Формирование культа и церковной организации
Изменения в христианской идеологии во II-III вв. были тесно связаны с изменением первоначального социального состава христианских общин. Кризис рабовладельчества все более сказывался и на состоятельных слоях общества. В христианские общины в большом количестве стали вступать и Богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христи- анских общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппа- рат управления, то с середины II в. идет усложнение организации. Состоя- тельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значительное влияние; все чаще они занимали должности епи- скопов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хозяйственными де- лами общины. Постепенно в руках епископов сосредоточилось управление христианскими общинами; от прежнего демократического принципа не оста- лось и следа, возник монархический епископат. Епископы, дьяконы все больше обособлялись от массы верующих. Для обоснования их привилегиро- ванного положения постепенно выработалось учение об особой «благодати», ниспосланной Богом этим должностным лицам, дающей им исключительное право совершать религиозные обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церковная организация, разделенная на клир (духовенство) и мирян. Начал складывать- ся институт монашества. Укрепление связей между отдельными общинами способствовало процессу образования единой христианской церкви, управ- ляемой епископами. Складывавшаяся церковь все решительнее отказывалась от демократических тенденций первоначального христианства и стремилась сначала к компромиссу с языческой императорской властью, а затем и к пря- мому союзу с государственной властью, что вызывало протест значительной части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов, новати- ан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, выступали в защиту принципов первоначального христианства.
С формированием церковной организации разрабатывались и все более усложнялись культ и догматика христианства. Для выработки единого веро- учения была начата канонизация определенных христианских писаний. При включении в Новый завет тех или иных произведений церковь проявила стремление отвергать сочинения, отражавшие демократические тенденции первоначального христианства, бунтарские настроения. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут добиться не только бедные (как
ЛЕКЦИЯ 9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТ.-ВА. РАННИЙ ПЕРИОД (ДОКОНСТАНТИНОВСКИЙ) В ИСТОРИИ ХРИСТ.-ВА 7. Формирование культа и церковной организации
это часто подчеркивалось на раннем этапе развития христианства), а все ве- рующие в Христа, выполняющие церковные обряды, подчиняющиеся цер- ковной дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первоначальные общинные собрания, трапезы-вечери превращались в Богослужения. Обряды все более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древне- го мира. Таким образом, вырабатывались основные христианские таинства, праздники, Богослужение, сохранившиеся с той или иной модификацией до наших дней. Складывавшаяся христианская церковь стала представлять собой значи- тельную силу. Римские императоры, рассматривая христианскую церковь как возможную политическую соперницу, в условиях политического кризиса в III в. жестоко преследовали христиан, приравнивая к политической неблаго- надежности их отказ от жертвоприношений в честь римских Богов (гонения на христиан во 2-й половине III – начале IV вв. при императоре Деции, Вале-
риане, Диоклетиане). Однако в дальнейшем, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христианской церкви, императоры для обеспечения покорности народных масс стали опираться на христианскую организацию. Церковь использовалась в IV в. также для борьбы за импера- торский престол. Получивший поддержку христианской церкви император Константин I (правил в 306-337 гг.), оставаясь «язычником», объявил христи- анство официально дозволенной религией. В 325 г. император созвал 1-й Вселенский собор из представителей церковных верхов. На соборе был при- нят «Символ веры», был оформлен союз между императорской властью и церковью. На Вселенских соборах 325 г. и 381 г. был закреплен догмат о Троице. Император Феодосии I (379-95) издал указ о закрытии всех языче- ских храмов. Так христианство из гонимой религии превратилось в государ- ственную, освятив социальные порядки, которые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. Христианская церковь вела ожесточенную борьбу не только с язычеством, но и с ересями внутри самого христианства. Победе христианства над языческими религиями способствовали также и культовые заимствования из них. В христианской культе распространилось почитание святых, мучеников, ангелов; они явились большей частью преем- никами Богов древних религий. Особенности исторического развития западной и восточной частей Рим- ской империи привели к расхождениям между христианскими церквями За- пада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 г. Римской империи на 2 государства. Римские епископы (с V в. «папы») претендовали на главенствующее положение в христианском мире. В Восточной Римской империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Со- перничество между этими церковными организациями было источником споров по вопросам догматики и культа. Разделение христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) датируется 1054 г., но на деле являлось многовековым процессом, завершившимся в начале XIII в.
ЛЕКЦИЯ10. ХРИСТИАНСТВО КАК ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕХРИСТИАНСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
План лекции
1. Превращение христианства в государственную религию Римской Империи.
2. Вселенские Соборы. Их роль и значение в истории христианства.
3. I Вселенский Собор в Никее (325 г.), II Вселенский Собор (Констан- тинополь, 381 г.), Никео-Константинопольский Символ Веры.
4. Христологические споры. Несторий и Кирилл Александрийский. III Все-ленский Собор (Эфес, 431 г.). Обоснование догматов об искуплении и Бого-воплощении. Несторианство. Борьба римских пап за господство в Западной иВосточной церкви. Эфесский Собор 449 г. («Разбойничий»). Дифизитство имонофизитство.
5. IV Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.). Отделение несториан и монофи- зитов.
6. Падение Западной Римской Империи. Церковная политика императораЮстиниана. V Вселенский Собор (Константинополь, 553 г.). VI ВселенскийСобор (Константинополь, 680-681 гг.).
7. Церковь в Византийской империи VIII в. Иконоборчество. VII ВселенскийСобор (Никея, 787 г.). Восстановление церковного иконопочитания. ИоаннДамаскин.
8. Завершение формирования христианской догматики. Образование отдель- ных христианских церквей. Древние восточные (нехалкидонские) церкви.
9. Восточная и Западная церкви: история взаимоотношений. Возникновениеучения о «филиокве». Разделение церквей в 1054 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|