Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Об искуплении и Боговоплощении. Несторианство. Борьба римских пап за господство в Западной и Восточной церкви. Эфесский Собор 449 г. («Разбойничий»). Дифизитство и монофизитство




 

 

Эфесский (Ефесский) Собор, Третий Вселенский Собор – Вселенский Со- бор Церкви; проходил в городе Эфесе (Малая Азия) в 431 г. по инициативе императора Феодосия II. На нём присутствовали около 200 епископов со всех концов христианского мира.

Поводом для созыва Третьего Вселенского Собора был конфликт между Константинопольским Патриархом Несторием, который искажал учение Церкви о воплощении Сына Божия, разделяя в Нем соединение двух естеств

и называя Его Пречистую Матерь не Богородицей, а Христо-родицей и Св.

 

 
История религии. Конспект лекций -256-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

4. Христологические споры. Несторий и Кирилл Александрийский. III Вселенский Собор (Эфес, 431 г.). Обоснование догматов об …

 

 

Кириллом Александрийским, который сначала пытался увещевать его, а по-

том написал против него свои анафематизмы.

Св. Кирилл председательствовал на Соборе, сначала, до прибытия рим-

ских легатов, будучи и представителем Римского Епископа. Несторий при-

был на Собор и как нераскаянный еретик был низложен. На Соборе было 200

отцов, большею частью восточных.

Первые шесть правил, составленных Собором, касаются вероисповедных вопросов, связанных с ересью Нестория, не имея дисциплинарного значения.

Собор кроме Нестория в своем определении осуждает «Келестиево муд-

рование». Келестий, или Целестий, проповедовал ересь Пелагия, отрицая значение первородного греха и необходимость благодати для спасения.

7-е правило говорит о том, как следует хранить неповрежденной никей-

скую веру. В изложении Аристина правило имеет такой вид: «Епископ, про-

поведующий другую веру, кроме Никейской, лишается епископства, а миря- нин изгоняется из Церкви. Тот, кто, кроме веры, составленной святыми от- цами, собравшимися в Никее, предлагает иной нечестивый символ на раз- вращение и на пагубу обращающихся к познанию истины из эллинства или иудейства или от какой бы то ни было ереси, если мирянин, должен быть предан анафеме, а если епископ или клирик, должен быть лишен епископства и служения в клире». Впоследствии канон использовался православными по- лемистами против латинского искажения Никеоцареградского символа до- бавлением в него «filioque».

Последнее, 8-е правило, Собора утверждает автокефалию Кипрской

Церкви, которая оспаривалась Антиохийской кафедрой, притязавшей на юрисдикцию над Кипром.

В канонические сборники Римской Церкви правила Ефесского Собора не

вошли. В отдельных латинских рукописях встречаются лишь отрывки из со- борных определений, иные, чем те, которые получили канонический автори- тет на Востоке.

То, что произошло в Ефесе 8 августа 449 г., в истории осталось под име- нем «разбойничьего собора». Всё прошло под знаком самого настоящего террора. Сторонник монофизитов Диоскор руководил, опираясь на ватагу фанатиков-монахов, наводнивших город. Он имел почти формальное прика-

зание Императора оправдать монаха-монофизита Евтиха и ликвидировать всякое сопротивление учению об одной природе. Под угрозой побоев, под давлением полиции, в криках и хаосе все нужные решения были приняты.

Никто почти не расслышал негодующего возгласа молодого римского диако- на: «Протестую!» Полумертвый от побоев, патриарх Флавиан все же успел написать письмо к папе; его низложили и сослали. Остальные, уступая наси-

лию, подписали. Такого позора, такого падения Церковь еще никогда не пе- реживала. Император решения этого собора скрепил государственной санк- цией и все враги Евтиха отправились в ссылки.

Несмотря на все препятствия римскому легату Иларию удалось вернуться в Рим, рассказать папе о происшедшем и передать апелляцию Флавиана. За ним вскоре прибыл туда же Евсевий Дорилейский и посланцы от Феодорита

 

 
История религии. Конспект лекций -257-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

4. Христологические споры. Несторий и Кирилл Александрийский. III Вселенский Собор (Эфес, 431 г.). Обоснование догматов об …

 

 

Кирского. Лев немедленно отправил послов в Константинополь, требуя от Феодосия пересмотра всего дела. Но Феодосий в это время скончался, его сменила его сестра Пульхерия, в Богословии державшаяся умеренной линии низложенного Флавиана. В Константинополе атмосфера сразу переменилась: разгулу фанатиков наступил конец. Пульхерия и ее муж император Маркиан поняли, что пришло время серьезно и до конца решить Богословский вопрос, ввергший Церковь в такие смуты, и тем самым утвердить, наконец, прочный мир. Вселенский Собор, назначенный было сначала в Никее, перенесен был затем в малоазийское предместье Константинополя – Халкидон, где и от- крылся в базилике святой Евфимии 8 октября 451 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...