Превращение христианства в государствнную религию Римской Империи
Одним из важных событий правления Константина (306–337 гг.) был так называемый Миланский эдикт 313 г., даровавший свободу вероисповедания христианам и возвращавший им все конфискованные церкви и церковное имущество. В дальнейшем Константин оказывал христианам особое покро-
ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ 1. Превращение христианства в государствнную религию Римской Империи
вительство. Из гонимого учения христианство становилось государственной религией, из «церкви борющейся» – «церковью торжествующей». Но Константин не удовольствовался лишь дарованием христианству рав- ноправия как определенному религиозному учению. Духовенство вобождалось при нем, подобно языческим жрецам, от несе- ния государственных податей и повинностей, от всякого занятия должностей, которые могли бы отвлекать клириков от выполнения их духовных обязанно- стей (право иммунитета). Каждый человек имел право делать завещание в пользу церкви, за которой этим самым признавалось пассивное наследствен- ное право. Таким образом, одновременно с объявлением религиозной свобо- ды христианские общины стали признаваться за юридические лица, а по- следнее обстоятельство создавало для христианства совершенно новое поло- жение в юридическом отношении. Очень важные привилегии были даны епископским судам. Всякий чело- век имел право, по соглашению с противной стороной, переносить любое гражданское дело на епископский суд, хотя бы дело в гражданском суде и было уже начато. В конце правления Константина компетенция епископских судов была еще более расширена: 1) решения епископов должны были при- знаваться окончательными по делам лиц всякого возраста; 2) всякое граж- данское дело могло быть перенесено в епископский суд в любой стадии про- цесса и даже при нежелании противной стороны; 3) приговоры епископских судов должны утверждаться светскими судьями. Подобные судебные приви- легии епископов, возвышая их авторитет в глазах общества, в то же время являлись для них тяжелым ' бременем, так как создавали немало осложнений; претерпевшая сторона в силу безапелляционности епископского приговора, который не всегда мог быть и правильным, сохраняла в себе чувство раздра- жения и недовольства. К тому же привлечение епископов к исполнению светских функций вносило в их среду чрезвычайно много мирских интере- сов.
Кроме этого, церковь пользовалась Богатыми приношениями из государ- ственных средств, в виде земельных участков, денежных и хлебных выдач. Христиане не могли быть принуждаемы к участию в языческих празднествах. Под влиянием христианства были введены некоторые смягчения в наказани- ях. В добавление ко всему этому имя Константина связывается с возведением многих церквей во всех частях его огромной Империи. Базилика Св. Петра, как и Латеранская в Риме, приписываются ему. Особенно он был заинтересо- ван в Палестине, где его мать, Елена, нашла, как предполагают, истинный Крест. В Иерусалиме, на месте, где был похоронен Христос, был возведен храм Гроба Господня, на Оливковой горе Константин возвел церковь Возне- сения и в Вифлееме – церковь Рождества. Новая столица, Константинополь, и его пригороды также были украшены многочисленными церквами. Самая известная – церковь Апостолов и церковь Св. Ирины; возможно, Константин заложил фундамент Св. Софии, который был завершен его преемником Кон-
ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ 1. Превращение христианства в государствнную религию Римской Империи
станцием. Много церквей строилось во время царствования Константина в других местах – в Антиохии, Никомедии и Северной Африке. После царствования Константина образовалось три важных центра хри- стианства – ранний христианский Рим в Италии, хотя языческие симпатии и продолжали существовать некоторое время; христианский Константинополь, который очень скоро стал вторым Римом в глазах христиан востока; и, нако- нец, христианский Иерусалим. После разрушения Иерусалима Титом в 70 г. н.э. и основания на его месте римской колонии Элии Капитолины, во время царствования Адриана во II в. н. э., старый Иерусалим потерял свое значение, хотя и оставался церковью-матерью христианства (mother church of Christendom), и центром первой апостольской проповеди. Христианский Ие- русалим возродился к новой жизни во времена Константина. В политическом смысле город Цезарея, а не Элия, был столицей провинции. Церкви, постро- енные во время данного периода в этих трех центрах, стали символами три- умфа Христианской Церкви на земле. Эта Церковь скоро стала государствен- ной. Новая идея царства земного была прямо противоположной первичной христианской концепции «царства небесного» и скорого приближения конца света.
Вселенские соборы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|