Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отделение несториан и монофизитов




 

 

Халкидонский собор – Четвёртый Вселенский Собор, созван был импера- тором Маркианом по согласию с папой Львом I в Халкидоне (совр. Кадикой, район современного Стамбула) в 451 г., по поводу ереси Евтихия – монофи- зитства.

Заседания Халкидонского собора происходили в храме св. мученицы Ев-

фимии, пострадавшей около 304 г. Собор был открыт 8 октября 451 г. и про-

должался до 1 ноября; проведено семнадцать пленарных заседаний.

Согласно эдикту императора епископы собрались сперва в Никею, но скоро вызваны были в Халкидон, поближе к столице, где император имел

возможность присутствовать на соборных заседаниях; самими заседаниями руководили императорские чиновники: magister militum (главнокомандую-

щий) Анатолий, префект претория Востока Палладий и praefectus urbis (пре-

фект Константинополя) Татиан.

Созыв собора и контроль со стороны императора и имперской админист-

рации были вызваны стремлением обеспечить религиозное единство и, тем самым, политическую стабильность империи: продолжающееся соперниче- ство Константинопольского и Александрийского патриархатов – после того, как Константинопольский собор 381 г. уравнял кафедры Рима и Константи- нополя («Нового Рима»), сместив Александрию на третье место (3-е правило, принятое на соборе), ставило под угрозу единство империи. Мысль, что от правильной веры в единую Троицу зависят единство и прочность государст- ва, повторял в своих письмах императору и Лев I, актуальность этого тезиса подтверждалась недавними событиями в Северной Африке – сначала воору- жённой борьбой с донатистским расколом, затем – завоеванием Карфагена в

429 г. вандалами, на стороне которых оказались циркумциллионы-донатисты.

Диоскор, патриарх Александрийский, продолжая дело своего предшест-

венника Кирилла на Эфесском соборе 431 г. в борьбе с несторианством Ан-

тиохийской Богословской школы, на Эфесском соборе 449 г. решил поста-

вить окончательную точку в догматической борьбе с несторианством – в ре-

 

 

 
История религии. Конспект лекций -258-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

5. IV Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.). Отделение несториан и монофизитов

 

зультате «излишне двойственная» несторианская природа Христа была заме-

нена в решении собора «монолитной» монофизитской.

Такая формулировка расходилась с Epistola dogmatica, отправленном к архиепископу Флавиану, главе Константинопольского патриархата и собору

в 449 г. папой Львом I Великим. Сам Лев I на Соборе не присутствовал – к Риму в это время подходили войска Атиллы, но послал на собор легатов, ко- торые должны были отстаивать его формулировки, однако легаты свою зада-

чу не выполнены и решения собора были утверждены императором Феодо- сием II. Смерть Феодосия, сестра которого, Пульхерия, носившая титул Ав- густы, стала женой сенатора Маркиана и возвела его на трон, изменила об-

становку: Пульхерия была сторонницей Льва I, который, к тому же, как со- общают источники, в краткий период междуцарствия заявил, что Египетский диоцез принадлежит скорее ему, чем императору, чем настроил против себя

императорскую чету.

Председателем собора был Анатолий Константинопольский, перед вступ- лением Маркиана на престол решительно перешедший на сторону право- славных. Число всех присутствовавших на соборе отцов, если не выключать

и уполномоченных лиц пресвитерского сана, замещавших того или другого епископа, можно полагать между 600–630. Из наиболее известных были: Домн Антиохийский, низложенный Диоскором и возвращенный из заточения

Маркианом; Максим, поставленный на его место, Ювеналий Иерусалимский, Фалассий Кесариекаппадокийский, блаженный Феодорит, Евсевий Дорилей- ский, Диоскор Александрийский и другие. Папа Лев, желавший, чтобы собор

созван был в Италии, прислал все-таки своих легатов (епископов Пасхазина и Луценция и пресвитера Бонифация) на Халкидонский собор. На соборе встречаем большое стечение высших государственных сановников и сенато-

ров, принимающих участие в деяниях собора, за исключением тех случаев,

когда рассматривались дела чисто церковные, например суд над епископом.

Прежде всего, отцы собора занялись рассмотрением деяний «разбойничь-

его» собора 449 г. в Эфесе, и судом над Диоскором. Обвинителем был из- вестный Евсевий Дорилейский, представивший записку, в которой изложены были все насилия, произведенные Диоскором на «разбойничьем» соборе. По прочтении записки, отцы отняли у Диоскора право голоса, после чего он должен был стать в число подсудимых. К тому же, на Диоскора представлено было со стороны некоторых египетских епископов много обвинений в без- нравственности, жестокости и разного рода насилиях. Собор осудил Диоско- ра и низложил его, равно как осудил разбойничий собор и Евтихия. Тех епи- скопов, которые вместе с Диоскором принимали участие в разбойничьем со- боре, отцы Халкидонского собора простили, так как они принесли раскаяние и объяснили, что действовали под страхом угроз Диоскора.

Затем отцы занялись определением вероучения. Им предстояло изложить такое учение о двух естествах в лице Иисуса Христа, которое было бы чуждо

крайностей несторианства и монофизитства. Среднее между этими крайно- стями учение именно и было православным. Приняв за образец православно- го учения изложение веры Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохий-

 

 
История религии. Конспект лекций -259-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

5. IV Вселенский Собор (Халкидон, 451 г.). Отделение несториан и монофизитов

 

ского, а также послание Льва римского к Флавиану, они таким образом опре-

делили догмат об образе соединения в лице Иисуса Христа двух естеств.

Таким вероопределением осуждалось как несторианство, так и монофи-

зитство. Блаженный Феодорит, которого на соборе подозревали в несториан-

стве, особенно египетские епископы, произнес анафему на Нестория и под- писал его осуждение, поэтому собор снял с него осуждение Диоскора и вос- становил в сане, равно как снял осуждение и с Ивы, епископа эдесского. Только египетские епископы держали себя двусмысленно по отношению к вероопределению. Они хотя и подписали осуждение Евтихия, но не хотели подписать послания Льва римского к Флавиану, под тем предлогом, что, по существующему в Египте обычаю, они ничего важного не делают без соиз- воления и определения своего архиепископа, которого, за низложением Дио- скора, у них не было. Собор обязал их клятвой подписать, когда будет по- ставлен архиепископ.

Число подписавших решение было приблизительно на 150 человек мень- ше числа собравшихся на собор. Когда донесли Маркиану, что все сделано, он прибыл с Пульхерией на собор в 6-е заседание, произнес речь, в которой

выразил радость, что все сделано по общему желанию и мирно.

Отцы занялись составлением правил, которых и было составлено 30.

Главные предметы правил – церковное управление и церковное благочиние.

Важнейшее значение имело правило 28-е, устанавливавшее верховенство кафедры епископа Константинополя на Востоке.

После собора император издал строгие законы относительно монофизи-

тов. Приказано было всем принимать учение, определенное Халкидонским собором; монофизитов ссылать в заточение или изгонять; сочинения их сжи- гать, а за распространение их казнить и пр. Диоскор и Евтихий сосланы были в отдаленные провинции.

Халкидонский собором не был положен конец христологическим спорам,

однако его вероопределение на протяжении веков оставалось основой вос-

точного православия.

Разложение византийской империи уже начиналось, и сепаративные стремления, наиболее сильные на окраинах империи и имевшие себе основу в национальностях, тем не менее сообразно духу времени силились найти се-

бе выражение и оправдание в догматическом разногласии.

Непреложный авторитет Халкидонского собора был торжественно вос-

становлен на соборе, созванном патриархом Иоанном в Константинополе в

518 из 40 епископов, находившихся в столице, и игуменов столичных и окре- стных. Собор осудил всех отвергающих Халкидонский собор и, в частности, осудил Севера, патриарха антиохийского, оправдал память умерших побор- ников православия и определил внести в диптихи отцов Четырех Вселенских Соборов.

 

 
История религии. Конспект лекций -260-


ЛЕКЦИЯ 10. ХРИСТ.-ВО КАК ГОСУДАРСТВ. РЕЛИГИЯ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ. РАЗВИТИЕ ХРИСТ. МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...