о лице Иисуса Христа приводились отца- ми Эфесского и Халкидонского Соборов. По учению Григория Богослова, человеческая природа Христа состоит не только из тела и неразумной души, как утверждал Аполлинарий, но и из ума, или духа.

3. Григорий Богослов вместе с Василием Великим тщательно изучал Ори-

гена. Это отразилось на его Богословской системе, в которой есть много от- звуков оригенизма. Сюда относится своеобразная переработка оригеновского учения о вере и гнозисе, учение о том, что Бог выше сущности, учение об уме как посредствующем начале, через которое возможно было соединение бес- плотного Логоса с душой и телом человека, учение о существовании в за- гробном мире очистительного огня для грешников, некоторая неуверенность

 

 
История религии. Конспект лекций -245-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

в учении о вечности мучений. Из философских влияний на системе Григория

Богослова более всего отразился неоплатонизм.

Григорий Нисский (ок. 335 – ок. 394 гг.) – отец церкви, родился в Каппадокии. Преподавал риторику, но под влиянием двух других «каппа-

докийцев» – своего брата, св. Василия Великого, и св. Григория Назианзина – стал монахом, а позднее, вопреки своему желанию и под влиянием того же Василия, принял сан епископа Ниссы в Каппадокии. Он регулярно пропо-

ведовал в Константинополе и участвовал в работе I Константинопольского собора (381 г.). Не слишком умелый администратор, Григорий вместе с тем был талантливым проповедником и глубоким Богословом. Увлеченный не-

оплатонизмом и учением Оригена, он стремился показать красоту христиан- ской аскетики (особенно в Житии Макрины, посвященном его сестре, и в сочинении «О девстве») и обосновать догматы троичности, божественно-

сти Христа и искупления. В своем учении он следовал преимущественно за Василием Великим и Григорием Назианзином. Помимо посланий (ок. 30 г.) и многочисленных проповедей и экзегетических сочинений, к важнейшим его трудам относятся трактат «Против Евномия» в 12 книгах (ок. 381 г.)

и Большой катехизис (после 381 г.).

Иоанн Златоуст, Иоанн Хрисостом (греч. Ioannes Chrisostomos; 347-407

гг.) – христианский святой, Богослов, один из величайших Отцов Церкви. С

372 г. Иоанн Златоуст продолжил Богословское образование. Удалившись вслед за тем в пустыню, Иоанн Златоуст провел там четыре года в обществе монахов, а затем и еще два года в полном уединении. Один из его товарищей по учению, Феодор, также вступил в монашество, но потом покинул мона- стырь ради антиохийской красавицы Гермионы. Это подало Иоанну Златоус- ту повод написать второе свое сочинение – «К Феодору падшему» (373 г.). Другой товарищ Иоанна Златоуста – Василий Великий, сделавшись еписко- пом, укорял Иоанна Златоуста за его бегство от высшего священного сана. В ответ на его укоры Иоанн Златоуст написал «Слово о священстве» – одно из лучших произведений святоотеческой литературы: оно изображает идеал христианского пастыря, круг его обязанностей и требуемые от него качества. В это время многие враждовали против монастырей, которые нередко отни- мали у общества его лучших людей. По этому поводу Иоанн Златоуст напи- сал три «Слова» «В защиту монашества» (386 г.). Известно восемьсот четыре проповеди Иоанна Златоуста, хотя ряд церковных историков относит к ним более 1000 текстов.

Августин Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (354-430) – христи- анский теолог. Сорок три года жизни Августина после принятия им христи- анства считаются в Богословской традиции образцом христианского образа жизни и служения. В православии признан блаженным, а в католицизме – святым и Учителем Церкви. Августин считается идейным предтечей уставов, которым руководствуются ряд монашеских орденов Католической Церкви: орден каноников-обсервантов св. Августина (августинцы-каноники) и орден отшельников святого Августина (августинские братья, из которых вышел М.

 

 

 
История религии. Конспект лекций -246-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

Лютер и к которому принадлежал Г. Мендель), а также ряд женских монаше-

ских конгрегаций августинок.

Литературное наследие Августина весьма обширно: в своей работе «Пе-

ресмотренное заново» (427 г.), посвященной исправлению некорректностей ранних своих текстов, Августин фиксирует, что им было исправлено 97 со-

чинений, в общей сложности содержащих 232 книги; известны также 224 его письма и более 500 текстов проповедей. Философская компонента литера-

турного наследия Августина включает в себя как дохристианские, так и хри- стианские произведения: «Против академиков (скептиков)» (386 г.), «О жиз- ни блаженной» (386 г.), «О порядке» (386 г.), «Монологи» (387 г.), «О бес-

смертии души» (387 г.), «О количестве души» (388-389 гг.), «Об учителе» (388-389 гг.), «О музыке» (388-389 гг.), «Об истинной религии» (390 г.), «О пользе веры» (391 г.), «О свободной воле (О свободе выбора)» (388-395 гг.),

«Против послания Мани, именуемого Основоположным» (396 г.), «Против Фавста» (в 33 книгах, ок. 400 г.), «О духе и букве» (412 г.), «О природе и бла- годати» (415 г.) и др. Наиболее значительными произведениями Августина, оказавшими влияние не только на формирование христианского религиозно-

го канона, но и на эволюцию европейской культуры в целом, являются «Ис-

поведь» (400 г.) и «О Граде Божьем» (412-426 гг.).

Онтология Августина – это учение о Боге как «совершенном Бытии». Пе-

реосмысливая основополагающие презумпции неоплатонизма (в частности, в рамках неоплатонической концепции эманации), Августин конституирует идею изначально сотворенных Богом «потенций», в «надлежащее время» об- ретающих статус действительного бытия, т.е. «семенных логосов» как своего рода оплодотворяющих смыслов.

«Исповедь» Августина, реконструирующая его духовный путь от языче-

ства к христианству, заложила в европейской культуре основы такого жанра, как жанр духовной биографии и автобиографии, задав интенцию на изыскан- ные формы утонченной интроспекции и интеллектуального самоанализа.

Учение Августина сыграло значительную роль как в развитии христиан- ской теологии, так и в разворачивании европейской историко-философской традиции. Августин может быть оценен как один из основоположников дог- матической теологии, в частности, 15 книг его трактата «О Троице» (399-419)

представляют собой согласованное и систематическое изложение многочис- ленных текстов Св. Писания, на базе которых конституирован Никейский Символ веры.

Гностицизм (греч. gnosis – знание), религиозное течение, развивавшееся параллельно христианству. Гностицизм, в его развитых формах, представлял собой сочетание восточных и эллинистических мотивов с христианской ин-

терпретацией истории и предназначения человечества, восходящей к посланиям апостола Павла. Общим для гностических систем является рез- кий дуализм – противопоставление духа и материи. В основе гностического

мифа лежало представление, что мир пребывает во зле и это зло никоим об- разом не могло быть сотворено Богом. Отсюда следовало, что мир был со- творен либо ограниченной в своем могуществе, либо злой силой, которую

 

 
История религии. Конспект лекций -247-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

гностики именуют Демиургом. Гностический Демиург ничего общего не имеет с Демиургом (Богом-ремесленником) платоновского Тимея, кото- рый мыслится безусловно благим и творящим видимый мир в соответствии с божественным образцом. Согласно гностикам Высший Бог обитает в занебесной области, однако из сострадания к человечеству он направляет к людям своего посланца (или посланцев), чтобы научить их, как освобо- диться из-под власти Демиурга. Некоторые гностические секты отождеств- ляли Демиурга с Богом еврейской религии и, соответственно, рассматривали евреев как народ, избранный, чтобы воспрепятствовать спасительной дея- тельности посланцев Высшего Бога.

Учения различных гностических сект получили свое отражение в чрезвычайно обширном корпусе сочинений, однако большей частью эти сочинения были уничтожены как еретические. Самыми известными основа- телями гностических сект были Симон Волхв, Менандр, Сатурнин, Керинф (I в. н.э.), Василид (умер ок. 140), Валентин (середина II в.) и Маркион (II в.), у каждого из них была собственная гностическая система.

Манихейство – религия, возникшая в Вавилонии в середине III в., как од-

на из многочисленных сект, объединяемых под названием гностических. С момента своего возникновения и на протяжении всего IV в. манихейство распространилось в глубь Средней Азии (до китайского Туркестана) и утвердилось во многих культурных центрах Запада, в Риме и особенно в Карфагене. В Карфагене к секте примкнул Августин и пребывал в ней в течение десяти лет, предшествовавших его обращению в христианство. Манихейство на протяжении ряда веков сохраняло многих приверженцев на Востоке, даже при мусульманских правителях, однако оно было оконча- тельно искоренено в XIII в. в результате монгольских завоеваний. В Визан- тийской империи и на Западе манихейство как самостоятельная религия бы- ло искоренено гораздо раньше в результате жестоких гонений и сохранилось – под разными именами – лишь в виде тайных общин, которые позже оказали поддержку новым еретическим течениям, проникшим в Европу с Востока в XI и XII вв. Долгое время о манихействе мы знали только из неманихейских источников – сирийских, мусульманских и христианских (среди последних наиболее важны сочинения Августина, по- священные полемике с манихеями), но в конце XIX в. фрагменты манихей- ских сочинений были обнаружены в китайском Туркестане. Найденные ок.

1930 г. в Эль-Файюме (Египет) папирусы, содержавшие коптский перевод сочинений Мани и его первых учеников, позволили уточнить детали жизни

основателя манихейства и сущность его учения.

Мани (Манес) начал свою проповедь ок. 240 г. н.э. в Ктесифонте, столице правителей династии Сасанидов. Первоначально Шапур I, царь Персии, по-

кровительствовал его религиозной деятельности, однако позднее Мани пал жертвой зороастрийских жрецов, которые, завидуя его славе, казнили его ок.

270 г. Религия Мани была основана на идее дуализма добра и зла, которые стали причиной возникновения мира и останутся главными действующими силами в этом мире вплоть до его конца. Хотя он, как и другие пророки

 

 
История религии. Конспект лекций -248-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

и религиозные учители III в., утверждал, что использует разум для достиже- ния религиозной истины (гносиса), в действительности его учение представ- ляло собой разновидность популярной религиозной космогонии, основанной на мифе. Согласно версии этого мифа существовал извечный конфликт меж- ду князьями света (Богом и божественным посланцем света) и демонами тьмы (дьяволом, олицетворяющим материю, и его посланцами, архонтами), владения которых были первоначально отделены друг от друга, однако позд- нее смешались в результате события, которое в манихейском вероучении именуется «демоническим обольщением». Частицы божественной субстан- ции, света, были похищены демонами и использованы князем тьмы для со- творения земли с небом и всеми животными и растительными организмами и неодушевленными сущностями, наполняющими ее. Однако до Адама и его потомства дошел божественный призыв освободить частицы света, заклю- ченные в них самих, и тем самым способствовать процессу высвобождения светлой субстанции, заточенной в видимом космосе, и возвращения ее в царство света. Манихейство считает развитие природы, которое должно завершиться окончательным поглощением тьмы светом, частью духовного развития человека, цель которого заключается в освобождении себя от зла, принесенного Евой, еще одним творением дьявола. Ответ на вопрос о причинах существования зла в мире вместе с откровением, указывающим средство для победы над злом, являются важнейшими элементами учения Мани. Что касается получаемого человеком откровения о его собственной истинной природе и его роли в судьбах мироздания, то здесь Мани признает заслуги в осуществлении этого откровения таких религиозных учителей, как Будда, Зороастр и прежде всего Иисус Христос. Иисус в манихействе высту- пает в качестве вестника света, по значению в деле приближения оконча- тельной победы света его превосходит только сам Мани, последний из великих пророков. Нет сомнений в том, что Мани, в своих посланиях име- новавший себя «апостолом Иисуса», рассматривал христианство как важ- нейший источник религиозного вдохновения и видел в нем оправдание своей миссии по спасению мира.

Монтанизм – учение христианской группы, основанной фригийцем Мон-

таном. Монтанисты ставили в основу христианства Духа Святого. Ссылаясь на Священное Писание и практику апостольской церкви, они утверждали,

что христианами могут быть только люди, возрожденные свыше, получив-

шие Духа Святого. Монтанисты искали продолжение чудес апостольской церкви, проповедовали о втором пришествии Христа, отличались жизнью,

отдельной от «мира сего», граничащей с аскетизмом. Церковь, учили они,

должна держать свои двери плотно закрытыми для всякого проявления греха,

и Духу Святому отвести у себя первое место. Монтанисты признавали кре- щение только взрослых и считали греховную жизнь после принятия креще- ния непростительной. Второй брак считался беззаконием. Женщины допус- кались к церковному служению.

Первый Никейский собор (325 г. не вынес им никакого порицания. Но первый Константинопольский собор (381 г.) постановил не принимать мон-

 

 
История религии. Конспект лекций -249-


ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА

6. Патристика: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Аврелий Августин. Борьба церкви с…

 

 

танистов обратно в лоно церкви иначе, как через повторное крещение, рас- сматривая их язычниками. К числу отцов церкви, исповедовавших монта- низм, относятся Тертулиан (написавший книгу «Экстаз», которая изоблует все отступления от Писания, допущенные тогдашней государственной цер- ковью), Климентий Римский, Поликарп Смирнский, Феофил Антиохийский, Иустин Мученик и другие.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...